Клир и народ. Благодатные служения: апостолы, пророки, евангелисты, учители. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клир и народ. Благодатные служения: апостолы, пророки, евангелисты, учители.



 

Слово: κλῆρος – клир буквально значит „жребий“, „доля, доставшаяся по жребию“, а в христианской церкви этим именем стали называть духовенство все вообще или же часть его.

В Новом Завете оно употреблялось в значении призвания к апостольству в тесном и широком смысле этого последнего слова. Книга Деяний, рассказывая об избрании Матфея на место Иуды-предателя и указывая, что первый был Апостолом, а второй сделался таковым, употребляет (1, 17.27) по отношению к Иуде выражение: „получил жребий“ (τὸν κλῆρον), а по отношению к Матфию: „выпал жребий“ (ὁ κλῆρος). Впрочем, в Новом Завете клиром назывались и все христиане, конечно потому, что они представляли собою род избранных людей из числа остального человечества (1 Петр. 5:3: „не господствуйте над наследием – τῶν κλήρων – Божиим“).

Не скоро потом словом „клир“» стали называть лиц, посвященных на служение алтарю и церкви. Ничего такого не находим не только в апостольское время, но в течение почти всего II века. Условием, содействовавшим усвоению наименования „клир“ сейчас упомянутыми лицами служило следующее: с течением времени стала все более утверждаться в церкви идея и даже учение, что епископы по своему церковному служению суть преемники Апостолов и их власти; посему, когда приходилось говорить об избрании епископов, то при этом случае стали употреблять те самые выражения, которыми в новозаветных писаниях обозначалось избрание к апостольскому служению в тесном и обширном значении этого слова. Потом выражение „клир» стало употребляться и в применении к другим лицам, служащим алтарю и церкви, когда речь шла об их избрании.

Вообще, не может быть сомнения в том, что чем больше церковный персонал выделялся из класса мирян и возвышался над ним, тем точнее и явственнее образовалось состояние, получившее название „клира“. Название это сделалось почетным наименованием лучшей „избранной“ части церковного общества. Что такое клирик по сравнению с мирянином, – это вполне определилось к средине III-го века; в это время очень ясно проводится разграничительная черта между клиром и простыми верующими. Св. Киприан Карфагенский (сер. III в.) пишет:

«Каждый, удостоившийся Божия священства и постановленный на служение церкви, должен служить только алтарю и жертвам, заниматься только молитвами и молениями. Не должны связываться мирскими узами и хлопотамите, которые, занимаясь делами Божиими и духовными, не могут оставлять церкви для занятия земными мирскими делами. Этот образ чиноположения и обязанности прежде в законе соблюдали левиты: в то время, как одиннадцать колен разделили страну и брали в ней участки, – колено Левиино, предназначенное для занятий при храме, алтаре и божественных службах, не должно было участвовать в этом разделе; но, предоставляя другим возделывание земли, оно должно было служить только Богу, на пищу же и одежду получать от одиннадцати колен десятину от плодов, производимых землею. Все это было сделано по воле и распоряжению Божию – с тем, чтобы лица, занятые божественными службами, не были ничем развлекаемы и не были в необходимости думать и хлопотать о делах мирских. Таков же чин и порядок соблюдается клиром ( in сlero) и ныне: те, которые в церкви Божией избираются в духовный сан (ordinatione clerica), не должны ничем отвлекаться от божественного служения, не должны связываться хлопотами и занятиями мирскими; но как братия, живущие приношениями, как бы десятинами от плодов, они должны быть неотступно у алтаря и священнослужений, трудиться денно и нощно, для дел небесных и духовных. И тот не заслуживает поминовения у алтаря Божия в молитвах священников, кто хотел бы отсечь от алтаря священников, и служителей церкви» (Творения Киприана, I, Киев 1891, стр. 112–113: письмо 5-е)

Начиная с конца II века и в течение всего III века объем понятия „клир“ оставался широким. Это понятие обнимало всех высших священнослужителей, со включением епископа, и церковнослужителей, напр. иподиакона, чтеца, заклинателя. Не так стало впоследствии. Уже в IV  в. появляются некоторые церковные правила, в которых не причисляются к клиру ни епископ, ни пресвитер, ни диакон: клириками стали называть одних церковнослужителей. В 24 прав. собора Лаодикийского (в конце IV века) говорится: „не подобает священному лицу, от пресвитера до диакона, а потом кому-либо из церковного чина (ἓκκλησιαστικῆς, в значении клира) даже до иподиаконов или чтецов“ и т. д. Или же: „не следует лицам священным или клирикам быть волшебниками“ (прав. 36); „лицам священным или клирикам не следует путешествовать без канонических грамот“ (прав. 41).

Нужно однако сказать, что ни широкое, ли узкое понятие о клире не удержалось в последующем церковном словоупотреблении. Его заменило понятие, составляющее так сказать средину в отношении к прежним, которое исключало епископа, главную составную часть его, и обнимало прочих членов клира.

