Введение. Общая характеристика и периодизация новейшей истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Общая характеристика и периодизация новейшей истории



ИСТОРИЯ

Учебное пособие

 

для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)

 

 

Санкт-Петербург

 

2019


Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж управления и экономики «Александровский лицей»

Составитель учебного пособия Ротарь Л.С., преподаватель СПб ГБПОУ «Колледж управления и экономики «Александровский лицей»

 

Учебное пособие по учебной дисциплине «История» рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии, протокол № 1 от 28.08.2019.

Учебное пособие по учебной дисциплине «История» рассмотрено методическим советом колледжа и рекомендовано для принятия педагогическим советом, протокол № 1 от 29.08.2019.

Методист колледжа                                                                   А.Ф. Жмайло


Оглавление

Введение. Общая характеристика и периодизация новейшей истории.. 1

Тема 1. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». 4

1.1. Послевоенное мирное урегулирование в Европе. 4

1.2. Первые конфликты и кризисы холодной войны.. 10

1.3. Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости.. 13

Тема 2. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине XX века. 16

2.1. Крупнейшие страны мира. США. 16

2.2. Крупнейшие страны мира. Германия План:. 22

2.3 Развитие стран Восточной Европы во второй половине XX века. 27

2.4. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Япония. Китай.. 32

2.5. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Индия. 43

2.6.   Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине

XX- начале XXI века. 50

2.7.   Советская концепция «нового политического мышления». 56

2.8.   Международные отношения во второй половине XX века. От двухполюсной системы к новой политической модели.. 60

Тема 3. Новая эпоха в развитии науки и культуры. Духовное развитие во второй половине XX- начале XXI века. 72

3.1.   Научно-техническая революция и культура. 72

3.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах. 83

Тема 4. Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества. 86

4.1. Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации.. 86

4.2. Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности. Противодействие международному терроризму и идеологическому экстремизму 96

Список литературы.. 132

Послевоенное мирное урегулирование в Европе

План

1. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны

2. Выработка согласованной политики союзных держав в Германии

3. Идея коллективной безопасности

4. Новый расклад сил на мировой арене. Речь Черчилля в Фултоне

5. Доктрина «сдерживания» План Маршалла

6. Начало «холодной войны»

 

Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны.

Сразу же после окончания второй мировой войны в подходе к решению политических проблем, связанных с ее итогами, обозначились два курса:

1) политика сохранения и упрочения завоеванного мира, международного сотрудничества, проводимая Советским Союзом и другими миролюбивыми странами;

2) политика нагнетания международной напряженности, «холодной войны» и агрессии, которую проводили империалистические государства. В этом противоборстве весьма отчетливо выразилась противоположность целей, которые ставили перед собой, с одной стороны, силы прогресса и социализма, а с другой — силы реакции и империализма.

Доктрина «сдерживания». План Маршалла

Доктрина Трумэна – внешнеполитическая программа, выдвинутая президентом США Гарри Трумэном после Второй мировой войны. Публично была озвучена 12 марта 1947 г. Основой доктрины являлась политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире. Доктрина Трумэна явилась выражением борьбы США и их сторонников за необходимую им политико-экономическую однородность мира.

«Доктрина Трумэна» была направлена на ограничение усилившегося после 2-й мировой войны 1939--1945 роста сил социализма, оказание непрерывного давления на СССР и другие страны социалистического блока, поддержание реакционных сил и режимов. Эта доктрина была использована для оправдания вмешательства США во внутренние дела других стран, для развязывания «холодной войны» и нагнетания международной напряжённости. «Доктрина Трумэна» положила начало оказанию широкой военной помощи другим странам и сопровождалась созданием сети военных баз на чужих территориях и осуществлявшееся США в рамках других программ.

.План Мáршалла – «Программа восстановления Европы» программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран (включая Западную Германию). План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Целью США было:

- восстановление разрушенной войной экономики Европы;

- устранение торговых барьеров;

- модернизация индустрии европейских стран;

- развитие Европы в целом.

Свою речь с программой помощи Джордж Маршалл изложил в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. 12 июля в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. На совещание приглашались также представители государств Восточной Европы, однако по настоянию советского правительства, усмотревшего в этом угрозу своим интересам, руководители восточноевропейских стран отказались от этого приглашения. При этом сам Советский Союз под действие плана не подпадал по чисто формальной причине – в связи с заявленным отсутствием у СССР бюджетного дефицита.

