Методические указания по лекционным занятиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по лекционным занятиям



Содержание

 

1 Методические указания по лекционным занятиям.. 4

2 Методические указания к практическим занятиям.. 5

3 Методические указания по самостоятельной работе. 8

4 Методические указания по тестированию.. 9

5 Методические указания по подготовке к опросу. 10

6 Методические указания по подготовке к коллоквиуму. 10

7 Методические рекомендации по решению задач и заданий. 11

8 Методические рекомендации по написанию эссе. 12

9 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ. 13

10 Методические рекомендации по выполнению практико-ориентированных заданий по составлению документов. 24

11 Методические указания для подготовки к зачету. 24

 

.


Введение в курс «Семейное право».

Семья как социально-правовой институт. Функции семьи. Понятие семейного права. Взаимодействие семейного права с иными отраслями. Принципы семейного права. Презумпция, фикция, фиктивность в семейном праве.

Семейное законодательство и история развития семейного права.

Семейное право Древней Руси. Семейное право России периода Империи. Советский период в развитии семейного права. Семейное право переходного периода. Понятие и виды источников семейного законодательства.

Семейные правоотношения.

Понятие, характерные черты и классификация семейных правоотношений. Структура семейных правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения семейных правоотношений. Понятие семейно правоспособности и дееспособности субъектов семейного права. Классификация семейной дееспособности несовершеннолетних. Ответственность в семейном праве. Сроки в семейном праве. Исковая давность. Осуществление и защита семейных прав. Представительство в семейном праве.

Брак как институт семейного права.

Понятие и признаки брака. Правовая природа брака. Условия и порядок заключения брака. Медицинское освидетельствование лиц, желающих вступить в брак. Расторжение брака. Особенности расторжения брака в судебном порядке Основания, порядок и правовые последствия признания брака недействительным.

Личные неимущественные и имущественные правоотношения супругов.

Понятие, виды и характерные особенности личных неимущественных прав и обязанностей супругов. Имущественные отношения супругов. Законный режим имущества супругов. Раздел общего имущества супругов. Ответственность супругов по обязательствам. Договорный режим имущества супругов.

Родительские правоотношения.

Установление происхождения детей. Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности. Споры о воспитании детей. Права несовершеннолетних родителей. Права родителей, проживающих отдельно от ребенка. Права несовершеннолетних по Конвенции ООН о правах ребенка и их закрепление в российском семейном законодательстве. Понятие, форма и содержание соглашения об определение места жительства ребенка при расторжении брака. Стереотип судебных решений по спорам, связанных с определением места жительства ребенка при расторжении брака. Исполнение решений суда, связанных с воспитанием ребенка

7 Лишение и ограничение родительских прав.           

Понятие и основные черты лишения родительских прав. Порядок и правовые последствия лишения родительских прав. Ограничение в родительских правах. Отобрание ребенка. Восстановление в родительских правах.

Алиментные обязательства.

История развития института алиментных обязательств. Алиментные обязательства: общая характеристика. Основные (первоочередные) алиментные обязательства. Алиментные обязательства второй очереди. Уплата алиментов в добровольном порядке. Правовая природа алиментного соглашения. Проблемные вопросы правового регулирования и правоприменительной практики в сфере взыскания алиментов. Судебный порядок взыскания алиментов. Особенности взыскания алиментов по законодательству зарубежных стран. Гарантии уплаты алиментов. Прекращение алиментной обязанности.

Пример решения контрольной работы

 

Содержание

 

1 Понятие и значение брачного договора. Содержание брачного договора……………….….3

2 Правовое регулирование усыновление при наличии иностранного элемента…………….10

3 Задача № 2………………………………………………......…………………………..………..19

Список использованных источников.......................………………….....................................…25

 

 

Понятие и значение брачного договора. Содержание брачного договора

                     

Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и(или) в случае его расторжения.

Основная цель брачного договора - определение правового режима имущества супругов или лиц, вступающих в брак, включая возможность изменения законного режима и иных имущественных взаимоотношений.

