Истоки форм русского народного танца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки форм русского народного танца



Введение.

      Народный танец, один из древнейших видов народного искусства. Он складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Танец конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой. Народный танец - результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приемы соотношения движения с музыкой. Народный танец - важнейший и популярный жанр в хореографии.

      Сохранение и развитие традиций народного танца является важнейшим связующим звеном между прошлыми и будущими поколениями. В танце каждого народа в символической форме зафиксированы и наглядно представлены элементы мировоззрения, обрядово-бытовых действий, трудового процесса, характер нации, взаимоотношения между людьми, нормы и правила поведения каждой возрастной группы, то есть все сферы жизни.

В разные исторические периоды развития страны танцы выполняли различные функции, в первую очередь магические и обрядовые, имитируя сцены охоты, трудовых, бытовых, военных и др. действий. Вместе с тем на всех этапах развития общества посредством народных танцев осуществлялись воспитательные, моральные и эстетические функции, передавались семейные и родовые традиции. По мере развития форм, видов и жанров народного танца, расширялся и спектр отражаемых им явлений, жизненных событий.

Народный танец является основой всех видов и жанров сценической хореографии, начиная от классического балета до современных танцевальных направлений. В каждом из этих видов хореографического творчества происходит прямое отражение действительности, современные изменения взглядов общества, его трансформация, отношение к своим традициям и культуре.

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей.       

Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг. История становления хореографического искусства – это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени, это история эволюции народно-танцевального искусства. Как сокровищницу творческой фантазии хранят и передают народы следующим поколениям свои национальные танцы. Они создавались и выкристаллизовывались на протяжении новых веков. Древнейший вид искусства – народный танец, вобравший в себя многовековой опыт человеческой деятельности, может выступать как одно из средств возрождения и обогащения традиций. Изучение народной танцевальной культуры необходимо.

I. НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК ЧАСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ

 Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Многие искусствоведы изучали русский народный танец, пытаясь проследить всю его историю развития. В результате этого в настоящее время существует большое количество учебников, методических пособий и художественной литературы о русском народном танце. Как нам кажется, в этой работе хорошо удалось проследить становление именно народной хореографии, а точнее развитие русского народного танца от истоков до настоящего времени. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, и в наше время ведутся многочисленные фольклорные экспедиции по всей России по изучению особенностей русского народного танца.

  Русский музыкальный и танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон, каждая из которых имеет свои географические и климатические, жизненные и бытовые условия, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов, плясок и даже отдельных движений. Я думаю, что во второй главе довольно тщательно и скрупулёзно описаны отличительные черты форм русского народного танца, хотя, конечно, это только самые яркие и основные. Так как, каждый танец, исполняемый в разных областях, имеет между собой много отличий.

   Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Тогда почему мы изучаем история России и не изучаем русский народный танец, в котором отражена жизнь и быт нашего народа. Ведь в результате изучения русского народного танца воспитывается и эстетический вкус, развивается культура и манера общения, а также происходит знакомство с лучшими произведениями хореографии. В нашей работе описаны лишь малая часть из всех существующих в народе и хореографии элементов русского народного танца.

Орнаментальный хоровод

Хоровод - один из основных жанров русского народного танца. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца.

Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками.

Хоровод – это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно  связаны с песней. В далекие языческие времена хороводы носили культурно – обрядовый характер. Постепенно освобождаясь от языческих элементов, хоровод вообще утрачивает значение языческо – культурного действия. Появляются хороводы с новыми песнями, которые отражают социальную, бытовую и другие темы. Хоровод становится русским бытовым танцем, в котором существуют свои формы и правила исполнения, определенные отношения между участниками, подчиненному известному и выработанному ритуалу.

Хороводы весьма своеобразны в своих построениях, но все таки наиболее типичной, начальной формой построения большинства хороводов является круг. Часто можно встретить двойной круг – круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерки». Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название, например, «воротца», «колонна», «корзиночка», «карусель» и так далее.

Ведение хоровода - процесс творческий, и часто ведущие хоровод импровизируют во время его исполнения. В каждом хороводе чаще всего один руководитель – хороводник или хороводница, в редких случаях - два.

 Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все

Хоровод - танец массовый, в котором могли принять участие все желающие, но чаще всего основным участником и организатором была молодежь. же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек- «лебедушек», медленная, уверенная поступь парней – «ясных соколов» и разнообразные замысловатые рисунки.

