Часть III . Инвестиционное проектирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть III . Инвестиционное проектирование



ЧАСТЬ III. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

НА ТРАНСПОРТЕ

 

Основу инвестиционной деятельности предприятия составляет реальное инвестирование.

Осуществление реальных инвестиций характеризуется рядом особенностей, основными из которых являются следующие.

Реальное инвестирование является главной формой реализации стратегии экономического развития предприятия. Основная цель этого развития обеспечивается осуществлением высокоэффективных реальных инвестиционных проектов, а сам процесс стратегического развития предприятия представляет собой не что иное, как совокупность реализуемых во времени инвестиционных проектов.

Реальное инвестирование находится в тесной взаимосвязи с операционной деятельностью предприятия, так как от реализованных предприятием инвестиционных проектов во многом зависят параметры будущего операционного процесса, потенциал роста объемов его деятельности.

Осуществленные инвестиции в реальные объекты обеспечиваютпредприятию в будущем постоянный чистый денежный поток за счет амортизационных отчислений от основных средств и нематериальных активов.

Реальные инвестиции подвержены высокому уровню риска морального старения. Этот риск сопровождает инвестиционную деятельность как на стадии реализации проектов, так и на стадии их эксплуатации. Причинами являются значительный срок окупаемости вложений в производственные объекты, высокие темпы научно-технического прогресса.

Реальные инвестиции имеют высокую степень противоинфляционной защиты. Опыт показывает, что в условиях инфляционной экономики темпы роста цен на многие объекты реального инвестирования не только соответствуют, но во многих случаях даже обгоняют темпы роста инфляции. Наряду с этим следует указать, что реальные инвестиции являются наименее ликвидными.

Реальными объектами инвестирования на транспорте являются гидротехнические и иные сооружения, суда, здания, оборудование, объекты путевого хозяйства, патенты, лицензии и пр.

Предприятия осуществляют инвестиции в разнообразных формах, которые для целей управления принято классифицировать по нескольким важным признакам.

По воспроизводственному признаку выделяют: новое строительство (новострой); расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства.

Новое строительство строительство новых транспортно-технологических комплексов, зданий, сооружений, осуществляемое по утвержденным проектам, приобретение судов, оборудования, машин и т.п.

Расширение действующего предприятия осуществление строительства второй и последующих очередей уже действующего производства или его инфраструктурных элементов.

Реконструкция действующего предприятия проводится по единому проекту и направлена на полное или частичное переоборудование и переустройство производства с заменой морально устаревшего и изношенного оборудования, на механизацию и автоматизацию производственных процессов. На транспорте широко применяется близкая к реконструкции форма модернизации подвижного состава.

Техническое перевооружение действующего производства требует также разработки проекта; специфика его состоит в том, что, как правило, обновляется только активная часть производственных фондов.

К этим основным формам инвестирования предприятий сегодня добавились и такие, как:

приобретение целостных имущественных комплексов или отдельных бывших в эксплуатации объектов;

инновационное инвестирование в нематериальные активы путем приобретения готовой или финансирования разработки новой научной, проектной, конструкторской или технологической продукции;

инвестирование в формирование или прирост материальных оборотных активов предприятия;

приобретение объектов финансовой аренды (лизинга) после окончания срока аренды.

В составе капитальных вложений выделяют затраты на строительно-монтажные работы, на приобретение оборудования, инструмента и инвентаря, прочие затраты на строительство объекта инвестирования. Соотношение объемов этих затрат формирует технологическую структуру капитальных вложений предприятия.

На транспорте существенно технологическое различие процесса капитальных вложений в форме капитального строительства и монтажа объектов (причалов, зданий, складов и пр.) или в форме приобретения с последующим вводом в эксплуатацию готовых судов, машин, кранов, созданных в других отраслях. Если в первом случае строительство должно быть обеспечено соответствующими ресурсами мощности строительных организаций, материалами, энергией и т.п., то во втором случае предприятие приобретает готовый объект у отечественных или иностранных производителей за оговоренную плату, значительная часть которой нередко вносится в рассрочку. Подчеркнем, что конечный результат этапа реализации инвестиций в обоих случаях один и тот же – ввод в эксплуатацию реальных активов.

