Способы ведения боевых действий по взглядам военных в предвоенный период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы ведения боевых действий по взглядам военных в предвоенный период



Качественное изменение материально-технических возможностей для ведения наступательных операций, достигнутое в 1930-х годах в результате развертывания массового производства танков, самолетов, артиллерии, средств стрелкового оружия и связи, совершенствование организационно-штатной структуры войск позволили представителям советской военно-теоретической мысли создать теорию глубокой наступательной операции, которая стала высшим достижением отечественного военного искусства тех лет.

Глубокая операция – одновременное нанесение ударов средствами поражения по группировкам обороняющихся войск на всю глубину, прорыв тактической зоны обороны противника на избранном направлении и стремительное развитие успеха действием подвижных групп (танков, мотопехоты, конницы) и высадки воздушных десантов.

Глубокая операция мыслилась как операция ударной армии, действующей на направлении главного удара. Ее оперативное построение включало эшелон атаки, эшелон развития прорыва, резервы, авиацию армии (ВВС армии) и воздушно-десантные войска. Эшелон атаки (стрелковые корпуса, усиленные танками и артиллерией) предназначен для прорыва тактической зоны обороны. Эшелон развертывания прорыва (подвижная группа из нескольких механизированных, танковых или кавалерийских корпусов) служил, при поддержке авиации и во взаимодействии с десантами, для быстрого развития тактического успеха в оперативный. После проверки теории Глубокой операции на нескольких маневрах военных округов был сделан вывод о том, что глубокие операции могут проводиться фронтом и даже несколькими взаимодействующими фронтами при участии крупных сил авиации, а на приморских направлениях – и Военно-Морского Флота. Состав фронта при этом представлял собой несколько ударных и обычных армий,  1-2 механизированных (танковых или кавалерийских) корпуса, 15 и более авиационных дивизий. Фронт мог наступать в полосе 300-400 км на глубину 200-300 км, нанося главный удар на участке 60-100 км, продолжительность операции – 15-20 суток при среднесуточных темпах наступления в 10-15 км для пехоты и 40-50 км для подвижных войск. Армия, наступавшая на направлении главного удара фронта (ударная армия), могла иметь в своем составе 4-5 стрелковых корпуса, 1-2 механизированных корпуса, кавалерийский корпус, 7-9 артиллерийских полков и 7-8 зенитно-артиллерийских дивизионов; ее действия постоянно поддерживалась 2-3 авиационными дивизиями. В таком составе армия прорывала оборону противника на участке 20-30 км и наступала в полосе шириной 50-80 км на глубину 80-100 км. Правильность основных положений теории глубокой операции подтвердилась в ходе Великой Отечественной войны. Наиболее заметный вклад в разработку теории Глубокой операции внесли М.Н. Тухачевский, А.И. Егоров, В.К. Трандофилов, Г.С. Иссерсон.

В 1929 г. вышел Полевой устав (ПУ-29), в котором раработанные тактические принципы были приведены в соответствие с уровнем технического оснащения войск.

Устав требовал от командиров сосредоточивать основные силы и средства для удара в решающем направлении, оставляя на второстепенных участках меньшие силы для сковывания врага; требовал смелого, стремительного натиска и искусного маневра, четкости и быстроты отдаваемых распоряжений, внезапности действий, взаимодействия войск. В уставе подчеркивалось, что только решительное наступление на главном направлении, завершаемое неотступным преследованием, приводит к полному уничтожению сил и средств противника.

В 1932 г. в качестве дополнения к Полевому уставу 1929 г. была принята к руководству «Инструкция по ведению глубокого боя». Это явилось большим шагом вперед в развитии тактики советских войск и отвечало передовому характеру теории советского военного искусства. Глубокий бой, говорилось в Инструкции, этот бой с массовым применением новых подвижных и ударных средств, для одновременной атаки противника на всю глубину его боевого порядка с цепью полного его окружения и уничтожения. Главная роль в бою отводилась пехоте, и в интересах ее организовывалось взаимодействие всех родов войск.

