Тема: Анатомия органов дыхания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Анатомия органов дыхания.



Тема: Анатомия органов дыхания.

 

1. Спланхнология. Висцерология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах.

Спланхнология – учение о внутренностях. Внутренности – это органы, которые преимущественно расположены в полостях тела. К внутренностям относят 3 системы органов: пищеварительную, дыхательную и мочеполовую. Органы каждой из систем имеют общее происхождение и находятся в анатомической и функциональной взаимосвязи. С функциональной точки зрения пищеварительную, дыхательную и мочевую системы можно определить как системы, осуществляющие обмен веществ между организмом и внешней средой. К внутренностям относятся органы, имеющие различное строение. Наиболее типичными являются полые, или трубчатые, органы (например, пищевод, желудок, кишечник) и паренхиматозные органы (например, печень, поджелудочная железа). Имеются также мышечные органы (язык), органы, построенные из твердых тканей (зубы), и органы смешанного строения.

 

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы в разные возрастные периоды.

Органы дыхания у ребенка в анатомическом и функциональном отношениях несовершенны. Нос относительно мал, короток. Носовые ходы узкие, нижний почти отсутствует, вследствие этого воздух плохо согревается. Слизистая оболочка носа нежная, богата кровеносными и лимфатическими сосудами. Малейшее ее набухание очень затрудняет дыхание и сосание. Часто наблюдающийся ринит у грудного ребенка нередко сочетается с фарингитом; процесс локализуется иногда и з гортани, трахее и бронхах. Придаточные полости носа развиты слабо, но, несмотря на это, в самом раннем возрасте возможны синуситы, которые могут способствовать развитию пневмоний. Глотка у детей раннего возраста относительно коротка и узка. Гортань мала. Ложные голосовые связки богаты кровеносными сосудами, легко набухают, что является причиной ложного крупа. Просвет трахеи узок. Слизистая оболочка богата сосудами. Бифуркация трахеи у новорожденных соответствует уровню II-III грудных позвонков, у детей до 5 лет— III-IV, и у 12-летних — V позвонку. Трахея делится на 2 главных бронха – правый и левый. Бронхи у детей раннего возраста тоже узки и слизистая оболочка их богата сосудами, в связи с чем воспалительные процессы наступают легко, а просвет бронхов значительно суживается. Это способствует развитию ателектазов. К моменту рождения развитие бронхов не закончено. В постнатальном периоде происходит дальнейший рост бронхиального дерева и дифференцировка стенок бронхов. Альвеолы маленьких детей бедны эластической тканью, что объясняет склонность к ателектазам, а также к развитию эмфиземы. Альвеолярный эпителий не дифференцирован, вследствие чего газообмен несовершенен. Вес легких к 6 месяцам удваивается, к году — утраивается, а к 12 годам увеличивается в 10 раз. Процессы роста и дифференцировки функциональных элементов легкого заканчиваются к 7 годам. Плевра у новорожденных очень тонкая. Форма грудной клетки отличается тупым эпигастральным углом, ребра располагаются почта перпендикулярно позвоночнику. Грудная клетка находится постоянно как бы в состоянии вдоха. С возрастом грудная клетка из инспираторного положения постепенно переходит в экспираторное. Диафрагма у детей стоит высоко, что ограничивает возможности вентиляции легких. Основной физиологической функцией органов дыхания является снабжение организма кислородом. Эта функция осуществляется в содружестве с другими органами благодаря акту дыхания. Регуляция дыхания осуществляется рефлекторно через дыхательный центр.

 

Функции гортани:

1. Проведение воздуха из глотки в трахею.

2. Защита дыхательных путей от попадания пищи.

3. Образование звуков путем колебания голосовых связок, движения языка, губ, челюсти.

Хрящи гортани

1.Щитовидный хрящ - самый крупный из хрящей гортани. Он лежит спереди, легко прощупывается и состоит из двух соединенных под углом пластинок. У многих мужчин щитовидный хрящ образует хорошо различимый выступ гортани (кадык).

