Типичные ошибки при выборе профессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типичные ошибки при выборе профессии



Ход урока

Вопросы:

Знаешь ли вы, кем были по профессии ниже перечисленные известные личности?”

1. А.П. Гайдар — командир полка Краевой Армии.

2. Н.В. Гоголь – канцелярский чиновник в департаменте (1829 г.)

3. А.С. Грибоедов — глава Русского посольства в Персии.

4. А.С. Грин — был учеником на пароходе; работал в рыбачьей артели; был добытчиком золота на Урале; был рядовым пехотного полка.

5. Н.М. Карамзин — историк.

6. М.Ю. Лермонтов — офицер гвардейского гусарского полка, участвовал в военных действиях на Кавказе в войне с горцами.

7. М.М. Пришвин — агроном, работал на опытной сельскохозяйственной станции, много путешествовал.

Профессия - род деятельности, требующий специальных знаний и опыта (врач, учитель, инженер и т.д.)

Специальность - более узкая область приложения физических и духовных сил в рамках той или иной профессии.

Например:

  • врач - терапевт, невропатолог и др.;
  • учитель - учитель истории, математики и др.;
  • инженер – механик, электрик.

Самоопределение - активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни.

Можно выделить:

  • профессиональное («кем быть?»: выбор профессии, способа и места обучения, пути профессиональной самореализации),
  • личностное («каким быть?»: выбор поведения, отношения к себе и к людям, пути личностного развития) и
  • жизненное самоопределение («как жить?»: выбор способа, стратегии, стиля жизни). Это разделение условно, эти три области самоопределения.

Профессиональное самоопределение - процесс принятия решений, касающихся профессионального развития.

Профессиональное самоопределение тесно связано с личностным самоопределением, при этом профессиональное самоопределение более зависит от внешних условий, а личностное самоопределение — от самого человека.

Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности. В течение карьеры человек вынужден будет совершать множество выборов. Мир профессий динамичен и изменчив (специалисты насчитывают около 7000 профессий, появляется множество новых профессий, каждый год происходит обновление примерно по 500 видам труда). В условиях рыночных отношений подход к проблеме профессионального выбора изменился: возможны крупные перемены, неоднократная смена профессии и социальных ролей.

От выбора профессии зависит благополучие человека. Как показывают исследования, удачно выбранная профессия повышает самоуважение человека, формирует его позитивный взгляд на себя, усиливает удовлетворенность жизнью, снижает риск физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и т.д. Именно поэтому выбор профессии является крайне важным шагом в жизни человека, выбирающего свой жизненный путь.

Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.

Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме — и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным — тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития.

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление»... При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью, с работой.

Выделяют несколько этапов профессионального самоопределениея на разных стадиях становления личности: (т.е. этапы варьируют в зависимости от социальных условий и особенностей развития личности.)

1 этап – это детская игра, в ходе игры ребёнок примеряет на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с ними поведения.

2 этап – подростковая фантазия – это когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

3 этап – захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста – это предварительный выбор профессии. На этом этапе разные виды деятельности сортируются и оцениваются в следующем порядке: - вначале с точки зрения интересов подростка; - с точки зрения способности; - с точки зрения системы ценностей.

4 этап – практическое принятие решения – выбор профессии.

Важно отметить, что выбор профессии зависит от трех объективных условий:

  1. социальное положение и материальное благосостояние семьи;
  2. уровень образования родителей;
  3. социальный престиж профессии.

Исследователи рассматривают профессиональное самоопределение в двух значениях.

С одной стороны, это деятельность самого выбирающего профессию (оптанта), направленная на профессиональное самопознание, поиск путей профессионального развития.

С другой стороны, это педагогическое руководство развитием учащихся как субъектами трудовой и будущей профессиональной деятельности. В этом значении профессиональное самоопределение составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифированных кадрах (И.К.Степаненков).

Факторы профессионального самоопределения учащихся

  • Потребности рынка, возможности трудоустройства по избранной специальности в будущем.
  • Профессиональная направленность: знания о профессиях, профессиональные намерения, убеждения, ценности, мотивы, интересы, способности и т.п.
  • Практическая «проба сил»: участие в разных видах трудовой или профессиональной деятельности.
  • Первичные потребности, задатки, темперамент, состояние здоровья и другие генетически обусловленные свойства личности.

- В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Вы, еще не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта, опыта принятия решений, уже сейчас должны определиться в столь важном вопросе.

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь себя от возможных ошибок, выбрать дело по душе.

Есть два способа выбора профессии: Вспомните и назовите пожалуйста какие это методы?

