Уровни звука и звукового давления до и после применения перегородки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни звука и звукового давления до и после применения перегородки



Рабочее место

Уровни звукового давления в октавных полосах частот, дБ

Уровень звукового давления, дБА

 

63 125 250 500 1000 2000 4000 8000
Уровень звука при отсутствии перегородки                  
Допустимое значение L доп                  
Требуемое снижение шума Δ L тр                  
Уровень звука при применении перегородки                  
Фактическое снижение шума (при применении перегородки)                  

Содержание отчета

1. Цель работы.

2. Краткое содержание производственного шума.

3. Схема лабораторной установки.

4. Таблица, заполненная по указанной форме.

5. Графическое изображение спектра шума и эффективности установки звукоизолирующей перегородки.

6. Анализ результатов и выводы.

 

Контрольные вопросы

1. Какие параметры характеризуют шум?

2. Классификация шума в зависимости от частоты. Спектр шума.

3. Что такое октава?

4. Чему соответствует чувствительность характеристики «А» шумомера?

5. Классификация шума по временным характеристикам.

6. Характеристика и нормы шума на рабочих местах.

7. Методы измерения шума.

8. Средства и методы коллективной защиты от шума.

9. Средства индивидуальной защиты от шума.

10. Характеристика звукоизолирующих конструкций.

 

Лабораторная работа 6

«Исследование звукоизолирующего кожуха»

Цель лабораторной работы - ознакомить студентов с теорией производственных шумов, физической сущностью и инженерным расчетом звукоизоляции, с приборами для измерения шума, нормативными требованиями к производственным шумам, провести измерения шума объекта, оценить эффективность мероприятий по снижению шума звукоизолирующим кожухом.

 

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1.1. Физические основы снижения шума кожухами

Способы снижения шума работающего оборудования или защита обслуживающего персонала от возникающего шума без каких-либо существенных конструктивных изменений машины относится к числу пассивных строительно-акустических способов борьбы с шумом. Наиболее распространено применение звукоизолирующих кожухов, полностью или частично закрывающих машину.

Этот способ защиты от шума является более действенным, чем другие строительно-акустические способы (применение звукопоглощающих облицовок, экранов, выгородок и т.п.), поскольку он предполагает достижение эффекта снижения шума на любую требуемую величину даже в непосредственной близости от источника шума.

В низкочастотном диапазоне, когда длина волны в воздухе велика, звук легко огибает препятствие, а звукопоглощение может быть реализовано при помощи поглотителей резонансного или мембранного типа, имеющих достаточно большие размеры; кожухи – практически единственные средства снижения шума. Для повышения эффективности применения кожухов их внутренние поверхности должны быть облицованы звукопоглощающими материалами.

 

1.2. Пути проникновения шума через кожухи

Звукоизолирующий кожух машины представляет собой всесторонне замкнутую оболочку, внутри которой размещается источник шума. Идеальным конструктивным решением кожуха считается решение, при котором обеспечивается полная герметичность. В этом случае величина требуемой звукоизоляции стенок R трможет быть определена по эмпирической формуле:

                         (1)

где DL 1эфтр– требуемая величина снижения уровня звукового давления кожухом в расчетной точке с источником шума, дБ; S к площадь поверхности кожуха, м2; S доп – площадь воображаемой поверхности, вплотную окружающей источник шума.

Реальные конструкции кожухов весьма далеки от идеала, так как в условиях их эксплуатации герметичность замкнутого пространства нарушается из-за необходимости подводки внутрь кожуха трубопроводов, устройства каналов для прохода воздуха и отвода избыточного тепла, смотровых окон и открывающихся дверей. Кроме того, наличие обязательных стыковых соединений, неизбежно сопровождающихся щелевыми отверстиями и неплотностями, также ведет к усложнению конструктивных решений и значительным трудностям при попытках обеспечить выполнение требований формулы (1).

Рассмотрим на примере кожуха машины (рис. 1) наиболее характерные из путей проникновения шума в защищаемое помещение.

 

Рис. 1. Возможные пути передачи звука через кожух машины

 

Основным путем передачи звука в защищаемое помещение является путь, обозначенный на рис. 1 символом А передача через ограждающую конструкцию. Величины снижения проникающих уровней определяются потерями на звукоизоляцию и могут достигать в зависимости от спроектированной конструкции ограждения значений:

                            (2)

где R – звукоизолирующая способность ограждающей конструкции кожуха, дБ,определяется по формуле (1);  – площадь поверхности кожуха, м2;  – эквивалентная площадь звукопоглощения в пространстве под кожухом;  – средний коэффициент звукопоглощения в пространстве под кожухом;  – суммарная площадь поверхностей, находящихся под кожухом, включая поверхность кожуха.

