Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

(ФГБОУ ВО ПГУПС)

Калужский филиал ПГУПС

ИСТОРИЯ

 

Методические указания и контрольные задания для

студентов –заочников образовательных учреждений

среднего профессионального образования

по всем специальностям.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   
  Методические указания составлены на основе Федерального государственного стандарта (далее ФГОС) для всех специальностей среднего профессионального образования (далее СПО). Учебная дисциплина «История» является дисциплиной общего гуманитарного и социально-экономического цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы. Дисциплина «История» в учреждениях СПО изучается как базовая учебная дисциплина и ориентирована на формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти ХХ – ХХI вв.
      Учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом. Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории XX-XXI в.в. В ходе изучения дисциплины «История» студенты должны достичь следующих результатов:
Знать/понимать:
- основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI в.в.;
- сущность и причины локальных, региональных межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и                                                                          экономического развития ведущих регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
Согласно учебному плану студенты заочного отделения МКЖТ ПГУПСа, обучающиеся на базе среднего (полного) общего образования, проходят аттестацию по дисциплине «История» в форме дифференцированного зачета.
   Учебным планом МКЖТ ПГУПСа для студентов заочного отделения предусмотрено выполнение домашней контрольной работы, задания на которую приведены в настоящей брошюре.
  Для более полного усвоения и закрепления полученных в процессе обучения знаний, со студентами проводятся практические занятия, перечень которых определяется учебным планом образовательного учреждения, а примерный перечень приводится в конце данной брошюры.
При подготовке к дифференцированному зачету студентам рекомендуется ответить на вопросы для самопроверки, приведенные в настоящей брошюре.
Методические указания могут использоваться другими учебными заведениями железнодорожного транспорта, реализующими программы СПО.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.

Тема 1.2. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг.

Содержание учебного материала     
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг.
Отражения событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР.

ЗАДАНИЕ НА КОТНТРЛЬНУЮ РАБОТУ

ВАРИАНТ

ДВЕ ПОСЛЕДНИЕ ЦИФРЫ ШРИФТА

1 00 11 52 69 80
2 01 12 53 70 81
3 02 13 54 71 82
4 03 14 55 72 83
5 04 15 56 73 84
6 05 16 57 74 85
7 06 17 58 75 86
8 07 18 59 76 87
9 08 19 40 77 88
10 09 20 41 78 89
11 10 21 42 79 90
12 22 31 43 60 91
13 23 32 44 61 92
14 24 33 45 62 93
15 25 34 46 63 94
16 26 35 47 64 95
17 27 36 48 65 96
18 28 37 49 66 97
19 29 38 50 67 98
20 30 39 51 68 99

Задание на контрольную работу составлено в 20 вариантах. Номер варианта определяется двумя последними цифрами шифра студентов по таблице 1.
                                                                                                                                               

Вариант 1

Вопрос 1. Понятие новейшая история. Характеристика основных периодов новейшей истории.
Вопрос 2.  Характеристика основных направлений внешней политики СССР в 80-е годы XX века.

Вариант 2

Вопрос 1. «Массовая культура». Условия, причины и особенности ее распространения.
Вопрос 2. Роль и влияние Англии, Франции, Германии, США на развитие Европы после Второй мировой войны.

 

 

Вариант 3

Вопрос 1. Факторы, повлиявшие на развитие стран в ХХ - начало XXI в Приоритетные Программы национального развития РФ: проблемы и перспективы реализации.
Вопрос 2. Сравнение этапов развития России в новейшее время.

Вариант 4

Вопрос 1. Понятие глобализация и формы ее проявления в современном мире.
Вопрос 2. Декларация по правам ребенка. Декларация по правам человека. Декларации ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ и др.

Вариант 5

Вопрос 1. Экономическое развитие ведущих стран Запада в середине ХХ века. Научно-техническая революция, ее результаты.
Вопрос 2. Президент В.В Путин. Укрепление государственности. Обеспечение гражданского согласия.

Вариант 6

Вопрос 1. Система организаций ООН. Основные направления деятельности ООН.
Вопрос 2. Основные тенденции развития советской экономики. в 80-е годы. Аграрная политика.

Вариант 7

Вопрос 1. Особенности современной стратегии ведущих стран Запада.
Вопрос 2. Выявление роли и значения РФ в развитии Мирового сообщества.

Вариант 8

Вопрос 1. Проблемы экономического развития ведущих стран мира в условиях глобализации.
Вопрос 2. Художественное творчество в РФ. Общественно-философская мысль. Живопись, архитектура, музыка, кино современного Запада. Поп культура и ее влияние на общество. Роль СМИ в формировании современного общества. Религия, ее роль и значение в современном обществе.

