Выше с группы, ниже на всякий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выше с группы, ниже на всякий



К началу XIX в. территория России раскинулась на тысячи верст от Балтийского моря до Тихого океана. На этом пространстве проживало около 40 млн. человек. Из них на долю Сибири приходилось 3,1 млн. человек, Северного Кавказа — около 1 млн. человек. Наиболее плотно были заселены центральные губернии. В 1800 г. плотность населения составляла здесь около 8 человек на 1 кв. версту (в большинстве европейских стран в то время —40— человек). К югу, северу и востоку от центра плотность населения резко уменьшалась. В самарском Заволжье, низовьях Волги и на Дону она составляла не более 1 человека на 1 кв. версту. Еще меньше была плотность населения в Сибири.Россия всегда была многонациональной страной. Бок о бок с русским народом, самым многочисленным, жили другие народы, связанные с ним общностью исторических судеб. В западных и южных губерниях русское население соседствовало с украинским и белорусским. На огромных просторах от Волги до Восточной Арктики расселились тюркоязычные народы (татары, чуваши, башкиры, якуты и др.). Область распространения финно-угорских народов (мордвы, мари, коми, удмуртов) охватывала Поволжье, север Европейской России, Урал и Зауралье. Эвенки и эвены представляли в России тунгусо-маньчжурские народы.В религиозном отношении Россия тоже была неоднородна. Около 87% населения придерживалось православной веры. Император Александр I (1801 - 1825 гг.) не мог не считаться с духом времени, влиянием идей Великой Французской революции, он первым в России XIX столетия пробовал свои силы в поисках ответов на возможности усиления европейского влияния на развитие экономических и социальных процессов в России. Начало его царствования были эпохой обновления и либеральных реформ. Александр I восстановил действие Жалованных грамот дворянству и городам, ликвидировал Тайную экспедицию Сената, объявил частичную амнистию, снял ограничения на въезд и выезд из страны, на торговлю с Англией и т.п. Под председательством императора был учрежден негласный комитет, задачей которого было рассмотрение общего плана государственных преобразований. В комитет вошли единомышленники Александра I: князь А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, граф Н.Н. Новосильцев, разделявшие обширные надежды и замыслы царя. На заседаниях комитета в 1801 - 1805 гг. обсуждался род проекта Конституции с определением “атрибутов верховной власти”, ее обязанностей, прав подданных и четырех государственных сословий. Особое значение придавалось обсуждению вариантов освобождения крестьян, при этом было решено придерживаться принципа постепенности.Итоги правления Александра 1 можно подвести следующие: это было весьма непоследовательное правление, где начавшиеся либеральные реформы сменил жесткий консерватизм. В то же время Александр 1 навсегда вошел в историю как освободитель России и всей Европы. Его почитали и славили, восхищались и славословили, но собственная совесть не давала ему покоя всю жизнь. В реформаторских проектах М.М. Сперанского отразились особенно популярные в свете Великой французской революции и конституционные идеи. Сперанский планировал: 1) сформировать парламент страны – Государственную думу; 2) применить принцип разделения властей (на законодательную, судебную, исполнительную); 3) применить принцип выборности при формировании властных органов(при этом избирательное право ограничить имущественным цензом); 4) предоставить право всем в стране приобретать недвижимую собственность и по мере накопления собственности получать более широкие политические права; 5) сохранить права законодательной инициативы и роспуска Государственной Думы за царем.По мнению М.М. Сперанского, реализация его плана должна была расширить социальную базу монархии, существенно укрепить законность в стране, сохранив в руках царя все основные полномочия. Данные преобразования, по мнению реформатора, должны были вводиться в жизнь постепенно. Но из всего многообразия идей Сперанского была осуществлена только одна – в 1810 г. был создан Государственный совет, хотя в дальнейшем этот орган развивался совсем не так, как задумывал сам реформатор. Государственный совет являлся законосовещательным органом, который был призван стать связующим звеном между императором и другими ветвями власти. Одно из положений принятых в то время было направлено на то, чтобы служебная карьера увязывалась с наличием университетского диплома. Большинство дворян в этом увидело угрозу для своего привилегированного положения и начало выступать против либерального проекта М.М. Сперанского. Самым известным критиком реформ стал писатель и историк Н.М. Карамзин. В записке «О древней и новой России», которую он направил царю, он настаивал на необходимости сохранить старые порядки: самодержавие и крепостничество.По требованию консервативного дворянства в 1812 г. Сперанский был сослан. В то же время после войны конституции получили новые провинции России: Польша и Финляндия.Таким образом, предпринимаемые Александром I меры по преобразованию общественно-политического устройства страны не привели к значительным изменениям.В 1811 г. были преобразованы министерства, а именно были уточнены их функции, структура. Эти меры позволяли завершить формирование административной машины Российской империи. Отечественная война 1812 года -война между Россией и наполеоновской Францией на территории России в 1812 году.Причинами войны стали отказ России активно поддерживать континентальную блокаду, в которой Наполеон видел главное оружие против Великобритании, а также политика Наполеона в отношении европейских государств, проводимая без учёта интересов России.На первом этапе войны (с июня по сентябрь 1812 года) русская армия с боями отступала от границ России до Москвы, дав перед Москвой Бородинское сражение.На втором этапе войны (с октября по декабрь 1812 года) наполеоновская армия сначала маневрировала, стремясь уйти на зимние квартиры в не разорённые войной местности, а затем отступала до границ России, преследуемая русской армией, голодом и морозами.Война закончилась почти полным уничтожением наполеоновской армии, освобождением территории России и переносом военных действий на земли Варшавского герцогства и Германии в 1813 году (см. Война Шестой коалиции). Среди причин поражения армии Наполеона российский историк Н. Троицкий называет всенародное участие в войне и героизм русской армии, неготовность французской армии к боевым действиям на больших пространствах и в природно-климатических условиях России, полководческие дарования русского главнокомандующего М. И. Кутузова и других генералов.