Бывший вице-президент США Уоллес, Генри Эгард осудил «план Маршалла», назвав его инструментом холодной войны против России.

План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 г., когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла составила около 12,4 млрд. долл., причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Италию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

Позже План Маршалла был применён также к Японии и некоторым другим странам Восточной Азии.

План Маршалла был свёрнут во второй половине 1960-х гг.: правительства стран-Западной Европы стали избавляться от долларов. К 1971 году все страны, получавшие американскую помощь, отказались от доллара. Результатом стала девальвация американской валюты и, в итоге, отказ США от золотого стандарта доллара, а также частичный выход Франции из НАТО (Франция покинула военную структуру Североатлантического альянса в 1966 году, но сохранила членство в его политической организации).

Начало «холодной войны»

Холодная война – глобальная геополитическая, военная, экономическая и информационная конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками – с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.Название «холодная» здесь условно, так как эта конфронтация была войной в прямом смысле. Одной из главных составляющих войны была идеология. Главная причина «холодной войны» – противоречие между капиталистической и социалистической системами. Две сверхдержавы-победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам.Выражение «холодная война» впервые употребил 16 апреля 1947 года Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна, в речи перед палатой представителей штата Южная Каролина.

США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками – НАТО и ОВД. Соединённые Штаты и СССР регулярно вступали в прямое военное противостояние (52 «горячих» эпизода по всему миру).

Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений. Объявленный генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачёвым в 1985 году курс на перестройку и гласность привёл к утрате руководящей роли КПСС. В 1991 году СССР распался, что поставило финальную точку в холодной войне.В Восточной Европе коммунистические правительства, лишившись советской поддержки, были смещены ещё раньше, в 1989-1990 годах. Варшавский договор официально прекратил своё действие 1 июля 1991 года, что можно считать окончанием холодной войны.

 

План

1. Образование организации Североатлантического договора (НАТО)

2. Корейская война, как первый опыт «холодной войны»

3. Перемирие и раскол Кореи

 

Образование организации Североатлантического договора (НАТО)

Организация Североатлантического договора НАТО, Североатлантический

Альянс – крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран – США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

НАТО является грандиозным военно-политическим блоком 28 государств, обладающим всей необходимой инфраструктурой и системой органов по её управлению. Это сотни комитетов, групп, служб, управлений или подразделений планирования, воинских и гражданских (транспортных, медицинских и т. д.) и даже учебных Центров по подготовке и переподготовке специалистов. НАТО – межправительственная организация, члены которой выделяют средства и ресурсы, необходимые для повседневного функционирования её в соответствии с Договором: проведения встреч, подготовки и принятия решений, реализации других задач в рамках общих интересов всех членов альянса. Основная часть военных сил и военной инфраструктуры, принадлежащих государствам-членам НАТО, остаются под их непосредственным управлением

Перемирие и раскол Кореи

К июню 1951 года война достигла критической точки. Несмотря на тяжёлые потери, каждая из сторон располагала армией порядка миллиона человек. Несмотря на перевес в технических средствах, США и союзники не в состоянии были добиться решительного преимущества. Всем сторонам конфликта стало ясно, что достичь военной победы разумной ценой будет невозможно, и что необходимы переговоры о заключении перемирия. Впервые стороны сели за стол переговоров в Кэсоне 8 июля 1951 года, однако даже во время дискуссий боевые действия продолжались.

Целью сил ООН было восстановление Южной Кореи в довоенных пределах. Китайское командование выдвигало похожие условия. Обе стороны свои требования подкрепляли кровопролитными наступательными операциями. Несмотря на кровопролитность военных действий, финальный период войны характеризовался лишь относительно небольшими изменениями линии фронта и длительными периодами дискуссий о возможном завершении конфликта.

Дуайт Эйзенхауэр, выбранный президентом США 4 ноября 1952 года, ещё до официального вступления в должность совершил поездку в Корею для того, чтобы на месте выяснить, что может быть сделано для прекращения войны. Однако поворотным моментом стала смерть Сталина 5 марта 1953 года, вскоре после которой Президиум ЦК КПСС проголосовал за окончание войны. Потеряв поддержку со стороны СССР, Китай согласился на добровольную репатриацию военнопленных. 