 

Вариант 9

Вопрос 1. Изменения в Восточной Европе в 80-90хгг ХХ в. и их влияние на Европейское Сообщество.
Вопрос 2. Экономическая политика РФ в 2000-2012 гг.

Вариант 10

Вопрос 1. Проблемы включения российского образования в условия рыночных отношений. Обзор международного опыта реформирования сферы образования с 1992г
Вопрос 2. Опыт модернизации в Европе и СССР ХХ веке: задачи, пути, результаты.

Вариант 11

Вопрос 1. Кризисные явления в развитии международных отношений СССР в конце 50 - 70-х гг.
Вопрос 2. Культура Советского Союза в 80-90-е годы ХХ века. Общие условия развития культуры в суверенной России. Образование и наука. Проблемы духовного развития российского общества в ХХ- XXI вв.

Вариант 12

Вопрос 1. Изучение экономики в 70- начале 80х гг. в Советском Союзе. Трудности в развитии советской экономики. Планы и их преодоления.
Вопрос 2. Президент Д.А. Медведев - продолжение политики, направленной на укрепление и стабилизацию государства и общества.

Вариант 13

Вопрос 1. Политическая система в 70 - начале 80-х гг. в СССР. Принятие новой советской Конституции 1977 года.
Вопрос 2. Эволюция социальной структуры западного общества в ХХ и начале ХХI века.

Вариант 14

Вопрос 1. Экономические реформы в современной России. Антикризисные меры и рыночные преобразования.
Вопрос 2. Особенности общественного сознания, вопросов государства и церкви, методов, форм, результатов борьбы с терроризмом в 2000 - 2012 гг.

 

Вариант 15

Вопрос 1. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического развития.
Вопрос 2. Развитие суверенной России. Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие новой Конституции, ее историческое значение.

Вариант 16

Вопрос 1. Новые индустриальные страны как модель «догоняющего развития» (страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии) в 70 - 80 гг.

Вопрос 2. Основные направления во внешней политике

России в начале XXI века. Глобальные программы НАТО и политические ориентиры. РФ.

 

Вариант 17

Вопрос 1. Россия на постсоветском пространстве догово-

ры с Украиной, Белоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.

Вопрос 2. Перспективные направления и основные про-

блемы развития РФ на современном этапе.

 

Вариант 18

Вопрос 1. Проблема национализма и формирование патриотизма на территории постсоветского пространства.

Вопрос 2. Формирование системы Европейских Сообществ.

Сотрудничество России с международными организациями: направление, содержание, проблемы и перспективы.

 

Вариант 19

Вопрос 1. Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России.

Вопрос 2. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР.

Вариант 20.

Вопрос 1. Изменения в территориальном устройстве Российской Федерации.

Вопрос 2. Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ

1. Периодизация.истории международных отношений новейшей истории. Ключевые события периодов.

2. Кризис двоевластия 1992 - 1993.

3. Выдающиеся представители культуры послевоенного периода СССР.

4. международные организации послевоенного периода (цели, задачи, состав, программные документы) 1945 - 1991.

5. Культура в послевоенный период: достижения, основные тенденции; направления. СССР и мир.

6. Философские и художественные положения экзистенциализма и постмодернизма.

7. массовая культура: достоинства и недостатки.

8. Развитие кинематографа: соотношение европейских и российских достижений.

9. Опыт модернизации в Европе и СССР 20 веке: задачи, пути, результаты.

10. Россия после перестройки. Кризис двоевластия 1992-1993.

11. Страны центральной и Восточной Европы в поисках своего пути.

12. Перестройка (1985-1991) как главная причина развала СССР. Споры о причинах крана СССР. Историческая роль М. С. Горбачева.

13. Патриотизм и национализм в советском и постсоветском измерении в 90-е гг.

14. Развитие национализма и патриотизма в современной России.

15. СНГ как постсоветское пространство: войны и конфликты.

16. СНГ как постсоветское пространство: этапы сотрудничества.

17. Проблема интеграции РФ в международное пространство: ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОЭСР.

18. Профессии на ж/д для российской экономики: проблемы, перспективы востребованности.

19. Принципы и направления внешней политики РФ в постсоветское время.

20. Реформа территориального и национального устройства РФ: проблемы и перспективы.

21. Реформа территориального и национального устройства РФ: проблемы и перспективы.

22. Северный.Кавказ: проблемы формирования гражданского мира и искоренение терроризма 1993 -2012.

23. Проблемы включения российского образования в условия рыночных отношений. Обзор международного опыта реформирования сферы образования с 1992 г.

24. Глобализация как мировой процесс и ее последствия.

25. Молодежные экстремистские движения. Идеи поликультурности и их влияние на появление молодежных экстремистских движении.