26. Крым в первой половине XIX в.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Присоединение Крыма к России привело к коренным изменениям в экономике, культуре, социальных процессах.

В 1784 году была образована Таврическая область, в состав которой вошли Крым, Тамань, земли к северу от Перекопа. В 1802 году Таврическая область была преобразована в губернию. Вместо прежних наместничеств создавалось семь уездов, из которых пять (Симферопольский, Левкопольский, а с 1787 года — Феодосийский, Евпаторийский и Перекопский) уездов располагались в пределах самого полуострова. В 1837 году из Симферопольского уезда выделился новый — Ялтинский уезд, после чего административное деление края почти не изменялось вплоть до 20-х гг. XX века.

В конце XVIII века в Крыму насчитывалось более 100 тыс. жителей.

Учитывая важное военно-стратегическое значение Крыма и большое влияние Турции на татарское население полуострова, царское правительство стремилось расположить к себе новых подданных.

22 февраля 1784 года крымско-татарская знать была приравнена к российскому дворянству.

18 сентября 1796 года крымские татары освобождались от рекрутской повинности и военного постоя, им предоставлялось право разбирать взаимные тяжбы у улемов (авторитетные богословы, законоведы). Мусульманское духовенство навсегда освобождалось от уплаты податей. В начале XIX века была подтверждена личная свобода крымско-татарского крестьянства. Согласно постановлению 1827 года, крымско-татарское население имело по закону право собственности на движимое и недвижимое имущество.

Но все эти меры не смогли предотвратить эмиграции части населения в Турцию. Количество жителей, покинувших Крым, определить трудно.

Одной из причин эмиграции крымских татар было их обезземеливание, которое проводилось как русскими, так и татарскими помещиками при активном содействии царских чиновников. Важной причиной эмиграции явились сохранившиеся многовековые связи Крыма с Турцией (экономические, культурные и особенно религиозные). В результате эмиграции резко сократилось сельское и городское население полуострова, что негативно отразилось в экономике.

В связи с этим царское правительство принимает ряд мер с целью заселить Крым. Сюда направляются отставные солдаты, русские и украинские крестьяне, выходцы из Молдавии и жители Польши, переселенцы из Эстонии, новогреки, болгары, немецкие колонисты и др. Значительную роль в изменении этнического состава населения Крыма сыграло поселение здесь государственных крестьян из внутренних губерний России. Из 92 242 переселенцев, прибывших в Таврическую губернию с 1783 по 1854 год, 45 702 (50,55%) составляли государственные крестьяне. По национальной принадлежности это были, как правило, русские и украинцы.

Проводимые реформы русского правительства, эмиграция крымско-татарского населения, заселение Крыма переселенцами наложили большой отпечаток на социально-экономическое, культурное развитие края на протяжении всего XIX века.

27. Император Николай I и его политический режим. Государственный консерватизм и его проявления.

