Принятие христианства: государственная реформа князя Владимира и процесс христианизации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принятие христианства: государственная реформа князя Владимира и процесс христианизации.



Одним из важнейших государственных мероприятий Владимира Святославича была административная реформа 988 г. Суть ее заключалась в окончательном уничтожении политической автономии местных «племенных» княжений. До этого времени Киевская Русь во многом представляла собой совокупность княжеств, вассальных по отношению к Киеву, которые признавали сюзеренитет великого князя киевского, платили ему дань, поставляли войска, но сохраняли внутреннюю автономию с местными княжескими династиями и, следовательно, местным управленческим аппаратом. Поэтому вся политическая система Киевской Руси в значительной мере держалась на силе киевского князя. Стоило этой силе ослабнуть, как то одно, то другое княжество делало попытки отделиться от Киева.

Теперь местные «племенные» княжения как административные единицы были уничтожены, а территория Киевской Руси была разделена на области вокруг крупных городов, где вместо князей из местных династий были посажены сыновья Владимира.

Реформа ликвидировала власть местных князей, которые были тесно связаны происхождением и интересами со своими землями, покончила с сепаратизмом земель. Вся власть на местах перешла в руки лиц, непосредственно зависимых от киевского князя, которым были близки интересы Киева.

Для обеспечения безопасности южных границ Руси Владимир закладывает многочисленные города и замки в пограничных со степью районах, в которые он переводит население из других земель. Этими мероприятиями киевский князь одновременно создавал эффективную систему борьбы с печенегами и укреплял свою власть на местах.

В результате реформы все земли Киевской Руси и все высшие ступени феодальной иерархии в государстве оказались в руках одного княжеского рода. С одной стороны, это способствовало объединению сил для борьбы с внешними врагами, с другой — таило в себе опасность постоянной борьбы внутри рода за великокняжеский киевский престол.

Принятие христианства на Руси – процесс, в ходе которого Киевская Русь в 988 году перешла от язычества к истинной христианской вере.

Киевский князь Владимир упорно стремился объединить земли Руси в единое государство на основе единой веры. При выборе религии он мог ориентироваться на мусульманский Восток, иудейских хазар, католический Рим и православную Византию.

После ознакомления с обрядами и церковной службой существовавших религий было решено остановиться на выборе христианства византийского образца. Такому выбору способствовала политическая обстановка того времени, давние и прочные связи с Византией, определенные позиции, занятые ее церковью на Руси начиная с IX в. Он был прежде всего обусловлен «причинами вполне эмпирическими, нисколько не зависящими от влияния религиозного духа».

В 988 г. князь Владимир Святославич «крестит Русь», т. е. утверждает православие официальной государственной религией.

Конечно, принятие христианства не могло быть единовременным актом, предпринятым по личной инициативе князя. В действительности это было лишь этапом в длительном процессе христианизации Руси, который начался за несколько веков до княжения Владимира и завершился в эпоху позднего средневековья.

Вернувшись в Киев, Владимир приступил к уничтожению языческих капищ и насаждению христианства: сперва в столице, а затем и по всей стране. Началась постройка церквей на местах, где стояли языческие капища, это символизировало победу христианской религии над язычеством.

Несмотря на энергичные меры государственных властей, христианство распространялось по Руси медленно и встречало сопротивление населения. О том, насколько прочно удерживалось язычество в народе, свидетельствует тот факт, что оно нередко было идейным оружием в борьбе народных масс против феодальной эксплуатации.

На Руси церковь очень быстро вошла в государственный аппарат; ее важнейшей функцией стала идеологическая обработка народных масс в духе «рабы да повинуются господам своим».

Введение христианства, подготовленное всем ходом внутреннего развития Киевской Руси, стимулировалось и внешнеполитическими причинами. Этого требовало развитие политических, экономических и культурных отношений со странами Европы, большинство которых к тому времени было христианскими.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.13 (0.004 с.)