Более подробно организация и ведение глубокого боя были изложены в Полевом уставе 1936 г., а затем и 1939 г. Они являлись основным руководством в боевой подготовке войск. Наступательный бой рассматривался в них как решающее средство победы над врагом, как основной вид боя. «Только решительное наступление и прорыв фронта противника, завершаемые окружением и неотступным преследованием», – говорилось в Уставе, – приводит к полному уничтожению сил и средств врага».

Накануне войны высшим тактическим соединением был стрелковый корпус. Стрелковая дивизия считалась основным общевойсковым тактическим соединением. При прорыве подготовленной обороны противника она могла получить: на главном направлении полосу шириной 2,5-3 км, а на вспомогательном – 5-6 км. В полосе шириной 3 км тактическая плотность на 1 км фронта составляла 3 стрелковых батальона. Это обеспечивало двойное-тройное превосходство в силах и средствах над противником, необходимое для успешного прорыва обороны.

Боевая задача стрелкового корпуса и дивизии обычно делилась на ближайшую и последующую. Ввиду того, что стрелковый корпус строил боевой порядок в один эшелон, глубина его задачи совпадала с глубиной задач дивизии. Ближайшая задача стрелкового корпуса и стрелковой дивизии состояла в прорыве главной полосы обороны (глубина 6-8 км), последующая – в прорыве второй полосы обороны (глубина 15-20 км). Ближайшая задача стрелкового полка заключалась в захвате позиции полковых резервов (глубина 3-4 км), последующая – в прорыве позиции дивизионных резервов (глубина 6-8 км).

Боевой порядок стрелкового корпуса и стрелковой дивизии подразделялся на боевые эшелоны, артиллерийские группы, группы танковой поддержки. Кроме того, он включал общевойсковой, танковый и противотанковый резервы. Боевой порядок стрелковой дивизии строился в один-два эшелона, стрелкового полка – в два-три эшелона, стрелковой роты и взвода – в два эшелона. Кроме эшелонирования в глубину боевой порядок войск делился на сковывающую и ударную группы. В ударную группу включалось до двух третей всех сил. Сковывающая группа активных действий не вела.

Артиллерийские группы в дивизии подразделялись на группы поддержки пехоты (по числу полков 1-го и 2-го эшелона), дальнего действия и зенитную артиллерийскую группу. Общий резерв командира стрелкового корпуса и дивизии включал одну девятую часть сил. Танковый резерв создавался в том случае, если боевые порядки частей были достаточно насыщены танками. В стрелковом корпусе и дивизии предусматривалось выделение подвижного противотанкового резерва для усиления войск при отражении контратак танков противника.

Артиллерийское обеспечение боя состояло из артиллерийской подготовки продолжительностью 1,5 часа и более, артиллерийской поддержки одинарным огневым валом на глубину 1,5-2 км или методом последовательного сосредоточения огня (ПСО). Танки, приданные стрелковому корпусу (дивизии), составляли одну группу танков поддержки пехоты (ТПП). Их рекомендовалось использовать на направлении главного удара для усиления первых эшелонов.

Авиация должна была воспрещать подход к полю боя вражеских резервов, особенно танковых и моторизованных, и вести борьбу с контратакующими группами противника.

Пехота начинала наступление с исходного рубежа, удаленного на 800-1000 м от переднего края противника. Рубеж атаки выбирался на удалении 300 м от переднего края обороны врага.

Теория глубокого боя была проверена в ходе боевых действий, в частности на реке Халхин-Гол (1939 г.). К недостаткам наших предвоенных теоретических взглядов на тактику наступательного боя следует отнести: деление боевого порядка стрелковых войск на ударную и сковывающую группы, ликвидацию боевого порядка подразделений «цепь», слабую разработку вопросов встречного боя и ночных действий.

Требования боя, предъявляемые бойцу

Наиболее отличительной чертой войск в 1930-е годы являлось интенсивное развитие вооружения, военной техники и химических средств борьбы, что вызывало коренное изменение тактики боя. Эти изменения способствовали появлению и совершенствованию новых родов войск, а также общевойсковых частей и соединений, применение которых требовало организации взаимодействия между различными родами войск, организации группового боя.