 

Общие понятия

Инвестиционный процесс непосредственно опирается на существующую систему проектирования и на продукцию этой системы – строительные и технологические проекты, выступающие важным и необходимым звеном в капитальном строительстве.

Проект объекта капитального строительства представляет комплекс необходимых для достижения определенных целей законных действий в совокупности с проектными материалами, содержащими описание и обоснование объекта проектирования и иных действий (работ, услуг, управленческих операций и решений).

Состав проектных материалов включает:

1) официальные документы, обязательные при проектировании (проектная документация), в том числе:

· технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта;

· нормы, правила, положения и пр.;

· проект строительства в форме технико-экономических документов (чертежей, технических и сметных расчетов, макетов, планов размещения и комплектации, пояснительных записок и пр.), характеризующих систему целей, физических объектов и технологических процессов для их реализации, необходимые материальные, трудовые и финансовые ресурсы;

· обоснование инвестиций в строительство объекта;

· бизнес-план по определенной форме (в случае участия в конкурсном распределении централизованных ресурсов);

2) дополнительные материалы, разрабатываемые при экспертизе проектов, их подготовке и реализации (в форме предложений, эскизных проектов, схем и т.п.).

Проектирование производственных сооружений и объектов осуществляется на основании задания на проектирование, разрабатываемого заказчиком с участием проектных и иных организаций.

Работа над проектами судов, портовых и гидротехнических сооружений и объектов может осуществляться в несколько стадий, число которых зависит от уровня сложности и новизны объектов.

 

Этапность проекта

Подготовка и реализация проекта предполагают широкий перечень действий, включающих проведение подготовительных исследований, разработку проектно-сметной документации, строительно-монтажные работы, эксплуатацию проекта и его ликвидацию. Осуществление проекта включает разные виды обеспечения: организационное, информационное, правовое, коммерческое (маркетинг), финансовое, кадровое, материально-техническое.

Четкое однозначное распределение перечисленных и иных не упомянутых выше работ в логической последовательности и во времени в общем случае практически невозможно. Поэтому в промежутке времени между моментом возникновения идеи проекта и моментом завершения его ликвидации, называемом жизненным циклом проекта, выделяют следующие четыре стадии (фазы):

· прединвестиционную,

· инвестиционную,

· производственную (эксплуатационную);

· ликвидационную.

 

Применительно к сложившимся в отечественной практике условиям сам процесс проектирования на прединвестиционной стадии разделяют на четыре этапа[1]:

- исследование возможностей реализации проекта,

- предварительная подготовка проекта.

- окончательная формулировка проекта и оценка его технической и финансово-экономической приемлемости,

- рассмотрение проекта, принятие решения об его инвестировании (включая разработку бизнес-плана реализации проекта).

На первом этапе для предприятия круг его инвестиционных концепций (идей) в значительной степени предопределен спецификой сложившихся сфер деятельности, накопленным опытом расширения видов деятельности, технологией, природно-климатическими и навигационными условиями, сформировавшейся материально-технической базой. Основное внимание уделяется прогнозированию объема работ (услуг), их структуры, потребности в ресурсах, анализу внешних и внутренних условий реализации проекта, в том числе уровню конкуренции, оценке возможностей финансирования, отвода земельных участков.

Основной задачей на этапе предварительной подготовки проекта является разработка технико-экономического обоснования проекта (ТЭО). Технико-экономическое обоснование должно дать ответы на многие вопросы, в том числе:

- предпочтительность выбранного проекта в сравнении с альтернативными решениями задачи;

- техническая, технологическая, финансовая осуществимость проекта;

- соразмерность мощности объекта и спроса на прогнозируемые работы, услуги;

- допустимость дополнительной нагрузки на природную среду и т.д.

В конечном итоге результаты ТЭО на предварительном этапе определяют целесообразность дальнейшей разработки проекта конкретного объекта.

На третьем этапе – при окончательной формулировке проекта и оценке его технико-экономической и финансовой приемлемости – осуществляется подготовка детального технического и технологического обоснования проекта, принимаются решения по конструкции и архитектуре объекта, детализируются и уточняются финансовые решения и экономические результаты реализации проекта. Получают последующее оформление разделы ТЭО в части объема и структуры работ и услуг, необходимых ресурсов, использования объекта, ожидаемых доходов и расходов в процессе эксплуатации, величины рисков и пр.