Предмет брачного договора - это совокупность имущественных прав и обязанностей супругов, подпадающих под законный режим общего имущества супругов, а также любых иных имущественных прав и обязанностей супругов, которые принадлежат или будут принадлежать супругам в силу норм гражданского законодательства

В юридической науке высказана точка зрения, согласно которой существенным условием брачного договора является изменение «правового режима имущества супругов по сравнению с установленным законом режимом общности приобретений»[1].

В СК РФ говорится о лицах, «вступающих в брак». Таким образом, заключить брачный договор имеют право не только супруги, но и лица, которые только собираются зарегистрировать брак, то есть подавшие заявление о заключении брака в ЗАГС.

Договор должен быть заключен в письменной форме и удостоверен нотариусом. Брачный договор удостоверяет как государственный нотариус, так и нотариус, занимающийся частной практикой. За удостоверение брачного договора нотариусом лица, заключающие договор, обязаны заплатить государственную пошлину - 500 руб. (подп. 10 п. 1 ст. 333.24 НК РФ). Государственная пошлина уплачивается лицами, вступающими в брак, или супругами в равных долях (п. 2 ст. 333.18 НК РФ) до обращения к нотариусу (подп. 3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Брачным договором супруги вправе определить:

1 Режим имущества супругов. Супруги вправе установить, что их имущество является совместной собственностью, долевой или раздельной. Любое из этих решений может быть принято в отношении всего имущества либо его отдельных видов, как в отношении уже имеющихся вещей, так и тех, что появятся в будущем. СК РФ предусмотрена также возможность изменения брачным договором правового режима имущества, принадлежащего каждому из супругов (в том числе, очевидно, добрачного имущества; имущества, приобретенного каждым из супругов в результате принятия в дар или перешедшего ему по наследству).

 Следует помнить, что в отношении имущества, не названного в брачном договоре, будет сохраняться его законный правовой режим - режим общей совместной собственности.

А.В. Слепакова, анализируя положения СК РФ, приходит к выводу, «что законодатель разрешил мужу и жене вносить изменения в законный режим: предусмотреть права и обязанности по управлению и распоряжению совместным имуществом, отличные от закрепленных в ст. 35 СК РФ, - предоставить одному из них право совершать некоторые сделки без согласия другого или, наоборот, закрепить необходимость получения письменного согласия для безвозмездных отчуждений и т.д.»[2]. Схожие, но более осторожные мнения о возможности изменения установленного СК РФ содержания правового режима общей совместной собственности высказаны М.В. Антокольской. Она считает возможным предусмотреть в договоре, что все сделки свыше определенной суммы будут совершаться каждым из супругов только с письменного согласия другого[3]. Ее позицию в целом поддерживает О.Н. Низамиева[4]. Более того, в п. 5.6 Информационного письма Московской областной регистрационной палаты от 1 ноября 2002 г. № РП-ИСХ1769 «О порядке применения ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации при проведении государственной регистрации» регистрационным органам указано на то, что в заключенном между супругами брачном договоре может быть предусмотрена возможность отчуждения недвижимого имущества без согласия другого супруга[5].

 2 Свои права и обязанности по взаимному содержанию друг друга, как в период брака, так и в случае его расторжения[6].  При этом супруги вправе отступить от законного порядка алиментирования, поскольку речь идет о предоставлении содержания, а не об алиментах, которые являются его разновидностью. То есть супруги вправе устанавливать права и обязанности по взаимному содержанию друг друга вне зависимости от таких категорий, как нуждаемость, нетрудоспособность, уход за общим несовершеннолетним ребенком и т.д.

3 Способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов.

 Под доходами понимаются поступления, полученные в результате физического и интеллектуального труда, денежные поступления от вещей, обусловленные их участием в гражданском обороте. В более широком смысле под доходами понимаются не только денежные, но и натуральные поступления от имущества, а именно плоды (урожай с приусадебного участка, приплод домашних животных и т.п). В качестве примера участия в доходах друг друга можно привести следующее условие: «проценты по вкладу, принадлежащему одному из супругов, являются собственностью второго либо 1/5 от зарплаты мужа является личной собственностью жены».

