Тема 12.6.: Советское государство и общество в 1920—1930-е годы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12.6.: Советское государство и общество в 1920—1930-е годы.



План:

1. Политическая система СССР в 20-30-ые годы.

2. Культурная революция в 20-30-ые годы.

Политическая система СССР в 1920-1930-е гг. Разгром остатков небольшевистских партий.

Строительство социализма сопровождалось утверждением однопартийной системы в стране. Буржуазные партии были запрещены сразу же после победы большевиков. В первые месяцы 1918 г. ВЧК расправилась с анархистами. В одной Москве было убито около 40 и арестовано около 500 человек.

В начале 1920 -х гг., после Тамбовского и Кронштадтского восстаний, наступила очередь меньшевиков и эсеров. Еще с лета 1918 г. меньшевиков начали изгонять из советов. Но и к 1921 г. там оставались их представители. Немалое число сторонников меньшевиков находилось в рядах профсоюзов. В феврале 1921 г. было арестовано около 2 тысяч членов партии меньшевиков, в том числе все руководство. Члены ЦК были высланы за границу к их лидеру, Мартову. Рядовые члены партии отошли от активной политической деятельности, заявили о своем разрыве с социал-демократией.

Как известно, левые эсеры, бывшие одно время союзниками большевиков, не приняли Брестского мира. В знак протеста они вышли из состава правительства. 6-7 июля 1918 г. левые эсеры предприняли попытку государственного переворота. По мнению Ленина, тем самым эсеры скомпрометировали себя, превратились во врагов Советской власти. В 1921 г. возобновились репрессии против эсеров: 26 руководителей – расстреляны, несколько десятков человек были сосланы, значительная часть рядовых членов партии перешла на службу к большевикам. Немалая часть эсеров вместе с Авксентьевым эмигрировала. Летом 1922 г. прошел судебный процесс над эсерами.

Фактически к началу 1920-х гг. небуржуазные партии перестали существовать

Идейная и политическая борьба в большевистской партии в 1920-е гг. Установление единовластия И.В. Сталина.

В конце 1921-начале 1922 г. тяжело заболел глава советского правительства и фактический лидер большевистской партии Ленин. Среди его окружения началась борьба за власть. Она усилилась после смерти Ленина в январе 1924 г.

Самой популярной фигурой в большевистской партии был Троцкий. Он претендовал на партийное лидерство. Кроме него на роль наследников Ленина претендовали Зиновьев и Каменев. Они считали Троцкого своим главным противником и вступили в союз со Сталиным. В ходе внутрипартийной борьбы 1923-1924 гг. Троцкий потерпел поражение и был отстранен с поста наркома по военным и морским делам.

Но Зиновьев и Каменев недооценили Сталина. После поражения Троцкого они увидели, что Сталин ведет борьбу против них, опираясь на молодых партийцев.

В декабре 1925 г. прошел 14 съезд ВКП (б). На нем развернулась дискуссия о возможности построения социализма в одной стране. Зиновьев и Каменев не верили в подобную перспективу. На съезде Зиновьев и Каменев потерпели поражение. Зиновьев лишился поста руководителя Ленинградской партийной организации.

После съезда Зиновьев и Каменев заключили союз с Троцким, так называемый троцкистско-зиновьевский блок.

Но в руках Сталина находились рычаги власти. Союз с Бухариным, идеологом партии, позволял Сталину уверенно чувствовать себя в теоретических спорах с оппозицией. На 15 съезде ВКП (б) в 1927 г. троцкистско-зиновьевский блок был разгромлен. Троцкий, Зиновьев, Каменев и еще несколько десятков человек были исключены из партии. Каменев и Зиновьев с соратниками покаялись и были восстановлены. Троцкий счел для себя покаяние унизительным и вместе с несколькими сторонниками был выслан в Алма-Ату.