На последнем этапе – финальном рассмотрении проекта и принятии окончательного решения о целесообразности реализации проекта предусматривается проведение оценочных работ (включая все виды экспертизы).

Различные участники могут давать оценку инвестиционному проекту в соответствии со своими конкретными целями, предполагаемыми рисками, затратами и прибылями. Поэтому на данном этапе широко применяются разнообразные критерии, выражающие результаты анализа технических, коммерческих, навигационных, организационных, управленческих, финансовых и экономических аспектов.

Технико-экономическое обоснование выполняет особую роль в системе проектирования объектов капитального строительства.

В составе ТЭО необходимо:

- учитывать перспективы развития науки и техники, в том числе прогрессивные строительные решения;

- обеспечивать высокую эффективность используемых ресурсов, в том числе энергетических, трудовых, природных;

- предусматривать строительство объектов, как правило, очередями;

- предусматривать комплексное решение вопросов строительства производственных, природоохранных, социально-бытовых объектов.

Технико-экономическое обоснование – это комплекс расчетно-аналитических документов, содержащих как исходные данные, так и основные технические и организационные решения, расчетно-сметные, оценочные и иные показатели, позволяющие рассматривать целесообразность и эффективность проекта капитального строительства.

Технико-экономическое обоснование содержит результаты проработки инженерно-конструкторских, технологических и строительных решений, сравнение альтернативных вариантов и обоснование выбора конкретного способа осуществления проекта. В нем уточняются и детализируются принятые ранее технологические, объемно-планировочные, конструктивные, природоохранные и иные решения, достоверно оценивается экономическая эффективность, социальные последствия и безопасность проекта (экологическая, эксплуатационная).

ТЭО используетсядля разработки бизнес-плана, необходимых согласований и экспертиз, при переговорах с органами власти о предоставлении налоговых и других льгот, в ряде других случаев. Разрабатывается ТЭО проектными организациями.

Состав и содержание технико-экономического обоснования принимаются по взаимному согласованию заказчика и проектной организации и отражаются в договоре. На практике не существует (и вряд ли может существовать) единого подхода к технико-экономическому обоснованию и его универсальной модели, которая бы охватывала производственные проекты любого типа, размера или категории.

Результатам исследований прединвестиционной стадии проектирования придается особое значение, так как они предопределяют успех последующих разработок. Поэтому в большинстве стран на эти исследования тратятся значительные средства – от 1,5 до 5,5 % от общей стоимости проекта.

Содержание инвестиционного проекта

Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание схемы финансирования и практических действий по осуществлению инвестиций. Инвестиционный проект, как правило, порождается некоторым проектом в изложенном выше представлении.

Следовательно, инвестиционный проект в определенном смысле более широкий по сравнению с обычным проектом комплексный продукт, включающий не только организационно-правовые и расчетно-финансовые материалы для осуществления определенных действий, но и меры (деятельность), предполагающие их выполнение для достижения поставленной цели.

Инвестиционные проекты на водном транспорте можно классифицировать по множеству признаков, включая и признаки, рассмотренные при классификации объектов инвестирования:

по назначению (целевой отдаче),

по масштабности (объему инвестиционных ресурсов),

по значимости (приоритетности),

по срокам реализации,

по предполагаемой схеме финансирования,

по наличию прототипа и др.

В дополнение к изложенному в первой главе рассмотрим виды инвестиционных проектов по некоторым признакам.

Приоритетный инвестиционный проект - проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства РФ, включенный в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Выделяют проекты глобальные, народнохозяйственные, крупномасштабные.

По срокам реализации выделяют инвестиционные проекты краткосрочные (с периодом реализации до одного года), среднесрочные (от одного до трех лет) и долгосрочные (с периодом реализации свыше трех лет). При большой сложности объекта инвестирования его проектирование и (или) реализация могут осуществляться очередями, организационно объединенными специальной программой.

По наличию прототипа бывают типовые проекты, проекты с использованием типовых решений и оригинальные проекты. Наличие прототипа значительно сокращает время и ресурсы, необходимые для разработки проекта.

