Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Социальные революции в западных странах в 17 – 18 вв.
Вопросы для сравнения
| Английская революция
| Французская
| Американская
| Даты
| 1640-1649
| 1789 - 1794
| 1775 - 1783
| Причины
| 1) политика королей Якова Первого и Карла Первого: а) раздавали монопольные права своим приближенным; б) пытались заключить союзы с Испанией, Францией, мешавшие развитию английской буржуазии; в) использование чрезвычайных судов; г) внешнеполитические неудачи; д) налоговая политика; 2) Политический конфликт короля и парламента; 3) Религиозные противоречия
| 1. Бесправие третьего сословия (горожан и крестьян);
2. Ухудшение положения крестьян (неурожаи);
3. Острый финансовый кризис;
4. Политический конфликт между королем и Генеральными штатами.
| 1. Английское правительство облагало американских фермеров и плантационные хозяйства пошлинами.
2. Колонистам запретили заниматься обработкой железа, судостроением, продавать свои товары за рубеж, чеканить собственные деньги;
3. Налоговая политика: США принимали активное участие в Семилетней войне, а Великобритания увеличила налоги.
4. Запретили осваивать колонии
5. Введение английской армии.
Закон о гербовом сборе.
| Основные этапы
| - Начало революции: 1640 г. – созыв Долгого парламента, ликвидация чрезвычайных судов, феодальных поборов, 1642 г. – король объявляет парламенту войну, начало гражданской войны.
- Победа Кромвеля 1646 г. – уничтожение феодальной зависимости дворян от короля, 1648 г. – начало второй гражданской войны, 1649 г. – казнь короля, провозглашение республики;
- Протекторат Кромвеля – 1653 - 1658 гг., роспуск Долгого парламента;
- «С лавная революция» - 1688 - 1689 - восстановление монархии в конституционной форме, провозглашение Билля о правах.
| 1. Начало революции: взятие Бастилии – 14 июля 1789 г.; принятие декретов об уничтожении феодальных порядков, Декларация прав человека и гражданина, уничтожение сословий, национализация и продажа церковных земель;
2. Провозглашение республики – 1792 г., казнь короля (1793)
3. Якобинская диктатура – 1793 – 1794 гг. – возвращены крестьянам общинные земли, уничтожение феодальных повинностей, убийство Марата, создание комитета общественного спасения, крестьянское восстание в Ванде, введение твердых цен, террор среди революционеров;
4. Завершение революции (термидорианский переворот): казнь Робеспьера и якобинцев, новая конституция ликвидировала всеобщее избирательное право, 1799 г. – захват власти Наполеоном.
| 1. Начало борьбы за независимость – 1773 г. – Бостонское чаепитие, столкновения между колониалистами и английскими войсками;
2. Декларация независимости и образование США – 1776 г. Автор Декларации – Т. Джефферсон
3. Война за независимость – закончилась Версальским мирным договором – 1783 г: Англия признала независимость США. США поддерживали Франция, Испания. Россия – «вооруженный нейтралитет». Повстанцами руководил Дж. Вашингтон;
4. Принятие Конституции США в 1787 году: п ереход от конфедеративного устройства к федеративному. Особенности политического устройства по конституции: а) во главе государства – Президент – «впереди сидящий; б) двухпалатный конгресс – высший законодательный орган – палата представителей, сенат; в) разделение властей; г) узаконено рабство негров. В 1791 г. – Билль о правах: демократические свободы.
| Значение
| - Политические изменения: от абсолютной монархии к конституционной;
- Образование партий, складывание партийных систем: а) тори – абсолютизм; б) виги – буржуазия.
- Промышленный переворот с 60-ых гг. 18 века
| 1. Оказала большое влияние на весь мир (наполеоновские войны), установлению в Европе буржуазных порядков, становлению капитализма;
2. Способствовала модернизации, то есть переходу от традиционного общества к индустриальному;
3. Поспособствовала становлению буржуазного гражданского права;
4. Оказала влияние на историю России.
| - Образование США: американцы освободились от английской зависимости. Было образовано государство, которое потом станет мировой державой;
- США были созданы на основе передовых принципов: республиканская форма правления, выборный Президент, разделение властей, провозглашение демократических свобод. Но не избавились от атавизма в форме рабства.
|
Вопросы и задания:
- Что такое прогресс и регресс? Что общего и что различного между этими понятиями?
- Чем эволюционное развитие общества отличается от революционного развития?
- Какие виды революций вам известны?
- Может ли общество развиваться без революций?
- Сравните причины трех социальных революциях. Что общего и особенного видите между ними?
- На основе проведенного сравнительного анализа дайте советы монархам по их предотвращению.
- Каковы общие последствия социальных революций?
- Какую роль сыграли в революциях О. Кромвель, Н. Бонапарт, Д. Вашингтон?
- Какими благами социальных революций пользуется современное общество?
- Каково ваше отношение к революциям: положительное или негативное? Свое мнение обоснуйте.
- Социальные революции поднимают проблему «цены», «средств» и «целей». Какую «цену» пришлось заплатить человечеству за осуществление этих революций?
|