Особенности ведения группового боя, где не только каждой группе, но и отдельному бойцу предоставляется известного рода самостоятельность, требуют от всех максимума разумной инициативы, упорства в борьбе, согласованности и в действиях с соседями, и взаимной поддержки.

Принципы взаимозаменяемости требуют как от командира, так и от рядового бойца разносторонней подготовки, полного и точного отчета во всех своих действиях и сохранения присутствия духа (хладнокровия и рассудительности) во все моменты боя.

Необходимость коллективного взаимодействия, поддержки и взаимной выучки в групповом бою чувствуется особенно остро.

Дальность же огня артиллерии тех лет заставляла начать развертывание рот в среднем на расстоянии 8-6 км от противника, а если принять во внимание предварительное последовательное развертывание дивизии, полка и батальона и дальнейшее достижение ротою последнего огневого рубежа, то длина пройденного пути каждым бойцом будет в среднем не менее половине суточного перехода – 10-20 км. Все эти передвижения могли быть пройдены без отдыха и с колоссальным напряжением нравственных и физических сил бойцов. Действительность же огня противника может заставить перебежки с 2-2,5 км от него и никак не ближе 1 км.

Выполнение самих перебежек должно несколько затрудниться как вследствие эффективности огня противника, так и вследствие ограничения полосы движения и интервалами огневых коридоров. Уклонение перебегающих в сторону может повлечь за собой возможность поражения от огня своих взводных поддержек и других групп, находящихся сзади.

Действие авиации противника и наличие у него других средств наблюдения и разведки вызывает необходимость совершения перебежек и переползаний, чередование передвижений по полю боя, под огнем противника, с ведением огня по противнику, необходимого для прикрытия продвижения соседней группы, а также тщательного использования складок местности и естественных и искусственных укрытий и маскировки. Все это, в свою очередь, требует проявления хладнокровия, смелости, решительности, глазомера, быстроты ориентировки и способности ведения спокойной и меткой стрельбы, непосредственно после продвижения вперед.

Действие же на местности, покрытой самыми разнообразными препятствиями, вызывает необходимость умения преодоления их силы, ловкости и взаимной помощи.

Затяжной характер современного боя и упорство сторон нередко будут приводить к атаке с метанием ручных гранат, штыковым ударам и необходимость вступить в рукопашную схватку. Возможность же отрыва от подразделения некоторых групп и отдельных бойцов, ворвавшихся в расположение противника или оставшихся от уничтоженной группы, не исключает случая их окружения, где будет идти борьба не на жизнь, а на смерть. Бой в таких условиях в свою очередь, вызывает необходимость умения в совершенстве владеть всеми способами борьбы, вплоть до рукопашного боя без оружия, и особенно личным стрелковым и холодным оружием, быть беззаветно храбрым и готовым пожертвовать своим здоровьем и жизнью. Здесь более, чем где-либо, нужны взаимная поддержка и выручка.

И наконец, в самый решительный период боя, т.е. в период атаки, когда наступает кризис боя, который обязательно принуждает одну из сторон «отказаться от боя», требуется величайшее напряжение всех нравственных и физических сил бойцов и неудержимый порыв вперед. Та сторона, на которой окажется перевес всех сил, особенно нравственных, будет победительницей.

Однако, кроме боя, на войне есть целый ряд других видов военной деятельности, которые также предъявляют свои требования.

Театр военных действий в современных войнах подчас охватывает территорию в несколько тысяч километров по фронту и сотни километров в глубину. Средства сообщения для массовой переброски войск (железные дороги, дороги и различный транспорт), в связи с усовершенствованием боевых качеств артиллерии и применением воздушного флота, могут быть применены на всю глубину боевого порядка. Таким образом, маршевая и маневренная способность войск зависит целиком от уровня физической подготовленности военнослужащих (выносливости, быстроты) и является зачастую определяющей в достижении военного успеха.

Кроме того, необходимость выполнения задач на самой разнообразной местности, преодоления водных и горных преград в различных климатогеографических условиях, в разное время года и суток, требуют от военнослужащих крепкого здоровья, выносливости и привычки к перенесению всех тягостей военной службы.

