Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика работы с видеоматериалами
Карты, картины, таблицы относятся к статическим элементам наглядности. Но в распоряжении учителя есть и ди намичные пособия, которые открывают дополнительные дидактические возможности. Таковыми являются видеоматериалы, заменившие распространенные в советское время учебные кинофильмы и телепередачи. К сожалению, находящаяся в настоящее время в распоряжении учителя подборка видеофильмов крайне невелика. Специальных учебных фильмов, рассчитанных на восприятие учащихся начальной школы, практически нет. Учителю приходится восполнять этот пробел самому. В ход могут идти записи телевизионных познавательных передач, фрагменты художественных фильмов по исторической тематике и даже мультфильмов, любительские видеосъемки, сделанные в ходе экскурсий самими учениками и учителем, видеозаписи творческих работ учащихся (спектакля, конкурсов и т. д.). Со временем видеотека для начальной школы будет пополняться специально созданными фильмами. Но учитель уже сейчас должен владеть методикой работы с видеоматериалами. На первый взгляд кажется, что работать с видео очень легко. Действительно, стоит только включить видеоплеер — и всё! Но опыт показывает, что это совсем не так. Дети рады каждому видеопросмотру, организованному в ходе урока. Нерадивым ученикам кажется, что они получают «законную» возможность отдохнуть от учебы и развлечься; ученики старательные ожидают увидеть что-то интересное. Все ждут некоего захватывающего зрелища и расслабляются, как перед просмотром обычного художественного фильма. Но учебный фильм — не блокбастер. Он максимально информативен и зачастую совсем не развлекателен, для его просмотра требуется концентрация внимания и напряженная мыслительная активность. К тому же воспроизводимая в фильме историческая действительность сама по себе сложна для неподготовленного детского восприятия, требует большого напряжения. И выходит, что реальность не оправдывает детских (и учительских) ожиданий; просмотр фильма из праздника превращается в довольно утомительное занятие. Учебный фильм обладает повышенной информационной плотностью: в нем сконцентрирована и динамическая визуальная, и звуковая, и текстовая (титры) информация. Для ее восприятия учащийся должен быть хорошо подготовлен.
Учитель может использовать для просмотра как весь фильм (в начальной школе только в том случае, если его сюжет увлекателен; например, отечественные мультфильмы о Куликовской битве, подвигах Геракла, путешествиях Ясона и т. д.), так и отдельные его части, сопровождая их комментариями. Кроме того, отдельные кадры показываются без звукоряда, который заменяется учительским объяснением. При подготовке класса к восприятию видеоматериалов важно создать ситуацию осознанного ожидания, пробудить интерес к тому, что предстоит увидеть, мобилизовать внимание. Учитель может: а) анонсировать будущий просмотр; б) поставить вопрос или несколько вопросов, на которые учащиеся смогут найти ответы в фильме. Вопросы будут своеобразным планом для последующей после просмотра беседы, их не должно быть много, их формулировка должна быть краткой, чтобы учащиеся легко могли удержать их в памяти. Хорошо, если вопросы взаимосвязаны между собой и служат задачам выявить причину, проследить ход события, уяснить результат. Можно поставить вопросы, связанные с оценкой фильма (что понравилось, что не понравилось, почему?); в) дать учащимся задания: составить план фильма; выделить наиболее яркие факты, которые они опишут в письме своему другу; подготовить идеи для рекламного листа или афиши; выбрать материал для будущей сценки или интервью по изучаемой теме и т. д. После просмотра важно обсудить увиденное, обменяться впечатлениями (беседа, дискуссия, письменная работа воспроизводящего, преобразующего или творческого характера). Обсуждение сюжетного видеоматериала включает: а) выявление конкретного содержания видеоматериала, его сюжетной линии, выяснение эмоционального воздействия (т. е. о чем был фильм и чем он понравился или не понравился); б) установление причинно-следственных связей в развитии сюжета, выяснение мотивов поведения действующих лиц (почему они поступили так, а не иначе?). Последнее дается младшим школьникам с большим трудом, и учителю предстоит отдельная работа в этом направлении: необходимо постепенно сформировать понимание — важно не только что делает человек, но и почему он так поступает. Для этого нужно обратить внимание на характеры действующих лиц, условия, в которых происходит действие, и т. п.;
в) оценка героев (чем они обратили на себя внимание зрителей, чем понравились и т. п.); г) обобщение: что нового узнали школьники об историческом прошлом; каким образом то, что они узнали, связано с жизненным опытом учащихся; д) уточнение знаний учащихся об исторической действительности, углубление их оценочных суждений. Предлагая вниманию школьников начальных классов видеоматериалы, учитель должен помнить, что: 1) нельзя допускать, чтобы просмотр видеоматериалов носил только развлекательный характер и школьники смотрели фильм бездумно; 2) необходимо тщательно продумать методику видеоурока; 3) в начальной школе просмотр сюжетного фильма не должен превышать 20 мин, документального — 5-10 мин. ► Вопросы и задания 1. Какие видеоматериалы могут быть использованы на уроке истории, с какой целью? 2. Выделите отличительные особенности видеофильма по сравнению с другими средствами обучения. 3. Как подготовить учащихся к восприятию видеофильма? 4. Как активизировать знания учащихся, полученные при просмотре видеофильма? 5. Сколько времени может быть отведено на просмотр видеофильма в начальной школе?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.54.128 (0.01 с.) |