2.Перстневидный хрящ - находится ниже щитовидного, в основании гортани. В нем различают переднюю суженную часть - дугу и заднюю широкую - пластинку перстневидного хряща.

3.Надгортанный хрящ (надгортанник) - расположен позади корня языка и ограничивает вход в гортань спереди. Он имеет форму листа и своим суженным концом - стеблем надгортанника - прикреплен к внутренней поверхности верхней щитовидной вырезки (у верхнего края щитовидного хряща). Во время глотания надгортанник закрывает вход в гортань. 4.Черпаловидные хрящи (правый и левый) лежат над пластинкой перстневидного хряща. В каждом из них различают основание и верхушку, у основания имеются 2 выступа - мышечный и голосовой отростки. К мышечному отростку прикрепляются многие мышцы гортани, а к голосовому - голосовая связка и голосовая мышца.

5.Также в гортани имеются небольшие хрящи - рожковидные и клиновидные (парные). Они лежат над верхушками черпаловидных хрящей. Хрящи гортани смещаются по отношению друг к другу при сокращении мышц гортани.

Голосовая щель. 2 голосовые складки (правая и левая) ограничивают голосовую щель, идущую в сагиттальном направлении. Небольшая задняя часть этой щели ограничена черпаловидными хрящами. В толще каждой голосовой складки находятся одноименные связка и мышца. Голосовые связки, правая и левая, идут в сагиттальном направлении от внутренней поверхности угла щитовидного хряща к голосовому отростку черпаловидного хряща. Человек молчит - голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.

 

Лабораторные методы исследования: исследование мазков – отпечатков, бактериальных посевов, секрета носа, ротовой полости, мазков глотки, мокроты. Значение в диагностике заболеваний и организации лечебных и профилактических мероприятий.

Цитологическое исследование мазков - отпечатков со слизистой оболочки полости носа - мазки берутся ватным тупфером, смоченным в стерильном подогретом физиологическом растворе, на уровне нижних носовых раковин. Вращательными движениями без надавливания мазки наносятся на обезжиренные стекла. Цитологическое исследование мазков-отпечатков мокроты, эндоскопического материала. Метод бактериального посева – используют для выявления возбудителей, проводят на плотные питательные среды (для получения изолированных колоний и определения чистоты культуры). Если в исследуемом материале содержание микроорганизмов незначительное, то посев проводят на жидкие среды обогащения. Материалом для посева могут быть различные выделения человека.

Диагностическое значение лабораторных исследований состоит в распознавании болезни, которое возможно только в результате использования современных, информативных, весьма чувствительных лабораторных методов. Первые клинические признаки болезни, как правило, неспецифичны и позволяют думать о нескольких заболеваниях, а с помощью лабораторных методов можно дифференцировать похожие в клиническом отношении процессы. На этом этапе очень важны знание клинико-диагностического значения различных лабораторных показателей, правильный подбор лабораторных тестов и трактовка результатов, тесный контакт клинициста и врача-лаборанта. Этот улучшает диагностику, способствует выбору наиболее правильного лечения, а его отсутствие приводит к необоснованному назначению анализов, дублированию, неэффективной работе клинико диагностической лаборатории. Лабораторные методы позволяют оценить эффективность лечения. На этом этапе важно определения тех лабораторных показателей, по которым можно проследить динамику изменений в процессе лечения, причём таких, на которые не влияют лекарственные препараты, назначаемые врачом. Показано, что результаты лабораторных исследований должны использоваться и как показатели выздоровления.

 

Легкие – внешнее строение, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Функции. Факторы, препятствующие старению легких. Особенности строения легких в разные возрастные периоды жизни человека.