Супруги вправе определить и порядок несения каждым из них семейных расходов. Это могут быть как обычные повседневные семейные расходы (на питание, одежду, приобретение медикаментов, транспортные расходы, оплата жилья и коммунальных услуг и т.п.), так и расходы, связанные с обучением и содержанием детей, улучшением общего имущества или имущества каждого из супругов, расходы на организацию отдыха.

4 Имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака.

При этом следует отличать брачный договор от соглашения о разделе имущества, поскольку:

- субъектами брачного договора являются лица, вступающие в брак, и супруги, а субъектами соглашения о разделе имущества – супруги и бывшие супруги;

 - имеет место разнонаправленность: при заключении соглашения о разделе имущества бракоразводная ситуация уже существует, а в брачном договоре говорится об этом в будущем времени;

 - различны требования законодателя к форме соглашений;

 - предметом соглашения о разделе имущества только существующее имущество, а предметом брачного договора может быть и имущество, которое возможно будет приобретено в будущем.

5 Другие положения, касающиеся имущественных отношений супругов. К таким положениям можно отнести, например, условие о предоставлении членам семьи в пользование жилой площади, принадлежащей на праве собственности одному супругу, обязательство по оказанию материальной помощи родителям другого супруга и др.

Однако свобода брачного договора не безгранична.

Семейным законодательством РФ запрещено включать в содержание брачного договора следующие условия:

1) ограничивающие правоспособность или дееспособность супругов (будущих супругов). Так, ничтожными будут следующие положения брачного договора:

- запрет на трудовую деятельность («обязуюсь оставить работу и всецело посвятить себя служению семье»);

 - запрет на проживание отдельно от супруга;

 - запрет на заключение гражданско-правовых сделок (например, договоры дарения) и т.д;

2) об отказе на право обращения в суд за защитой своих нарушенных прав. Такое ограничение логически вытекает из общего правила процессуального законодательства, закрепленного в ст. 3 ГПК РФ, согласно которому отказ от права на обращение в суд ничтожен. Так, ничтожным согласно п. 2 ст. 44 СК РФ будет положение брачного договора, обязывающее одного из супругов не обращаться в суд с заявлением о взыскании алиментов на том основании, что по брачному договору в его собственность перешла квартира другого супруга;

3) регулирующие личные неимущественные отношения между супругами. Нельзя обязать любить, уважать, хранить верность, поскольку они не могут быть исполнены принудительно. Кроме того, в данном случае будут нарушены права на неприкосновенность частной жизни и личную тайну. В практике встречаются брачные договоры, в содержание которых включены обязательства супругов хранить друг другу супружескую верность, отказаться от каких-либо вредных привычек, повысить свой общеобразовательный и культурный уровень, не допускать совершения противоправных или просто неуважительных поступков по отношению друг к другу и т.п. Подобные условия не могут быть включены в брачный договор. Несмотря на то, что супруги имеют право установить в брачном договоре обязанность одного из супругов передать то или иное имущество, они не вправе увязывать возникновение таких обязанностей с примерным поведением супругов в браке. Включение такого условия в договор, на наш взгляд, должно расцениваться как попытка урегулировать неимущественные отношения. 