Характерной особенностью войн середины XX века является ведение боевых действий в условиях информационного противодействия. Морально-политическое разложение противника было одной из важных задач, которую решали противники в ходе боевых действий. Морально-психологическое противодействие предъявляет еще большие требования к сражающимся, а именно их нравственной устойчивости, мужеству, сознательной дисциплинированности, гибкости и умению преодолевать препятствия, а также бороться в условиях, требующих применения оружия близкого боя, вплоть до борьбы в рукопашную (уличные бои, бои внутри зданий и т.п.).

Естественное желание противника достичь скорейшей победы над врагом выражается в стремлении подорвать упорство и энергию друг друга, заставить другого быть менее способным пользоваться средствами вооруженной борьбы, действуя, главным образом, на его психику.

«Влияние боя, – говорил Клаузевиц, – не в поражении неприятельских войск, а в убиении их духа». Утверждается, что бой середины XX века в этом отношении достигал наивысшего накала.

Бой начинается с дальних рубежей, опасность быть раненым, искалеченным, убитым, начинается вдали от противника, а потому приходится все дольше и дольше двигаться под влиянием томительного чувства угрозы смерти.

От каждого участника боя требовались длительное и крайнее напряжение воли, всех физических сил, безусловное сознание необходимости идти вперед и быть готовым умереть в любую минуту.

Только сильные духом и крепкие физически бойцы могут выдержать этот, поистине, ад. Слабые же духом под действием чувства страха теряют все свое спокойствие и самообладание, не только становятся совершенно неспособными трезво рассуждать, но и лишаются способности управлять своими мышцами, они готовы в каждую минуту повернуться назад и обратиться в самое позорное бегство.

При боевых порядках предшествующих эпох, когда надзор со стороны начальников всех степеней был постоянным и непосредственным, нередки были случаи, в той или иной форме «отказа от боя»: саморанение, выход из боя под предлогом выноса раненых, притворство убитыми, чтобы отстать от своих, идущих вперед товарищей, и даже самоубийство, лишь бы не переживать всех ужасов войны.

Боевые же порядки армий середины ХХ века, солдат выступает самостоятельно или в малой группе, что делает надзор со стороны старших и средних начальников еще более затруднительным, а порой и невозможным. Это в значительной степени может увеличить процент малодушных, и только сознательное отношение каждого красноармейца и командира к выполнению своих задач могут заставить их выполнить боевую задачу.

Из всего вышесказанного видно, что в современном бою к бойцу предъявляются серьезные требования, которые ничуть не понизились, а повысились в сравнении с требованиями, характерными в предшествующие периоды.

Создание же общевойсковых подразделений с укомплектованными по штатам военнослужащими различных военно-учетных специальностей имеет, кроме некоторых минусов в управлении военнослужащими и тактико-строевых плюсов, один психологический плюс большой важности. Каждый военный специалист, выполняя определенные функции (пулеметчика, автоматчика, стрелка, подносчика патронов, гранатометчика, разведчика, наблюдателя, санитара), реализует свои обязанности в бою. Это способствует сосредоточению внимания солдата на исполнение своих обязанностей и отвлечению его внимания от инстинкта самосохранения, порождающего чувство страха.

Вследствие же того, что бой требует наличия у каждого военнослужащего здоровья, выносливости, силы, ловкости и прикладных навыков, можно прийти к заключению, что в рассматриваемый период РККА нуждалась, кроме специальной подготовки, еще и в физической более, чем раньше. Физическая подготовка становилась базовым элементом подготовки бойца.

2.5 Необходимость предварительного физического воспитания и допризывной подготовки

Военнослужащие, находящиеся в коллективе, при некоторых условиях подчиняются всем психологическим законам «толпы», т.е. становятся нерассудительными, стремящимися немедленно воплотить в действие всякое полученное возбуждение, и подпадают под власть чувств, сила которых значительно увеличивается, способны на переход от одних крайностей к другим, легко поддается внушению, легковерны и предрасположены к болезненному воображению. Для преодоления этих состояний и психологических факторов, угнетающих психику бойца и способных оказать отрицательное действие на исход боя, военнослужащим требуется предварительная подготовка и воспитание.