На протяжении всей многовековой истории русского народа хоровод всегда имел большое значение в повседневной жизни русского человека. Песни, под которые водят хороводы, могут исполняться в различном темпе. Следовательно, хороводы разнообразны не только по своему построению и манере исполнения, но и по темпам. Исходя из содержания песни, хороводы с точки зрения хореографии делят на две основные группы, на два вида – орнаментальные и игровые.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей в основном лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни.

Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связано с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его батом. Эти песни отличаются от песен, сопровождающих игровые хороводы, более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. Песни, под которые исполняют орнаментальные хороводы, часто называют хороводными.

В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности – «заплетение плетня», «завивание капустки», «переплетение хмеля».

Изобретательности в построении фигур хоровода, его рисунка всегда придавалось большое значение. Часто хороводник или хороводница придумывали и сочиняли новые рисунки или фигуры хороводов, усложняя их, в ходе исполнения.

Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные. Рисунчатые, кружевные, узорчатые, а иногда и плясовые.

Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью формы и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются из одной в другую. Рассмотрим орнаментальный хоровод на примере песни «Рябина – рябина», записанной в селе Щетиновка Белгородского района.

РЯБИНА – РЯБИНА

1. РЯБИНА – РЯБИНА

ЗЕЛЕНА, КУДРЯВА

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ,

ЗЕЛЕНА, КУДРЯВА.

2. ЗЕЛЕНА, КУДРЯВА

НЕ ПРЯМО СТОЯЛА

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ,

НЕ ПРЯМО СТОЯЛА.

3. НЕ ПРЯМО СТОЯЛА

ВЕСНОЙ РАСЦВЕТАЛА.

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ,

ВЕСНОЙ РАСЦВЕТАЛА.

4. КРАСНЫЕ ДЕВИЦЫ

РЯБИНУ ЛОМАЛИ.

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ,

РЯБИНУ ЛОМАЛИ.

5. РЯБИНУ ЛОМАЛИ

ВЕНОЧКИ СПЛЕТАЛИ.

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ,

ВЕНОЧКИ СПЛЕТАЛИ.

6. ВЕНОЧКИ СПЛЕТАЛИ

В РЕЧЕНЬКУ БРОСАЛИ.

ОЙ. ЛЕЛИ. ЛЕЛИ, В РЕЧЕНЬКУ БРОСАЛИ.

Рис. 1 Рис.2

С начала первой фразы 1- го куплета, участники хоровода, взявшись за руки, двигаются прямо по аванс сцене. Идущий первым участник хоровода, плавно заводит всех остальных участников в круговой хоровод.(рис.1)Движение идет на основе шага с прибивом.

На начале 2 - го куплета хороводница, выводя всех танцующих из кругового хоровода выстраивает всех участниц в ровную линию на заднем плане сцены. (рис.2)

С начала 3 – го куплета хороводница ведет за собой участниц от правой кулисы к левой, делая параллельную линию. Дойдя до нее поворачивается не разрывая рук идет в противоположном направлении делая параллельную линию от левой кулисы к правой. (рис.3)

Дойдя до линии аванс сцены на следующем куплете все участники хоровода поворачивают и идут по направлению от аванс сцены к заднику, затем еще раз поворачивают у центра сцена. Делая таким образом квадрат и выстраиваются в ровную линию, держась за руки и смотря друг другу в затылок. (рис.5)

Рис.5

На 6-ом куплете хоровод двигается вперед, поочередно, расходясь в разные стороны, образуя с двух сторон круговые хороводы. (рис.6)

Рис.6

На последнем куплете, заранее намеченные теперь уже две хороводницы выводят участников хоровода из двух кругов в ровную полосу на аванс сцене делая в центре при сближении участников «расческу» (рис.7)

Рис.7

1.4 Игровые хороводы  

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, повадкам. Такие хороводы называются игровыми.

В игровых хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни – раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводными – игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, выбор жениха или невесты, взаимоотношения мужа и жены, любовная или сказочная темы, и так далее.

В игровой хоровод, в его действие органично входят платочек, плетка, лента, венок, палка, табуретка и многие другие предметы быта. Действующие лица в хороводе часто используют и такие выразительные средства, как пляска, игра на различных музыкальных инструментах, ряжение.

