Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нестандартный урок – это импровизированное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, они формируют у школьников устойчивый интерес к учению, снимают напряжение и помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на учащихся. Отличительные особенности нестандартных уроков: - связь с творческой деятельностью, - самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения проблемы. - необычные условия работы, - активное воспроизведение полученных ранее знаний. Нестандартные уроки характеризуют: - отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в его проведении; - максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке; - не развлекательность, а занимательность и у4влечение как основа эмоционального тона урока; - поддержка множественности мнений; - «скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям. В педагогической и методической литературе предлагаются различные классификации нестандартных уроков. Например, НН. Вингливскт предлагает такую классификацию: урок-конференция, урок-КВН, урок-диспут, урок-ярмарка, урок-аукцион, урок-концерт, урок-путешествие, урок-знакомство, урок-проба на роль, урок-интервью, урок-тренинг и т.п. И.В. Оцабрик в основу классификации кладет интерактивные технологии обучения. Он выделяет: - интерактивные технологии кооперативного обучения работы на уроке: сократовская беседа, работа в парах, карусель, работа малых группах (диалог, синтез мыслей, круг идей…), аквариум и др.; - интерактивные технологии коллективно-группового обучения: обсуждение проблемы в общем круге, «микрофон», «Броуновское движение», анализ ситуации и др.; - интерактивные технологии обсуждения дискуссионных вопросов: «неоконченная цепочка», «займи позицию», ток-шоу, дебаты и др. В.И. Шуляр выделяет такие методы: - литературоведческий анализ художественного текста, - сократовская беседа, - литературоведческая имитационная игра, - дискуссия, - творческая работа, - ситуативное моделирование, - тренинг-практикум и др. Американский профессор Венди Кропид предлагает приемы проведения нестандартных уроков: - прием джигсов (Класс делится на группы по 5 человек. В каждой группе выбирается ученик, который готовит материал заранее, а потом излагает его всем членам группы. После этого ученики выполняют определенные упражнения с целью контроля усвоения материала, и ведется дискуссия. В группе выбирается докладчик, который выступает перед учащимися класса);
- «три ступеньки интервью» (Ученики делятся на пары. На первой ступени один ученик опрашивает другого, на второй ступени партнеры меняются местами, на третьей – выступают перед командой); - «мозговая атака» (Ученики спонтанно отвечают на заданный вопрос, а учитель фиксирует ответы на доске. Потом все идеи обосновываются, развиваются); - «пронумерованные головы» (Учитель дает вопрос каждой команде, которая состоит из 4 человек. Ответ обсуждается в группе. Во время опроса учитель называет номер, например, 3. И все ученики под номером «3» отвечают на вопрос); - «партнеры» (Класс делится на малые группы. Половине каждой группы дается задание, которое они вместе выполняют, потом объясняют материал другой половине. Так же поступает и другая часть группы. Через определенное время все собираются вместе и обсуждают информацию). В методической литературе нестандартными считаются - уроки в форме соревнованияи игр: конкурс, турнир, Эстафета, КВН, деловая игра, ролевая игра, викторина, кроссворд и т.п.; - уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, митинг, дискуссия, телепередача, панорама, телемост, устный журнал и т.д.; - уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, ученый совет; - уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок, урок-сомнение, урок-фантазия и т.п.; - интегрированный урок, бинарный урок; - перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, концерт, инсценировка, спектакль, клуб знатоков и пр.; - трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра и т.п. Нестандартными являются приемы: «аквариум», «круг идей», «микрофон», «ученый совет», «найди ошибку», «интересный вопрос», «запретный вопрос», «конкурс сказочников», «дерево мудрости», «почта», «почемучка», «ключевое слово», «напишите письмо», «радуга» и др.
Выделяют три периода подготовки и проведения нестандартных уроков. Первый период – подготовительный. в нем активное участие принимают не только учитель, но и учащиеся (они делятся на группы, команды, получают задания, готовят материалы и т.п.) Второй период – собственно урок, который имеет три тапа: 1) постановка проблемы, нахождение путей ее решения, мотивация деятельности; 2) сообщение нового материала в «нестандартных» формах организации мыслительной активности учащихся; 3) формирование умений и навыков школьников. Третий период урока - его анализ, где оцениваются не только итоги обучения, развития и воспитания, но и характер общения учащихся. Ценность методики заключается в том, что нестандартные уроки - делают занятия более запоминающимися, эмоциональными; - способствую глубокому усвоению материала; - благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей; - развивают логическое мышление, любознательность, интерес к предмету; - организуют связь урока литературы с другими видами искусства. Учителю, планирующему проведение нестандартного урока, следует помнить, что - слишком частое обращение к нестандартным формам урока нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к процессу учения, - нестандартному уроку должна предшествовать тщательная подготовка, - при выборе формы нетрадиционных уроков необходимо учитывать уровень подготовленности и специальные особенности класса и каждого ученика в отдельности, - целесообразно использовать нестандартные уроки как итоговые при обобщении и закреплении знания, умений и навыков учащихся Например, в старших классах учащиеся с удовольствием принимают участие в дискуссии на уроке литературы. Поскольку дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свою точку зрения, то основные цели ее: - выяснение разных точек зрения на тот или иной аспект изучаемого произведения (что способствует формированию читательских компетенций), - воспитание у учащихся коммуникативных компетенций. Дискуссия позволяет организовать живое общение, вовлечь большинство учащихся в обсуждение проблемного вопроса, она предполагает напряжение мысли, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждений, способствует формированию личности школьника.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.006 с.) |