Учитывая сложность и важность задач, подлежащих разрешению за короткий срок службы в армии и особенно при переходе РККА в рассматриваемый период на принципы всеобщей воинской обязанности, актуальной становится необходимость проведения как предварительного физического воспитания и образования, так и допризывной военной подготовки всего подрастающего поколения.

Отсюда мы делаем вывод, что если государство хочет иметь армию, способную противостоять своим противникам в современном бою и добиться победы в этой борьбе, то необходимо разделение функций по физической подготовке контингентов военнослужащих между военными и гражданским ведомствами, где первое возьмет на себя задачу подготовки войск к войне и бою, включая и физическую подготовку, а второе возложит на себя подготовительную воспитательную работу по обеспечению армии физически подготовленным мобилизационным ресурсом. 

Ясно, что в проведении этой совместной работы должна существовать определенная преемственность; все программы, начиная с дошкольного возраста, должны иметь в виду конечную цель – создание общественного работника, умеющего быстро приспособляться ко всякого рода деятельности в современных условиях быта, в том числе и к работе в качестве бойца Красной армии.

Военное ведомство было заинтересовано в укомплектовании армии физически подготовленными к военной службе гражданами. Допризывная военная подготовка и физическое воспитание были введены декретом ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1923 г., в котором определялось, что военная подготовка начиналась с 16-18 лет, в этом документе имелось указание на проведение этой предварительной подготовки силами и средствами гражданских организаций, как правило (образовательных), под общим наблюдением и руководством военного ведомства.

Важно лишь отметить, что в совершенно не безразлично, как будет осуществляться воспитательная работа с подрастающим поколением, и что она, наряду со всеми другими, также заинтересовано в создании единой стройной системы «Физической культуры СССР», в которую физическая подготовка РККА должна входить одной из составных ее частей.

Комплекс мероприятий, проведенный Коммунистической партией и Правительством СССР, создал стройную систему физического воспитания. Для примера можно назвать Физкультурно-спортивный комплекс ГТО, который пронизал не только систему образования, но и жизнь трудовых коллективов, деятельность РККА и РКВМФ. Массовое увлечение граждан СССР физической культурой и спортом положительно сказалось на подготовке граждан к защите Отечества и будущему противостоянию с грозным врагом в годы Великой Отечественной войны. Быть мастером спорта, разрядником, а также носить значки ГТО и «Ворошиловский стрелок» было почетно и престижно.

2.6. Физическая подготовка в РККА и РККФ (ВМФ) с 1930 по 1941 год

Третий этап развития РККА и РКВМФ с 1930 г. по 1937 г. совпадает с началом индустриализации, техническим перевооружении и реорганизации армии и флота. В этот период были приняты новые Уставы, Наставления, Руководства по боевой подготовке. Происходившие в стране изменения и реформы не обошли стороной и физическую подготовку и спорт. Новая система боевой подготовки нашла свое закрепление в Руководстве по физической подготовке РККА, утвержденного приказом РВС СССР от 31 октября 1929 г. № 337, в пособии «Физические упражнения в РККА» (1931 г.), Временное руководство по обучению рукопашному бою в РККА (1929 г.), Курсе физической подготовки ВВС РККА 1934 (КФП 34).

Физическая подготовка была определена как один из основных направлений обучения и воспитания бойца. Ее целью являлось тренировать войска к походно-боевой жизни и активным действиям в бою и, в частности, способствовать быстрому и прочному усвоению бойцами РККА всех необходимых навыков строевой, технической и полевой подготовки. Задачи физической подготовки в РККА определялись требованиями современной для того времени тактики, сложных форм боя и особенностями территориально-милиционной организации Красной Армии. Физическая подготовка должна:

а) закаливать здоровье бойца, повышать его общее физическое развитие и прививать необходимые гигиенические навыки;

б) способствовать воспитанию морально-волевых качеств бойца и командира;

в) обеспечивать всестороннюю тренированность (выносливость и подвижность) войск во всех видах физической работы на походе и в бою;

г) вовлекать весь рядовой и начальствующий состав в активные занятия физической культурой.