После принятия ООН предложения Индии о прекращении огня, договор был заключён 27 июля 1953 года. Представители Южной Кореи отказались подписать документ, так что все силы ООН представлял командир американского контингента генерал Кларк. Линия фронта была зафиксирована в районе 38-й параллели, а вокруг неё была провозглашена демилитаризованная зона (ДМЗ). Эта территория до сих пор охраняется войсками КНДР с севера и американо-корейскими войсками с юга. ДМЗ проходит несколько севернее от 38-й параллели в восточной своей части и немного южнее на западе. Место мирных переговоров, Кэсон, старая столица Кореи, было частью Южной Кореи до войны, однако сейчас оно является городом со специальным статусом КНДР. По сей день мирный договор, который формально завершал бы войну, не подписан.

Корейская война была первым вооружённым конфликтом времён холодной войны и явилась прообразом многих последующих конфликтов. Она создала модель локальной войны, когда две сверхдержавы воюют на ограниченной территории без применения ядерного оружия. Корейская война подлила масла в огонь холодной войны, в то время больше связывавшейся с конфронтацией между СССР и некоторыми странами Европы.

План

1. Рост антиколониального движения

2. Образование новых независимых государств вследствие крушения колониальных империй

3. Трудности преодоления отсталости

 

Образование новых независимых государств вследствие крушения колониальных империй

Во 2-й половине 40-х гг. многие азиатские страны добились независимости, например:

- Вьетнам, Индонезия, Корея – 1945 г.;

- Филиппины – 1946 г.;

- Индия – 1947 г.;

- Мьянма (тогда Бирма), Шри-Ланка (тогда Цейлон) – 1948 г.;

- страны Аравийского полуострова, Бруней, Сингапур, Малайзия, Камбоджа, Лаос, Кипр и др. – 50-е – начале 70-х гг.

- в Африке в 50-е гг. добились независимости: Ливия – 1951 г., Египет – 1952 г., Тунис, Марокко, Судан – 1956 г.

- о бразовались первые независимые государства в Тропической Африке: Гана – 1957 г., Гвинея – 1958 г.

1960-й год вошел в историю как Год Африки, политическую самостоятельность в этом году обрели 17 африканских государств.14 октября 1960 г. по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, что явилось крупной внешнеполитической акцией, направленной на политическую и международно-правовую поддержку освободительных движений.

В некоторых странах (Кении, Мадагаскаре, Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау и др.) национальное освобождение явилось результатом длительной вооруженной борьбы. Особой остротой и упорством она отличалась в Алжире. На завершающей стадии деколонизации Африканского континента в 1980 г. Южная Родезия стала суверенной Республикой Зимбабве, в 1990 г. была провозглашена независимость Намибии.

План

1. Экономические, геополитические итоги второй мировой войны для США

2. Превращение США в финансово-экономического и военно-политического лидера западного мира

3. США в 90-е - 2000 годы.

 

США в 90-е - 2000 годы

В 90-е годы США переживает ряд кризисных явлений. 1992 году победу на президентских выборах одержал Билл Клинтон, он предложил «Политику третьего пути». Сущность этой политики заключалась в следующем:

- обеспечение равенства возможностей для всех граждан Америки в экономической и политической жизни;

- ликвидация дискриминации как позорного для общества явления;

- главный упор на развитие здравоохранения и образования.

Главный лозунг: «стране нужны умные и здоровые люди». 60% бюджетных средств потрачено на обеспечение больниц, развитие материально-технической базы здравоохранения и образования. Но реформа не удалась.

В 2000-е победу на выборах одержал демократ Джордж Буш младший. Современники назвали политику Буша «сострадательным неокансерватизмом». Его цель – расширение возможностей среднего класса:

- для покупки дома;

- занятием малым предпринимательством;

- обретением частной собственности.

 Правительство выдавало гранты на получение бесплатного образования. В тоже время Буш снижает объем государственных расходов и социальных пособий.

Сегодня же более половины граждан Америки не имеют медицинской страховки, ограничены в социальных льготах и пособиях. В 2005 году в Америке было зафиксировано превышение 5% барьера населения, которое живет за чертой бедности.