Главным соперником Сталина стал теперь Бухарин. В 1928 г. Сталин начал борьбу с так называемой “правой оппозицией ” во главе с Бухариным. Оппозиция выступала за продолжение новой экономической политики, Бухарин считал, что путь к социализму лежит через кооперацию, мирное “врастание” кулаков в колхозы. Сталин же считал, что новая экономическая политика себя исчерпала. “Правая оппозиция” была разгромлена. В 1929 г. Бухарин был снят с поста главного редактора газеты “Правда” и отстранен от руководства Коминтерном. В 1930 г. сторонники Бухарина лишились своих постов: Рыков был снят с должности председателя Совнаркома, Томский отстранен от руководства профсоюзами.

В 1929 г. Троцкого выслали в Турцию.

Таким образом, к концу 1920-х гг. Сталин становится единоличным лидером партии.

Еще в 1922 г. Сталин стал генеральным секретарем ЦК РКП (б). Это была техническая должность: ведение текущей работы, подготовка заседаний ЦК и т.п. Но Сталин ведал кадровыми вопросами. Это позволило ему поставить на ключевые посты своих людей. Они явились опорой Сталина в борьбе за власть. Другой опорой Сталина были члены партии, вступившие в нее уже после того как Сталин стал генеральным секретарем. В массе это были люди малообразованные и политически неграмотные. Они надеялись сделать карьеру. Победе Сталина во внутрипартийной борьбе способствовало и то умение, с которым он вел закулисные интриги, натравливал одних членов партии на других.

Укреплению позиций Сталина способствовали и так называемые партийные чистки. Они были проведены в 1929, 1933, 1935-1936 гг. Увеличивалось число рабочих в партии, сокращалось число интеллигенции и служащих.

В это же время происходил процесс свертывания внутрипартийной демократии. Реже созывались партийные съезды, конференции, пленумы ЦК. Перестали проводиться партийные дискуссии, в партии не было больше платформ, фракций и т.п. Решения Политбюро принимались все чаще путем сбора подписей под заранее подготовленным документом. Несогласные с линией партии исключались. Сталин стал конечной инстанцией в принятии важнейших партийных решений.

Формирование тоталитарной системы. Политические процессы и репрессии 30-х гг.

Большевистская партия была единственной в стране партией, она же являлась правящей партией. Поэтому укрепление позиций Сталина в партии означало и укрепление его позиций в государстве. От него одного все больше зависело принятие важнейших не только партийных, но и государственных решений.

В 1930-е гг. в СССР начала формироваться политическая система, основными чертами которой являлись:

Однопартийность. В партии установилась диктатура Сталина, о чем было сказано выше.

Предельная централизация власти. Фактически во главе государства стоял один человек. Он принимал решения единолично или советуясь с несколькими ближайшими соратниками. Потом эти решения оформлялись как законы.

Монополия официальной идеологии. Господствующей идеологией стала идеология Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина. Она насаждалась через средства массовой информации, культурно-массовые учреждения (клубы, красные уголки и т.д.), систему образования, литературу и искусство. Главным идеологом являлся Сталин. Для его выступлений были характерны односторонность оценок, догматизм, схематизм, непримиримость к инакомыслию, фальсификация истории и искажение реальной действительности и т.д. Сталин нашел простую, доступную массам форму изложения своих взглядов, использовал короткие и легко запоминающиеся фразы, четкую аргументацию, однозначные формулировки.

Формальный характер демократии. В выборах принимало участие более 90% избирателей. Но выборы были безальтернативными. Важнейшие государственные решения принимались не избранными народом депутатами, а Сталиным или узкой группой лиц. Депутаты лишь автоматически одобряли эти решения.

Полный партийный контроль за всеми сферами политической, социально-экономической и культурной жизни. В депутаты избирали либо коммунистов, либо лиц, доказавших преданность партии. Партийные организации действовали на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах, учебных заведениях, учреждениях культуры и т.д. Почти все рабочие состояли в профсоюзах, подчиненных партии. Молодежь объединялась в комсомольские и пионерские организации, находившиеся под партийным контролем.