Лёгкие – это мягкий, губчатый, конусообразный парный орган. Лёгкие обеспечивают дыхание - обмен углекислого газа и кислорода. Так как лёгкие являются внутренней средой организма, которая постоянно соприкасается с внешней средой, они имеют хорошо приспособленное и специализированное строение не только для газообмена, но и для защиты – в дыхательных путях задерживаются и выводятся наружу различные вдыхаемые инфекционные возбудители, пыль и дым. Правое лёгкое образуют три доли, а левое - две. Воздух в лёгкие попадает через носовую полость, горло, гортань и трахею. Трахея разделяется на два главных бронха – правый и левый. Главные бронхи разделяются на более мелкие и образуют бронхиальное дерево. Каждая веточка этого дерева отвечает за небольшую ограниченную часть лёгкого – сегмент. Более мелкие веточки бронхов, которые называются бронхиолами, переходят в альвеолы, в которых происходит обмен кислорода и углекислого газа. В лёгких нет мышц, поэтому они не могут расправляться и сокращаться самостоятельно, но их структура позволяет следовать дыхательным движениям, которые совершают межрёберные мышцы и диафрагма.

Чтобы облегчить движения лёгких, их окружает плевра – оболочка, которая состоит из двух листков – висцеральной и париетальной плевры.

Париетальная плевра присоединяется к стенке грудной клетки. Висцеральная плевра присоединяется к наружней поверхности каждого лёгкого. Между двумя плевральными листками образуется небольшое пространство, которое называется плевральной полостью. В плевральной полости находится небольшое количество водянистой жидкости, которая называется плевральной жидкостью. Она предотвращает трение и держит вместе плевральные поверхности во время вдоха и выдоха.

Строение клеток глубоких дыхательных путей достаточно специализировано и хорошо приспособлено для дыхания. Все дыхательные пути выстланы эпителием, который является специально приспособленными клетками, чтобы выполнять много важных функций:

● защитную;

● секрецию слизи;

● выведение раздражающих веществ;

● начало иммунных реакций.

Вид эпителия отличается в разных частях дыхательных путей. Большую часть слизистой дыхательных путей образует реснитчатый эпителий. Эти клетки – расположены вертикально в один слой с ресничками, направленными в сторону дыхательных путей. Реснички всегда движутся в направлении наружу. Слизистую более мелких дыхательных путей образует эпителий без ресничек.

В эпителии дыхательных путей находятся железы – бокаловидные клетки. Это специализированные клетки, которые производят и выделяют слизь. Слизь, продуцируемая этими клетками необходима, чтобы увлажнять поверхность эпителия и механически защищать слизистую.

Слизь является липкой, поэтому к ней прилипают вдыхаемые микроскопические инородные тела, и потом они выводятся наружу при помощи реснитчатого эпителия.

 

Этапы процесса дыхания.

1. Внешнее (легочное) дыхание - газообмен между легкими и окружающей средой.

2. Транспорт газов кровью - перенос кислорода к тканям и углекислого газа от них.

3. Внутреннее, или тканевое, дыхание - газообмен между тканями и кровью.

Дыхательный цикл состоит из 3 фаз:

- фаза вдоха (инспирация),

- фаза выдоха (экспирация),

- дыхательная пауза.

Фаза вдоха обычно более продолжительная по времени (0,9-4,7 с), чем фаза выдоха (1,2-4,0 с).

Дыхательная пауза - непостоянный компонент и может отсутствовать при изменении частоты и продолжительности фаз дыхательного цикла.

1. Частота дыхания - 12-18 в мин (в среднем 16). Частота дыхания зависит от длины дыхательных циклов.

2. Ритм дыхания. Ритм дыхания целиком и полностью задается дыхательным центром. Большинство экстремальных воздействий требуют от организма повышения метаболической активности, а значит большего потребления кислорода, поэтому наиболее частой реакцией легочного дыхания будет тахипноэ, т.е. учащение ритма дыхательных движений.

Ряд же воздействий на организм, наоборот, сопровождается уменьшением вентиляции легких. Уряжение дыхательного ритма, снижение частоты дыхания - брадипноэ.