Разработка инвестиционного проекта представляет, в свою очередь, многоэтапный процесс, основывающийся на использовании широкого круга исходной информации и норм, которые уточняются и конкретизируются при переходе от начальных к заключительным этапам. В этом процессе технические проработки и проектировки перемежаются с технологическими, вопросы организации производственного процесса сочетаются с финансовыми, правовыми, экологическими аспектами его обеспечения и т.д.

В зависимости от видов инвестиционных проектов дифференцируются требования к их разработке.

Для небольших инвестиционных проектов, финансируемых предприятием за счет внутренних источников, обоснование осуществляется по сокращенному кругу разделов и показателей. Такое обоснование может содержать лишь цель осуществления проекта, его основные параметры, объем необходимых финансовых средств, показатели эффективности осуществляемых инвестиций, а также схему (календарный план) реализации проекта.

Для средних и крупных инвестиционных проектов, финансирование которых намечается за счет внешних источников, необходимо полномасштабное обоснование по соответствующим национальным и международным стандартам. Такое обоснование проектов подчинено определенной логической структуре, которая носит унифицированный характер в большинстве стран с развитой рыночной экономикой (отклонения от этой общепринятой структуры вызываются отраслевыми особенностями и формами осуществления реальных инвестиций). В соответствии с рекомендациями ЮНИДО (Организации Объединенных Наций по Промышленному Развитию) инвестиционный проект должен содержать девять основных разделов:

1. Предпосылки и основная идея проекта.

2. Маркетинговые исследования (рынок и мощность предприятия).

3. Обеспеченность ресурсами.

4. Место размещения объекта инвестирования, строительный участок и окружающая среда (в том числе состояние инфраструктуры).

5. Проектирование и технология.

6. Управление объектом (организационная структура предприятия и накладные расходы).

7. Трудовые ресурсы.

8. Планирование процесса реализации инвестиционного проекта (включая календарный план реализации и бюджет)

9. Финансовый анализ и оценка эффективности инвестиций

 Резюме – краткое изложение ТЭО (выполняется в конце обоснования, помещается в начале).

 Приложения: документы, согласования, графики, материалы, заключения и т.п.

Основная задача оценки эффективности в составе инвестиционного проекта – выяснить и обосновать, что реализация тех или иных комбинаций строительных, технологических, финансовых и иных проектных решений выгодна или невыгодна по тем или иным соображениям. Результаты оценки эффективности проекта могут использоваться по-разному:

· направляться в составе проектной документации в государственные органы; цель – получить те или иные разрешения или государственную поддержку; основное внимание – оценке выгодности для государства (общества), региона, отрасли;

· представляться вероятным участникам с целью привлечения их к реализации проекта; основное внимание – оценке выгоды данного проекта для конкретного субъекта;

· учитываться при принятии решений об участии в предлагаемых проектах или выборе их параметров.

Наряду с инвестиционными проектами сегодня, при всем многообразии мнений, можно констатировать признание широким кругом предпринимателей, банковских работников и специалистов необходимости разработки инвестиционных бизнес-планов. Унифицированный в части общего содержания и методологии процедур оценки эффективности инвестиций, бизнес-план конкретного проектируемого объекта обеспечивает заинтересованных участников необходимой информацией, подготовленной с использованием общепринятых терминов, зависимостей, методов, программных средств. В представлении ряда практических работников инвестиционный бизнес-план нередко достаточно адекватно заменяет инвестиционный проект.

Главным отличием инвестиционного бизнес-плана от ТЭО проекта капитального строительства является то, что особый акцент в структуре ТЭО делается на производственно-технические аспекты проекта, в то время как коммерческие, рыночные проблемы будущей деятельности остаются почти не раскрытыми. Поэтому бизнес-план, как форма обоснования и представления инвестиционного проекта, выражает для пользователя преимущества гибкого сочетания производственного и рыночного, финансового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности предприятия.

 

ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Организационно-экономический механизм реализации проекта – это форма взаимодействия участников проекта. Формирование его в составе проектных материалов происходит уже на первых этапах разработки проекта. В общем виде такой механизм включает:

· нормативные документы, на основе которых осуществляется взаимодействие участников;

· обязательства участников в связи с выполнением ими совместных действий по реализации проекта, гарантии таких обязательств, санкции за их нарушение;

· систему управления реализацией инвестиционного проекта, обеспечивающую синхронизацию действий участников, защиту интересов каждого из них;

· условия финансирования инвестиций, меры по взаимной поддержке участников и меры государственной поддержки (предоставление временной финансовой помощи, займов, отсрочек платежей, налоговых льгот и т. п.);

· особые условия оборота продукции и ресурсов между участниками;

· особенности учетной политики каждого предприятия-участника.