       В 2008 г. Президентом Барак Обама.

За время своего президентства Обама выполнил:

  1. К августу 2010 года вывел из Ирака большую часть военного контингента США и к концу 2011 года вывел все войска.
  2. Направил в Афганистан дополнительные военные силы (в этом году 21 000 солдат), сделал Пакистан передовой линией борьбы против «Талибана» и «Аль-Каеды».
  3. Повысил пособия по безработице.
  4. Отменил установленный Джорджем Бушем запрет на финансирование исследований стволовых клеток.
  5. Ввел в состав правящего кабинета хотя бы одного республиканца (в кабинете их уже два).
  6. Снял ряд ограничений на поездки живущих в США кубинских иммигрантов, а также на передвижение их имущества.
  7. Закрыл тюрьму на военной базе Гуантанамо и запретил ЦРУ жесткие методы допроса.

Но в тоже время Обама не сдержал обещания:

  1. Не признал массовые убийства армян в Османской империи в годы Первой мировой войны геноцидом. В ходе недавнего визита в Турцию Обама избегал использовать это понятие, но призвал оба народа к примирению.
  2. Не запретил работать в Белом доме бывшим лоббистам. В отношении по меньшей мере трех подчиненных это обещание не сдержано.

3. Не освободил пенсионеров, зарабатывающих менее 50 000 долларов в год, от уплаты подоходного налога. Этого предложения не было в пакете предложенных мер по стимулированию экономики.

Президент Дональд Трамп был избран на должность 8 ноября 2016 года.

После его победы на выборах по стране прокатилась беспрецедентная серия массовых протестов под лозунгами «Не мой президент».

  Внутренняя политика: новый консервативный поворот

Дональд Трамп пришел к власти под «Вернем Америке былое величие»

Именно консервативный поворот является содержанием внутренней политики администрации Трампа:

- планировалось отменить до 70% его решений, в том реформу системы охраны здоровья;

- ввел пожизненный запрет для чиновников американской администрации на лоббистскую деятельность в интересах иностранных правительств и пятилетний запрет на любое прочее лоббирование;

- подписал указ об отмене финансирования абортов за рубежом;

- ввел запрет на создание в школах отдельных туалетов для трансгендеров;

- запретил въезд в США гражданам Ирака, Ирана, Ливии, Сомали, Судана и Йемена (было заблокировано Нью-Йоркским судом).

- в апреле 2017 года Трамп подписал указ о поддержке американских рабочих и производителей. Указ направлен на стимулирование производства внутри США и регулирует выдачу виз иностранцам.

Одним из наиболее амбициозных проектов Трампа является план по улучшению инфраструктуры США. Данный проект будет способствовать созданию новых рабочих мест, а значит, стимулировать рост американской экономики. Предполагаются вложения инвестиций в инфраструктуру из государственного бюджета в размере $200 млрд, при этом они могут быть увеличены за счет частных инвесторов до $1 трлн. Финансовые ресурсы будут вкладываться в проекты, подверженные реновации, управление воздушным движением, сельское хозяйство.

США стала более поляризованной внутри. Трамп:

 - ломает политэкономику богемной буржуазии;

- сокращает все экологические программы;

- сокращает все виды государственных грантов для гражданских активистов.

Это все были финансовые потоки, на которых жили простые американцы. Фактически наблюдается очередной консервативный поворот.

По итогам первого года работы Трампа его следует отметить, что Трамп планомерно выполняет то, что обещал электорату.

Германия: разделенная нация

Особое место среди социалистических государств Восточной Европы занимала Германская Демократическая Республика. Решения Потсдамской конференции о сохранении единой демократической Германии так и не были реализованы. Обе половины разделенной нации создали в 1949 г. свои государства. Вдоль их границ пролег «фронт» двух военно-политических блоков. Здесь находились противостоящие друг другу мощные группировки советских и американских войск.

Германия была ареной острых конфликтов:

1) Первый раз это произошло в 1948 г., когда советское руководство блокировало транспортные магистрали, ведущие из западных зон оккупации в западные секторы Берлина.

2) Новый кризис разразился в 1953 году. После смерти Сталина в ГДР вспыхнули беспорядки, переросшие в восстание против просоветского режима. Причины:

- снижение своего жизненного уровня.

