Тема Гносеология – учение о познании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема Гносеология – учение о познании



Тема Гносеология – учение о познании

Цели изучения темы

§ помочь студентам выявить сущность познания, раскрыть процесс его осуществления, выявить его различные уровни и формы;

§ на основе изученного материала научить студентов логически мыслить, делать обобщения и выводы;

§ воспитать интерес к теме, показав её гносеологическую и практическую значимость.

Требования к знаниям и умениям

§ студент должен знать, что такое познание и что из себя представляет процесс его осуществления;

§ студент должен иметь представление об уровнях познания, методах и формах научного познания;

§ студент должен уметь пользоваться литературой и источниками по данной проблеме, анализировать их содержание и творчески подходить к его восприятию.

Ключевые понятия темы:        

    гносеология, познание, знание.

Познание - обусловленный общеисторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Второстепенные понятия:

  • «чувственное познание»
  • «абстрактное мышление»
  • «истина»
  • «объективная истина»
  • «абсолютная истина»
  • «эмпирическое»
  • «теоретическое» познание
  • практика

Основные вопросы

1.Проблема познания в истории философии.

 

 2.Субъект и объект познания.

3.Ступени познания. Формы познания.

 

4. Эмпирический и теоретический уровни познания. Методы познания.

5. Виды познания.

 

6.проблема истины.


  Содержание лекции

 

 

1.Философскую теорию, изучающую проблему познания, называют гносеология. Она изучает проблему природы познания и его возможности, исследует взаимосвязь субъекта и объекта познания, отношение знания к реальности, рассматривает всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и истинности.

Познание - это процесс получения знаний, необходимых человеку для осуществления своей деятельности. Этот процесс осуществляется на основе целенаправленного отображения действительности в сознании человека.

 

Можно выделить несколько аспектов познавательного отношения человека к окружающему миру:

1.эмоциональный,включающий в себя переживания, чувственные отношения к чему и кому-либо;

2.практический, который включает преобразовательно-потребительское отношение к объективной действительности;

3.аксиологический,который позволяет выявить ценностно-оценочное отношение к природе и миру;

4. теоретический, позволяющий познать сущность, качество предметов и явлений окружающего мира.

 

В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется не только внешняя сторона,но и сущность вещей и явлений окружающего мира.

Результатом процесса познания является знание. Знание - это объективная реальность, отраженная в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Знания, как результат познания, остаются не только в сознании отдельного человека, но передаются из поколения в поколение с помощью материальных носителей информации - языка, книг, рисунков, объектов материальной культуры, компьютерной техники.

 

Субъект и объект познания

Субъектом познания является человек, который наделён разумом и который освоил арсенал познавательных средств, накопленных человечеством. Кроме того, субъектом познания может выступать социальная группа и общество в целом, которое за свою историю накопило громадный опыт и объем духовной и материальной культуры - носителей результатов познания. Надо отметить, что субъект познания с присущим ему сознанием является порождением объективной реальности, материи. Субъект - это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и осуществления познания.

Структура научного познания

Проблема истины

 

В гносеологии проблема истины является ведущей проблемой. Но что собой представляет истина? Чем она отличается от заблуждений?

Истина- это знание, совпадающее с познаваемой действительностью, адекватно её отражающее и которое проверено на практике.

Раз истина представляет собой знание, а его каждый субъект получает по-своему (субъективно), то процесс получения истины будет носить субъективный характер. Однако содержание истины, которое адекватно отражает содержание вещей и явлений объективного мира, не зависит ни от человека, ни от человечества. Содержание истины объективно. Поэтому характерной чертой истины является диалектика субъективного и объективного в ней.

Различают конкретную, относительную и абсолютную истины.

Конкретность истины предполагает учет времени, условий, места её получения. Поэтому истина всегда конкретна.

Относительная истина - это такое знание о предмете или явлении, которое совпадает с их содержанием и которое проверено на практике, но для данного времени и данных условий требует дальнейшего развития. Эта истина представляет из себя неполное соответствие знаний действительности, которые будут уточняться в процессе дальнейшего познания. Абсолютная истина - это такое знание о предмете или явлении, которое совпадает с их содержанием и которое проверено на практике, но для данного времени и данных условий не требует дальнейшего развития. В широком смысле слова - это для данного времени и данных условий полное соответствие знаний действительности.

Задания

1. Составьте в рабочей тетради опорный конспект темы, используя текст лекции и предложенные схемы.

2. Решите следующие тестовые задания:

Задания с выбором ответа

Выберите правильный ответ

1. Познание в современной философии преимуществен­но рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании действую­щего человека;

г) обусловленный практикой процесс приобретения и раз­вития знаний.

2. Какое из понятий лишнее в данном перечне?

а) гносеологический оптимизм;

б) агностицизм;

в) скептицизм;

г) антропоцентризм

3. Уровни научного познания (укажите все варианты):

а) эмпирический;

б) религиозный;        

в) теоретический;

г) мифологический;

д) диалектический.

Задания на установление соответствия

Тема Гносеология – учение о познании

Цели изучения темы

§ помочь студентам выявить сущность познания, раскрыть процесс его осуществления, выявить его различные уровни и формы;

§ на основе изученного материала научить студентов логически мыслить, делать обобщения и выводы;

§ воспитать интерес к теме, показав её гносеологическую и практическую значимость.

Требования к знаниям и умениям

§ студент должен знать, что такое познание и что из себя представляет процесс его осуществления;

§ студент должен иметь представление об уровнях познания, методах и формах научного познания;

§ студент должен уметь пользоваться литературой и источниками по данной проблеме, анализировать их содержание и творчески подходить к его восприятию.

Ключевые понятия темы:        

    гносеология, познание, знание.

Познание - обусловленный общеисторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Второстепенные понятия:

  • «чувственное познание»
  • «абстрактное мышление»
  • «истина»
  • «объективная истина»
  • «абсолютная истина»
  • «эмпирическое»
  • «теоретическое» познание
  • практика

Основные вопросы

1.Проблема познания в истории философии.

 

 2.Субъект и объект познания.

3.Ступени познания. Формы познания.

 

4. Эмпирический и теоретический уровни познания. Методы познания.

5. Виды познания.

 

6.проблема истины.


  Содержание лекции

 

 

1.Философскую теорию, изучающую проблему познания, называют гносеология. Она изучает проблему природы познания и его возможности, исследует взаимосвязь субъекта и объекта познания, отношение знания к реальности, рассматривает всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и истинности.

Познание - это процесс получения знаний, необходимых человеку для осуществления своей деятельности. Этот процесс осуществляется на основе целенаправленного отображения действительности в сознании человека.

 

Можно выделить несколько аспектов познавательного отношения человека к окружающему миру:

1.эмоциональный,включающий в себя переживания, чувственные отношения к чему и кому-либо;

2.практический, который включает преобразовательно-потребительское отношение к объективной действительности;

3.аксиологический,который позволяет выявить ценностно-оценочное отношение к природе и миру;

4. теоретический, позволяющий познать сущность, качество предметов и явлений окружающего мира.

 

В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется не только внешняя сторона,но и сущность вещей и явлений окружающего мира.

Результатом процесса познания является знание. Знание - это объективная реальность, отраженная в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Знания, как результат познания, остаются не только в сознании отдельного человека, но передаются из поколения в поколение с помощью материальных носителей информации - языка, книг, рисунков, объектов материальной культуры, компьютерной техники.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.86 (0.016 с.)