Физическая подготовка строилась на основе сочетания (комплексирования) средств и методов физического развития, закаливания и тренировки со всей системой боевого обучения войск и с повседневным бытовым режимом войсковых частей.

Формами физической подготовки РККА для всех родов войск являлись:

а) ежедневные утренние физические упражнения гигиенического и общетренировочного назначения;

б) плановые уроки физической подготовки прикладного (образовательного) характера;

в) тренировки прикладных физических навыков и морально-волевых качеств бойца и командира на строевых, специальных и полевых занятиях;

г) внешкольная спортивная работа (массовая и кружковая);

д) рационализация учебного и бытового режима части;

е) войсковые соревнования – прикладные и спортивные;

ж) периодические испытания физической подготовленности бойцов и командиров и инспекторские смотры войсковых частей.

Руководство физической подготовкой и ответственность за ее успешность в частях, вузов и строевых подразделениях возлагались на командный состав. Инструктора физической подготовки частей, дивизий, вузов, а также врачи-инструкторы по физической подготовке выполняли преимущественно организационную и инструкторскую работу по повышению соответствующей методической квалификации начальствующего состава.

Содержание физической подготовки в программах физической подготовки в частях (вузах) должны быть согласованы по периодам (по времени и в методике) с прохождением прочих дисциплин учебного плана, в целях соблюдения преемственности всех разделов обучения.

Например, в кадровых частях сухопутных войск программа физической подготовки рассчитана на один учебный год. Второй год отводился для дальнейшего физического совершенствования старослужащих красноармейцев и привития им навыков инструктора по физической подготовке.

Технические материалы для проведения физической подготовки в частях и военно-учебных заведениях РККА в порядке утренних физических упражнений и специальных плановых занятий устанавливались учебно-методическим пособием «Физические упражнения а РККА» (1930 г.) по следующим разделам: дыхание и тренировка дыхательного аппарата; утренняя гимнастика; ходьба, бег; передвижение пригнувшись и ползание; прыжки; лазание и перелезание; поднимание и переноска тяжестей; метание ручных гранат, приемы рукопашного боя; плавание и спасание утопающих; подготовка лыжника; игры; закаливание. В приложении к учебно-методическому пособию был приведен полевой городок, указания по самоконтролю и самомассажу.

Специфика прохождения службы и боевой подготовки в ВВС РККА учитывалась в курсе физической подготовки ВВС РККА 1934 (КФП 34), что отражало специальную направленность физической подготовки. КФП 34 содержал общие указания к курсу физической подготовки ВВС РККА, где излагались задачи физической подготовки, организационно-методические указания, порядок отработки задач, политическое обеспечение физической подготовки, порядок организации массовой самодеятельности в физкультурной работе, порядок проведения инспекторских смотров физподготовки и спортивных соревнований, а также организацию учета физической подготовки. В отделе втором КФП 34 устанавливались обязательные курсы физической подготовки (для возрастных групп личного состава частей, школ и учреждений ВВС РККА) по гимнастике, легкой атлетике, курсам водного спорта, зимнего спорта, спортивных игр. В отдел третий КФП 34 вошли виды спорта и курсы физической подготовки, проводимые в обязательном порядке при наличии специального оборудования и вооружения и в часы массовой самодеятельной физкультуры (Курс штыкового боя и военно-прикладной гимнастики; Курс механизированного спорта).

Следует отметить, что нормы и требования ГТО по 1-й и 2-й были частью требований, предъявляемых к физической подготовленности военнослужащих.