- в «другой» Германии – ФРГ благодаря реформам экономическое положение улучшалось.

Коммунистическая верхушка ГДР не смогла справиться с кризисной ситуацией собственными силами. В Берлин были введены советские войска, и восстание было подавлено.

Новому руководителю страны В. Ульбрихту удалось стабилизировать положение в стране. Однако со временем ГДР стала все больше проигрывать Западной Германии в темпах роста экономики и уровня жизни.

3) Символом «холодной войны» и раскола германской нации стала Берлинская стена, возведенная в 1961 г.

Польша

В июне 1956 г. в Польше на отдельных предприятиях начались забастовки, переросшие во всеобщую стачку. Рабочих поддержали студенты и либерально настроенная интеллигенция. Однако благодаря позиции руководителя польской компартии В. Гомулки удалось избежать вмешательства в эти события советских войск и стабилизировать ситуацию в стране.

Венгрия

В Венгрии руководство было неспособно покончить со сталинскими методами управления государством. В этих условиях:

- в компартии усилилось реформаторское крыло во главе с И. Надем;

- росли оппозиционные настроения среди интеллигенции.

Взрыв общественного недовольства разразился в октябре 1956 года. Вышедшие на улицы Будапешта демонстранты потребовали назначить Надя премьер-министром и вывести из Венгрии советские войска. Власти применили оружие, тем самым спровоцировав восстание, в ходе которого повстанцы захватили ключевые объекты в городе. Председателем правительства был назначен И. Надь, который:

- объявил Венгрию нейтральным государством;

- заявил о выходе из Организации Варшавского Договора;

- подтвердил требование о выводе частей Советской Армии;

- распустил Коммунистическую партию

 После того как советские войска покинули венгерскую столицу, здесь развернулись жестокие расправы с коммунистами и сотрудниками органов госбезопасности.

Руководство СССР оказалось перед фактом потери влияния в одной из социалистических стран и установления здесь прозападного режима. В этих условиях оно встало на путь вооруженного свержения правительства И. Надя.

В ночь на 4 ноября советские танковые соединения вошли в Будапешт. Повстанцы были разгромлены. Западные страны, вопреки ожиданиям И. Надя, так и не осмелились вмешаться в венгерские события. После подавления восстания И. Надь и его ближайшие соратники были казнены.

Пражская весна»

Во второй половине 50-х — 60-х гг. в большинстве стран Восточной Европы были предприняты шаги по либерализации экономических и политических основ жизни общества:

- в народнохозяйственных планах существенное внимание стало уделяться производству предметов потребления;

- были пересмотрены темпы промышленной модернизации;

- стали более разнообразными формы производственной и потребительской кооперации;

- расширилась доля частного сектора в торговле и сфере услуг.

 Реабилитация жертв репрессий конца 40-х — начала 50-х гг. сопровождалась «оттепелью» в сфере идеологии и культуры.

Особенно значительные изменения произошли в Чехословакии. В январе 1968 г. лидер реформаторского крыла компартии А. Дубчек стал первым секретарем ЦК компартии. Программа действий реформаторов предусматривала:

- большую идеологическую открытость общества;

- создание механизмов для обеспечения плюрализма мнений.

Либерализация общественной жизни в Чехословакии получила название «Пражской весны».
Рассчитывая удержать ускользающую из рук власть, консервативная часть руководства компартии Чехословакии обратилась к советскому лидеру Л. И. Брежневу с просьбой защитить «завоевания социализма» в стране. Получив формальное приглашение вмешаться в ход событий, СССР, Польша, ГДР, Венгрия и Болгария 21 августа 1968 г. ввели в Чехословакию свои войска. Менее чем через год Чехословакия вернулась в ровный строй социалистических государств, сверявших с Москвой каждый шаг.

Поражение «Пражской весны» вновь продемонстрировало готовность руководства СССР подавить любую попытку той или иной страны выйти из зоны советского влияния. Подобные действия получили название «доктрины Брежнева».