Массовые репрессии.

Конец 1920-х – 1930-е гг. время массовых политических репрессий. Руководил ими Сталин. Осуществлялись органами ОГПУ, потом НКВД. В ходе репрессий устранялись реальные и потенциальные противники режима и лично Сталина, предотвращалось недовольство народных масс социально-экономической политикой.

В конце 1920-х – начале 1930-х гг. прошла чистка в вооруженных силах, проведены процессы над старыми специалистами – дело Промпартии, дело Трудовой крестьянской партии.

В период массовой коллективизации репрессиям подверглись зажиточные крестьяне, так называемые кулаки и середняки.

После убийства Кирова 1 декабря 1934 г. репрессии усилились. Дела о “террористических актах” расследовались в течение 10 дней, процессы по ним проходили без прокурора и адвоката. Осведомительство, аресты без санкции прокурора, ложные обвинения – характерные черты работы правоохранительных органов. Личное признание считалось “царицей доказательств”, как выражался генеральный прокурор Вышинский. Признания выбивались на допросах силой. Приговоры утверждались списками. В 1937-1938 гг. Сталин подписал 383 таких списка. Максимальный срок заключения был увеличен с 10 до 25 лет. Наступление уголовной ответственности начиналось с 12 лет. Наказывались и члены семьи репрессированного, появился термин “член семьи врага народа”.

Во второй половине 1930-х гг. прошло несколько крупных судебных процессов над лидерами партийных оппозиций.

1936 г. – процесс над членами антисоветского троцкистско-зиновьевского центра. Смертный приговор был вынесен Зиновьеву и Каменеву.

1937 г. – так называемый параллельный антисоветский троцкистский центр. Казнены Пятаков, Сокольников, Радек.

1938 г. – антисоветский правотроцкистский блок. Казнены Рыков, Бухарин.

Сам Троцкий был убит в 1940 г. в Мексике испанским коммунистом Меркадером, действовавшим по заданию из Москвы.

В эти же годы прошли репрессии в армии и правоохранительных органах. Их жертвами стали видные военачальники Тухачевский, Блюхер, Уборевич и др. (всего в армии было репрессировано более 40 тысяч офицеров), руководители НКВД Ягода и Ежов.

Жертвы репрессий исчисляются миллионами.

Сложившуюся к концу 1930-х гг. в СССР политическую систему принято характеризовать как тоталитарную. Фасадом, призванным отчасти скрыть тоталитарную политическую систему, стала Конституция 1936 г.

Конституция 1936 г.

Она была принята 5 декабря 1936 г. на 8 Чрезвычайном Съезде советов. Конституция отразила новый политический и социально-экономический строй, сложившийся к середине 1930-х гг. в СССР – завершение перехода от капитализма к социализму. В стране были ликвидированы эксплуататорские классы и сложился союз рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Общенародная собственность стала главной формой собственности.

Конституция внесла изменения в систему органов власти. Вместо Съезда Советов СССР и ЦИКа СССР появились новые органы – Верховный Совет СССР и Президиум Верховного Совета СССР. Последний являлся формально высшим законодательным органом между сессиями Верховного Совета.

Конституция закрепляла основные права и свободы граждан СССР: на трудж, на отдых, на получение образования, свободы совести, слова, печати, собраний и т.д. Гарантировалась неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки.

Сталин называл эту конституцию “самой демократичной в мире”, что звучало особенно цинично в условиях массовых репрессий и повсеместных нарушений закона.

2

Образование и культура в СССР в 1920-1930-е гг. Ликвидация неграмотности населения.

