Пути развития медицинских информационных технологий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути развития медицинских информационных технологий.



Попытки автоматизации работы лечебных учреждений начались в конце 70-х — начале 80-х годов с разработок автоматизированных ра­бочих мест (АРМ) врачей, деятель­ность которых была связана с трудо­емкими математическими расчета­ми,— в основном в отделениях функциональной диагностики (на­пример, АРМ врача ультразвуковой сосудистой допплерографии).

Еще одно направление по внедрению вы­числительной техники в медицин­скую практику было связано с авто­матизацией управленческих и адми­нистративных функций (формиро­вание реестров пациентов, бухгал­терско-экономические программы и т. п.). Некоторые крупные медицин­ские центры, в основном в США, пытались разработать «интеллектуальные» программы, позволяющие установить диагноз или сузить круг заболеваний при дифференциаль­ной диагностике или определить ми­нимальный набор диагностических тестов (например, экспертная систе­ма постановки диагнозов Internist).

Причем все три направления автоматизации существовали и развивались независимо друг от друга, ориентируясь на различные требования и стандарты в разных лечебных учреждениях.

С другой стороны, укоренившийся у врачей взгляд на ком­пьютеры как на очень мощные калькуляторы и средст­ва, заменяющие пишущие машинки, отнимающие у врача время, требую­щие специфических знаний для об­щения с ними и т. п. затрудняет вне­дрение систем автоматизации в ме­дицину.

Надо сказать, что к этому суще­ствует ряд серьезных объективных причин:

громоздкость обычных компью­терных интерфейсов (вводить текст и делать пометки часто гораздо бы­стрее в бумажном документе или стандартной форме);

сила традиций во врачебной прак­тике (работа с бумажными докумен­тами, неприятие информационных безбумажных технологий);

юридические особенности прак­тической медицины (необходимость визирования и личной подписи до­кументов, отсутствие законодатель­ства, регулирующего применение электронной подписи и т. п.);

недостаточно развитая стандарти­зация медицинской терминологии (например, отсутствие единой и об­щепризнанной международной но­менклатуры лабораторных исследо­ваний);

расплывчатость понятия нормы как перечня параметров и конкрет­ных показателей, отражающих здо­ровье человека;

наличие различных школ, оперирующих одними и теми же понятиями, но применяющих различную тер­минологию (например, респиратор­ный дистресс-синдром взрос­лых, син­дром шоко­вого легкого, постперфузионный легоч­ный синдром, синдром влажных легких обозначают одно патологическое со­стояние);

зачаточность процедур обмена ме­дицинскими данными (люди могут посещать различные лечебные учре­ждения, находящиеся на значитель­ном территориальном удалении), что не способствует концентрации информации о пациенте с целью по­лучения наиболее полной картины состояния здоровья.

 

Именно широкое внедрение информационных технологий в лечебную практику может обеспечить возможности, позволяющие осво­бодиться от перечисленных недос­татков. Они обеспечивают следующие функции:

 

1. Предоставляют практикующему врачу всю полноту инфор­мации о пациенте, объ­единяя данные из историй болезни различных ле­чебных учреж­дений. Причем полнота этой информации должна прево­сходить ныне существующую бумажную исто­рию болезни за счет хранения гра­фической и видеоин­формации (рентгеновские снимки, ультразвуковые картины, кривые функциональных исследова­ний и т. п.).

 

2. Освобождают практикующего врача от рутинной бумажной рабо­ты, но не за счет замены ее на не ме­нее рутинную работу с клавиатурой, а путем использования возможно­стей компьютера по обработке ин­формации для формализованного ввода данных врачебного осмотра, автоматизированного составления выписок, заключений и т. п. Это не­маловажно, если учесть, что по дей­ствующим нормативам на прием од­ного пациента врачу поликлиники отводится от 8 до 12 минут, причем около 50% этого времени уходитна оформление истории болезни.За это время врач должен осмотреть человека, поставить диагноз, назначить лечение, а также сделать записи в карте и в своей документации. Конечно, этого времени на полноценное обслуживание пациента, а также заполнение бумаг недостаточно.

 

3. Обеспечивают оперативность по­лучения и обработки информации. Возможность практически без задер­жек получить, сопоставить и проанализировать требуемые данные, что снизит возможность дублирова­ния исследований и сузит их круг.

 

4. Автоматизируют формиро­вание отчетов, что приведет к очень большой экономии времени, кото­рое в огромном дефиците, а центра­лизованное ведение нормативно-справочной информации (класси­фикаторы, справочники и т. п.) поз­волит всему персоналу пользоваться единой терминологией.

5. Создадут единое информацион­ное пространство, обеспечивающее централизованное обслуживание, хранение, корректировку, анализ информации, имеющейся у мно­жества медицин­ских учрежде­ний, террито­риально уда­ленных друг от друга. На­пример, нали­чие у пациента»на руках» не­коего носителя информации с его историей болез­ни (смарт-карты и т. п.) позволит сэкономить время на получение данных об­следования и лечения в других мед-учреждениях, а в некоторых случаях и правильно назначить лечение (на­пример, если пациент доставлен в бессознательном состоянии).

Эти функ­ции обеспечивают такое повыше­ние возможностей врачей, которое в конечном итоге дает увеличение эффективного времени на работу с пациентом, сокращение числа ошибок в диагностике и назначе­нии лекарств, рациональный объем необходимых обследований и про­цедур, а это, в свою очередь, ис­ключает необоснованные повтор­ные обследования.

Широкое использование Internet в медицинских информационных системах открывает еще более широкие возможности для улучшения качества медицинского обслуживания. Это позволяет создать информационное пространство, содержащее опыт лечения различных заболеваний, анализировать динамику развития заболевания при различных методиках лечения, постановку диагноза, основываясь на опыте накопленных историй болезней, получать наиболее полную информацию о пациенте.

Роль информационных технологий в медицине

Несомненно, внедрение ИТ в сферу здравоохранения позволит решить сразу несколько крупных проблем отечественной медицины:

  • снизит затраты времени на «бумажную» работу и отчётность,
  • соответственно, увеличит время на основную работу врача: диагностику и лечение,
  • предоставит доступ к полной и всесторонней истории болезни пациента. Составление электронных карточек болезни позволит каждому работнику системы здравоохранения моментально получать полную информацию обо всех болезнях и травмах пациента, отслеживать изменения таких показателей как ЧСС, АД, уровень гемоглобина или сахара в крови, иметь представления, какие препараты принимает больной и насколько они эффективны в конкретном случае. Это особенно удобно, если человеку срочно требуется медицинская помощь в другом городе (например, его сбила машина и он находится в коме), и нет никакой возможности узнать вышеперечисленную информацию.
  • откроет быстрый доступ к специализированным знаниям,
  • позволит консультироваться с коллегами относительно неоднозначных случаев,
  • обеспечит международный обмен опытом, что является отличным способом повышения качества медобслуживания.

 

Помимо решения исключительно медицинских задач, применение информационных технологий в медицине способствует оптимизации управления учреждением здравоохранения, дистанционному обучению медработников и обмену опытом, связи с пациентами и экстренное оказание помощи в онлайн режиме, контролю за наличием лекарственных препаратов и других материалов на складах аптек и так далее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.005 с.)