Методика обучения вставанию на колени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения вставанию на колени



Вставание на колени является важным этапом подготовки к самостоятельному стоянию и ходьбе.

В позе на коленях легче, чем в положении стоя, тренируются реакции равновесия, она закрепляет функцию мышц, необходимую для вертикальной ходьбы.

Ребёнку пассивно придают позу, стоя на коленях. Для стабилизации этого положения отводят руки больного назад в наружной ротации. Это способствует хорошему контролю головы и разгибанию верхней части позвоночного столба.

При достаточном контроле головы ребёнок самостоятельно удерживается за перекладину, методист фиксирует его ноги.

  Положение сидя на пятках.1- При выраженном сгибательном тонусе и плохом контроле головы, методист стоит сзади р-ка, поддерживает одной рукой голову под подбородком,а другую заводит в подмышечню впадину и тянет туловище вверх, выпрямляя его.

2 -Методист стоит перед ребёнком, положив его руки себе на плечи. Своими руками удерживает р-ка в области таза и стимулирует вставание на колени. Следить за полным разгибанием позвоночника, так как кифоз препятствует разгибанию бёдер.

3-Методист ротирует туловище, одновременно отводя руку назад-туловище выпрямляется и р-ок встаёт на колени.

Положение стоя на коленях

1-Сгибание, разгибание, повороты туловища по мере возможности самостоятельно

2-Различные движения рук, манипуляции с подвешанными предметами

3-Диагональные движения рук вместе с поворотами туловища

4-Методист толкает ребёнка в области плеч, груди, спины, таза

5-Ребёнка передвигают из стороны в сторону, поддерживая подмышки

6-Ребёнок стоит на одном колене, другая нога опирается на стопу.Зафиксировать колено этой ноги, а другой рукой осторожно толкает вперёд, назад, в стороны.При ассиметрии тонуса-научить переносить массу тела на более поражённую ногу.

7-Ребёнок стоит на одном колене. Методист поднимает другую ногу, разгибает колено, распрямляет стопу, затем сгибает колено и возвращает стопу в И.П.

  Равновесие можно тренировать на батуте, на качающейся плоскости.

   После того, как р-ок научился сохранять равновесие, его обучают ходьбе на коленях посредством скользящего шага.

Задача этих упражнений –научить ходить на коленях, вначале с поддержкой за руки, а затем самостоятельно.Детей с гиперкинезами следует обучать ходьбе на коленях с заведёнными за голову руками.

Методика обучения вставанию и стоянию

Вставание на ноги по словесной инструкции или с помощью методиста стимулируют из положения сидя и стоя на коленях.

Методист обеими руками обхватывает коленные суставы ребёнка, прижимая его стопы к полу. Ребёнок опираясь на какую-то опору, пытается встать. Необходимо коррегировать положение головы  плечевого пояса, спины.

СТОЯНИЕ

Тренировка функции стояния предусматривает формирование равномерной опоры на стопы и контроля вертикальной позы туловища с сохранением реакции равновесия. Тренировке равновесия д. б. уделено большое внимание, поскольку без них невозможны переход в устойчивое вертикальное положение, а затем и ходьба.

И.П. стоя со слегка расставленными ногами, бёдра ротированы кнаружи, стопы стоят параллельно

Методист стоит сбоку и поддерживает ребёнка за грудь и спину. Ребёнок медленно раскачивается на стопах вперёд-назад, обучаясь перекату, переносу тела с пятки на носок.

И.П. стоя-одна нога выдвинута вперёд, руки вдоль туловища.

Методист стоит сзади, подталкивает р-ка вперёд-назад, вправо –влево. Р-ок переносит массу тела на выдвинутую ногу.

И.П. стоя со слегка разведёнными ногами

1-Методист сзади,придерживая р-ка за плечи и раскачиват его в сторону. Р-ок должен отвести ногу,не сгибая её в коленном суставе, в сторону, противоположную толчку.

2-Методист вместе с ребёнком делает шаги вперёд-назад, в стороны.

И.П.стоя, придерживаясь рукой за спинку стула, ноги слегка расставлены.

Второй рукой р-ок достаёт предметы расположенные в определённой последовательности:---на уровне груди, на уровне лица, головы, выше головы.Сложнее—сбоку или несколько сзади.Затем—низко.

   После этого можно переходить к самостоятельному стоянию.

Вначале устанавливают р-ка спиной к стенке со слегка расставленными ногами, чтобы он чувствовал опору. Затем со страховкой ребёнок делает шаг от стены.

   

Обучение ходьбе

При тренировке ходьбы следует обучить:

1—Правильной вертикальной постановки головы и туловища по отношению к опорной поверхности.

2—Перемещение верхней части тела на опорную ногу

3—Перемещение не опорной ноги

4—Правильной постановке стопы в конце фазы переноса ноги

5—Сохранять позу, стоя на одной ноге

6—Равномерному распределению массы тела на обе стопы

  Вначале обучают ходьбе с поддержкой(руки взрослого, параллельные брусья, подвесную дорогу, ходилки и т.д.)

Детям с атетозом—утяжелённые тележки, толкая их впереди себя

При гиперкинезах—тяжёлая обувь, утяжелённые куртки и брюки, хождение по подвесной дороге. Ротационные движения головой уменьшают ношением тяжёлого воротничка.

Кроме того включают перенос или перекат утяжелённых предметов, поднимание и опускание грузов. Через блок- растягивание резины.

Очень важна вестибулярная тренировка. При этом широко используются упражнения, связанные с вращением, поворотами, желательно качели.