Внутренняя политика Николая 1 отличалась крайним консерватизмом. Малейшие проявления свободомыслия подавлялись. Он всеми силами защищал самодержавие. Тайная канцелярия под руководством Бенкендорфа занималась политическим сыском. После выхода в 1826 г. цензурного устава под запретом оказались все печатные издания с малейшей политической подоплекой. Россия при Николае 1 довольно сильно напоминала страну эпохи Аракчеева.

Реформы Николая 1 отличались ограниченностью. Законодательство было упорядочено. Под руководством Сперанского начался выпуск Полного собрания законов Российской империи. Киселев проводил реформу управления государственными крестьянами. Крестьяне наделялись землями при переселении в необжитые районы, в деревнях строились медпункты, внедрялись новшества агротехники. Но внедрение новшеств происходило силовыми методами и вызывало резкое недовольство. В 1839 – 1843 гг. была проведена и финансовая реформа, установившая соотношение между серебряным рублем и ассигнацией. Но вопрос о крепостном праве остался неразрешенным.

+Внешняя политика Николая 1 преследовала те же цели, что и политика внутренняя. В царствование Николая 1 Россия боролась с революцией не только внутри страны, но и вне ее пределов. В 1826 – 1828 гг. по результатам русско-иранской войны к территории страны была присоединена Армения. Николай 1 выступал с осуждением революционных процессов в Европе. В 1849 г. он направил армию Паскевича для подавления венгерской революции. В 1853 г. Россия вступила в Крымскую войну. Но, по итогам Парижского мира, заключенного в 1856 г. страна утратила право иметь флот и крепости на Черном море, потеряла Южную Молдавию. Неудача подорвала здоровье царя. Николай 1 умер 2 марта (18 февраля) 1855 г. в Санкт-Петербурге, а на престол взошел его сын, Александр 2

https://studfile.net/preview/2278174/page:18/

28 .Крымская война и её последствия.

Крымская война Это сражение стало борьбой, во время которой произошла смена монархов: начал править Николай Первый, сменил его Александр Второй. Все начиналось как нельзя лучше для нашей армии и флота: грандиозная победа в Синопской бухте сделала Нахимова одним из самых лучших наших флотоводцев. После этого великого успеха в войну на стороне Османской империи вступили Франция и Англия. С этого момента дела у нашей армии пошли плохо: через год после морской победы начинается долгая оборона Севастополя. Это годовалое событие увидит и узнает в своих стенах многих великих людей: здесь и известнейший хирург Пирогов (который впервые применил наркоз), и гении нашей литературы (Лев Толстой), и великие герои (такие как матрос Кошка), и настоящие командиры, которые ценой своей жизни боролись за город (Нахимов). Казалось бы, что исход войны решен, и он очевидно будет не в нашу пользу. Однако русские не намерены были сдаваться. Но удача им улыбнется лишь в 1855 году, когда штурмом возьмут Карс. Это было сделано для того, чтобы облегчить жизнь тем, кто оборонял в это время Севастополь.Крымская война: кратко о причинах пораженияИтак, война закончилась для нашей страны поражением. Но главное то, какие были сделаны из этого выводы. Во-первых, страна и власть осознали, что государство нуждается в коренных преобразованиях; во-вторых, стало понятно, что по части промышленности Россия отстает слишком сильно, и пока у нее не будет мощного оборонного комплекса, побед ждать не стоит; в-третьих, все хорошо понимали, что теперь нужно поднимать авторитет страны на мировой арене.Такимобразом,Крымская война 1853-1856,, помогла Александру Второму увидеть, что этому обществу нужны изменения, необходимы кардинальные перемены. Тем не менее, наша страна получила новых героев, одни из которых так и остались у стен, защищающих город, а другие еще не раз заявили о себе.

29 .Преобразования Александра II. Отмена крепостного права и реформы 1860-1870-х годов в России.