Наличие технологически необходимых отверстий или неплотностей в кожухе или отдельных его деталях приводит к интенсивной передаче воздушного звука по путям, обозначенным на рис.1 символами Б12, Б3. Еще одним путем передачи звука из-под кожуха машины в помещение является передача структурного звука в местах соприкосновения изолируемой машины с фундаментом или полом помещения (Г1)либо звука, непосредственно излучаемого выступающими деталями машины (Г2), излучение кожухом звука, проникающего в его стенки при жестком опирании на корпус (В3), пол или фундамент машины (В1)или соприкосновении с выступающими деталями машины (В2).Если первый из рассматриваемых путей передачи звука (А)зависит только от конструктивного решения стенок кожуха, то два других требуют выполнения ряда дополнительных операций по устранению возможностей проникновения шума в помещение этими путями, например, установки в местах выхода отверстий специальных глушителей шума или опирание кожуха на ограждающие конструкции через упругие прокладки.

 

1.3. Расчет снижения шума кожухом

Эффективность применения кожуха в каждом конкретном случае зависит от многих факторов и в первую очередь от правильного акустического расчета, который обычно выполняется для всех восьми октавных полос нормируемого диапазона частот от 63 до 8000 Гци включает следующие этапы:

– определение шумовой характеристики, т.е. уровней звуковой мощности в октавных полосах частот, излучаемых машиной;

– выбор расчетных точек;

– определение допустимых в соответствии с санитарными нормами уровней звукового давления в расчетных точках;

– определение требуемого снижения уровней звукового давления в каждой октавной полосе частот;

– определение требуемой звукоизоляции стенок кожуха и отдельных его элементов (смотровые окна, дверки, люки, вентиляционные отверстия);

– конструктивное решение кожуха с учетом возможного снижения его эффективности из-за неизбежного присутствия открытых проемов.

Рассмотрим более подробно каждый из этапов.

 

1.3.1. Шумовые характеристики машины

Для проведения акустического расчета кожуха на первом этапе требуется определить шумовые характеристики изолируемой машины: уровень звуковой мощности L ри уровень звукового давления L в расчетной точке. Уровень звуковой мощности может быть установлен по паспорту на данную машину или по каталогу шумовых характеристик, а уровень звукового давления в расчетной точке с учетом особенностей и акустических характеристик помещения, где установлена машина, вычислен по формулам:

– для соразмерных помещений (отношение наибольшего размера D к наименьшему G не превосходит 5;Н – высота помещения)

                               (3)

где П – вклад прямого звука для дальнего поля (при r ≥ 2 lmax), ; Ф фактор направленности источника (при грубой оценке уровня шума, создаваемого источником с неизвестным Ф,источник считают ненаправленным Ф = 1);   – полный пространственный угол (в стерадианах), в который излучается звук для ближнего поля (при ); , S – площадь (м2) воображаемой поверхности правильной геометрической формы (параллелепипед, полуцилиндр), окружающей источник, повторяющей (упрощенно) его форму и проходящей через точку наблюдения;

– для несоразмерных помещений (плоских , ;длинных D / H > 5, G / H < 4)

                        (4)

где α – средний коэффициент звукопоглощения; H и G – высота и ширина помещения, м; J (α, ρ)–функция, описывающая поле отраженного звука в несоразмерных помещениях.

 

1.3.2. Требуемое снижение уровней звукового давления

Конструктивное решение кожуха изолируемой машины во многом определяется значением величины требуемого снижения уровней звукового давления в расчетных точках. Именно эти значения величин позволяют устанавливать основные исходные данные для последующего проектирования кожуха: звукоизоляцию его стенок, размеры, форму, способ установки и вид звукопоглощающей облицовки внутренней поверхности кожуха.

В зависимости от выбранной расчетной точки требуемая величина снижения уровней звукового давления может быть определена двумя различными способами. Если расчетная точка выбрана на рабочем месте около изолируемой машины на расстоянии r 0от геометрического центра источника шума, то требуемое снижение   Δ L тр кожможет быть вычислено по формулам:

                     (5)

                                       (6)

где L р- октавный уровень звуковой мощности шума, излучаемого машиной до установки на нее кожуха, дБ; L доп - допустимый по нормам уровень звукового давления в октавных полосах, дБ; L - средний уровень звукового давления в октавных полосах частот, определенный на рабочем месте, дБ; S - площадь (м2) воображаемой поверхности правильной геометрической формы, окружающей машину и проходящей через расчетную точку (если расстояние от геометрического центра источника шума r 0до расчетной точки больше удвоенного максимального размера источника шума, то величина S может быть принята ≈ 2π r 02 ).

При выборе расчетной точки на расстоянии r > r 0 значения Δ L тр кожмогут быть вычислены по известным шумовым характеристикам L ри L,описываемым формулами (3) и (4) (с учетом акустических характеристик помещения).

