Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида



Подготовительная группа

Воспитатель

Прайс Елена Анатольевна

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида

 


                                             

Г.

Цель:  

создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

- продолжать формировать представления детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне: знакомить с жилищем наших предков, с предметами быта, их назначением;

- закрепить в речи детей названия предметов ме­бели, кухонной утвари, народных музыкальных инструментов;

-развивать речевую активность детей, использовать в речи распространенные предложения, обогащать активный и пассивный словарь детей  исконно–русскими словами: предки, летопись, люлька, ухват, ручник, кичка и др.;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; творческие способности;

-воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа;  доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

 

Материал:

демонстрационный: мультимедиа; русский народный костюм, русские женские головные уборы, богатырский шлем; клубочек ниток; видеофильм «Как жили люди на Руси»; аудиозаписи древней славянской музыки, звучания музыкальных инструментов (балалайка, гусли, свирель, жалейка, скрипка);

раздаточный: дидактические игры - разрезные картинки “Быт и занятия славян”;карточки «Раньше и теперь»;

материал для экспериментирования: свекольный сок, морковный сок, отвар луковой шелухи, тарелочки, белые лоскуты ткани, прищепки.

Предварительная работа:

посещение мини-музея ДОУ «Русская изба»; рассматривание иллюстраций (слайдов) русской избы, народного костюма, обуви; чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о Родине, заучивание пословиц, поговорок, закличек;  рисование, лепка на тему народных художественных промыслов; проведение дидактических игр.  

Интеграция образовательных областей:

 познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое  

развитие, художественно-эстетическое развитие.

 

 

Организация деятельности детей:

I. Вводный этап

 Игра-закличка «Солнышко» (дети в кругу)

- Ребята, что необходимо человеку для хорошего настроения? (ответы детей: счастье, подарки, хорошая погода)

- Я предлагаю вам обратиться к самому солнышку с помощью старинной русской заклички:

Солнышко, солнышко, красное семенышко,

Выйди поскорее, будь к нам добрее!

Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка,

Сядь на пенек, погуляй весь денёк!

 

- Почувствуйте щекой тепло солнечных лучей! Почему вы улыбаетесь?                

                                                                                           (ответы детей)

Введение в тему

- Я хочу предложить вам разрезные картинки, собрав которые, мы сможем узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь.

 

Игра «Разрезные картинки» (дети, сидя на ковре)

(дети делятся на 3 группы, где им предлагается собрать три картинки: изба, русская печь, гусляры)

- Как вы думаете, о чем же у нас сейчас пойдет разговор? (о жизни на Руси, как жили в русской избе)

- Почему вы так решили? (рассуждения детей)

II. Основной этап

- Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы все вы знать могли о делах родной земли.

1. Просмотр видеофильма «Русская изба» (дети, сидя перед экраном)

- Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, по окончании которого вам необходимо рассказать, о чем он и что нового вы из него узнали?

(просмотр видеофильма, во время которого переодеваюсь в русский народный костюм и выхожу к детям)

Беседа с детьми

- О чем же фильм? Что нового вы из него узнали? (ответы детей)

- Вот и я преобразилась. Что это на мне? (русский костюм)

Проблемная ситуация (дети встали полукругом около стола)

- Внимательно посмотрите и скажите, костюм полный или чего-то в нем не хватает? (не хватает головного убора)

 

Замечают клубок ниток

- Что это? Для чего он нужен? Что вы можете рассказать о роли клубка ниток или веревки в древности? Как с помощью клубка находили дорогу? (писать не умели, карт не было, вот и завязывали узелки-знаки на веревочке, узлы были разные: каждый обозначал куда идти, сколько шагов сделать)

- Этот клубок поможет нам найти дорогу в избу.

- Дорога длинная, пока будем идти за клубочком,  поиграем в игру с приговорами, в которую играли наши предки:

Физминутка

Мальчики:

Мы работали, устали, (косят траву)
Только в праздник отдыхали – рубахи красны надевали, (показывают)
Пояском их подвязали.
Эй, подружки, выходите, (зовут движением руки)
На нас, нарядных, поглядите! (руки в стороны, выставляют ногу вперед)

Девочки:

А мы тоже наряжались, (руки в бока)
В хороводы собирались – губки красили морковкой, (показывают)
Угольком чертили бровки, щеки пудрили мукою и румянили свеклою.
Нас гулять ребята звали – сарафаны надевали, ленты в косы заплетали,
Лапти быстро надевали и скорей к парням бежали.

 

- Вот мы и пришли к избе.

 Как подать сигнал хозяевам, что мы пришли?     (постучаться)

 

5.Словарная работа

- Милости прошу, гости дорогие!   (дети прошли в избу и сели)

 

- По добру  ль доехали?  

- Гляжу на вас одежка справная. Я сама-то давеча хворала больно, да нынче оклемалася. Куда сами путь держите? Ой, дети, что со мной? На каком я языке заговорила? Вам были понятны все слова? Давайте попробуем объяснить смысл услышанных фраз (объяснения детей)

- Сейчас мы можем встретить устаревшие слова в сказках, книгах, рассказывающих об истории нашей страны. Я предлагаю послушать отрывок из одного произведения.

