Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
При президенте Российской Федерации»Стр 1 из 7Следующая ⇒
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Ивановский филиал РАНХиГС
Направление подготовки – 40.03.01 Юриспруденция Образовательная программа – «Государственно – правовой профиль» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Конституционное право» На тему «Институты непосредственной демократии в Российской Федерации»
Автор работы: студентка 2 курса, группы ДЮ - 19/2 очной формы обучения Ф.И.О Цепелева Диана Александровна подпись_________________________ Научный руководитель курсовой работы: к.ю.н., доцент кафедры конституционного и муниципального права, Газаева Анна Ахматовна Подпись_________________________
«___» _________________20____г.
Иваново 2020г. Оглавление С. Введение...................................................................................................... 3 1. Теоретические подходы к пониманию института непосредственной демократии...................................................................................................................... 5 1.1. Понятие и сущность института непосредственной демократии в теории конституционного права.......................................................................... 5 1.2. Сравнительный анализ теоретических подходов к пониманию институтов непосредственной демократии................................................................. 9 2. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии в РФ.................................................................................................................... 12 2.1. Нормативно-правовые основы институтов непосредственной демократии в РФ................................................................................................................. 12 2.2. Практика реализации институтов непосредственной демократии в РФ 21 Заключение............................................................................................... 25 Список источников................................................................................. 27
Введение «Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами... не участвующими в голосовании.» Дж. Натан[1] Актуальность настоящего исследования обусловлена непосредственно тем, что, согласно статье 1 Конституции, Российская Федерация – это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Становление демократического общества в России сопровождалось и сопровождается до сих пор развитием народовластия и институтов участия населения в управлении делами государства и решении вопросов местного значения, то есть институтов непосредственной демократии.
Конституцией также в статье 3 закрепляется, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Кроме того, часть 3 названной статьи гласит о том, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Тема является актуальной, в связи с тем, что развитие институтов непосредственной демократии напрямую влияет на государственную власть и местное самоуправление, обеспечивая их стабильное, устойчивое развитие. Целью данной работы является рассмотрение различных теоретических подходов к пониманию сущности понятия институт непосредственной демократии, а также установление основ правового регулирования институтов непосредственной демократии в РФ. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: · рассмотреть понятие и сущность института непосредственной демократии с точки зрения различных конституционалистов; · провести сравнительный анализ подходов к пониманию понятия и сущности института непосредственной демократии; · ознакомиться с нормативной базой, устанавливающей правовые основы институтов непосредственной демократии в РФ; · обобщить практику реализации институтов непосредственной демократии в РФ. В качестве объекта исследования выступают институты непосредственной демократии. Предметом исследования служат институты непосредственной демократии в РФ. Степень разработанности темы. На современном этапе теоретически данная тема разработана все еще недостаточно. В соответствующей литературе ученые-юристы до сих пор не пришли к общему понятию института непосредственной демократии. Научные работы и публикации таких авторов, как В.Н. Руденко, В.В. Комарова, М.А. Бучакова, Т.Е. Грязнова, В.В. Пылин, М.М. Курячая, Е.С. Шугрина, С.А. Авакьян и других составляют теоретическую базу исследования. Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, ФКЗ «О Референдуме РФ», ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования были использованы такие методы: системный анализ при изучении специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, сравнение различных точек зрения, обобщение материалов исследования, был также использован диалектический метод. Научная новизна представленной работы состоит в попытке комплексного анализа и обобщения различных точек зрения на сущность понятия института непосредственной демократии, а также рассмотрении основных НПА, регулирующих порядок реализации прямого волеизъявления народа. Заключение
Изучив предложенную тему «Институты непосредственной демократии в РФ», мы пришли к определенным выводам. Во-первых, необходимо отметить, что на настоящий момент нет какого-либо одного общепринятого, всеми признанного определения понятия института непосредственной демократии. Ученые-юристы до сих пор не пришли к какому-либо консенсусу по данному вопросу. Однако нам наиболее точной и разумной показалась концепция В.Н. Руденко. В связи с данным фактом, нам представляется важным обозначить сложившуюся у нас в ходе исследования позицию относительно института непосредственной демократии в РФ. Так, им можно назвать совокупность непосредственно связанных с принятием народом обязательно-властного решения, а также взаимосвязанных между собой однородных отношений, направленных на урегулирование какого-либо государственного значимого вопроса, либо вопроса регионального или местного значения, а также регламентированных Конституцией РФ, ФКЗ «О Референдуме РФ», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и другими. В ходе исследования мы также пришли к выводу о том, что обстановка в РФ с практикой реализации народом своего волеизъявления посредством институтов непосредственной демократии не столь позитивна как хотелось бы. Демократические начала развиты не в полной мере. Институты непосредственной демократии несильно востребованы в обществе. Данный факт, как нам представляется, связан, прежде всего, с рядом факторов: · несовершенством законодательства в данной области; · слабостью гражданского общества в отстаивании своих проблем, детерминированным рядом социальных, политических, экономических и культурных причин; · стремлением органов публичной власти к авторитарности, их нежеланием вступить в диалог с населением; · особенностями российского менталитета, подразумевающего достаточно низкий уровень политико-правовой культуры россиян, который, в свою очередь, влечет к абсентеизму и недоверию органам власти. На настоящий момент сложно предсказать, каким образом сложится развитие институтов непосредственной демократии в дальнейшем. Однако для благополучного и успешного развития государству необходимо провести ряд реформаций:
· усовершенствовать законодательство, регламентирующее реализацию институтов непосредственной демократии, например, пересмотреть порядок выдвижения инициативы о проведении референдума, предусмотреть возможность властного решения для большего числа местных институтов непосредственной демократии; · принимать меры по повышению уровня политико-правовой грамотности населения; · повышать общий уровень жизни населения с целью активизации гражданского общества и т.п. Данные меры могут поспособствовать увеличению востребованности у населения институтов непосредственной демократии. Дата окончания работы: 16.11.2020.