 

2.7. Органы военного управления физической подготовкой и должностные лица – специалисты физической подготовки и спорта

Все возрастающую значимость физической подготовки и спорта в системе подготовки войск и повседневной жизни и деятельности подтвердило введение должности Инспектора физической подготовки и спорта РККА. 20 июня 1934 г. Наркомвоенмор СССР был преобразован в общесоюзный Народный комиссариат обороны СССР (НКО СССР). Совместным постановлением Исполнительного комитета и Совета Народных комиссаров Союза ССР от 22 ноября 1934 г. было утверждено Положение о Народном комиссариате обороны Союза ССР. В группе инспекторов РККА была предусмотрена должность Инспектора физической подготовки и спорта РККА, на которого возлагалось:

а) инспектирование физической подготовки войсковых частей, военных школ, академий и учреждений сухопутных, воздушных и морских сил РККА;

б) разработка указаний и руководств по физической подготовке и самодеятельной физкультурной работе для всех родов войск РККА;

в) организация подготовки и совершенствования кадров специалистов по физической культуре и спорту;

г) организация и проведение спортивных соревнований и смотров-конкурсов физкультурной работы;

д) организация планерного и парашютного спорта;

е) обеспечение (через соответствующие довольствующие органы) физкультурной работы в РККА материальной частью (инвентарь, оборудование, сооружения) и учебными пособиями;

ж) руководство научно-исследовательской работой по физической культуре и спорту;

з) постановка физической подготовки и спорта в домах отдыха и в санаториях РККА;

и) руководство военной подготовкой Государственного центрального института физической культуры и по всем видам подготовки командным факультетом этого института и военным факультетом Ленинградского института физической культуры им. Лесгафта.

Инспекцией физической подготовки и спорта были разработаны документы следующего IV этапа развития физической подготовки и спорта в РККА:

Курс физической подготовки РККА (КФП 37);

Временный курс физической подготовки ВВС РККА 1938 г. (КФП ВВС РККА 38);

Наставление по физической подготовке Сухопутных войск РККА (НФП 38);

Наставление по подготовке к рукопашному бою РККА (НПРБ-38);

Наставление для командного и начальствующего состава РККА «Индивидуальная гимнастика на каждый день» 1939 г.

Положение о массовой физкультурной и спортивной работе в РККА (1939 г.)

Циркуляром Заместителя начальника Генерального Штаба РККА от 7 апреля 1936 г. была объявлена Инструкция о работе войсковых врачей в области физической подготовки войск.

30 декабря 1937 г. из НКО СССР был выделен Народный комиссариат военно-морского флота СССР (НКВМФ СССР), в котором было разработано и утверждено приказом НК ВМФ СССР от 22 мая 1939 г. Наставление по физической подготовке РКВМФ (НФП 39).

Приказом РВС СССР от 13 февраля 1931 г. № 30 было утверждено «Положение об инструкторе физической подготовки отдельной части», «Положение об инструкторе физической подготовки дивизии (отдельной бригады)».

В соответствии с этим документом инструктор физической подготовки отдельной части назначается командиром дивизии по представлению командира воинской части. В частях, не входящих в состав дивизий, инструктор физической подготовки назначается начальником, которому непосредственно подчинен командир части.

Инструктор физической подготовки назначался из числа командиров взводов ил помощников командиров рот (эскадронов, батарей), имеющих не менее двух лет командного стажа, аттестованных на продвижение и преимущества из числа имеющих специальное физической образование.

Инструктор физической подготовки отдельной части в общем порядке службы подчиняется командиру части и является докладчиком по вопросам дивизиона инструктору физической подготовки.

Инструктор физической подготовки освобождается от исполнения обязанностей по своей штатной должности на срок не более двух лет, после чего, пройдя стажировку во время летнего периода, назначается на должность командира роты (эскадрона, батареи). В то же время инструктор физической подготовки привлекается ко всем занятиям с начсоставом, а также участвует и всех выходах части в поле.

Инструктор физической подготовки ведет свою работу в тесном согласовании со штабом и врачом части:

а) принимает активное участие в разработке учебных планов части и всех указаний учебного характера, стремясь к тому, чтобы физическая подготовка бойца и командира не только нашла свое место в учебных планах части, но и чтобы все обучение было пронизано физической тренировкой;

б) ведет занятия по физической подготовке с начальствующим составом и младшими командирами части (совершенствование и методика);

в) является организатором и непосредственным проводником физической культуры и спорта в части в порядке массовой работы;

г) является пропагандистом физкультуры в части;

д) следует за наличием и исправным содержанием полевых и гимнастических городков части, гимнастического зала, всего спортивного имущества, входя в случае надобности с соответствующими представлениями к командиру части;

е) проводит контроль над физической подготовкой части по утвержденном командиром части плану;

ж) разрабатывает и представляет командиру части планы испытаний, соревнований и пр., соответственно учебным периодам;

з) поддерживает тесную связь с местным Советом Физической Культуры, активно участвуя в его работе.