В отличие от орнаментальных хороводов в игровых хороводах рисунок построения проще, в нем нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиям, или парами. В центре круга - фигуры, наиболее распространенной в игровых хороводах.  Происходит действие, разыгрывается сюжет. Круг же движется или останавливается, приплясывая или подыгрывая. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. В построении парами движение идет друг за другом «колонной 2 по полукругу, пары расходятся вправо и влево, выписывают «восьмерку». В игровых хороводах роль «хороводницы» и «заводилы» изменяется, поскольку главным фигур. Часто, в игровых хороводах содержание песни влияет на рисунок хоровода, его построение. в игровом хороводе становится раскрытие содержания песни, а не изобразительность

Для примера возьмем песню

Плясовые хороводы

Дальнейшее развитие и распространение получили хороводы «плясовые», не связанные с конкретным отображением сюжета песни. Песни, сопровождающие их, в разных местах назывались по-разному: «круговые», «ходовые», «гулевые», «уличные», «таночные» и др. Плясовой хоровод представлял собой большую группу танцующих людей. Его главная особенность в том, что все пляшущие поют песни и в такт ее выполняют различные композиционные перестроения с одновременным исполнением традиционных движений. Таким образом, хореографическое начало в плясовых хороводах складывается из двух компонентов: пространственной композиции (рисунков, переходов) и движений, па.

Основным построением плясовых хороводов был круг. Участники его держались за платочки. Круг двигался в ту или иную сторону на месте, либо двигался при этом по улице, иногда выворачиваясь. Во многих  хороводах ходили «колонной», делали «ручеек», «стенка на стенку», заплетали «плетень» и т.д. О подобных построениях рассказывает и Н. Бачинская. Видимо, они были распространены повсеместно.

Основная масса хороводов исполнялась на простых шагах. Но вот, например, о хороводе «Ленок» А.А. Фенютин пишет, что участники в нем «ходили по кругу почти бегом». При словах «чеботами приколачивала» молодые женщины «усердно топали ногами об пол». В каждой области, районе, и даже в каждом населенном пункте есть что-то свое особенное, что отличает местный танцевальный фольклор. Это свои варианты известных хороводных песен, свои композиционные и стилистические особенности танцев, своя манера исполнения. Пословица «Что ни город, то норов. Что ни деревня, то поверье» точно передает состояние русского народного танца.

«Каждая область и даже отдельные села и деревни окрашивали, толковали обряд, игру, хоровод, пляску и даже коленца по-своему», - пишет К. Голейзовский. Это - следствие разных местных экономических, географических, этнографических, социальных условий, в которых происходило формирование традиций. Становление местных традиций народного танца осуществлялось в единстве индивидуального и коллективного творчества. Коллективность творчества стояла в том, что создатели и исполнители народных танцев всегда опирались на общенародный опыт и традицию и, вместе с тем, вносили в них новые черты и детали, приспосабливая его образы, стиль, характер к местным конкретным условиям исполнения.

В хороводных песнях мы наблюдаем перенос действия в обстановку, близкую исполнителям. Взять, например, повсеместно известную хороводную песню «Я поеду во Китай-город гулять». Она распространена во множестве вариантов. И почти везде в ней вместо «Китай-город» упоминается местные города: «Москва-город», «Казань-город», «Нева-город», «Ярославль-город», «Кострома-город» и пр. В песнях часто фигурируют и другие местные географические приметы (море, горы, реки, названия ближних сел и т.п.).

В песнях отражается и местная социально-бытовая обстановка. В многочисленных вариантах хороводной песни «На печке сижу, заплаты плачу» фигурируют душегрейка, шубейка, кокошник, ожерелье, коты и прочие предметы старинного крестьянского туалета. А в Ярославском варианте, например, упоминаемые наряды и украшения (полонес, шляпка, галоши, прикрасочки) отличаются своим городским характером, что особенно типично для быта Ярославской губернии, тесно связанной с городами благодаря отхожим промыслам.

В любом уголке России найдется свой вариант общерусской хороводной песни, отразившей в себе особенности местной природы, местного быта, местной художественной и исполнительской традиции.

Кроме вышеуказанных разновидностей хороводов - наборных, разборных, игровых, плясовых - в некоторых местностях появились свои местные хороводных формы. Н. Бачинская, например, сообщает о «ходечах», которые бытовали на севере, в Архангельской губернии. Хороводная культура Курской и Белгородской областей складывалась из «танков» и «карагодов». На Урале и в Сибири бытовали так называемые «малые хороводы» (с малым количеством участников).

Помимо хороводных форм в русской народной хореографии продолжают развиваться и плясовые формы (пляски, переплясы).