В годы правления Александра II осуществлялись ключевые государственные реформы. Административная реформа вводила губернские и уездные земские учреждения. Судебная — публичность и гласность суда, независимость судей, новый порядок судопроизводства. После преобразования военного ведомства рекрутская повинность сменилась срочной службой. Реформа народного образования расширила права университетов.При Александре к России были присоединены Кавказ, Туркестан, Приамурье, Уссурийский край, Курильские острова (в обмен на южную часть Сахалина). Стремясь усилить своё влияние на Балканах и помочь национально-освободительному движению славянских народов, страна воевала с Турцией (1877—1878 гг.). Отмена В 1855-1857 гг. императору было подано 63 записки с предложением об отмене крепостного права. Постепенно Александр II пришел к выводу, что лучше освободить крестьян добровольным решением «сверху», нежели дождаться бунта «снизу».По царскому манифесту 19 февраля 1861 г. все крепостные крестьяне сразу получали личную свободу - их уже никто не мог продать, обменять, выпороть и т. д. Между тем право владения землёй крестьянами ограничивалось. Земля признавалась собственностью помещиков. Но помещики обязаны были выделить крестьянам (общине) земельные наделы в бессрочное пользование. За это крестьяне некоторое время продолжали выплачивать землевладельцу-помещику оброк или отрабатывать барщину - так называемое "временнообязанное" состояние. Чтобы получить к личной свободе ещё и поземельную независимость и полностью порвать с крепостным состоянием, крестьянин должен был выкупить у помещика свой надел. Но далеко не все крестьяне располагали необходимыми для выкупа надела средствами - и за них землю у помещиков выкупало государство. После такого выкупа крестьяне становились уже должниками государства и возвращали ему сумму выкупа с рассрочкой в 49 лет, уплачивая к тому же 6% годовых. Эти "выкупные платежи" были отменены П. А. Столыпиным с 1 января 1907 года

30. Правление Александра III. Особенности внутренней и внешней политики.

(1881-1894)Александр III заменил в правительстве либеральных деятелей на сторонников жесткого курса. Концепция контрреформ была разработана главным ее идеологом К.Н.Победоносцевым. Он утверждал, что либеральные реформы 60-х годов привели к потрясениям в обществе, а народ, оставшись без попечительства, стал ленив и дик; призывал вернуться к традиционным основам национального бытия. Политика. Направления внутренней:1. Взятие курса на укрепление самодержавных основ российской государственности. Отказ от продолжения политики либеральных реформ в различных сферах жизни государства и общества.2.Ревизия реформаторского наследия Александра II: корректировка судебной реформы 1864 года (введение ценза для присяжных, разрешение закрытых судебных заседаний, ограничение компетенции присяжных); ревизия законодательства о земствах (усиление цензового элемента среди гласных земских собраний); упразднение избираемых мировых судей в уенздах и учреждение института земских уездных начальников, назначаемых государством.3.Активизация борьбы с «революционной смутой» и «брожением умов». Усиление охранительного начала в деятельности государства. Принятие «Временных правил о печати» и ужесточение цензуры. Отмена университетской автономии и издание нового Устава. Введение ограничений на получение гимназического образования женщинами и выходцами из нижних слоев общества (Циркуляр «о кухаркиных детях»). Активизация деятельности русской Православной Церкви.4.Решение крестьянского вопроса: ликвидация временнообязанного состояния крестьян и их перевод на обязательны выкуп земли; учреждение Крестьянского поземельного банка (1882); введение запрета на выход крестьян из общины после завершения выкупа ими земли; регламентация государством частоты земельных переделов в общинах 5.Отмена подушной подати и создание новой системы налогообложения. Усиление роли косвенных налогов в формировании бюджета государства 6.Учреждение Дворянского поземельного банка для частичного преодоления обезземеливания дворян 7.Учреждение фабричной инспекции для осуществления надзора за исполнение фабричного законодательства 8.Мероприятия по оздоровлению экономики, подорванной Русско-турецкой войной (1877-1878). Отказ от политики фритредерства, характерной для 60-70-х гг. XIX в. Возвращение к политике протекционизма (покровительства национальной промышленности). Использование иностранных инвестиций для развития тяжёлой промышленности. 9.Усиление финансирования государством органов земского и городского самоуправления 10.Осуществление мероприятий по укреплению имперского начала в российской государственности. Продолжение русификации Польши и Прибалтики. Начало наступления на автономные права Финляндии.11. Усиление финансирования оборонного комплекса страны Направления внешней:

1. Действия по защите интересов России в Иране, Туркмении и на Балканах 2. Сближение России с Францией. Оформление русско-французского военно-политического союза (1893)