Апноэ – остановка дыхания, обусловленная отсутствием стимуляции дыхательного центра (например: при гипокапнии - увеличении напряжения углекислого газа в артериальной крови).

Дыхательная аритмия - нарушение физиологической ритмичности следования дыхательных циклов. Может быть результатом нормальной жизнедеятельности (труд, спорт, эмоциональное возбуждение, смех, плачь, речь, пение и др.) или патологических процессов (инфекционное заболевания, интоксикация, травмы, гипертермия, измененная газовая среда).

Глубина дыхания. В обычных условиях человек дышит через нос; через нос воздух проходит с большим сопротивлением, чем при дыхании через рот, поэтому при носовом дыхании работа дыхательных мышц возрастает и дыхание становится более глубоким.

Гиперпноэ – увеличение глубины дыхания, независимо от того, повышена или снижена частота дыхания. При физической работе скорость поглощения кислорода и удаления углекислого газа также возрастает в несколько раз по сравнению с покоем. Для этого необходимо увеличить вентиляцию легких, что может быть достигнуто путем повышения частоты и глубины дыхания. Диспноэ – неприятное субъективное ощущение недостаточности дыхания или затрудненного дыхания (одышка).

Инспираторная одышка - ощущение недостаточности дыхания из-за затрудненного вдоха. Экспираторная одышка - ощущение недостаточности дыхания из-за затрудненного выдоха.

Ортопноэ – выраженная одышка, связанная с застоем крови в легочных капиллярах в результате сердечной недостаточности. В горизонтальном положении это состояние усугубляется и поэтому лежать таким больным тяжело.

Асфиксия – остановка или угнетение дыхания, связанные главным образом с параличом дыхательного центра. Газообмен при этом резко нарушен: наблюдается гипоксия и гиперкапния.

Легочный объём:

1. Дыхательный объем (ДО) - количество воздуха, которое человек вдыхает и выдыхает при спокойном дыхании (300-700 мл.)

2. Резервный объем вдоха (РОвд) - объем воздуха, который можно вдохнуть дополнительно после обычного вдоха (1500-3000 мл).

3. Резервный объем выдоха (РОвыд) - объем воздуха, который удаляется из легких, если вслед за обычным вдохом и выдохом произвести максимальный выдох (1500-2000 мл).

4. Остаточный объем (ОО) - объем воздуха, который остается в легких после максимально глубокого выдоха (1000-1500 мл).

5. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - самое глубокое дыхание, на которое способен данный человек: ДО + РОвд + РОвыд (3000-4500 мл). Зависит от пола, возраста, положения тела, состояния дыхательных мышц и др.

6. Общая емкость легких (ОЕЛ) - ЖЕЛ + ОО.

Количество воздуха, находящегося в легких после максимального вдоха (4000-6000 мл).

7. Легочная вентиляция (минутный объем дыхания (МОД) – ДО х число дыханий в 1 мин = 6-8 л/мин.

Легочная вентиляция обновляет состав альвеолярного газа. Зависит от глубины и частоты дыхания и обеспечивается работой дыхательных мышц. Эта работа связана с преодолением эластического сопротивления легких и сопротивления дыхательному потоку воздуха (неэластическое сопротивление).

Легочные объемы и емкости:

• Дыхательный объем 0,3 – 0,8 л;

в среднем 0,5 л.

• Резервный объем вдоха 1 – 2 л;

• Резервный объем выдоха 1- 1,5 л;

• Остаточный объем легких 1 – 1,5 л;

• Емкость вдоха (резерв вдоха) 1,3 – 2,8 л.

• Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) 3 – 5 л;

• Общая емкость легких 4 – 6,5 л;

• Функциональная остаточная емкость легких (ФОЕЛ) 2,5 – 3 л; у женщин ниже на 25%;

• Объем анатомически мертвого пространства 0,15 л.

Мертвое пространство, определение, объём, значение.

Воздух находится не только в альвеолах, но и в воздухоносных путях – полости носа, носоглотки, трахеи, бронхов.