 

Разделение верующих на клир и мирян и всеобщее признание такого порядка имеет в своей основе верование в Божественное происхождение христианской иерархии. Апостол Павел возводит её к Иисусу Христу и Самому Богу: " И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные" (1 Кор. 12:28). Вот первый ряд христианских служений и в хронологической последовательности и фактической важности. В послании же к Ефесянам (4:11) тем же апостолом несколько лет спустя дается более сложный перечень христианских служении: " И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых." Следовательно во главе христианских служений стоит триада - апостолы, пророки и учители, в последующее время осложнившаяся новыми иерархическими должностями.

Апостолы, пророки, евангелисты, учителя – это благодатные служения (в отличие от иерархических), характерные для начального этапа истории Церкви (I- сер. II в.). Сведения об этих служениях мы заимствуем из книг НЗ и творений Мужей апостольских - Дидахэ, Пастырь Ермы.

   Апостолы - избраны Самим Иисусом Христом сначала 12, а потом и 70 и посланы Им на проповедь по два (Мк. 6:7 и Лк. 10:1). В Евангелии они не называются апостолами, а "учениками Господа," или просто "12." Эти "12" были поставлены в связь с коленами израильскими (Мф. 19:28; Лк. 22:23) и представлены, как "соучастники в напастях Господа." В широком смысле, под апостолами разумелись и другие проповедники Евангелия, например, миссионеры, как Варнава и Силуан. Для своей проповеди они должны были вести странствующий образ жизни. Согласно "Дидахэ", всякий христианин, явившийся в чужую христианскую общину, мог пользоваться её гостеприимством в течение трех дней, а потом должен был работать. К апостолу предъявлялись более строгие требования. "Апостол пусть не остается у вас, — говорит "Дидахэ", — более одного дня; если будет нужда, то и другой день; но если он останется и на третий день, то он лжепророк" (XI, 4). К апостолу предъявлялись аскетические требования. Он должен был отказаться от собственности по крайней мере на время проповеди.

По Деян. 13:1 следует, что апостолы, по особому указанию Духа Божия, выбирались на известное служение.

К апостолам близко стояли "благовестники" - евангелисты (ср. Еф. 4:11). Замечательно, что Тимофей и Сосфен не называются апостолами. Но Тимофею приписывается дело благовестника (2 Тим. 4:5). Относительно самого слова "ευαγγελιστής" следует заметить, что оно встречается в Новом Завете три раза (2 Тим. 4:5; Деян. 21:8 и Еф. 4:11).

Обязанность пророков, как видно из "Дидахе", состояла, так же как и обязанность апостолов, в проповеди Евангелия. Но в отличие от апостолов они обращались со своей проповедью не к язычникам и неверующим, а к верным. Вследствие этого пророк не был обязан постоянно переходить с места на место. Он мог поселиться в отдельной общине на продолжительное жительство. Если пророк поселялся в известной общине, то исполнение его проповеднических обязанностей рассматривалось как труд, достойный пропитания, поэтому средства к жизни ему доставляла община. "Дидахе" предписывает уделять пророку начатки всех предметов житейского обихода. "Взяв каждый начаток из произведений точила и гумна, а также начаток волов и овец, дай его пророкам.… Если ты приготовишь пищу, то, взяв начаток, отдай его по заповеди… Взяв начаток серебра и одежды и всякого имения, отдай по заповеди" (XIII). В случае отсутствия пророков в общине начатки должны идти бедным.

Пророки во главе с Агавом предсказали голод в Иерусалиме (Деян. 11:27-28). Пророки в Сирии (Деян. 21:3) и в Кесарии (21:11) предсказали узы Павлу, ожидавшие его в Иерусалиме. Но проповедь пророков заключалась не только в предсказании будущего, но и в открытии воли Божией христианским общинам. В книге Пастырь характерными признаками, позволяющими отличить истинного пророка от ложного, называются способность отвечать на нужды людей не дожидаясь их вопросов, по вдохновению Божию, смирение и кротость, а также истинный пророк не должен брать мзду за свои пророчества (Пастырь Ермы. Заповедь 11). 

Пророки могли возглавлять литургию, и их молитвенное вдохновение не стеснялось богослужебными формулами.

Христианские учители, исторически (хронологически) выступавшие вслед за иудейством, пользовались высоким уважением. В древней Церкви учители занимали особое положение и выступали наряду с пророками; из них Дух выбирал апостолов (Деян. 13:1). Они на себе служение слова наряду с пророками. Как и пророки, они причисляются к лицам почетным. Как и пророки, они получали содержание от общины в виде начатков. Учители отличались от пророков только тем, что их проповедь не была результатом непосредственного вдохновения Божия. Они приобретали свои познания обычно путем чтения и излагали их перед общиной в спокойной и рассудочной форме.

Общими чертами апостолов, пророков и учителей были следующие:

· они не избирались Церковью на свое служение, а принимали его на себя по божественному призванию (см. 1 Кор. 12:28);

· они были только проповедниками и учителями и не имели никакой административной власти;

· их проповедническая деятельность не была связана с отдельной церковной общиной, а простиралась на всю Церковь. Они могли переходить с места на место, и везде были принимаемы с радостью и уважением.

 

К середине II в. благодатные служения стали иссякать и уступать место иерархическим служениям. Причины этого были указаны выше в главе «Особые дары Духа Святого у первых христиан».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.013 с.)