+Итоги внутренней политики: 1. Укрепление самодержавия. Возвращение к консервативно-охранительному образу правления 2. Усиление государственного начала в структурах территориального и сословного самоуправления и торможение процесса развития гражданского общества 3.Консервация общинных отношений в деревне. Торможение процесса естественного раскрестьянивания аграрного населения и его отток в города. Торможение решения вопроса об аграрном перенаселении в условиях демографического бума в России второй половины XIX в.4. Создание более благоприятной для развития капитализма налоговой системы, в которой доминируют косвенные налоги 5. Завершение промышленного переворота. Активный рост промышленного сектора экономики. Начало проявления диспропорции между развитием промышленного производства и сравнительно рутинным аграрным сектором экономики 6. Развитие фабричного законодательстваИтоги внешней политики: 7. Проведение Россией миротворческой политики (Император Александр III – «царь-миротворец»). Усиление авторитета России в решении европейских дел. 8. Ухудшение традиционно доверительных отношений между Россией и Германией и начало переориентации внешней политики страны на англо-саксонские державы Европы.

31. Император Николай II. Динамика и противоречия национального развития. Первая российская революция и начало парламентаризма. Реформы П.Столыпина и их последствия.

1.Император Николай II.Николай 2 (18 мая 1868 г.-17 июля 1918г.) – последний российский император, сын Александра 3.

26 мая 1896 г. состоялась коронация Николая 2 и его супруги. В праздничные дни происходит ужасное событие, получившее название «Ходынки», в результате которого в давке погибло 1282 человека.

Во время правления Николая 2 в России наблюдался быстрый экономический подъем. Усиливается аграрный сектор - страна становится главным в Европе экспортером сельскохозяйственной продукции, вводится устойчивая золотая валюта. Активно развивалась индустрия: росли города, строились предприятия, железные дороги. Николай 2 был реформатором, для рабочих он ввел нормированный день, обеспечил их страховкой, провел реформы армии и флота. Император поддерживал развитие культуры и науки в России.

2.Первая российская революция и начало парламентаризма.

Но, несмотря на значительные улучшения в стране происходили народные волнения. В январе 1905 г. произошла первая русская революция, стимулом к которой стало «Кровавое воскресенье». В результате 17 октября 1905 г. был принят манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». В нем говорилось о гражданских свободах. Был создан парламент, в который входила Государственная дума и Государственный совет. 3 (16) июня 1907 г. состоялся «Третьеиюньский переворот», который изменил правила выборов в думу.

Политика Николая 2

При Николая были произведены многие реформы. Основные реформы Николая 2:

· Аграрная. Закрепление земли не за общиной, а за частными крестьянами-собственниками;

· Военная. Реформа армии после поражения в русско-японской войне;

· Управленческая. Создана Государственная дума, народ получил гражданские права.

Итоги правления Николая 2

· Рост сельского хозяйства, избавление страны от голода;

· Рост экономики, промышленности и культуры;

· Рост напряженности во внутренней политике, что привело к революции и смене государственного строя.

Со смертью Николая 2 пришел конец Российской Империи и монархии в России.

Обострение противоречий внутри страны, и поражение в Русско-японской войне привели к серьезному политическому кризису. Власти оказались неспособны изменить ситуацию. Причины революции 1905 - 1907 гг.:

· нежелание высшей власти проводить либеральные реформы, проекты которых были подготовлены Витте, Святополком-Мирским и другими;

· отсутствие каких-либо прав и нищенское существование крестьянского населения, составлявшего более 70% населения страны (аграрный вопрос);

· отсутствие социальных гарантий и гражданских прав у рабочего класса, политика невмешательства государства в отношение предприниматель – рабочий (рабочий вопрос);

· политика насильственной русификации по отношению к нерусским народам, которые составляли в то время до 57% населения страны (национальный вопрос);

· неудачное развитие ситуации на русско-японском фронте.

Первая российская революция 1905 – 1907 гг. была спровоцирована событиями, происходившими в начале января 1905 г. в Петербурге. Вот основные этапы революции.

· Зима 1905 г. – осень 1905 г. Расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 г., получивший название «Кровавого воскресенья» привел к началу забастовок рабочих практически во всех регионах страны. Так же, отмечались волнения в армии и на флоте. Одним из важных эпизодов первой русская революция 1905 – 1907 гг. стал мятеж на крейсере «Князь Потемкин Таврический», произошедший 14 июня 1905 г. В этот же период усиливается движение рабочих, активизируется крестьянское движение.

· Осень 1905 г. Этот период является наивысшей точкой революции. Всероссийская Октябрьская стачка, начатая профсоюзом печатников, была поддержана многими другими профсоюзами. Царь издает манифест о даровании политических свобод и создании Государственной думы как законодательного органа. После того, как Николаем 2 были дарованы права на свободу собраний, слова, совести, печати «Союз 17 октября» и конституционно-демократическая партия, а так же, эсеры и меньшевики объявляют о завершении революции.