Я. Штелин писал о русской деревенской пляске, что она «состоит не из скачков и прыжков, а заключается в изящном и медленном движении дамы и в частых, глубоких сгибаниях и выпрямлениях кавалера или в его приседаниях, при которых ноги в коленках быстро вытягиваются и снова сгибаются».

Таким образом, в плясовых хороводах на первый план выдвигается не драматическое (игровое), а хореографическое начало. Рассмотрим это на примере песни «Ой, со вечера, с полуночи», записанной в селе Б. Быково Красногвардейского района.

«ОЙ, СО ВЕЧЕРА, С ПОЛУНОЧИ»

1. Ой, со вечера, с полуночи

Ой, со вечера, с полуночи

Головка болела

Головка болела.

1. Ой, все головушка моя болела

Ой, все головушка моя болела

Гулять захотела

Гулять захотела.

1. Ой, как пойду ж я разгуляюсь

Ой, как пойду ж я разгуляюсь

В зеленую рощу

В зеленую рощу.

1. Я вырублю, я высеку,

Я вырублю, я высеку,

Угожее древо

Угожее древо.

1. Да сделаю с того древа,

Да сделаю с того древа,

Звончатые гусли,

Звончатые гусли.

1. Гусли – мысли поиграйте,

Гусли – мысли поиграйте,

Позабавьте гостя,

Позабавьте гостя.

1. Гостя, гостя дорогого,

Гостя, гостя дорогого;

Батюшку родного,

Батюшку родного.

На 2 – ом куплете участники хороводов поворачиваются и двигаются с угла по диагонали на встречу друг другу, при встрече делая легкий поклон головой (рис.2)

На 3 – ем куплете участники выходят из диагонали и образуют два круга (рис.3)

На 4 – ом куплете оба хоровода объединяются круг и идут в обратном направлении, взявшись за руки (рис.4)

5 –ый куплет: хоровод делится на четыре круга по четыре человека (рис.5)

Следующий куплет участники снова объединяются в один хоровод и идут в правую сторону (рис.6)

1. Он не часто в гости ездя,

Он не часто в гости ездя,

Не долго гостюя,

Не долго гостюя.

1. Он не долго гостюя,

Он не долго гостюя,

Одну ночь ночуя,

Одну ночь ночуя.

Перед началом первого куплета песни все участники хоровода поделены на две части, одни стоят в правом углу возле аванс сцены, а вторые в левом углу около задника. На 1 – ом куплете оба хоровода двигаются по направлению к противоположному углу (рис.1). При движении используется шаг с прибивом.

Рис.6

На 7 –ом и 8 – ом куплетах хоровод делится на тройки и идут по диагоналям делая «расческу», дойдя до противоположного угла они становятся в ровные линии и идут с двух сторон делая, в глубине сцены две полосы (рис.7), (рис.8)

Рис.7

Рис.8

На последнем куплете все участники двигаются вперед к авансцене, на последнем слоге участники делают акцент ударом ноги.

Литература

1. Бачинская Н. «Русские хороводы и хороводные песни» / Н. Бачинская. - М.: Издательство «Музгиз», 1958-301 стр.

2. Голейзовский К. «Образы русской народной хореографии» / К. Голейзовский. - М.: Издательство «Искусство», 1964-254 стр.

3. Иноземцева Г.В. «Народный танец» / Г.В. Иноземцева. - М.: Издательство «Знание», 1978-98 стр.

4. Казьмин П. «100 русских народных песен» / П. Казьмин. - М.: Издательство «Музгиз», 1958-132 стр.

5. Климов А.А. «Основы русского народного танца» / А.А. Климов. - М.: Издательство «Искусство», 1981-87 стр.

6. Надеждина Н. «Русские танцы»/ Н. Надеждина. - М.: Издательство 1951-215 стр.

7. «Русские кадрили» / М.: Издательство 1956-73 стр.

8. «Русские народные танцы» / М.: Издательство 1949-45 стр.

9. «Русские народные хороводы и танцы» / М.: Издательство 1948-65 стр.

10. Сергеев К. «Сборник статей» / К. Сергеев. - М.: Издательство «Искусство», 1978-135 стр.

11. Ткаченко Т. «Народный танец» / Т. Ткаченко. - М.: Издательство «Искусство», 1967-78 стр.

12. Устинова Т. «Русский народный танец» /Т. Устинова. - М.: Издательство «Искусство», 1976-213 стр.