Таким образом, личные взаимоотношения супругов, хотя бы и соответствующие общепринятым нормам морали и нравственности, предметом брачного договора быть не могут;

4) регулирующие права и обязанности супругов в отношении детей. Во-первых, субъектами договора являются лица, обладающие статусом супругов, а не родителей. Во-вторых, недопустимо приравнивать ребенка к вещи[7]. Дети являются самостоятельными субъектами семейных отношений, поэтому все вопросы, касающиеся их прав, должны решаться с учетом их мнения (ст. 57 СК РФ) и только в их интересах, которые определяются в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела и именно на момент рассмотрения вопроса;

5) ограничивающие право нетрудоспособного, нуждающегося супруга на получение содержания. Согласно ст. 89 СК РФ супруги обязаны материально поддерживать друг друга. В случае отказа от такой поддержки и отсутствия между супругами соглашения об уплате алиментов, нетрудоспособный нуждающийся супруг имеет право требовать предоставления алиментов от другого супруга в судебном порядке. Алиментные обязательства могут быть предметом соглашения между супругами, но в брачном договоре нельзя установить размер алиментов ниже гарантированного по закону;

6) которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение. Термин «крайне неблагоприятное положение» - оценочное понятие, не раскрытое законодателем. Данное положение включено законодателем для защиты прав и законных интересов супруга, который под воздействием личных мотивов, чувства привязанности, личной зависимости, чрезмерного доверия другой стороне - подпишет договор, который в дальнейшем приведет к существенному нарушению его прав. Судебная практика признает крайне неблагоприятным положением условия брачного договора, согласно которому «один из супругов полностью лишается права собственности на имущество, нажитое супругами в период брака»[8].

При включении данного условия брачный договор будет иметь некоторое сходство с кабальной сделкой. Разница состоит в том, что согласно ст. 179 ГК РФ для признания сделки кабальной потерпевшему необходимо будет доказать невыгодность условий сделки, стечение тяжелых обстоятельств и умысел контрагента, воспользовавшегося сложившимися обстоятельствами, в то время как для признания ничтожными положений брачного договора, ставящих одного из супругов в крайне неблагоприятное положение, достаточно самого факта такого «поставления»[9];

7) противоречащие основным началам семейного законодательства. Недопустимость противоречий брачного договора общим началам семейного законодательства открывает широкий простор для судебного усмотрения. Основными началами семейного законодательства, которые могут быть учтены в данном случае, указаны ст. 1 СК РФ;

8) содержащие элементы завещания[10], то есть устанавливающие возможность распорядиться имуществом на случай смерти кого-либо из супругов. Завещание является односторонней сделкой, носящей исключительно личный характер; на составление завещания не требуется согласие других лиц, и тем более недопустимо взаимное согласование условий завещания двумя и более лицами. К тому же отношения, складывающиеся при включении данного условия, являются предметом наследственного, а не семейного права.

 

Решение

 

Суда Дзержинского района г. Оренбурга                  2 октября 2004 г

 

10 августа 2004 гДзержинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Дружиной Н.Г., при секретаре Гавриловой С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-501 по заявлению Сотниковой о разделе имущества 

Установил:

 

Поскольку мнению истца и ответчика не совпадают относительно стоимости загородного дома и машины, то по требованию ответчика была произведена их оценка в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" В ходе которого установлена стоимость дома 1 200 000 рублей и машины 170000 рублей.

Тот факт, что, что большую часть работы по строительству дома Сотников осуществлял собственными руками юридического значения не имеет.

Оснований для уменьшения или увеличения доли Сотникова нет.

Оснований для уменьшения или увеличения доли жены Сотниковой нет, поскольку хотя с ней и остаются проживать ее дочери, причем одна из которых совершеннолетняя, им выделены доли в доме.Не подлежат разделу серебряные и золотые украшения, купленные дочерям, поскольку вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей. В ходе судебного заседания исходя из показаний свидетелей установлено, что компьютером и видеотехникой пользуется вся семья, в связи с чем данное имущество признается общей совместной собственностью

На основании изложенного и ст. 21, 38, 39 СК РФ

Решил

Выделить долю Сотникова в размере 50 % в доме, машине, компьютере и видеотехнике

Выделить долю жены Сотникова в размере 50 % в доме, машине, компьютере и видеотехнике

 

Содержание

 

1 Методические указания по лекционным занятиям.. 4

2 Методические указания к практическим занятиям.. 5

3 Методические указания по самостоятельной работе. 8

4 Методические указания по тестированию.. 9

5 Методические указания по подготовке к опросу. 10

6 Методические указания по подготовке к коллоквиуму. 10

7 Методические рекомендации по решению задач и заданий. 11

8 Методические рекомендации по написанию эссе. 12

9 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ. 13

10 Методические рекомендации по выполнению практико-ориентированных заданий по составлению документов. 24

11 Методические указания для подготовки к зачету. 24

 

.