 

1.3.3. Требуемая звукоизоляция стенок кожуха

Требуемая звукоизоляция сплошного герметичного кожуха, полностью закрывающего машину, вычисляется по формуле (1). Чтобы обеспечить требуемую величину звукоизоляции, конструкция стенки кожуха должна быть выбрана вполне определенно с учетом результатов предварительного расчета. Частотную характеристику изоляции воздушного шума плоской тонкой ограждающей конструкции кожуха из металла, стекла и других подобных материалов можно определить по формуле:

                           (7)

где R 1– собственная звукоизоляция тонкой стенки кожуха, дБ; Δ R 1 влияние ребер жесткости (стыковых соединений) пластин, дБ;Δ R 2 увеличение звукоизоляции при применении демпфирующего покрытия пластин, дБ;Δ R 3– увеличение звукоизоляции за счет внутренней звукопоглощающей облицовки, дБ;Δ R 4 влияние технологически необходимых отверстий, дБ.

 

1.3.4. Эксплуатационные требования к звукоизолирующим кожухам

Звукоизолирующие кожухи предназначены для создания благоприятных условий труда, повышения его производительности. Высокая изоляция и успешное применение их на производстве возможны лишь при учете ряда эксплуатационных требований. Кожух не должен затруднять осуществление технологических процессов, снижать качество продукции, затруднять работу оператора, а в отдельных случаях может быть принадлежностью оборудования, выполняя ряд функций и одновременно удешевляя борьбу с шумом.

Выбор конструктивного решения и отдельных узлов кожуха определяется рядом факторов: наличием свободного места сверху или сбоку от машины, необходимостью доступа к отдельным узлам или машине в целом, возможностью снижения шума путем звукоизоляции отдельных узлов, возможностью использования модульных (унифицированных) элементов.

Конструкция кожуха должна обеспечивать возможность визуального наблюдения оператора за работой машины и показаниями контрольных приборов посредством устройства достаточно больших смотровых окон с соответствующей звукоизоляцией. Если до установки кожуха оператор контролировал рабочий процесс и техническое состояние оборудования по слуху, то теперь он может использовать для этой цели технологические или специально сделанные в удобных местах небольшие отверстия. Если указанный путь невозможен, то потребуется либо использование специальной звукоусилительной системы с микрофонами, расположенными вблизи контролируемых узлов и громкоговорителей на рабочем месте, либо применением альтернативных систем контроля с соответствующими датчиками. Для обеспечения тепловлажностного режима может потребоваться система вентиляции.

Оператор должен иметь доступ для регулирования процесса, желательно устройство системы дистанционного управления и контроля или хотя бы дистанционной аварийной установки.

Конструкция кожуха должна быть устойчива к действию выделяющихся при работе машины веществ, газов, пыли, конденсата. Жидкость и пыль могут засорить поверхность звукопоглотителя и намного ухудшить его эффективность. Следует учитывать требования пожарной безопасности, используя негорючие (НГ)или слабогорючие (Г1)материалы; внутри кожуха могут быть установлены датчики дыма и температуры.

Порядок выполнения лабораторной работы

1. Подключить стенд к электросети, с помощью тумблеров включить освещение внутри стенда.

2. Снять со стенда все средства звукоизоляции и звукопоглощения (звукопоглощающий кожух, звукоизолирующие перегородки, звукоизолирующий кожух). Установить микрофон из комплекта ВШВ - 003на подставке в правой камере стенда.

3. Подключить к стенду генератор сигналов. Установить такую амплитуду синусоидального сигнала, при которой уровень звукового давления на частоте 250 Гц, измеренный шумомером BШB - 003, находился бы в пределах от 90 до 100 дБ.

4. С помощью шумомера ВШВ - 003 измерить уровень звукового давления L 1на частотах 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц. Результаты измерений занести в табл. 1.

5. Накрыть решетку громкоговорителя звукоизолирующим кожухом без груза и повторить измерения уровня звукового давления L кож на тех же частотах. Результаты занести в табл. 1.

6. Навинтить на ось звукоизолирующего кожуха груз и повторить измерения L кож гр на тех же частотах. Результаты измерений занести в табл.1.

7. После выполнения лабораторной работы отключить генератор и шумомер от сети. Выключить освещение помещений, отключить стенд от электросети.

8. Составить отчет о лабораторной работе, в котором провести сравнение результатов замеров уровней звукового давления (табл. 1) с допустимыми значениями L доппо ГОСТ 12.1.003-83 (табл.2) путем построения графиков зависимости уровня звукового давления от частоты L = f (f).

Таблица 1

Результаты измерений

Обозначение

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

Уровень звуко- вого давле-    ния, дБА

63 125 250 500 1000 2000 4000 8000
L 1                  
L кож                  
L кож гр                  

 

Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.047 с.)