13. Устинова Т. «Беречь красоту русского народного танца» / Т. Устинова. - М.: Издательство «Молодая гвардия», 1959-39 стр.

14. Устинова Т. «Избранные русские народные танцы» /Т. Устинова. - М.: Издательство «Искусство», 1996-156 стр.

15. Сушкова Л.Н., Габитова Э.И.. Аранжировка аутентичного фольклора как один из способов адаптации музыкального песенного материала для исполнения в детских фольклорных ансамблях // Современные направления теоретических и прикладных исследований 2012: материалы международной научно-практической конференции – Том13. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 – 102 с. С.49-51

16. Сушкова Л.Н. Педагогическая компетентность как основной компонент образовательного процесса в учебных заведениях социокультурной сферы // Международный научно-исследовательский журнал №10 (17) 2013, часть 4. – Екатеринбург, 2013. – с. 46-47

17. Anischenko N.S., Sushkova L.N. Folklore holidays as means of familiarising of children to national culture // Modern scientific research and their practical application: Volume J11305-069, may 2013

 

 

Введение.

      Народный танец, один из древнейших видов народного искусства. Он складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Танец конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой. Народный танец - результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случаев высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, приемы соотношения движения с музыкой. Народный танец - важнейший и популярный жанр в хореографии.

      Сохранение и развитие традиций народного танца является важнейшим связующим звеном между прошлыми и будущими поколениями. В танце каждого народа в символической форме зафиксированы и наглядно представлены элементы мировоззрения, обрядово-бытовых действий, трудового процесса, характер нации, взаимоотношения между людьми, нормы и правила поведения каждой возрастной группы, то есть все сферы жизни.

В разные исторические периоды развития страны танцы выполняли различные функции, в первую очередь магические и обрядовые, имитируя сцены охоты, трудовых, бытовых, военных и др. действий. Вместе с тем на всех этапах развития общества посредством народных танцев осуществлялись воспитательные, моральные и эстетические функции, передавались семейные и родовые традиции. По мере развития форм, видов и жанров народного танца, расширялся и спектр отражаемых им явлений, жизненных событий.

Народный танец является основой всех видов и жанров сценической хореографии, начиная от классического балета до современных танцевальных направлений. В каждом из этих видов хореографического творчества происходит прямое отражение действительности, современные изменения взглядов общества, его трансформация, отношение к своим традициям и культуре.

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей.       

Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг. История становления хореографического искусства – это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени, это история эволюции народно-танцевального искусства. Как сокровищницу творческой фантазии хранят и передают народы следующим поколениям свои национальные танцы. Они создавались и выкристаллизовывались на протяжении новых веков. Древнейший вид искусства – народный танец, вобравший в себя многовековой опыт человеческой деятельности, может выступать как одно из средств возрождения и обогащения традиций. Изучение народной танцевальной культуры необходимо.

I. НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ КАК ЧАСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ

 Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Многие искусствоведы изучали русский народный танец, пытаясь проследить всю его историю развития. В результате этого в настоящее время существует большое количество учебников, методических пособий и художественной литературы о русском народном танце. Как нам кажется, в этой работе хорошо удалось проследить становление именно народной хореографии, а точнее развитие русского народного танца от истоков до настоящего времени. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, и в наше время ведутся многочисленные фольклорные экспедиции по всей России по изучению особенностей русского народного танца.

  Русский музыкальный и танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон, каждая из которых имеет свои географические и климатические, жизненные и бытовые условия, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов, плясок и даже отдельных движений. Я думаю, что во второй главе довольно тщательно и скрупулёзно описаны отличительные черты форм русского народного танца, хотя, конечно, это только самые яркие и основные. Так как, каждый танец, исполняемый в разных областях, имеет между собой много отличий.

   Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Тогда почему мы изучаем история России и не изучаем русский народный танец, в котором отражена жизнь и быт нашего народа. Ведь в результате изучения русского народного танца воспитывается и эстетический вкус, развивается культура и манера общения, а также происходит знакомство с лучшими произведениями хореографии. В нашей работе описаны лишь малая часть из всех существующих в народе и хореографии элементов русского народного танца.

Истоки форм русского народного танца

Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира [26].