26. Приоритетные Программы национального развития РФ: проблемы и перспективы реализации.

27. Проблемы экономического развития ведущих стран мира в условиях глобализации.

28. Экономическое развитие ведущих стран Запада в середине ХХ века.

29. Научно-техническая революция, ее результаты.

30. Политическая система в 70- начале 80хгг. в СССР. Принятие новой советской Конституции 1977 года.

 

Перечень рекомендуемых у чебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основная литература

Учебные пособия:

1. Пленков, О. Ю. Новейшая история: учебник для СПО / О. Ю. Пленков. - М.: Издательство Юрайт, 2017

https://biblio-online.ru/book/67F5BE1C-7181-4E2A-B229-0CC75363E50F

2. История России XX - начала XXI века: учебник для СПО / Д. О. Чураков [и др.]; под ред. Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. - М.: Издательство Юрайт, 2017

https://biblio-online.ru/book/62A2CA1C-4C9A-427B-9EE7-FDF97A4253AD

 

Дополнительная литература.

 Зуев, М. Н. История России: учебник и практикум для СПО / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. - М.: Издательство Юрайт, 2017

https://biblio-online.ru/book/6E085002-7AA9-4F69-9A5E-E9C68D4CC6C9

 

Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru

 

 

www.gumer.info (Библиотека Гумер).

www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm(Библиотека Исторического факультета МГУ).

www.plekhanovfound.ru/library(Библиотека социал-демократа).

www.bibliotekar.ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).

https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).

https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека).

www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).

www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).

www.world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете).

www.kulichki.com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).

www.old-rus-maps.ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI – XVIII столетиях).

www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература).

www.magister.msk.ru/library/library.htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов).

www.intelect-video.com/russia-history (История России и СССР: онлайн-видео).

www.historicus.ru (Историк: общественно-политический журнал).

www.History.tom.ru(История России от князей до Президента).

www.statehistory.ru (История государства).

  www.kulichki.com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).

www.raremaps.ru(Коллекция старинных карт Российской империи).

www.old-rus-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России).

www.mifologia.chat.ru (Мифология народов мира).

www.krugosvet.ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).

www.liber.rsuh.ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»).

www.august-1914.ru (Первая мировая война: интернет-проект).

www.9may.ru (Проект-акция «Наша Победа. День за днем»).

www.temples.ru (Проект «Храмы России»).

www.radzivil.chat.ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).

www.borodulincollection.com/index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917 – 1991 гг. – коллекция Льва Бородулина).

www.rusrevolution.info (Революция и Гражданская война: интернет-проект).

www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстративный журнал).

www.all-photo.ru/empire/index.ru.hyml (Российская империя в фотографиях).

www.fershal.narod.ru (Российский мемуарий).

www.avorhist.ru (Русь Древняя и удельная).

www.memoirs.ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).

www.scepsis.ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал).

www.arhivetime.ru(Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток, документов).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

(ФГБОУ ВО ПГУПС)

Калужский филиал ПГУПС

ИСТОРИЯ

 

Методические указания и контрольные задания для

студентов –заочников образовательных учреждений

среднего профессионального образования

по всем специальностям.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   
  Методические указания составлены на основе Федерального государственного стандарта (далее ФГОС) для всех специальностей среднего профессионального образования (далее СПО). Учебная дисциплина «История» является дисциплиной общего гуманитарного и социально-экономического цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы. Дисциплина «История» в учреждениях СПО изучается как базовая учебная дисциплина и ориентирована на формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти ХХ – ХХI вв.
      Учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом. Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории XX-XXI в.в. В ходе изучения дисциплины «История» студенты должны достичь следующих результатов:
Знать/понимать:
- основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI в.в.;
- сущность и причины локальных, региональных межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и                                                                          экономического развития ведущих регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
Уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
Согласно учебному плану студенты заочного отделения МКЖТ ПГУПСа, обучающиеся на базе среднего (полного) общего образования, проходят аттестацию по дисциплине «История» в форме дифференцированного зачета.
   Учебным планом МКЖТ ПГУПСа для студентов заочного отделения предусмотрено выполнение домашней контрольной работы, задания на которую приведены в настоящей брошюре.
  Для более полного усвоения и закрепления полученных в процессе обучения знаний, со студентами проводятся практические занятия, перечень которых определяется учебным планом образовательного учреждения, а примерный перечень приводится в конце данной брошюры.
При подготовке к дифференцированному зачету студентам рекомендуется ответить на вопросы для самопроверки, приведенные в настоящей брошюре.
Методические указания могут использоваться другими учебными заведениями железнодорожного транспорта, реализующими программы СПО.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.087 с.)