Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема Гносеология – учение о познанииСтр 1 из 4Следующая ⇒
Тема Гносеология – учение о познании Цели изучения темы § помочь студентам выявить сущность познания, раскрыть процесс его осуществления, выявить его различные уровни и формы; § на основе изученного материала научить студентов логически мыслить, делать обобщения и выводы; § воспитать интерес к теме, показав её гносеологическую и практическую значимость. Требования к знаниям и умениям § студент должен знать, что такое познание и что из себя представляет процесс его осуществления; § студент должен иметь представление об уровнях познания, методах и формах научного познания; § студент должен уметь пользоваться литературой и источниками по данной проблеме, анализировать их содержание и творчески подходить к его восприятию. Ключевые понятия темы: гносеология, познание, знание. Познание - обусловленный общеисторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Второстепенные понятия:
Основные вопросы 1.Проблема познания в истории философии.
2.Субъект и объект познания. 3.Ступени познания. Формы познания.
4. Эмпирический и теоретический уровни познания. Методы познания. 5. Виды познания.
6.проблема истины. Содержание лекции
1.Философскую теорию, изучающую проблему познания, называют гносеология. Она изучает проблему природы познания и его возможности, исследует взаимосвязь субъекта и объекта познания, отношение знания к реальности, рассматривает всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и истинности. Познание - это процесс получения знаний, необходимых человеку для осуществления своей деятельности. Этот процесс осуществляется на основе целенаправленного отображения действительности в сознании человека.
Можно выделить несколько аспектов познавательного отношения человека к окружающему миру: 1.эмоциональный,включающий в себя переживания, чувственные отношения к чему и кому-либо; 2.практический, который включает преобразовательно-потребительское отношение к объективной действительности;
3.аксиологический,который позволяет выявить ценностно-оценочное отношение к природе и миру; 4. теоретический, позволяющий познать сущность, качество предметов и явлений окружающего мира.
В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется не только внешняя сторона,но и сущность вещей и явлений окружающего мира. Результатом процесса познания является знание. Знание - это объективная реальность, отраженная в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания, как результат познания, остаются не только в сознании отдельного человека, но передаются из поколения в поколение с помощью материальных носителей информации - языка, книг, рисунков, объектов материальной культуры, компьютерной техники.
Субъект и объект познания Субъектом познания является человек, который наделён разумом и который освоил арсенал познавательных средств, накопленных человечеством. Кроме того, субъектом познания может выступать социальная группа и общество в целом, которое за свою историю накопило громадный опыт и объем духовной и материальной культуры - носителей результатов познания. Надо отметить, что субъект познания с присущим ему сознанием является порождением объективной реальности, материи. Субъект - это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и осуществления познания. Структура научного познания
Проблема истины
В гносеологии проблема истины является ведущей проблемой. Но что собой представляет истина? Чем она отличается от заблуждений? Истина- это знание, совпадающее с познаваемой действительностью, адекватно её отражающее и которое проверено на практике. Раз истина представляет собой знание, а его каждый субъект получает по-своему (субъективно), то процесс получения истины будет носить субъективный характер. Однако содержание истины, которое адекватно отражает содержание вещей и явлений объективного мира, не зависит ни от человека, ни от человечества. Содержание истины объективно. Поэтому характерной чертой истины является диалектика субъективного и объективного в ней.
Различают конкретную, относительную и абсолютную истины. Конкретность истины предполагает учет времени, условий, места её получения. Поэтому истина всегда конкретна. Относительная истина - это такое знание о предмете или явлении, которое совпадает с их содержанием и которое проверено на практике, но для данного времени и данных условий требует дальнейшего развития. Эта истина представляет из себя неполное соответствие знаний действительности, которые будут уточняться в процессе дальнейшего познания. Абсолютная истина - это такое знание о предмете или явлении, которое совпадает с их содержанием и которое проверено на практике, но для данного времени и данных условий не требует дальнейшего развития. В широком смысле слова - это для данного времени и данных условий полное соответствие знаний действительности. Задания 1. Составьте в рабочей тетради опорный конспект темы, используя текст лекции и предложенные схемы. 2. Решите следующие тестовые задания: Задания с выбором ответа Выберите правильный ответ 1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ): а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности; б) значимая информация в аспекте деятельности; в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека; г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний. 2. Какое из понятий лишнее в данном перечне? а) гносеологический оптимизм; б) агностицизм; в) скептицизм; г) антропоцентризм 3. Уровни научного познания (укажите все варианты): а) эмпирический; б) религиозный; в) теоретический; г) мифологический; д) диалектический. Задания на установление соответствия Тема Гносеология – учение о познании Цели изучения темы § помочь студентам выявить сущность познания, раскрыть процесс его осуществления, выявить его различные уровни и формы; § на основе изученного материала научить студентов логически мыслить, делать обобщения и выводы; § воспитать интерес к теме, показав её гносеологическую и практическую значимость. Требования к знаниям и умениям § студент должен знать, что такое познание и что из себя представляет процесс его осуществления; § студент должен иметь представление об уровнях познания, методах и формах научного познания; § студент должен уметь пользоваться литературой и источниками по данной проблеме, анализировать их содержание и творчески подходить к его восприятию. Ключевые понятия темы: гносеология, познание, знание. Познание - обусловленный общеисторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Второстепенные понятия:
Основные вопросы 1.Проблема познания в истории философии.
2.Субъект и объект познания. 3.Ступени познания. Формы познания.
4. Эмпирический и теоретический уровни познания. Методы познания.
5. Виды познания.
6.проблема истины. Содержание лекции
1.Философскую теорию, изучающую проблему познания, называют гносеология. Она изучает проблему природы познания и его возможности, исследует взаимосвязь субъекта и объекта познания, отношение знания к реальности, рассматривает всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и истинности. Познание - это процесс получения знаний, необходимых человеку для осуществления своей деятельности. Этот процесс осуществляется на основе целенаправленного отображения действительности в сознании человека.
Можно выделить несколько аспектов познавательного отношения человека к окружающему миру: 1.эмоциональный,включающий в себя переживания, чувственные отношения к чему и кому-либо; 2.практический, который включает преобразовательно-потребительское отношение к объективной действительности; 3.аксиологический,который позволяет выявить ценностно-оценочное отношение к природе и миру; 4. теоретический, позволяющий познать сущность, качество предметов и явлений окружающего мира.
В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется не только внешняя сторона,но и сущность вещей и явлений окружающего мира. Результатом процесса познания является знание. Знание - это объективная реальность, отраженная в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания, как результат познания, остаются не только в сознании отдельного человека, но передаются из поколения в поколение с помощью материальных носителей информации - языка, книг, рисунков, объектов материальной культуры, компьютерной техники.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.86 (0.016 с.) |