Русский балетный театр является гордостью и славит отечественную культуру. Он возник во второй половине XVII века. Но пляска издавна жила в народных традициях. Песенно - плясовой русский фольклор сложился задолго до появления балета. Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща русскому танцу. Русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно - общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди - плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок. В Древней Греции таких людей называли мимы. В различных местностях они носили различные наименования, но сущность их деятельности, в своем многообразии, одна: профессионалы низших родов сценических забав. Они выступали на площадях, праздниках и ярмарках.

Наличие схем, разнообразных рисунков и фресок из прошлого позволяет нам говорить о том, что у плясунов того времени была своя техника танца: «…построена на выворотности ног, часто встречался большой батман на II позиции, есть rond de jambe, en,l,air, echappe, jete; практикуются заноски и разнообразные прыжки. Для танцовщиц типичны акробатические танцы на руках - кубистика - и виртуозная техника; также танец с балансированием на руках и голове - кубиками и корзинами». Л.Д. Блок.

О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирали девицы и молодцы «хороводились и играли кругами»[25].

В V-VII веках народный танец исполняли в лоне «игрищ». На их характер налагали отпечаток древне-языческого представления. В VIII-IX веках складывается первое древнерусское государство - Киевская Русь. Принятие христианства способствовало развитию культуры: возводятся храмы, развивается письменность. Народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации русского народного танца: зарождаются сценические формы народных творчеств.

Скоморохи владели высокой техникой пляса, но их искусство, глубоко народное, уходило корнями в языческие игрища и обряды. В XII веке очень популярным становится жонглирование, которое достигает полного расцвета в XIII веке. Танец жонглирования был виртуозен, с сильной примесью акробатических движений с применением темпов элевации. Ноги выворотны, часто вытянут носок. Жонглер сам сочиняет и исполняет поэзию и музыку и в то же время танцует, показывая акробатические трюки и фокусы, водит обезьян. Занимает порой высокое положение, порой «нищенствует». В XIV и XV веках становятся очень популярными «танцы ряженых», которые и по сей день бытуют в наших праздниках.

В конце XV века русский народ окончательно освобождается от татаро - монгольского ига. Это способствует мощному подъему национальной культуры. В 1571 году была создана «Потешная палата» царя Михаила Романова, в которую вошли наиболее талантливые скоморохи. А в 1629 году среди них появился первый известный в истории учитель танцев на Руси- Иван Лодыгин. Однако, в средние века усиливающиеся влияние церкви негативно сказывается на народном творчестве. Видя в народных танцах и песнях пережитки  язычества,  церковь называла их сатаническими и угрожала всякими бедами и наказаниями в аду музыкантам, танцорам, певцам. В 1648 году под влиянием церкви царь Алексей Михайлович издает указ о преследовании скоморохов. Однако, несмотря на притеснения и угрозы, тяжелую жизнь, не остановилось развитие талантливого русского народа.

Наряду со скоморошеством существовал народный профессиональный и самодельный театр. Этот театр пережил скоморошество и, как и их искусство он тяготел к простым, четким приемам: в ходу были резкий, размашистый жест, громкое пение, удалая пляска. Многие из этих видов дожили до XX века и, не смыкаясь с балетным театром прямо влиял на него опосредованно - через музыку, живопись, через опыт хореографов и искусство русских танцовщиков.

К XVII веку начала складываться система сценического танца с разделением на классический и характерный.

Характерный танец - это одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В XVII-XIX веках термин «характерный танец» служило определение танца в характере, образе. Такой вид танца был распространен в интермедиях, персонажами которых являлись ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и т.д. Характерный танец обогащается движениями и жестами, специфичными для той или иной социальной группы, а законы композиции соблюдались не так строго как в классическом танце.

Также в XVII веке усилился процесс экономического, политического и культурного подъема России как могучей национальной державы. Расширялись международные отношения Родины, росли ее культурные связи с зарубежными государствами [24].

Русские дипломаты и купцы, просто вольные путешественники знакомились с театром Запада. Балет вызывал особый интерес потому, что язык музыки, танца и пантомимы доступен каждому. Привлекала пышность балетных зрелищ: смена декораций, выезды всевозможных персонажей на разукрашенных колесницах, роскошь костюмов и т.д. Подобные зрелища могли прославить могущество централизованного Российского государства. В 1673 году в подмосковном селе Преображенском был поставлен «Балет об Орфее и Эвредике».Балет того времени был синкретичен, т.е. включал кроме танца и пантомимы пение и декламацию.

Летние увеселения носили название «гуляний» (в разных местностях их называли по-разному;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.114 с.)