Ленин считал одним из необходимых условий построения социализма ликвидацию неграмотности. В 1919 г. вышел декрет Совнаркома об обучении грамоте населения в возрасте с 8 до 50 лет. В 1923 г. было образовано общество “ Долой неграмотность ” во главе с Калининым. В 1925 г. в школах ликбеза занималось 1,5 млн. человек. По переписи 1926 г. было чуть более 50% грамотных в возрасте старше 9 лет.

В конце 1920-х гг. в связи с форсированным строительством социализма началось новое наступление на неграмотность: создавались новые ликбезы, в них привлекались интеллигенция, студенты, старшие школьникик. Были увеличены ассигнования на аренду помещений, учебные и письменные принадлежности и т.д. Грамотные брали шефство над неграмотными, совершались культпоходы в деревню. К концу 1930-х гг. неграмотность среди взрослого населения в целом была ликвидирована. По переписи 1939 г. более 90% были грамотными, правда, большинство из них едва умели читать и писать.

Развитие начального, среднего и высшего образования. В годы первой пятилетки развернулось школьное строительство. Педагогические институты, техникумы, училища выпустили значительное количество специалистов. Это позволило ввести в 1932 г. обязательное начальное (4-х классное) образование. За годы второй пятилетки проблема вовлечения всех детей в школы в основном была решена. Это позволило поставить в конце второй пятилетки новую задачу: постепенный переход к обязательному неполному среднему (7 классов) образованию, сначала в городе, потом в деревне.

Тогда же была проведена и школьная реформа. Вместо различных общеобразовательных учебных заведений с 4,7,9-летним обучением вводились единые типы школ: начальные (4 класса), неполные средние (7 классов), средние (10 классов). Унифицировались программы, учебники, методические пособия.

Но качество обучения оставалось низким. Учительская профессия была непрестижной из-за низкой зарплаты, большинство учителей не имело высшего образования.

Изменения коснулись и высшей школы. В годы Гражданской войны вузы были доступны широким массам, были отменены вступительные экзамены, принимались все желающие. В 1920-1930-е гг. ситуация изменилась. Ставилась задача воспитания новой советской интеллигенции. Вводился классовый принцип отбора в вузы. Дети представителей прежних имущих классов (дворян, купцов, коммерсантов, духовенства, чиновников) лишались права учиться. Для подготовки рабочей и крестьянской молодежи к поступлению в вузы были открыты рабфаки (рабочие факультеты). Из вузов удалялись преподаватели, нелояльные к Советской власти. Оставшихся перевоспитывали в духе марксистско-ленинской идеологии. Для подготовки кадров для вузов был открыт Институт красной профессуры. Высшие учебные заведения были открыты в союзных республиках.

В 1940 г. было более 4,5 тысяч высших учебных заведений и более 800 тысяч студентов.

Состояние науки, литературы и искусства. Основными достижениями науки, литературы и искусства этого периода были.

Наука. Открыт новый промышленный способ получения синтетического каучука – Лебедев. Открытия Иваненко и Семенова в ядерной физике позволили создать установку для расщепления ядерного ядра. Успешными были исследования в области реактивного движения: создана первая экспериментальная ракета – Королев. Важнейшие геологические открытия: нефть между Волгой и Уралом, уголь в Подмосковье и Кузнецком районе, Курская магнитная аномалия, минералы Кольского полуострова.

Утвердились научные школы Вернадского (геохимия, биосфера), Жуковского (аэродинамика), Иоффе (физика). Крупными научными центрами являлись ВАСХНИЛ, Физический институт Академии наук, Институт органической химии, Институт генетики и Всесоюзный институт растениеводства во главе с Н.И. Вавиловым. Продолжали работать маститые ученые Павлов и Мичурин.

Литература. “Хождение по мукам” Толстого, “Тихий Дон” и 1 часть “Поднятой целины” Шолохова, “Разгром” Фадеева, “Чапаев” Фурманова, “Как закалялась сталь” Островского, “Мои университеты”, “Дело Артамоновых” и “Жизнь Клима Самгина” Горького, поэмы “Владимир Ильич Ленин” и “Хорошо” Маяковского, его стихи, “Мастер и Маргарита ” Булгакова, поэзия Ахматовой, Цветаевой, Пастернака и др.

