Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации.



Девяностые годы прошлого века начались с перестройки мирового порядка, установившегося после второй мировой войны. Глобальное противостояние двух супердержав (США и СССР), двух мировых экономических систем (капитализма и социализма), завершилось распадом мировой социалистической системы и СССР. Бывшие союзники и братские народы, с которыми бок обок Россия пережила гражданскую и две мировые войны сразу перекочевали в противоположный лагерь или заручились поддержкой стран Европейского сообщества и НАТО.

Причины и условия глобальных изменений неоднозначны и нет единого мнения, что в окончательном итоге привело к падению СССР и разрушению социалистической системы. Это предмет изучения ученых политологов, социологов и историков в будущем. Мы же с нашего уровня рассмотрения проблемы можем констатировать, что система стратегической стабильности, основанная на достижении стратегического ядерного и военно-политического паритета между двумя политическими силами, рухнула. Мир из двухполярного стал однополярным. У США и НАТО конкурентов не осталось. Западный мир и его хищническая идеология вот уже который раз доминирует в мировой политике. В начале 90-х Российская Федерация стала на грань существования. Система обеспечения безопасности, выстраиваемая десятилетиями, лежала в развалинах, страна сотрясалась экономическими, политическими, межнациональными кризисами.

Вооруженные силы СССР в 1991 году насчитывали 4200000 человек. При ликвидации только Западной группы войск за 3 года и 8 месяцев из Германии в Россию, другие страны СНГ были выведены: 6 армий (1-я и 2-я гвардейская танковые армии; 8-я гвардейская, 3-я и 20-я общевойсковые армии, 16-я воздушная армия). В их числе: 22 дивизии (8 мотострелковых, 8 танковых, 1 артиллерийская, 5 авиационных), 49 бригад, 42 отдельных полка. А также 123 629 единиц вооружения и боевой техники: 4288 танков, 8208 боевых бронированных машин, 3664 орудия и миномёта, 105 144 единицы автомобильной и другой техники, 1374 самолета и вертолета. Вывезены 2 754 530 тонн материальных средств, в том числе 677 000 тонн боеприпасов. Из Германии на историческую Родину, на территорию постсоветского пространства, вернулись 546200 человек: 338800 военнослужащих, 207400 рабочих и служащих, членов семей, служивших и работавших в составе ЗГВ. Только на этом примере самой боеготовой группы войск Советской армии можно судить, какие катастрофические последствия для обороноспособности нашей страны повлекли вышеназванные изменения.

По сути, с момента своего создания, в соответствии с указом президента Российской Федерации от 16 марта 1992 года №, Вооруженные силы России фактически остались с огромным небоеспособным куском былого могущества. Части первого эшелона, наиболее боеспособные были расквартированы на территория бывших союзных республик или групп войск.

У новой правящей элиты неожиданно встал вопрос, что делать с этой огромной вооруженной массой людей, которая в основной своей массе не отличается лояльностью к «либеральным» ценностям правящей верхушки, и были способны просто смести существующую власть с лица земли. Заявления Президента России Б.Н. Ельцина о приоритете внутренних проблем над внешними у нас до сих пор на слуху и ярко отражают то положение дел, которое сложилось вокруг российских Вооруженных сил в 90-е годы. Развал армии и флота еще и усугублялся всяким отсутствием четкой, вразумительной внешней политики. Страны НАТО со своими военно-политическими интересами, почему то из потенциальных противников превратились в друзей. Российская Федерация в виду острого экономического и политического кризиса и по идеологическим причинам, перестала поддерживать страны и их режимы, забывая при этом, что если нет в той или иной стране твоих интересов, то там появляются интересы других государств. Как говорится «свято место пусто не бывает». 

Следует отметить так же и ряд основных условий необходимости реформирования Вооруженных сил Российской Федерации.

Первой причиной на наш взгляд являлось кардинальное реформирование российской экономики. Переход от командно-административной системы к рыночным механизмам управления, повальная приватизация объектов обороны, безопасности и военно-промышленного комплекса изменили всю систему обеспечения обороноспособности нашей страны.

Второй причиной явилось изменение политической структуры общества. Демократизация общественной жизни, политический плюрализм, противостояние различных ветвей власти (кризис власти середины 90-х между коммунистическим и патриотическим парламентом и либеральным правительством) изменили принципы управления обороной страны.

Нельзя не сказать еще об одной важной причине реформирования, это конечно внутренняя нестабильность и национальный и религиозный сепаратизм, в который была вовлечена и армия. Самое тяжелое, это то, что Вооруженным силам приходилось решать задачи, по недопущению массового бесконтрольного завладения оружием и боеприпасами, бывшей Советской армии, обеспечивать ядерную безопасность (в первую очередь недопущение распространения ядерного оружия), и решать не свойственные для армии задачи по борьбе с незаконными вооруженными формированиями. Несмотря на то, что все политики декларировали, постулат о том, что армия находится вне политики, Вооруженные силы оказались в самом ее центре. Для завоевания лояльности армии правящая верхушка вынуждена была взять на себя ряд обязательств, которые нашли свое отражение в первом пакете законодательных актов о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих. Этим законодательными актами были расширены льготы, гарантии и компенсации военнослужащим и членам их семей и созданы условия, чтобы офицеры и прапорщики могли добровольно уходить из Вооруженных сил.