Информация об организационно-экономическом механизме важна при экспертизе проекта, оценке его реализуемости и эффективности. Без нее вообще возникает сомнение в реализуемости проекта, в осуществимости ряда необходимых действий, способах урегулирования взаимоотношений.

В ходе разработки проекта обычно сопоставляется несколько альтернативные вариантов. Разные варианты проекта могут различаться не только технико-эксплуатационными параметрами, но и организационно-экономическим механизмом его реализации. Поэтому, если рассматривать проектирование как процесс выработки лучшего варианта проекта, то оно должно предусматривать и проработку различных вариантов организационно-экономического механизма, наиболее рациональный из которых будет принят к реализации и затем закреплен и конкретизирован в уставных документах и договорах между участниками.

Варианты организационно-экономического механизма реализации проекта могут различаться также предметом залога, приоритетом отдельных условий займов, возможностями использования специальных цен для взаиморасчетов между участниками, способами распределения затрат.

Результаты оценки эффективности проекта, обоснование целесообразности выделения финансовых средств рекомендуется представлять в составе проектных материалов в форме отдельного документа (например, в виде инвестиционного бизнес-плана). Для обоснования размеров, сроков и форм государственной поддержки в таком документе должны приводиться расчеты эффективности, подтверждающие, что:

· реализация проекта отвечает целям и интересам государства и общества;

· предлагаемые меры поддержки обеспечивают согласование интересов участников;

· альтернативные варианты проекта являются менее эффективными, неэффективными или вообще нереализуемыми.

 

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БИЗНЕС-ПЛАН

3.4.1. Роль бизнес-плана в проектировании

Бизнес-план специфическая форма планирования, содержащая информацию об объекте, субъекте и комплексе мер, направленных на решение определенной производственной, коммерческой или социальной задачи. Выполняет несколько функций, в том числе представительскую, оценочную, рекламную. Поставленная в бизнес-плане цель увязывается с необходимыми ресурсами, в первую очередь финансовыми, источниками и условиями их получения. Это не исключает, однако, ситуаций, когда разрабатываются бизнес-планы отдельных организационных, коммерческих, маркетинговых замыслов, реализация которых не требует (или требует в ограниченном объеме) финансовых средств.

Инвестиционный бизнес-план объекта реальных инвестиций представляет собой компонент проектных материалов в форме документа, в котором кратко в общепринятой последовательности излагаются возможности и характеристики проекта, необходимые для его осуществления условия и действия, оценивается эффективность используемых ресурсов[2].

Цели разработки бизнес-планов:

·  дать целостную оценку перспектив проекта в виде системы качественных и количественных показателей;

·  привлечь внимание и обеспечить поддержку со стороны потенциальных инвесторов;

·  получить ценный опыт планирования ресурсного, маркетингового и организационного обеспечения проекта;

·  охарактеризовать организационные условия реализации проекта и способность руководства управлять этим проектом.

Бизнес-план, как никакой другой из планов предприятия, имеет внешнюю направленность, так как одна из его основных целей - обосновать и показать привлекательность проекта для потенциальных инвесторов. Но в то же время инвестиционный бизнес-план является, как любой плановый документ, программой действий для предприятия, реализующего проект. Поэтому нередко бизнес-план инвестиционного проекта составляется в двух вариантах: краткий – для внешних пользователей, развернутый – для внутреннего употребления.

По своему характеру бизнес-план должен представлять собой четко структурированную систему данных о коммерческих результатах и перспективах осуществления проекта, финансовом и организационном обеспечении программы реализации намечаемых мероприятий, а также выполнять функции рекламы.   Бизнес-план опирается на:

· всесторонний анализ результатов производственно-хозяйственной, коммерческой и организационной деятельности предприятия и его окружения;

· конкретный инвестиционный проект предоставления определенных услуг или выполнения работ;

·  изучение конкретных экономических, финансовых и организационных механизмов, используемых в России и за рубежом.