К достижениям искусства можно отнести: работы художников Дейнеки, Грабаря, Кончаловского, Сарьяна, Малевича и др.; музыку Шостаковича и Прокофьева; режиссерские постановки Станиславского, Немировича-Данченко, Вахтангова, Мейерхольда; фильмы Эйзенштейна (“Броненосец Потемкин”), Александрова (“Веселые ребята”), Пудовкина (“Мать”), братьев Васильевых (“Чапаев”), Козинцева и Трауберга (трилогия о Максиме).

Но в результате репрессий, жертвами которых стали, в частности, Вавилов и Королев, были свернуты перспективные научные направления. Репрессии затронули и деятелей культуры: поэт Мандельштам, писатели Бабель, Клюев, Клычков и др.

Творческие объединения 1920-х гг. и их судьба. “Социалистический реализм”.

После революции было много течений и направлений. В октябре 1917 г. был образован Пролеткульт. Его идеологом являлся Богданов. Цель - создание исключительно пролетарской культуры. В 1920-е гг. эта идея стала основной в деятельности Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), Российской ассоциации пролетарских музыкантов, Ассоциации художников революционной России. Они, особенно РАПП во главе с Авербахом, Лелевичем, претендовали на монопольное положение в своих сферах творчества, активно полемизировали с непролетарскими писателями, художниками, музыкантами – так называемыми “попутчиками”.

В противовес РАППу были созданы разные творческие группы. “ Перевал ” (Багрицкий, Пришвин) – за сохранение традиций русской и мировой литературы. Объединение “ Серапионовы братья ” (Зощенко, Каверин, Федин) – стремились овладеть техникой писательского ремесла, искали яркие художественные формы. Попытку соединить идеи Пролеткульта и футуризма предпринял Маяковский. При журнале “Левый фронт искусств” он создал группу “ Леф ”. Существовали и мелкие объединения писателей Белого, Замятина, Ремизова.

В 1925 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) “О политике партии в области художественной литературы”. В нем осуждались действия РАППа и подтверждалась свобода литературных направлений и групп. В то же время содержался призыв искоренять буржуазную идеологию, “попутчиков” призывали переходить на коммунистические позиции. Это был шаг к унификации творческих объединений. В 1932 г. вышло новое постановление ЦК ВКП (б) “О перестройке литературно-художественных организаций ”. В нем содержалось требование устранить раздробленность творческих организаций и утвердить в литературе и искусстве метод социалистического реализма. После выхода этого постановления стали создаваться единые творческие организации художников, архитекторов, композиторов.

В 1934 г. прошел Первый съезд советских писателей. Был создан единый Союз писателей СССР. Его председателем стал Горький. В Союз принимались писатели, признававшие метод социалистического реализма.

Социалистический реализм предполагал классовый, партийный подход к изображению действительности. Произведения должны быть проникнуты историческим оптимизмом, утверждать социалистические идеалы, веру в победу социализма, его превосходство над капитализмом. Борьба за построение социализма стала главной темой советской литературы и советского искусства в целом.

Итоги культурных преобразований в стране. Итоги культурных преобразований были противоречивыми. С одной стороны: ликвидация неграмотности взрослого населения; введение всеобщего образования; приобщение к достижениям культуры миллионов людей; бесспорные достижения в области науки, литературы, искусства.

С другой стороны: борьба с инакомыслием и изгнание из страны выдающихся деятелей науки и культуры, репрессии по отношению к оставшимся; наука и культура испытывали сильное идеологическое давление, культуру пытались втиснуть в узкие рамки соцреализма.

1920-1930-е гг. - это время становления советской культуры и утверждения марксистско-ленинской идеологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.03 с.)