Библиографический список
Электронные ресурсы 21. Аналитические данные Левада-Центра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.levada.ru/. 22. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учебное пособие [Электронный ресурс]. - Москва. - 1998. Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-valentina-komarova/102217-fo... 23. Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: Учеб.-практ. пособие [Электронный ресурс] / В. В. Пылин. - СПб.: Юрид. центр пресс. - 2003. Режим доступа: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fiknigi.net%2Favtor-vladimir-pylin%2F97874-izbiratelnoe-i-referendumnoe-pravo-rossiyskoy-federacii-vladimir-pylin.html&cc_key=.
[1] Рухваров А.М. Избранные философские афоризмы: часть 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://proza.ru/2012/08/02/844. [2] Руденко В.Н. Методология исследования институтов прямой демократии в современном обществе // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2003. №4 (429). С. 41. [3] Цит. по: Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. Екатеринбург: УрО РАН. 2003. С. 95. [4] Цит. по: Бучакова М.А., Грязнова Т.Е. Институт непосредственной демократии в системе Российской государственности // Вестник ОмГУ. Серия. Право.. Правоведение. - 2013. №2 (35). С. 13. [5] Бучакова М.А., Грязнова Т.Е. Институт непосредственной демократии в системе Российской государственности // Вестник ОмГУ. Серия. Право. Правоведение. - 2013. №2 (35). С. 13. [6] Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учебное пособие. Москва. 1998. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-valentina-komarova/102217-fo... [7] Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. С. 91. [8] Шугрина Е. С. Муниципальное право: учебник. М.: Норма, 2010. С. 234. [9] Макаренко Л.А. Формы непосредственной демократии при осуществлении населением местного самоуправления // Научные тенденции: Юриспруденция: сб. науч. тр. по материалам XIII междунар. науч. конф. СПб.: Междунар. объединен. акад. Наук. 2018. С. 29.
[10] Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М. 2014. Т. 1. С. 389. [11] Выдрин И.В. Конституционное право России: учебник для бакалавров. М.: Юрлитинформ. 2015. С. 172. [12] Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. C. 110-111. [13] ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020) // «Российская газета», №202, 08.10.2003.
[14] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. [15] Пылин В.В. Избирательное и референдумное право РФ: Учеб.-практ. пособие/ В. В. Пылин. СПб.: Юрид. центр пресс. 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fiknigi.net%2Favtor-vladimir-pylin%2F97874-izbiratelnoe-i-referendumnoe-pravo-rossiyskoy-federacii-vladimir-pylin.html&cc_key=. [16] Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. C. 110-111. [17] Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.07.2004, №27, ст. 2710. [18] Там же. [19] Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.09.2020) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.2002, №24, ст. 2253. [20] ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [21] ФКЗ от 17.12.2001 №6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, №52 (1 ч.), ст. 4916. [22] Там же. [23] ФЗ от 10.01.2003 №20-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» // "Российская газета", №5, 15.01.2003. [24] «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // «Российская газета», №113, 18.06.1996, №114, 19.06.1996, №115, 20.06.1996, №118, 25.06.1996. [25] «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 1. [26] ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». [27] ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [28] Закон Республики Коми от 07.07.2006 № 65-РЗ (ред. от 04.07.2007) «О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми» // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 23.01.2007. № 1. ст. 4657. [29] Избирательный кодекс Белгородской области №182 (с изменениями на 10 июня 2020 года) // «Белгородские известия». специальный выпуск. 16.04.2005.
[30] Закон Новосибирской области от 07.12.2006 N 58-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новосибирской области» // «Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов». № 54. 8.12.2006. [31] Закон Пермского края от 13.03.2008 «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае» // «Российская газета». № 58. 19.03.2008. [32] Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.1996 № 21-П, от 07.06.2000 № 10-П, от 02.04.2002 № 7-П. [33] ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [34] ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [35] Там же. [36] См. например: Определения от 15 мая 2007 г. N 406-О-П, Определения от 6 марта 2008 г. N 214-О-П. [37] Курячая М.М. Право на референдум в системе публично-политических прав граждан Российской Федерации: монография / Курячая М.М. М.: Изд-во МГУ. 2006. С. 118.
[38] ФКЗ от 28.06.2004 №5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации". [39] Цит. по: Воробьева Е.И. Институт референдума в России: проблемы реализации // Развитие общественных наук российскими студентами. 2017. №6. С. 99. [40] Цит. по: Денисов Ю.В. Реализация непосредственной демократии в России // Вестник ЗабГУ. 2018. №3 (24). - С. 54. [41] Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». [42] Иналкаева К.С. Реализация избирательный прав граждан в Российской Федерации // Вестник Чеченского государственного университета. 2017. №2 (26). С. 156-157. [43] См.: Данные опроса Левада-Центра от 08.10.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.levada.ru/2020/10/08/regionalnye-vybory/ [44] Петухов Р.В. Доверие российского общества к органам местного самоуправления как проблема // Полис. Политические исследования. 2017. №6. С. 63. [45] Там же. С. 66. И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Ивановский филиал РАНХиГС
Направление подготовки – 40.03.01 Юриспруденция Образовательная программа – «Государственно – правовой профиль» КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Конституционное право» На тему «Институты непосредственной демократии в Российской Федерации»
Автор работы: студентка 2 курса, группы ДЮ - 19/2 очной формы обучения Ф.И.О Цепелева Диана Александровна подпись_________________________
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.139.162 (0.037 с.) |