Все вышеизложенное отражает, объективную необходимость реформирования Вооруженных сил Российской Федерации, которое началось с момента распада СССР и незакончено до сих пор, является одной из приоритетных задач, нашего государства и наиболее остро обсуждается в нашем обществе.

В деятельности по реформированию военной организации Российской Федерации военные историки выделяют четыре этапа:

На 1-м этапе – от издания Указа Президента об образовании Вооруженных Сил в мае 1992 г. до мая 1997 г. шел сложный, порой противоречивый процесс их становления, что обуславливалось как внутренними, так и внешними факторами.

Основными усилиями военно-политического руководства в начале данного периода были сосредоточены на «инвентаризации» наследия Вооружённых Сил СССР, продолжение вывода войск из Восточной Европы и организация вывода войск (сил) на стратегических направлениях. Параллельно осуществлялось восстановление нарушенной системы управления Вооруженными Силами, приведение ее в соответствие с их новой структурой, боевым составом, численностью и объемом решаемых задач.

В основу реформирования Вооруженных Сил РФ были положены пять главных требований: повышения качественных характеристик армии и флота; соответствие армии и флота требованиям обеспечения военной безопасности страны; их рациональная перестройка с учетом характера возможных военных столкновений.

В ноябре 1993 года приняты «Основные положения военной доктрины РФ», которая утверждала принцип партнерства со всеми государствами, не имеющими агрессивных планов против России и действующими в рамках Устава ООН. Основные направления военной реформы того периода – обеспечение достаточного финансирования и укомплектования войск до штатной численности. Доля оборонных расходов составляла в 1994 г. 5,6% ВПП, в 1995 г. – 3,8% ВПП, в 1996 г. – 3,6% ВПП (до 1992 г. – 12-13% ВВП). Численность личного состава к 1994 году уменьшились до 2,1 млн. человек, а к 1997 году до 1,8 млн. человек (до 1992 г. численность ВС составляла 2.7 млн. человек).

Из состава Вооруженных Сил выведены Пограничные, Внутренние и Железнодорожные войска, войска Гражданской обороны, войска Правительственной связи, инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования.

Крупной реорганизации подверглись силы общего назначения. В Сухопутных войсках резко сократились количество общевойсковых и танковых армий, вместо них стали создаваться армейские корпуса. Многие мотострелковые и танковые дивизии переформировывались в мотострелковые бригады. В августе 1992 г. химические войска были переформированы в войска радиационной, химической и биологической защиты.

Произошла крупная реорганизация в ВВС. Армейская авиация была передана в Сухопутные войска в качестве одного из родов войск, упразднены воздушные армии фронтового назначения, созданы ВВС резерва, перестроен авиационный тыл.

В войсках ПВО образования новые зоны и районы ПВО. Перестроены группировки РТВ и ЗРВ на наиболее опасных направлениях.

Была упрощена организационная структура ВМФ. Ряд флотилий и эскадр флота был расформирован. Пересмотрен состав сил постоянной готовности. На новую организацию переведены береговые войска. Реорганизована система боевой службы.

В рамках 2-го этапа реформирования ВС РФ – с мая 1997 г. по 2000 г., продолжались выработка важнейших направлений формирования их будущего облика конкретные очертания в 1997г., с началом осуществления практических мероприятий, объявленных Указом Президента РФ «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры». Указом Президента Российской Федерации был утвержден разработанный генеральным штабом «План строительства и развития ВС РФ на 1998-2000 г.) и «Концепция строительства ВС РФ на период до 2005 года». В этих документах определена главная цель реформирования – создание высокооснащённых, обладающих достаточным потенциалом сдерживания, современным уровнем профессиональной и морально-психологической подготовки, боеготовых, компактных и мобильных Вооруженных Сил рационального состава, структуры и численности. Однако выполнить эти планы было непросто, поскольку расходы на оборону продолжали сокращаться.

В соответствии с разработанной нормативно-правовой базы получили развитие с учетом международно-договорных ограничений стратегические ядерные силы. В состав РВСН были включены войска ракетно-космической обороны (с выводом их из состава Войск ПВО) и Военно-космические силы.

Существенным преобразованиям подверглись силы общего назначения. Сухопутные войска претерпели наибольшие изменения и сокращение личного состава, ликвидировано Главное командование Сухопутных войск. Началось формирование дивизий постоянной готовности, количество которых было сокращено с 30 до 10. Численность армии к 1999 оду составила 1,2 млн. чел.

В 1998 г. ВВС и Войска ПВО в один вид Вооруженных сил – ВВС. В результате Вооруженные силы перешли на четырёхзвенную структуру: Сухопутные войска, ВВС (куда вошло ПВО), ВМФ и РВСН (куда вошли войска ракетно-космической обороны.