На протяжении всего периода обучения необходимо широко использовать речевую инструкцию, побуждать к активным движениям, привлекая внимание игрушкой.

Для достижения достигнутых результатов необходимо применять ортопедические фиксирующие приспособления.

Особое внимание следует уделять нормализации и обучению дыхания. Включать активный вдох и выдох, используя колебания лент, различных надувных игрушек.

Специалистам, работающим с больными ДЦП, следует знать и правильно ориентировать родителей на следующие моменты:

1—Строго соблюдать поэтапность в тренировке развития моторики больного ребёнка

 2—Начинать занятия только после максимального расслабления мышц

 3—Не стремиться форсировать обучение ходьбе, несмотря на возраст ребёнка, так как переучить гораздо труднее

 4—Занятия по ЛГ в зависимости от тяжести заболевания, должны проводиться 2-4 раза в день, носить избирательный характер и сочетаться с ортопедическими мероприятиями.

                     Расслабление рук по методике Мишеля ля Матье

Выполнение этих упражнений способствует расслаблению, укреплению и развитию объёма движений в руках. Методика разработанных упражнений может быть доступна не только методистам, но и родителям больного, а в несколько изменённом виде и самому больному в старшем возрасте (если это ребёнок).

                                 Методика выполнения.

Выполнение приёмов применяется один-два раза в день, но может быть использована и между лечением, перед произвольной манипуляцией руками, для контроля за направлением и движениями после работы и занятий.

              Вначале упражнения выполняются медленно, затем повторяются несколько раз с ускорением. Со временем, по мере снижения мышечного тонуса, время на выполнение упражнений и на фиксацию в крайних положениях укорачивается, а в ряде случаев и пропускается несколько первых упражнений вообще.

       Выполнение упражнений подобраны так, что их следует проводить друг за другом, без перерыва.

       Первые упражнения этой серии направлены не на растяжение спастических мышц руки, а на растяжение их антагонистов с использованием механизмов реципрокного воздействия, и одновременно достижения расслабления мышц через сближение мест их прикрепления. Для этого предлагаются первые 4 упражнения.

                                             Упражнение №1

Плечо вводится в аддукцию (приведение) и внутреннюю ротацию.

При этом растягиваются:

                   - Задние пучки дельтовидной мышцы;

                   -Подостная мышца;

                  - Трёхглавая мышца

Расслабляются:

                   -Большая грудная мышца;

                  -Короткая головка двуглавой мышцы плеча;

                  -Передние пучки дельтовидной мышцы.

                                     Упражнение №2.

Сохраняя предыдущее положение, методист выпрямляет руку в локтевом суставе и пронирует предплечье.

     При этом расслабляются:

                    - Пронаторы предплечья;

                    - Сгибатели пальцев;    

     Растягиваются:

                     Разгибатели кисти и пальцев.

                                  Упражнение №3 и4

Сгибается кисть в ладонном направлении и пронируется.

Затем приводится и сгибается большой палец.

При этом расслабляются ещё больше:

                     -сгибатели пальцев кисти

                     -пронаторы предплечья

                     -сгибатель и аддуктор большого пальца.

В конечном положении методист задерживает руку  больного на несколько минут, до ощущения полного расслабления.

В следующей серии упражнений, спокойно и медленно, но с приложением определённой силы от дистальных к проксимальным растягивают мышцы с повышенным тонусом.

   Все упражнения следует проводит  друг за другом с остановками в крайних положениях от 2 до 15 мин. В дальнейшем продолжительность пауз уменьшается.

 

1.Вначале постепенно и в полном объёме растягиваются сгибатели и приводящие мышцы большого пальца.

2. После этого становится возможным растянуть мышцы-сгибатели кисти и пальцев

3. С последующей супинацией предплечья.

4.Растянув мышцы сгибатели пальцев кисти одновременно с супинацией методист отводит руку по кругу в сторону растягивая мышцы предплечья и плеча.

5.Когда растянуты мышцы пальцев, большого пальца, предплечья, плеча-делается растяжение мышц пронаторов и сгибателей плеча через поднимание руки вертикально с супинацией руки во всех отделах.

Эффект расслабления может быть усилен приёмом волнообразного потряхивания в конечном положении вытянутой руки.

Достигнутое расслабление может сохраняться от нескольких минут до нескольких часов.

 

Литература:

К.А.Семёнова «Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах»

                                     МОСКВА»Медицина»1976г.

«Лечебная гимнастика и массаж для больных детским церебральным параличом в ранней и хронически резидуальной стадии заболевания»

                      Методические рекомендации 6 01 1981г.

Бортфельд С.А. «Двигательные нарушения и ЛФК при детском церебральном параличе»

                                                Л. 1971г.

К.А. Семёнова «Детские церебральные параличи»

                                                               Медицина 1968г.

«Методика лечебной гимнастики и точечного массажа для больных, страдающих детскими церебральными спастическими параличами»

                                                                  З.П. Манухина Ленинград 1974г.

«Реабилитация больных детским церебральным спастическим гемипарезом в условиях ортопедической клиники»

                   Ю.Н. Мороз «Методические рекомендации»

                                                                  Ленинград 1974 г.

«Лечебная гимнастика для детей, страдающих гиперкинетической формой церебрального паралича»

                                           Методические указания «Ленинградский детский психо-неврологический санаторий «Комарово»

                                                        Ленинград 1972г.

 

 

                                                                    

 

 

  

 

 

    

 

 

 

        

 

  

 

 

,

                 

            

                                

 

 

,

 

          

 

                

 

 

     

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.04 с.)