Инструктор физической подготовки дивизии (отдельной бригады) назначается по представлению командира дивизии (отдельной бригады).

Инструктор физической подготовки назначается из числа командиров рот или помощников командиров батальонов, аттестованных на продвижение, и исключительно из числа командиров, имеющих специальное физическое образование. При прочих равных условиях преимущество должно отдаваться командирам – бывшим инструкторам физической подготовки отдельной частей и зарекомендовавшим себя на этой работе с лучшей стороны.

Инструктор физической подготовки дивизии (отдельной бригады) подчиняется командиру дивизии (отдельной бригады).

Он ведет всю свою работу в тесном согласовании со штабом, политическим отделом и санитарной частью дивизии:

а) принимает активное участие в разработке учебных планов дивизии и всех указаний учебно-методического характера, стремясь к тому, чтобы физическая подготовка занимала соответствующее место в обучении бойца (допризывника, вневойсковика) и совершенствовании командира;

б) разрабатывает планы и программы периодических курсов по физкультуре для начсостава и проводит последние, а также направляет занятия по физической подготовке с начсоставом в частях;

в) в работе по совершенствованию физического образования начсостава исходит из необходимости, чтобы каждый командир к концу первого года пребывания в части приобрел не только необходимую личную физическую подготовку, но и организационно-методические навыки для непосредственного руководства физической подготовкой и спортом в своих подразделениях, с тем, чтобы в дальнейшем требовать лишь его эпизодическое совершенствование;

г) наблюдает за соответствующим материальным обеспечением физической подготовки в дивизии (отдельной бригаде);

д) следит за проведением частями планов физической подготовки дивизии проводя контроль последней согласно плану, утвержденному командиром дивизии (отдельной бригады);

е) несет ответственность за соответствующую разработку планов, программ и организационно-методических указаний применительно к специальности части и условиям их расквартирования. На него же возлагается непосредственное наблюдение за проведением физической подготовки и спорта в специальных частях дивизии (отдельной бригады), не имеющих своих инструкторов физической подготовки;

ж) ведет занятия по специально разработанным программам с инструкторами физической подготовки частей с тем, чтобы занятия последних всегда были на должной высоте;

з) по указанию командира дивизии или начальника штаба разрабатываются планы и программы всех соревнований, испытаний и пр. соответственно учебным периодам;

и) активно участвует в работе местного совета физической культуры.

Продолжительность пребывания в должности инструктора физподготовки дивизии определяется в 3 года, после чего, в зависимости от аттестации:

а) после годичной стажировки на должности командира батальона назначается на высшие, в порядке выдвижения, должности или

б) возвращается в войсковые части для использования на строевых должностях.

В связи с полным переходом на комплектование Вооруженных Сил на основе принципов экстерриториальности, всеобщей воинской обязанности и отмене территориального и милиционного принципа комплектования, а также реформой военного образования приказом НКО СССР от 17 апреля 1939 г. № 65 было введено в действие «Положение о начальниках физической подготовки части и соединения, преподавателях физической подготовки училища (школы) и академии и инспекторах физподготовки управления рода войск РККА и военного округа (армии)».

Начальниками физической подготовки части (соединения), преподавателями физической подготовки училища (школы), инспекторами физической подготовки военного округа (армии) назначались лица командного и начальствующего состава, имеющие специальное физкультурное образование или хорошую практическую подготовку в области физической подготовки и спорта, и пропущенные через курсы усовершенствования.

В частях, где отсутствовали штатные должности, исполнение обязанностей начальника физической подготовки возлагается на одного из командиров с освобождением от командования подразделением на срок не более 2 лет.

Указанные командиры-специалисты подчинялись:

- начальник физической подготовки части (соединения) – начальнику штаба части (соединения);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.119 с.)