В условиях перехода к рынку в Российской Федерации сложилось многообразие бизнес-планов. Они могут отличаться по сфере приложения, масштабам инвестиций, степени сложности и т.п. Бизнес-план инвестиционного объекта может входить в состав инвестиционного проекта, заменять инвестиционный проект или включать несколько проектов, объединенных единой программой.

Для сложных объектов реального инвестирования предприятий транспорта за основу бизнес-плана принимаются материалы технико-экономического обоснования технического проекта. Однако нередко разработка бизнес-плана может предшествовать технико-экономическому обоснованию проекта. Бизнес-план может быть альтернативой ТЭО на этапе предварительной подготовки проекта, заменять ТЭО некрупного локального проекта, служить его итоговым компактным документом.

3.4.2. Этапы разработки бизнес-плана

Этапы разработки бизнес-плана в обобщенном виде можно представить как сочетание последовательных шагов.

Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение источников организационно-методической информации. Ими могут стать: учебники по бизнес-планированию; правительственные документы; фирмы по управленческому консультированию, аудиторские фирмы; отраслевые издания.

Второй шаг определение и четкое формулирование целей разработки бизнес-плана. Цели определяются перечнем проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Важно подчеркнуть, что внешние и внутренние цели предприятия могут быть достигнуты, только если создан добротный и качественный план.

Третий шаг определение целевых пользователей (читателей) бизнес-плана. Чем более широк круг пользователей, особенно внешних, тем более полным по содержанию должен быть план. Так, использование заемных средств для финансирования инвестиций определяет необходимость выполнения представительного анализа уровня доходности, обоснования доли финансирования из разных источников, определения приемлемых условий предоставления кредитов, обоснования ставки дисконта и пр.

Четвертый шаг установление общей структуры документа. Бизнес-план может включать разделы: описание услуг (работ), их объема и структуры; оценка уровня конкуренции и выбор конкурентной стратегии; план маркетинга; пользователи объекта и условия пользования (включая аренду и уровень арендной платы); изменение условий безопасности плавания и ведения бизнеса; нагрузка на природную среду; страхование; правовые аспекты строительства и использования объекта инвестиций; финансовый план и оценка риска; резюме; приложения. Резюме готовится по результатам выполнения всех разделов, но помещается в начале бизнес-плана.

Пятый шаг разработки бизнес-плана предполагает сбор, обработку и подготовку для использования широкого круга информации производственного, финансового, экономического, экологического и иного характера.

Шестой шаг подготовка материалов по содержанию разделов плана, выполнение оценочных расчетов, анализ полученных результатов, подготовка текста бизнес-плана.

Руководство предприятия может считать в определенных обстоятельствах допустимым и оправданным совершение следующего шага предложить готовый бизнес-план для рассмотрения компетентным (но не заинтересованным) лицам для оценки его на основе конструктивной критики.

Наконец, если бизнес-план отклонен, следует выполнить содержательный анализ для определения причин отклонения. Бизнес-план может быть переработан и уточнен за исключением того случая, когда выбраны заведомо нереальные ориентиры.

3.4.3. Содержание инвестиционного бизнес-плана

Состав и степень детализации бизнес-плана транспортного объекта определяются многими соображениями, значительная часть которых была рассмотрена в составе признаков классификации объектов инвестирования и инвестиционных проектов. В первую очередь это назначение и комплексность объекта, его масштабность, степень новизны, схема финансирования, теснота связи (влияния) объекта с величиной доходов и расходов предприятия, этап разработки проекта.

Например, бизнес-план строительства или реконструкции транспортно-технологического перегрузочного комплекса в порту, подходного канала, модернизации крупного транспортного судна или ледокола и подобных объектов, по которым можно выделить объем целевой отдачи (работ или услуг), величину доходов и расходов должен быть представлен наиболее полно как по разделам, так и по степени детализации содержания разделов.