Воздух, находящийся в воздухоносных путях, не участвует в газообмене, поэтому просвет воздухоносных путей называется мертвым пространством.

Объем анатомического мертвого пространства около 150 мл.

Регуляция дыхания – дыхательный центр, его уровни.

В продолговатом мозге были обнаружены скопления нейронов, отвечающих за частоту, глубину и длительность вдоха и выдоха – дыхательный центр. Его делят на 3 области по преобладанию нейронов, выполняющих специфические функции.

«Центр вдоха» - здесь располагаются инспираторные нейроны, которые разряжаются незадолго до вдоха и во время его. Они обладают автоматией, очень чувствительны к возбуждению и углекислому газу.

«Центр выдоха» - обнаружены экспираторные нейроны.

Ритмическое чередование вдоха и выдоха связано с попеременными разрядами инспираторных и экспираторных нейронов.

 

Частота дыхания.

Определяется при наблюдении за дыханием. С этой целью на эпигастральную область исследуемого накладывается ладонь и подсчитывается количество полных дыхательных циклов (дыхательных движений) в минуту по приподниманию подключичной области при каждом вдохе. Вдоху соответствует подъем ладони, выдоху — ее опускание. При шумном дыхании его частоту можно определить и на расстоянии от пациента. Лучше всего, если он не догадывается о том, что у него сосчитывается дыхание, иначе он может невольно изменить его частоту. Для отвлечения внимания обследуемого можно одновременно положить пальцы другой руки на лучевую артерию для имитации прощупывания пульса или имитировать определение частоты пульса и в то же время следить глазами за дыхательными движениями грудной клетки. Для точного определения подсчитывать частоту дыхания следует не менее 1 минуты. Число дыханий в минуту у здорового человека в состоянии покоя колеблется от 12 до 18, составляя в среднем 16 дыхательных движений. Значительные изменения частоты дыхания могут выразиться либо учащением (тахипноэ), либо урежением (брадипноэ). В физиологических условиях резкое учащение дыхания возникает при нервном возбуждении, во время и тотчас же после физических напряжений. Однако такое учащение как правило кратковременно и быстро проходит после устранения вызвавшей его причины. При исследовании необходимо обращать внимание на соотношение между частотой дыхания и частотой пульса. Обычно оно равно 1:4. Глубина и ритм дыхания. Глубина дыхания определяется по объему вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в спокойном состоянии. У взрослых людей в физиологических условиях объем, дыхательного воздуха колеблется от 300 до 900 мл, составляя в среднем 500 мл. Изменение частоты дыхания обычно комбинируется с изменением его глубины. Учащенное дыхание, как правило, поверхностное, так как вдох и выдох становятся короче. Замедленное дыхание, наоборот, является обычно глубоким. Ритм дыхания у здорового человека правильный, что выражается в одинаковой продолжительности и одинаковой глубине каждого дыхательного движения — вдоха и выдоха. Пауза практически не определяется. Исключением может быть незначительная аритмия дыхания у здоровых людей во время сна.

 

Понятие о пальпации грудной клетки, перкуссии и аускультации легких. Определение экскурсии грудной клетки при дыхании (измерение окружности грудной клетки на вдохе, на выдохе). Особенности в различные возрастные периоды. Значение в диагностике, лечении, выполнении простых медицинских услуг, организации профилактических мероприятий.

Измерение окружности грудной клетки. Измерение окружности грудной клетки проводят следующим образом: в положении стоя, руки опущены, при максимальном вдохе, полном выдохе и спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накладывают горизонтально, сзади под углами лопаток, спереди по околососковым кружкам, а у девушек под молочными железами. Разница величии окружностей грудной клетки на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя приведена ниже.

Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 - 9 см - средним, а если 10 см и более -высоким.

Экскурсия грудной клетки = Окружность грудной клетки на вдохе -Окружность грудной клетки на выдохе

Измерение окружности грудной клетки у грудных детей проводят в положении лежа, у старших детей – стоя. Ребенок должен находится в состоянии покоя, руки опущены.