Беседа с детьми

-Для чего нашим предкам нужна была печь? (обогревали жилище, готовили еду)

- Как называли печь в народе и почему? («кормилицей», на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку; на печи можно было спать)

- Найдите в избе предмет, который был необходим при работе у печи? Для чего он служил? (ухват, доставать горячий горшок)

- С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для народных сказок.

- Какие вы знаете сказки, в которых говорится о волшебной печи? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению»)

- Рядом с печкой находилась люлька с младенцем. Как вы думаете, почему? (чтобы малышу было тепло)

 

Кот, котенька – коток.

Котя серенький хвосток,

Приди, котя, почевать,

Мою дитятку качать.

Уж как я тебе коту,

За работу заплачу.

Дам те кринку молока.

Дам те миску творога.

- Что означает слово почевать ?(ночевать)

-Какое ещё встретилось старинное слово? (дитятку)

Рисование «Украсим рушник»

- Украшали одежду цветными тканями. А чем ещё украшали одежду, рушники?  (вышивкой)

- Рассмотрите внимательно узоры, которыми наши предки украшали рушники. На что похожи узоры? (на солнышко, цветочки, листочки, ручейки, веточки)

- Вы правы, позаимствовали узоры наши предки-славяне у природы. Давайте мы тоже украсим рушник. Но иглой и цветными нитками нам послужат кисть и краски !     (дети рисуют)

- Славно потрудились!

-«Руки да душа – горница хороша». Как вы понимаете смысл этой пословицы?

III.Итог

- А вот и наша «Ложка-говорунья». У кого в руках окажется, тот и ответ держать будет:

- Что нового вы узнали сегодня?

-Предки наши были гостеприимными людьми. На столе всегда стояло главное угощение. А какое, вы узнаете, отгадав загадку: «На столе черная гора, а всем мила!» (хлеб)

-Есть ещё одно угощение, которое дошло до наших дней.

С маслицем, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки - … (блины)
                           -Угощайтесь на здоровье!                                       

Подготовительная группа

Воспитатель

Прайс Елена Анатольевна

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Детский сад № 47 «Теремок» комбинированного вида

 


                                             

Г.

Цель:  

создание педагогических условий, обеспечивающих формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

- продолжать формировать представления детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне: знакомить с жилищем наших предков, с предметами быта, их назначением;

- закрепить в речи детей названия предметов ме­бели, кухонной утвари, народных музыкальных инструментов;

-развивать речевую активность детей, использовать в речи распространенные предложения, обогащать активный и пассивный словарь детей  исконно–русскими словами: предки, летопись, люлька, ухват, ручник, кичка и др.;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; творческие способности;

-воспитывать интерес к изучению истории и традиций своего народа;  доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

 

Материал:

демонстрационный: мультимедиа; русский народный костюм, русские женские головные уборы, богатырский шлем; клубочек ниток; видеофильм «Как жили люди на Руси»; аудиозаписи древней славянской музыки, звучания музыкальных инструментов (балалайка, гусли, свирель, жалейка, скрипка);

раздаточный: дидактические игры - разрезные картинки “Быт и занятия славян”;карточки «Раньше и теперь»;

материал для экспериментирования: свекольный сок, морковный сок, отвар луковой шелухи, тарелочки, белые лоскуты ткани, прищепки.

Предварительная работа:

посещение мини-музея ДОУ «Русская изба»; рассматривание иллюстраций (слайдов) русской избы, народного костюма, обуви; чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о Родине, заучивание пословиц, поговорок, закличек;  рисование, лепка на тему народных художественных промыслов; проведение дидактических игр.  

Интеграция образовательных областей:

 познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое  

развитие, художественно-эстетическое развитие.

 

 

Организация деятельности детей:

I. Вводный этап

 Игра-закличка «Солнышко» (дети в кругу)

- Ребята, что необходимо человеку для хорошего настроения? (ответы детей: счастье, подарки, хорошая погода)

- Я предлагаю вам обратиться к самому солнышку с помощью старинной русской заклички:

Солнышко, солнышко, красное семенышко,

Выйди поскорее, будь к нам добрее!

Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка,

Сядь на пенек, погуляй весь денёк!

 

- Почувствуйте щекой тепло солнечных лучей! Почему вы улыбаетесь?                

                                                                                           (ответы детей)

Введение в тему

- Я хочу предложить вам разрезные картинки, собрав которые, мы сможем узнать, о чем же у нас сегодня пойдет речь.

 

Игра «Разрезные картинки» (дети, сидя на ковре)

(дети делятся на 3 группы, где им предлагается собрать три картинки: изба, русская печь, гусляры)

- Как вы думаете, о чем же у нас сейчас пойдет разговор? (о жизни на Руси, как жили в русской избе)

- Почему вы так решили? (рассуждения детей)

II. Основной этап

- Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы все вы знать могли о делах родной земли.

1. Просмотр видеофильма «Русская изба» (дети, сидя перед экраном)

- Я предлагаю вам посмотреть видеофильм, по окончании которого вам необходимо рассказать, о чем он и что нового вы из него узнали?

(просмотр видеофильма, во время которого переодеваюсь в русский народный костюм и выхожу к детям)

Беседа с детьми

- О чем же фильм? Что нового вы из него узнали? (ответы детей)

- Вот и я преобразилась. Что это на мне? (русский костюм)

Проблемная ситуация (дети встали полукругом около стола)

- Внимательно посмотрите и скажите, костюм полный или чего-то в нем не хватает? (не хватает головного убора)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.05 с.)