· Декабрь 1905 г. радикальное крыло РСДРП поддерживает вооруженное восстание в Москве. На улицах – ожесточенные баррикадные бои (Пресня). 11 декабря публикуется положение о выборах в 1 Государственную думу.

· 1906 г. – первая половина 1907 г. Спад революционной активности. Начало работы 1 Государственной думы (с кадетским большинством). В феврале 1907 г. созывается 2 Государственная дума (по своему составу - левая), но уже через 3 месяца она распускается. В этот период забастовки и стачки продолжаются, однако постепенно контроль над страной правительства восстанавливается.

Итогом революции 1905 - 1907 гг., носившей буржуазно-демократический характер, стал ряд серьезных преобразований, таких, как формирование Государственной думы. Политические партии получили право действовать на законных основаниях. Улучшилось положение крестьян, поскольку были отменены выкупные платежи, так же, им было даровано право на свободное передвижение и выбор места жительства. Но, они не получили в собственность землю. Рабочие завоевали право легально образовывать профсоюзы, сократилась продолжительность рабочего дня на заводах и фабриках. Часть рабочих получила избирательные права. Национальная политика стала более мягкой. Однако, важнейшее значение революции 1905 – 1907 гг. заключается в изменении мировоззрения людей, что подготовило почву для дальнейших революционных преобразований в стране.

Первым подобием парламента в России были законосовещательные органы - Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, "круг молодых друзей императора" при Александре I.

В результате земской реформы Александра II появились своеобразные губернские парламенты-земства, обладавшие законосовещательным правом. Но император был категорически против создания общероссийского земства, видя в том ограничение принципов самодержавия.

Однако из-за усиления террора Александр II, считавший, что земства лояльны к государственной власти, издал распоряжение о присоединении собрания земских представителей к Государственному совету.

Это собрание должно было иметь только законосовещательный характер, но впоследствии оно могло стать полноценным парламентом. Задуманным планам помешало убийство Александра II в марте 1881 года.

Следующий император Александр III проводил политику контрреформ с целью укрепления самодержавия.

Пришедший к власти в 1894 году Николай II продолжал политику отца.

Однако в январе-феврале 1905 г. в России началась первая русская революция (1905-1907 гг.). Она продемонстрировала, что самодержавный период в истории Российского государства завершается и начинается период практической конституционализации и парламентаризации страны.

Первые, вначале умеренные, шаги к парламентаризации были связаны с принятием Николаем II документов от 6 августа 1905 года: "Высочайшего Манифеста об учреждении Государственной Думы", "Закона об учреждении Государственной Думы" и "Положения о выборах в Государственную Думу".

Однако этими актами устанавливался статус Государственной думы как законосовещательного органа при монархе.

Кроме того, в документах 6 августа 1905 г. о выборах содержалась масса ограничений, цензовых требований, которые препятствовали широким кругам русского общества принять участие в работе даже такой бесправной Думы.

В тандеме с Государственной думой должен был функционировать Государственный совет. Статус законосовещательного органа при монархе Государственному совету был придан еще в момент его создания — в 1810 году. Манифестом от 6 августа 1905 г. этот статус был лишь подтвержден.

Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора, изданных в 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и др.

Манифест 17 октября 1905 г. занимает особое место среди этих документов. В нем говорилось: "Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей".

Это означало, что Государственная дума из законосовещательного органа преобразовывалась в законодательный. Расширялись права в законодательной деятельности не только Государственной думы, но и Государственного совета. Он, как и Государственная Дума, также наделялся уже не законосовещательными, а законодательными полномочиями.

При существовавшем в России авторитарном режиме, когда все судьбоносные для страны решения принимал исключительно император, никакие реформы не могли быть проведены без его согласия и утверждения. В кризисной ситуации, требующей принятия быстрых, энергичных и эффективных мер для спасения монархии и страны, был необходим такой лидер, как П. А. Столыпин. Талантливый, инициативный и достаточно самостоятельный администратор, предложивший целостную программу государственных и экономических преобразований стал не нужен монарху, как только ситуация в России несколько стабилизировалась. Причем указанная стабилизация была достигнута во многом благодаря усилиям того же П. А. Столыпина.

3.Реформы П.Столыпина и их последствия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.066 с.)