Однако во время нового кризиса, разразившегося в 1980—1981 гг. в Польше, советское руководство уже не решилось на прямую интервенцию. Недовольство поляков падением уровня жизни вызвало всплеск рабочего движения, массовые забастовки и создание независимого от властей профсоюза «Солидарность». Задачу подавления оппозиции польские власти решали силами собственной армии Новый руководитель страны генерал Войцех Ярузельский объявил в стране военное положение. Этот шаг на время отсрочил падение коммунистического режима в Польше.

План

1. Экономическое и политическое положение Японии после второй мировой войны

2. Война в Корее и её влияние на экономическое развитие Японии

3. Утверждение самостоятельной роли Японии в мире

4. Глобализация Японской внешней политики

5. Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминьдановский Юг

6. Гражданская война. Образование Китайской народной республики

7. Аграрная реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация. Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство»

8. Китай на современном этапе развития.

 

Гражданская война. Образование Китайской народной республики

Региональная ситуация в Восточной Азии не была стабильной. Причина была в слабости Китая, его неспособности взять на себя самостоятельную международную роль и нежелание выполнять подчинённые функции по покровительством СССР либо США, либо обеих держав вместе. Центральное положение Китая в Восточной Азии делало его ключевым элементом региональной структуры. США придавали огромное значение превращению Китая в дружественное государство, готовое вместе с ними направлять региональное развитие и достаточно сильное, чтобы избавить Вашингтон от бремени военной ответственности в Азии. В руководстве США существовали надежды, что Китайско-американское сближение обеспечит в регионе безопасность и стабильность, не смотря на то, что развёртывание антиколониальной борьбы влекло за собой опасность крупных потрясений.

Интересы Советского Союза в Китае:

- обеспечение приграничного пояса безопасности за счёт сфер влияния в Монголии и Манчжурии;

- создание в зоне Порт-Артура и Дайрена плацдарма сдерживания против Японии;

- укрепление экономической базы советского Дальнего Востока через интенсивное хозяйственное взаимодействие с Манчжурией.

Как и США, СССР был заинтересован в дружественном Китае, но не в сильном центральном китайском правительстве. Хотя СССР оказывал помощь китайским коммуниста, Сталин был насторожен активностью КПК.

Противостояние КПК и Гоминьдана переросло в гражданскую войну. На протяжение 1946 года продолжались боевые действия, КПК стала одерживать военные успехи. В январе 1949 года представители советского посольства и руководство гоминьдана выработали проект соглашения в соответствии с которым, Китай принимал на себя обязательства:

- сохранять нейтралитет в случае любого будущего международного конфликта;

- устранить американское влияние в стране;

- принять меры для создания базы для сотрудничества с СССР.

Терпя поражение за поражением, остатки сил гоминьдана покинули материковую часть Китая и морем эвакуировались на остров Тайвань. 1 октября 1949 года победившие коммунисты провозгласили создание Китайской Народной Республики.

План

1. Провозглашение Индии республикой. Принятие Конституции 1950г.

2. Национальный вопрос в Индии

3. «Курс Неру»: социально-экономические реформы 1950 х и первой

половины 1960-х гг.

4. Особенности политики модернизации

5. Реформы 90-х гг. – 20000-х гг.

6. Внешняя политика

 

Национальный вопрос в Индии

Национальный вопрос – совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между Нациями, национальными группами и народностями в различных общественно-экономических формациях. В 1953—1956 гг. произошел пересмотр административно-территориального деления Индии. Проведение административно-территориальной реформы 1956 г. не привело к решению национального вопроса в Индии. Борьба за создание штатов на лингвистической основе продолжалась, прежде всего, в тех районах, где было сохранено административное деление на многоязычной основе (Бомбей, Ассам, Пенджаб).

Современные тенденции индийского национального развития неоднозначны. Многолюдный даже по индийским масштабам центральный регион севера страны, обслуживаемый литературным языком хинди, менее однороден сравнительно со своим окружением (Бенгалией, Панджабом, Гуджаратом и др.). Население его называют «хиндустанцами».

Ближе всего к европейским меркам нации подходят бенгальцы, тамилы, возможно также маратхи. Бенгальцы Индии осознают свое языковое единство с мусульманским населением соседней Бангладеш, гордятся развитым языком, а также крупнейшим и неповторимо индийским университетом (основал его Тагор). Бенгалия раньше центра подверглась индустриализации.