Бизнес-план отдельных элементов комплекса, в том числе выполняющих вспомогательные функции – охранные, противопожарные, обслуживающие и т.п. – выполняется в сокращенном виде, разработка части разделов бизнес-плана по ним не имеет смысла в силу своей специфики и невозможности выделения денежных потоков. Это положение справедливо и по отношению к содержанию бизнес-планов проектов, финансируемых только за счет собственных средств предприятия, при бизнес-планировании на первых этапах разработки бизнес-идеи и инвестиционных возможностей, для бизнес-планов некрупных объектов или объектов, строительство которых намечается осуществить по типовому проекту. Перечень подобных условий на транспорте достаточно широк и в ряде случаев их совокупность делает разработку бизнес-плана нецелесообразной.

Содержание бизнес-плана инвестиционного проекта, намечаемого для реализации в морском порту, может быть представлено в следующем виде.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

· Полное наименование и организационно-правовая форма предприятия

· Почтовый адрес предприятия, телефон, факс

· Название документа

· Дата согласования

· Фамилия, имя, отчество руководителя, телефон

· Меморандум о конфиденциальности

1. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА (РЕЗЮМЕ)

· Общая цель проекта, его целевая отдача (работы, услуги).

· Форма осуществления инвестиций – новое строительство, приобретение готового или эксплуатируемого объекта, техническое перевооружение, реконструкция или расширение действующего объекта и т. п.

· Степень разработанности инвестиционного проекта.

· Общий потребный объем инвестиций, в том числе в российской и иностранной валюте.

· Размер уставного капитала.

· Период осуществления инвестиций, время ввода объекта (очередей) в эксплуатацию.

· Проектируемый срок эксплуатации объекта.

· Эффективность инвестиционного проекта: чистая прибыль, срок окупаемости, уровень доходности.

· Государственное регулирование данного вида деятельности Правовые нормы.

2. ОБЪЕКТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

· Общие и конкретные цели инвестиционного проекта, стратегические задачи.

· Описание целевой отдачи объекта, объемы работ (услуг), новизна, качественный уровень и прогрессивность.

· Месторасположение объекта.

· Стадия разработки проекта – идея, предварительный проект, окончательный проект, рабочие чертежи.

· Потребный объем инвестиций, инвесторы, доля каждого инвестора в финансировании проекта.

· Период осуществления проекта, сроки производственного использования (эксплуатации).

3. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ В РЕГИОНЕ, ОТРАСЛИ

· Объем и структура спроса на данные виды работ, услуг.

· Описание недостатков предлагаемых на рынке работ, услуг.

· Степень удовлетворения спроса по объему и структуре, динамика.

· Уровень предоставляемого сервиса, тенденции развития – скорость доставки, регулярность, сохранность, время.

· Уровень безопасности деятельности (риска) – навигационный, пожарный, экологический, санитарный и пр.

· Конкуренты, слабые и сильные стороны их деятельности.

· Возможности появления новых конкурентов.

4. ПРОГНОЗ ПОТРЕБНОСТИ В ЦЕЛЕВОЙ ОТДАЧЕ ОБЪЕКТА

· Наименование предлагаемых работ, услуг, их отличительные качественные особенности.

· Общий объем и структура работ, услуг предприятия, положение на рынке.

· Конкурентноспособность работ, услуг, в том числе по цене, уровню сервиса, времени доставки, партионности и пр.

· Регулярность предоставления работ, услуг.

· Нормы обслуживания.

· Возможность дальнейшего совершенствования работ, услуг.

5. СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА

· Основные потребители работ, услуг.

· Требования к объемам и качеству работ, услуг. Колебания потребностей.

· Меркетинговые посредники, требования к качеству их деятельности.

· Политика цен на разных этапах реализации проекта.

· Стратегия и методы привлечения клиентуры, в том числе ценовая политика и цены на конкретные виды работ, услуг, снижение продолжительности их выполнения и т. п.

· Реклама, ее организация, затраты на проведение.

6. МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ, УЧАСТОК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

· Идентификация месторасположения и характеристика выбранного участка с учетом:

- воздействия на экологическую ситуацию в регионе,

- социально-экономической политики властей,

- имеющейся социальной и производственной инфраструктуры,

- природных условий.

· Расчет основных затрат, связанных с местоположением и освоением участка.

· Обоснование выбора и критический анализ аспектов местоположения и участка.

7. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТА

· Технология и организация работ, услуг на проектируемом объекте.

· Этапы освоения производственной мощности.

· Расчет объема целевой отдачи по этапам освоения.

· Пользователи объекта, условия пользования, в т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.134 с.)