На каждом стратегическом направлении были созданы армии ВВС ПВО.

В ВМФ в целях повышения управляемости войсками (силами) в обособленных районах РФ в состав также сформирована единая группировка войск и сил на северо-востоке страны, на балтийском и Тихоокеанском флотах. Забайкальский округ был объединен с Сибирским военным округом в единый Сибирский военный округ. Уральский военный округ с Приволжским военным округом были объединены в Приволжско-Уральский военный округ.

В соответствии с принятым решениями Генеральный штаб разработал «план строительства и развития Вооруженных Сил на 2001 – 2005 гг.». После его Президентом РФ 16 января 2001 года начался 3-й этап в строительстве и реформировании Вооруженных Сил РФ.

Он характеризуется как период оптимизации реформирования Вооруженных сил, постепенного становления их нового облика.

В новой военной доктрине армии и флоту ставятся несвойственные задачи –прекращение трансграничной преступности и борьба с браконьерством.

Одним из основных направлений строительства ВС РФ явилось дальнейшее совершенствование их структуры. РВСН как вид ВС в 2001 году преобразованы в два самостоятельных рода войск – РВСН и Космические войска (КВ). Тем самым Вооруженные силы перешли на трехвидовую структуру  ( виды ВС - Сухопутные войска, Военно-Морской флот, Военно-воздушные силы. Рода войск – РВСН, Космические войска и ВДВ), которая в большей степени соответствует характеру вооруженной борьбы в трех основных сферах – на суше, в воздухе и на море – и позволяло повысить эффективность их боевого применения, серьезно упростить взаимодействие различных видов ВС и удешевить систему управления войсками.

Четвертый период реформирования Вооруженных Сил (с 2007 года по настоящее время) характеризовался значительным ускорением темпов реформирования Вооруженных Сил России, чему способствовала проведенная в августе 2008 года операция по принуждению к миру Грузии.

Назначение на пост Министра обороны Российской Федерации Сердюкова А.Э. 15 февраля 2007 года, и комплекс мероприятий по изменению структуры, состава и численности Вооружённых сил Российской Федерации, анонсированный им 14 октября 2008 года на заседании военной коллегии Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России), дал старт широкомасштабным военным реформам. Основными направлениями военной реформы являлись:

1. Проведение структурных изменений.

2. Сокращение численности Вооружённых Сил РФ до 1 миллиона человек.

3. Перевооружение армии и флота.

4. Реформирование системы военного образования.

5. Социальное развитие Вооруженных Сил Российской Федерации.

6. Совершенствование боевой подготовки войск (сил).

7. Совершенствование физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации как основного элемента боевой готовности военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач и одним из направлений повышения боеспособности Вооруженных Сил.

8. Допризывная подготовка граждан к военной службе.  

В результате к 2009 году количество личного состава Вооруженных Сил было сокращено до 1 миллиона человек, количество офицеров с 335 тысяч до 150 тысяч должностей), трансформация 65 вузов в 10 учебно-научных центра). В дальнейшем ходе реформы Структура Вооруженных сил претерпела значительные изменение в трехзвенной видовой структуре в состав ВВС были введены Космические войска и войска противоракетной обороны и образован новый вид Вооруженных сил Воздушно-космические силы, ликвидированы сухопутные округа и на базе их, флотов и объединений ВКС образованы межвидовые 4 военных округа – оперативно-стратегического командования (Запад, Юг, Центр, Восток) затем было образовано на базе Северного флота и разворачиваемой вновь сухопутной группировки в арктической зоне в конце 2014 года было сформировано оперативно-стратегическое командование «Север».

Сухопутные войска перешли на трехзвенную структуру: оперативно-стратегическое командование, бригада, батальон. Все дивизии кроме РВСН были сокращены и переформированы в бригады. Кроме того были созданы Силы Специальных операций на базе частей ГРУ и специального назначения ВДВ.

Вместе с тем 6 ноября 2012 г. министром обороны РФ был назначен С. К. Шойгу, а 9 ноября начальником Генерального штаба ВС РФ – В.В. Герасимов продолжилось совершенствование ВС РФ, там где необходимо были восстановлены дивизии, продолжилось перевооружение ВС РФ новыми образцами техники и вооружения. В этот период увеличилось количество маневров и учений, начали проводится масштабные учения нескольких округов с массовыми перебросками войск до 400 км своим ходом и 12 тыс. км комбинированными способами.

В 2015 г. создан Национальный центр управления обороной Российской Федерации.

События на юго-востоке Украины, которые разразились в 2014 году, применение межвидовой группировки на территории Сирийской арабской республики в борьбе с ИГИЛ (Исламское государство) и различными террористическими группировкам, а так же размещение систем ПРО США на территории Польши и Румынии и инфраструктуры НАТО на территории прибалтийских государств и стран в Восточной Европы, показали, что принятый ранее курс на совершенствование Вооруженных Сил был верен и обеспечивает суверенитет Российского государства в условиях нового технологического уклада и быстро меняющейся геополитической обстановки и мировой экономической системы. 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.028 с.)