Начало сантиметровой ленты должно находится в левой руке со стороны подмышки, сзади лента проводится под углом лопаток, а спереди – по нижнему краю ареолы соска.

Пальпация: Объективное исследование состоит из осмотра больного, пальпации, аускультации и перкуссии. Эти самостоятельные методы диагностики лёгочных патологий способны в значительной мере определить объем необходимых дополнительных (инструментальных, рентгенологических, лабораторных) исследований.

Особое внимание при осмотре больного обращается на его положение для сна. А также оценивается симметричность и форма грудной клетки, равномерность и характер её движений при дыхании, частота и глубина дыхания. Соотносятся фазы вдоха и выдоха, оценивается окраска кожи и слизистых оболочек, форма ногтей и крайних фаланг пальцев; а также уточняется наличие или отсутствие выбухания шейных вен, увеличения печени, асцита, периферических отёков.

Пальпация стенки грудной клетки помогает определить зоны припухлости или болезненности, определить наличие крепитации подкожной эмфиземы, а также определить выраженность дрожания голоса.

Перкуссия позволяет выявить границы лёгких, степень подвижности их нижних краев; а изменения перкуторного звука помогают определить наличие процессов патологий в плевральной полости и в лёгких.

Аускультация помогает определить изменения шумов при дыхании, такие как хрипы и крепитация, которые характерны для всевозможных бронхолёгочных патологий; оценить степень проникновения голоса больного в стенку грудной клетки (бронхофония). В нормальном состоянии звуки, которые произносит больной, при аускультации воспринимаются в виде глухого звука, который ослабевает при уплотнении ткани лёгких и, соответственно, усилении бронхофонии.

Чиханье — защитный безусловный рефлекс человека и высших животных, обеспечивающий удаление из верхних дыхательных путей пыли, слизи и других раздражающих агентов путём форсированного выдоха, преимущественно через носоглотку, после короткого глубокого вдоха. В отличие от кашля, при чиханье язык прижимается к мягкому небу, поэтому форсированный выдох осуществляется через нос.

Кашель — защитно-приспособительная реакция, обеспечивающая сохранность и очищение трахеобронхиального дерева от раздражающих агентов (мокрота, слизь, гной, кровь) и инородных тел (пыль, кусочки пищи и другие).

Кашлевой акт начинается коротким и глубоким вдохом (около 2 секунд), в конце которого рефлекторно сокращаются мышцы гортани, закрывающие голосовую щель. Одновременно повышается тонус бронхиальной мускулатуры.

Затем возникает внезапное сильное сокращение брюшных мышц, направленное на преодоление сопротивления временно закрытой голосовой щели (в этот период внутригрудное давление достигает 100 мм Hg).

Вслед за этим голосовая щель мгновенно раскрывается и происходит форсированный выдох.

Значительный градиент давления в дыхательных путях и атмосферы в сочетании с сужением трахеи приводит к созданию потока воздуха, скорость которого может достигать скорости звука.

 

Тема: Анатомия органов дыхания.

 

1. Спланхнология. Висцерология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах.

Спланхнология – учение о внутренностях. Внутренности – это органы, которые преимущественно расположены в полостях тела. К внутренностям относят 3 системы органов: пищеварительную, дыхательную и мочеполовую. Органы каждой из систем имеют общее происхождение и находятся в анатомической и функциональной взаимосвязи. С функциональной точки зрения пищеварительную, дыхательную и мочевую системы можно определить как системы, осуществляющие обмен веществ между организмом и внешней средой. К внутренностям относятся органы, имеющие различное строение. Наиболее типичными являются полые, или трубчатые, органы (например, пищевод, желудок, кишечник) и паренхиматозные органы (например, печень, поджелудочная железа). Имеются также мышечные органы (язык), органы, построенные из твердых тканей (зубы), и органы смешанного строения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.066 с.)