Методические указания по лекционным занятиям

 

Лекция – монологический способ изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога со студентами. Она вовлекает обучающихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное учебное занятие. В обучающем аспекте преимущество лекции проявляется в возможности обеспечить законченность восприятия – усвоения студентами объемного учебного материала в его взаимосвязи

Значение лекционной формы занятий в процессе изучения дисциплины обусловлено рядом причин:

- новый учебный материал по конкретной теме еще не нашел отражение в существующих учебниках

- ряд нормативных актов устарела;

- приводится анализ судебной практики, который не всегда имеется в учебниках

Лекция является важнейшей формой организации учебного процесса, которая:

- знакомит с новым учебным материалом,

-разъясняет учебные элементы, трудные для понимания,

- систематизирует учебный материал,

- ориентирует в учебном процессе.

Эффективные, сосредоточенные на обучаемом субъекте, лекционные занятия по дисциплине «Семейное право» выделя­ются такими характеристиками:

 «1 Изучение семейного права должно начинаться с глубокого анализа истории правового регулирования семейных отношений в России. Обучающиеся должны быть ознакомлены с правовыми актами разных исторических периодов, им рассказывается эволюция различных семейно-правовых понятий и категорий.

2 Изучение семейного права невозможно без постоянного обращения к основным положениям гражданского права. Так, рассмотрение понятия и порядка заключения брака должно сопровождаться анализом общегражданских положений о правосубъектности; изучение брачного договора или алиментного соглашения должно сопровождаться анализом этих институтов с позиций общегражданской теории договора; рассмотрение вопросов о защите семейных прав и интересов должно сопровождаться рассмотрением общегражданской теории осуществления и защиты гражданских прав. Все это позволяет сформировать у обучающихся отношение к семейному праву как к комплексной частноправовой отрасли права.

3 На лекционном занятие делается разбор научной составляющей семейного права, а именно поднимаются проблемные вопросы, такие, как: 1) отсутствие единого мнения относительно места семейного права в системе права Российской Федерации; 2) отсутствие нормативного закрепления достаточно распространенных в обществе явлений (в частности, фактического сожительства, однополых отношений, смены пола); 3) отсутствие норм права, раскрывающих те положения, которые СК РФ закрепляет лишь схематично (например, суррогатное материнство); 4) наличие многочисленных проблем и пробелов в правовом регулировании семейных отношений. Например, не закреплен (за исключением п.4. ст. 30 СК РФ) институт компенсации морального вреда; не разработан в полной мере механизм взыскания алиментов на детей с других родственников; отсутствуют нормы, закрепляющие право на алименты у отца, осуществляющего уход за ребенком в течение трех лет после его рождения, и т.д.

5 Лекционное занятие по дисциплине «Семейное право» ориентирует обучающихся и на приобретение обучающимися практических умений и навыков составление проектов брачных контрактов, алиментных соглашений, соглашений о разделе супружеского имущества, соглашений об определении судьбы детей после расторжения брака должно стать неотъемлемой частью практических занятий.

Обучающиймся при подготовке к лекционному занятию необходимо::

− узнать тему лекции (по тематическому плану, по информации лектора),

− прочитать учебный материал по учебнику и учебным пособиям,

− выписать основные термины,

− записать вопросы, которые Вы зададите лектору на лекции.

В ходе лекционных занятий следует:

− вести конспектирование учебного материала;

− обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие

− содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве.

− в случае возникновения у студента по ходу лекции вопросов, их следует записать и задать в конце лекции в специально отведенное для этого время.

Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.073 с.)