У тамилов национально-культурное самосознание опирается на древность литературной традиции, возводимой к началу н.э. В языке выражен пуризм, что по-индийски означает нежелание заимствововать санскритские слова. Свою роль сыграл и исторический опыт региональной государственности. К тому же, эмигрируют тамилы (в Юго-Восточную Азию, на острова Океании) легче других индийцев, а часть этого народа населяет ближнюю к материку северую часть Шри-Ланки. Однако, именно в штате Тамилнад кастовый строй отличается особой жесткостью; существует даже брахманский диалект тамильского языка.

Менее многолюдные этнические общности, не представленные в административном устройстве Республики Индии, могут стремиться к укреплению позиций своего языка, начальному школьному образованию на нем и т.п. Особого успеха в этом добились малочисленные (менее 1 млн. человек) кхаси. Однако более распространена для таких народностей ситуация продолжающейся индианизации – освоение индуистских норм сословно-кастовой жизни, что, в частности, должно приводить к переменам в быту и сельском хозяйстве (отказу от разведения свиней или кур).

В целом, пожалуй, нынешняя Индия этнически развивается как бы навстречу Западной Европе. Ей скорее предстоит закрепить разнообразие в единстве, а не единство в разнообразии.

Внешняя политика

 

В годы «холодной войны» Индия придерживалась политики неприсоединения, будучи одним из основателей этого движения. Тем не менее, у неё сохраняются напряжённые отношения с Пакистаном из-за спорных приграничных территорий.

В 1965 г. в пустынных приграничных районах Индии и Пакистана, где между странами отсутствует чёткое разграничение, вспыхнули боевые действия. Одновременно началась война из-за Кашмира. В 1966 г. при посредничестве СССР стороны договорились отвести войска на исходные позиции.

Что касается дней сегодняшних, то у Индии и России сложились прочные связи во многих сферах, включая:

- экономику и внешнюю торговлю;

- науку и технологии;

 - культуру;

- оборону;

- космос;

- атомную энергетику.

Глубина отношений, их политическая и стратегическая сущность проявляются в единстве подходов как к политическим, так и экономическим проблемам. Индийские инвестиции в нефтяной проект «Сахалин-1» и помощь России в строительстве атомной электростанции в Куданкуламе на юге Индии – вот два конкретных примера успешного двустороннего сотрудничества в сфере энергетики.

 Россия помогает Индии и в реализации космической программы. Эти страны совместно разработали и теперь производят сверхзвуковые крылатые ракеты «Брамос». Есть и другие примеры успешного индийско-российского взаимодействия. Индия гордится тем, что на её долю приходится часть наследия Николая и Святослава Рерихов.

5 октября 2018 года РФ и Индия подписали контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов С-400 Триумф в Индию. Сумма сделки превышает $5 млрд.

 

XX- начале XXI века.

 

План

1. Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки во второй половине ХХ века. Борьба за демократические преобразования.

2. Два пути развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия)

 

1. Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки во второй половине ХХ века. Борьба за демократические преобразования.

Латинская Америка – регион, располагающийся в Западном полушарии и простирающийся от границы США и Мексики на севере, до Огненной Земли и Антарктиды на юге, и по протяженности растянувшийся на более чем 12 000 километров. Он включает южную часть материка Северная Америка, Центральную Америку, острова Вест-Индии и материк Южная Америка. С запада омывается Тихим океаном, с востока - Атлантическим. Страны Латинской Америки подразделяются на 33 государства и 13 колоний и зависимых территорий, а общая площадь этого региона, составляет 21 млн. кв. км, что является более 15% суши земного шара.

Название «Латинская Америка» было введено французским императором Наполеоном III как политический термин.

Страны Латинской Америки объединяли общие проблемы в отношениях с мировым сообществом. В послевоенные годы продолжали сосуществовать, бороться и сменять друг друга консервативная, реформистская и революционная модели развития. Специфика политической традиции, большая роль личности лидера (каудильо, вождя), увлекающего за собой массы.

Наиболее развитые страны взяли курс на «импортзамещающую индустриализацию», стремясь создать собственную промышленность.

Особенности послевоенного развития

1. Процесс индустриализации, рост городов и городского населения не решили проблем зависимости от импорта высокотехнологичных машин и оборудования.

2. Сохранялось невыгод



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.126 с.)