Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ноября - Осенние Деды в Беларуси ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Осенние Деды (Восеньскiя Дзяды) православные отмечали на третьей неделе после Покрова. В народном календаре существует универсальный алгоритм для вычисления дат всех народных праздников. К сожалению, в отношении Восеньскiх Дзядоу, когда День памяти был включен в список государственных праздников, народная традиция не была соблюдена. Сейчас этот праздник принято отмечать в одну из суббот с 1 по 11 ноября, объединив практически две традиции - православную и католическую. Государственный День памяти – 2 ноября. У белорусов Восеньскiя Дзяды - праздник семейный, домашний. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу, принято навещать умерших на кладбище, а на Дзядоу приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство. В этот день поминали всех предков независимо от их места захоронения. Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда. Хозяин с зажженной свечой читал молитву и приглашал всех предков на ужин. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы предки могли заходить и садиться за стол. Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Каждое блюдо подавалось парно в четном количество (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода. Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах - их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно. Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам. На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне. На протяжении 20 века традиция поминать своих предков на Дзяды не имела большого распространения. В 1990-е годы Осенние Деды, приуроченные ко 2 ноября, на некоторое время стали официальным нерабочим днем.
26 ноября - Пилиповка Белорусский праздник. Шестинедельный предрождественский пост, который закончится 7 января. В это время нельзя есть скоромной пищи, устраивать свадьбы. Раньше говорили: «В Пилиповку день до полудня». Девушки ходили на вечерки, ткали. Большое внимание обращали на погоду в это время. Если пасмурно или снежно, значит, май будет мокрый. Считалось, что на Пилиповку устраивались «волчьи свадьбы», поэтому волки ходили стаями. Не зря уже много веков существует пословица - «На пiлiпауку ваукi выюць» («На пилиповку волки воют»).
Сорочины (Сарачыны) См. также: Сороковины Обычай, как и у других славянских народов, поминать покойника на 40-й день после смерти. Родственники и близкие умершего устраивают поминки (жалобны стол). По народному поверью, в это время душа покойника навещает родной дом, поэтому дом украшали рушниками, за окно выставляли хлеб-соль и чашку с водой. Родины (Радзіны) Это семейно-бытовой праздник после рождения ребёнка, сопровождавшийся родинными песнями, чествованием бабки — женщины, обычно немолодой, которая купала ребёнка первый раз после родов. Белорусская свадьба (Вяселле) К. Трутовский. Свадебный выкуп. 1881 См. также: Свадебные песни славян § У белорусов Обычным возрастом вступления в брак были 18-27 лет[9]. Обычай белорусской народной свадьбы имеет много общего с традициями других славянских народов; она проходила в три этапа: предсвадебный, свадебный и послесвадебный. Каждый этап включал комплекс обрядов общеславянского или регионального значения[9]. Всё начиналось со сватовства (свацьбы). Сваты и родители жениха, входя в дом девушки, выражались иносказательно: «Вот вам хлеб-соль и гарэлку, а нам отдайте красную девку» или «У нас голубок, а у вас голубка, и мы хочем судьбы их соединить». Имел место выкуп невесты без участия жениха[10]. Если родители соглашались, то вызывали дочь и спрашивали о согласии[11]. До начала колхозного строительства мнение молодых редко спрашивали.
Если сватовство оказывалось удачным, то тем же вечером собирались «на заручение», приглашая жениха и его крёстных. Жениха и невесту сажали рядом, они обменивались подарками (полушалок для неё и поясок / шарф для него). Жених мог отказаться от брака, а девушку отец уговаривал. Отцы молодых жали руки, а крёстные их разбивали[9]. Если после заручин одна из сторон отказывалась от брака, она должна была покрыть расходы[11]. Спустя одну-две недели после сватовства следовали смотрины: родители невесты осматривали хату и хозяйство родителей жениха, ибо туда после замужества отправится дочь[11]. Невеста осматривала хозяйство жениха с целью подготовить женские рукоделия[9]. После заручин следовала суборная суббота (девичник). Девичник устраивали у невесты накануне свадьбы: приходили её подруги, родня. Невесту наряжали, заплетали ей косу, плели венки и пели песни. В Полесье к суборной субботе приурочивали обряд завивания свадебного деревца: берёзовую, вишнёвую или еловую ветку — символ девичества — украшали цветами[11]. В свадебной обрядности сибирских белорусов, как и у русских, большое значение придавалось предсвадебным обрядам «мытья в бане», в чём помогала крёстная невесты[9]. Далее ещё один из этапов свадебного действа — посад, во время которого жениха и невесту сажали на дежу (квашопку), покрытую кожухом (символ достатка), невесте прижигали волосы свечой[11]. Фредерик де Ханен. Угадывание невесты (ок. 1913) К венцу ехали на «подводах» в первой половине дня, ближе к обеду. К невесте приезжали к двум часам. Она садилась за стол между братом и подневестницей (главной подругой). Родственники невесты изображали преграды, за которые требовали «выкупы» в виде конфет, денег или водки. При входе в дом родители невесты пели корильные песни жениху, который забирает их дочь. Сразу за стол не садились — требовалось заплатить и за него, припевая корильные песни родителям жениха, чтобы их расщедрить. Невесту с подружками закрывали покрывалом и предлагали жениху испытание: найти невесту. Считалось, если он любит суженую, то безошибочно её определит. Последним требовал выкупа брат невесты за её косу, грозясь оную отрезать. Получив деньги, брат уступал место рядом с невестой жениху[9]. Начинался праздничный обед в доме невесты, делёж каравая и одаривание молодых[11]. Отъезд к венцу сопровождался расплетением косы невесты, причитаниями подружек и невесты о закончившейся вольной, девичьей жизни. Невесту и жениха провожали в церковь, благословляя иконами: родители жениха держали икону Св. Георгия Победоносца, а невесты — Богородицы[9]. После венчания невесту на некоторое время оставляли гулять свадьбу в доме родителей[12][13]. После всего этого свадебный поезд со сватами и дружками отправлялся в дом жениха. Там родители жениха встречают невестку с иконами, исполняются песни о предстоящей жизни в новом доме[9]. Продолжался застольный пир. Свадебные чины — кубельники — привозили в кубле или сундуке приданое невесты. Празднование свадьбы сопровождалось величанием молодых, песнями, драматизированными сценками, танцами, шутками[11]. Начало новой жизни знаменовало приготовление невестой каравая. На второй день устраивали «перезов», который в Белоруссии разнообразен и не имеет однозначной трактовки. Молодые навещали крёстных, одаривались подарками утвари или рукоделия. Крупные подарки в виде мелкого скота и птицы делались родителями. Второй день также мог включать ритуальные бесчинства по отношению к свекрови. Её вещи рвались, а затем давались новые взамен. На второй-третий день воровали кур. Заканчивая свадьбу сваты прощались и исполняли соответствующую песню[9][15]. Некоторые элементы традиционной белорусской свадьбы бытуют и сейчас в деревне[11].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.009 с.) |