Первый - это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.

В настоящее время насчитывается более 40000 профессий, при этом 500 из них ежегодно исчезают (лакей, цирюльник, кучер) и почти столько же появляется новых. Приведите примеры? (марчендайзер, маркетолог, программист)

Многие профессии безвозвратно уходят в прошлое, другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, что тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки, постоянного повышения квалификации.

(Например: профессия учителя требует умения и желания постоянно учится, овладевать новыми техническими средствами обучения – компьютерами, оргтехникой, не только не отставать от учеников в знании техники, но и идти впереди)

Возможен другой путь: прежде всего, необходимо изучить самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым: свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотносить их со своими личностными особенностями. Только тогда выбор профессии будет вёрным и удачным.

Этот второй путь надо каждому пройти осознанно, разобраться в самом себе, ответив на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен? Где бы я хотел реализовать себя? Как я понимаю успех?»

Следовательно, чтобы овладеть профессией, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

Ответьте на вопросы кроссворда.

1. Профессия типа "человек - человек", связанная с высокой моральной ответственностью.

2. Профессия типа "человек - природа", требующая от специалиста глубоких знаний и высокого уровня квалификации.

3. Распространенная профессия типа "человек - знаковая система".

4. Профессия типа "человек - художественный образ".

5. Назовите профессию типа, не указанного в кроссворде. (человек – техника)

- Скажите ребята, а какие ошибки вы могли или боялись совершить при выборе профессии?

Варианты ответов:

А) выбор профессии за компанию;

Б) плохое различение школьного учебного предмета с профессией;

В) отношение к некоторым важным для общества профессиям как к недостойным;

Г) перенос отношения к человек на его профессию – подражание отцу, старшему товарищу, брату, знакомому.

Дерево ваших возможностей

- Перед вами схема вашей дальнейшей жизни в виде дерева:

Корни - это семья,

Ствол - школа, где вы получили первоначальное образование и трудовые навыки.

Ветви - это дороги, которые вы выбираете, и от того, по какой дороге вы направитесь, зависит ваша дальнейшая жизнь (колледжи, институт, курсы, временная работа, работа на "хозяина", криминал, попрошайничество, на иждивении у родителей, удачная женитьба, замужество).

Система профессиональной подготовки кадров (стр. 99)

Уровни подготовки Типы образовательных учреждений
Начальный Учебно-курсовые комбинаты, профессиональные лицеи
Средний Колледжи, техникумы, училища
высший Институты, университеты, академии, аспирантура, докторантура

Практическая работа;

Задание: Напишите в тетради наиболее важные требования, предъявляемые выбранной вами профессии. Обоснуйте свой выбор.

Задание сдать до 23.11.2020  17.00  

 

Ход урока

Вопросы:

Знаешь ли вы, кем были по профессии ниже перечисленные известные личности?”

1. А.П. Гайдар — командир полка Краевой Армии.

2. Н.В. Гоголь – канцелярский чиновник в департаменте (1829 г.)

3. А.С. Грибоедов — глава Русского посольства в Персии.

4. А.С. Грин — был учеником на пароходе; работал в рыбачьей артели; был добытчиком золота на Урале; был рядовым пехотного полка.

5. Н.М. Карамзин — историк.

6. М.Ю. Лермонтов — офицер гвардейского гусарского полка, участвовал в военных действиях на Кавказе в войне с горцами.

7. М.М. Пришвин — агроном, работал на опытной сельскохозяйственной станции, много путешествовал.

Профессия - род деятельности, требующий специальных знаний и опыта (врач, учитель, инженер и т.д.)

Специальность - более узкая область приложения физических и духовных сил в рамках той или иной профессии.

Например:

  • врач - терапевт, невропатолог и др.;
  • учитель - учитель истории, математики и др.;
  • инженер – механик, электрик.

Самоопределение - активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни.

Можно выделить:

  • профессиональное («кем быть?»: выбор профессии, способа и места обучения, пути профессиональной самореализации),
  • личностное («каким быть?»: выбор поведения, отношения к себе и к людям, пути личностного развития) и
  • жизненное самоопределение («как жить?»: выбор способа, стратегии, стиля жизни). Это разделение условно, эти три области самоопределения.

Профессиональное самоопределение - процесс принятия решений, касающихся профессионального развития.

Профессиональное самоопределение тесно связано с личностным самоопределением, при этом профессиональное самоопределение более зависит от внешних условий, а личностное самоопределение — от самого человека.

Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности. В течение карьеры человек вынужден будет совершать множество выборов. Мир профессий динамичен и изменчив (специалисты насчитывают около 7000 профессий, появляется множество новых профессий, каждый год происходит обновление примерно по 500 видам труда). В условиях рыночных отношений подход к проблеме профессионального выбора изменился: возможны крупные перемены, неоднократная смена профессии и социальных ролей.

От выбора профессии зависит благополучие человека. Как показывают исследования, удачно выбранная профессия повышает самоуважение человека, формирует его позитивный взгляд на себя, усиливает удовлетворенность жизнью, снижает риск физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и т.д. Именно поэтому выбор профессии является крайне важным шагом в жизни человека, выбирающего свой жизненный путь.

Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.

Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме — и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным — тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития.

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление»... При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью, с работой.

Выделяют несколько этапов профессионального самоопределениея на разных стадиях становления личности: (т.е. этапы варьируют в зависимости от социальных условий и особенностей развития личности.)

1 этап – это детская игра, в ходе игры ребёнок примеряет на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с ними поведения.

2 этап – подростковая фантазия – это когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

3 этап – захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста – это предварительный выбор профессии. На этом этапе разные виды деятельности сортируются и оцениваются в следующем порядке: - вначале с точки зрения интересов подростка; - с точки зрения способности; - с точки зрения системы ценностей.

4 этап – практическое принятие решения – выбор профессии.

Важно отметить, что выбор профессии зависит от трех объективных условий:

  1. социальное положение и материальное благосостояние семьи;
  2. уровень образования родителей;
  3. социальный престиж профессии.

Исследователи рассматривают профессиональное самоопределение в двух значениях.

С одной стороны, это деятельность самого выбирающего профессию (оптанта), направленная на профессиональное самопознание, поиск путей профессионального развития.

С другой стороны, это педагогическое руководство развитием учащихся как субъектами трудовой и будущей профессиональной деятельности. В этом значении профессиональное самоопределение составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифированных кадрах (И.К.Степаненков).

Факторы профессионального самоопределения учащихся

  • Потребности рынка, возможности трудоустройства по избранной специальности в будущем.
  • Профессиональная направленность: знания о профессиях, профессиональные намерения, убеждения, ценности, мотивы, интересы, способности и т.п.
  • Практическая «проба сил»: участие в разных видах трудовой или профессиональной деятельности.
  • Первичные потребности, задатки, темперамент, состояние здоровья и другие генетически обусловленные свойства личности.

- В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Вы, еще не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта, опыта принятия решений, уже сейчас должны определиться в столь важном вопросе.

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь себя от возможных ошибок, выбрать дело по душе.

Есть два способа выбора профессии: Вспомните и назовите пожалуйста какие это методы?

Первый - это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.

В настоящее время насчитывается более 40000 профессий, при этом 500 из них ежегодно исчезают (лакей, цирюльник, кучер) и почти столько же появляется новых. Приведите примеры? (марчендайзер, маркетолог, программист)

Многие профессии безвозвратно уходят в прошлое, другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, что тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки, постоянного повышения квалификации.

(Например: профессия учителя требует умения и желания постоянно учится, овладевать новыми техническими средствами обучения – компьютерами, оргтехникой, не только не отставать от учеников в знании техники, но и идти впереди)

Возможен другой путь: прежде всего, необходимо изучить самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым: свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотносить их со своими личностными особенностями. Только тогда выбор профессии будет вёрным и удачным.

Этот второй путь надо каждому пройти осознанно, разобраться в самом себе, ответив на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен? Где бы я хотел реализовать себя? Как я понимаю успех?»

Следовательно, чтобы овладеть профессией, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

Ответьте на вопросы кроссворда.

1. Профессия типа "человек - человек", связанная с высокой моральной ответственностью.

2. Профессия типа "человек - природа", требующая от специалиста глубоких знаний и высокого уровня квалификации.

3. Распространенная профессия типа "человек - знаковая система".

4. Профессия типа "человек - художественный образ".

5. Назовите профессию типа, не указанного в кроссворде. (человек – техника)

- Скажите ребята, а какие ошибки вы могли или боялись совершить при выборе профессии?

Варианты ответов:

А) выбор профессии за компанию;

Б) плохое различение школьного учебного предмета с профессией;

В) отношение к некоторым важным для общества профессиям как к недостойным;

Г) перенос отношения к человек на его профессию – подражание отцу, старшему товарищу, брату, знакомому.

Типичные ошибки при выборе профессии

Сегодняшние заметки о том, какие ошибки допускают молодые люди при выборе профессии. Итак, чего делать не стоит...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.044 с.)