Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная и эстетическая сущность искусства
Искусство — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений — произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой — от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства. Искусство есть особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов. В практической деятельности у людей складываются и развиваются эстетические представления, в которых явления действительности отражаются как прекрасные и безобразные, трагические и комические, т.е. эстетически. В процессе художественного творчества эстетические представления художников закрепляются, «овеществляются» различными материальными средствами (красками, звуками, словами и т.д.) и предстают как произведения искусства. Искусство – форма общественного сознания, в основе которой лежит образное отображение явлений Действительности. Исторически сложившиеся формы искусства, его основные структурные и классификационные единицы – это виды искусства. Самая распространенная классификация искусства берет за основу пространственно- временные отношения и делит все искусства на пространственные (изобразительное искусство, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (балет, театр, кино). Классификация может осуществляться и по другим признакам: непосредственное или косвенное отражение явлений действительности, отсюда деление искусства на изобразительные и неизобразительные; зрелищные и незрелищные; простые и синтетические. Для художника, в отличие от писателя и музыканта, доминирующим материалом является предметность материального мира, а основой психофизического аппарата – способность человека к визуальному мышлению. В отличие от писателя или музыканта, художник создает предметный объект, который сколько бы ни удалялся от реальности, тем не менее всегда связан с впечатлениями художника от реального мира и с условием зрения человека.
Функции искусства: · познавательную. Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, существенно пополняет наши знания о мире; · мировоззренческую. Выражает в художественной форме определенные чувства и представления; · воспитательную. Воздействует на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться опытом других людей, наделяет художественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом; · эстетическую. Формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало людей; · гедонистическую. Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника; · коммуникативную. Искусство передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали); · прогностическую. Произведения искусства зачастую обладают элементами предвидения; · медико-оздоровительную. Например, такое воздействие может оказывать музыка, т.к. сочетание звуковых сигналов влияет на психику и состояние; · компенсаторное. Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях. Цель искусства - осознание, изучение, объяснение и сохранение процесса совершенствования человеческой души на примерах развития самых разных человеческих судеб в различные эпохи человеческой истории. Задача художника - сознательно или интуитивно почувствовать некое движение или развитие человеческой души и столь сильно воспроизвести это движение в своем произведении, чтобы захватить эмоционально любого человека, соприкоснуться с таким подлинным произведением искусства. Искусство - единственная форма человеческой деятельности, которая прямо совпадает с целью Творения - развитием и совершенствованием человеческой души. Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком. Искусство возникает на самых ранних стадиях развития общества и постепенно становится мощным орудием осознания мира, великим средством духовного формирования человека. Понять искусство можно, учитывая его предмет, содержание, функции, которые оно выполняет в обществе и специфический способ отражения действительности.
Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу. Искусство как особая специфическая отрасль духовного производства осваивает действительность эстетически. Важной стороной искусства является его отношение к жизненному, духовно-практическому опыту человека. Искусство обращено не только в настоящее, но и в прошлое и будущее, в мир фантастики и мечты. Все сказанное делает искусство мощным фактором развития человеческой личности. Специфическая функция искусства состоит в том, что оно конденсирует многообразие накопленного человечеством опыта в процессе живых взаимоотношений человека с миром, а не путем усвоения готовых результатов. В искусстве запечатляется не только итог эстетического познания явлений, а сам процесс оценки и эстетической обработки познаваемого объективного и субъективного мира. Художественный образ как основная категория искусства. Художественный образ часто понимается как часть или компонент произведения искусства. Но художественный образ можно понимать и как способ бытия произведения искусства, взятого в целом. В этом случае имеется в виду выразительность произведения, его впечатляющее воздействие, энергетическое и смысловое, на зрителя или слушателя. Неразрывная связь художественного смысла с материальным, чувственным воплощением отличает художественный образ от научного понятия, абстрактной мысли. Основанием многих эстетических эффектов в искусстве служит экономия художественных средств – времени, пространства, энергии, материалов, числа элементов или операций. Признак мастерства и таланта художника – не расширять без необходимости знаковые средства художественного образа. Если такое расширение не ведет к обогащению содержания художественного образа, эстетическая значимость искусства понижается. Важнейшим фактором удержания внимания в процессе восприятия художественного образа является сотворчество воспринимающего. Сотворчество держит внимание воспринимающего в творческом напряжении. Удержанию внимания и продлению эстетического удовольствия способствует и такой прием, как конкретизация. Если художественный образ конкретен и богат признаками, деталями, эстетическими знаками низшего уровня, то по мере того, как одни знаки исчерпывают свою эстетическую информативность, другие вступают в «игру». Оптимальной является форма простая, легко воспринимаемая, позволяющая верно схватить целое, но в тоже время допускающая углубление в детали и открытие новых ступеней иерархии.
Когда удержание внимания и эстетического удовольствия становится трудно или невозможно, применяются приемы переключения внимания на новый знаковый стимул. Одним из важнейших таких приемов является контраст: каждый стимул художественного образа сопровождается – в пространстве или во времени – другим, противоположным, контрастным стимулом. Громкое сменяется тихим, медленное – быстрым, темное – светлым, большое – малым, высокое – низким и т.п. Элитарная культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите). Концепция элитарного искусства - социально-философские и эстетические теории, обосновывающие существование специфических форм искусства, создаваемых в расчете на то, что они будут поняты элитой общества. Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности: - отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека; - воплощенная в предметных, материальных носителях; и - передаваемая последующим поколениям. Элитарное искусство (от французского elite - лучшее, отборное), искусство, ориентированное, по мысли его создателей, на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу которой они должны оцениваться как лучшая часть общества, его элита. Элитарное искусство - специфические формы искусства, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью (элите). Вопрос 2. Художественный образ Художественный образ – всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ создаётся на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, - или комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального субстрата искусства. Например, смысл, внутреннее строение, чёткость музыкального образа во многом определяется природой материй музыки – акустическими качествами музыкального звука.
В литературе и поэзии художественный образ создаётся на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используется все три средства. Художественный образ – специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника и воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме: пластической, звуковой, словесной. Художественный образ – первое зрительское впечатление – первый барьер, который зритель преодолевает на пути восприятия искусства. Зрительный образ или сразу же привлекает его внимание и, тем самым рождает ко всему происходящему на сцене. Или воспринимается с холодным безразличием, которое потом приходится преодолевать другими сценическими средствами. Проведя всю вышеописанную работу, режиссер переходит к самому ответственному периоду - решению художественного образа спектакля, выбору выразительных средств. Главный вопрос на этом этапе - как передать зрителю свой замысел? Какие средства способны вызвать адекватные его ожиданиям мысли и чувства? Режиссеру предстоит создать художественный эквивалент, обобщающий и концентрирующий в себе три правды (по В. И. Немировичу-Данченко). 1. Правда - социальная, историческая; 2. Правда - бытовая, жизненная - состоящая в том, как ходят, что едят, во что одеваются и т. д. 3. Правда - театральная. Что это такое? Прежде всего — мера условности изображения правды исторической и правды жизненной. И тут довольно большой диапазон - от фантастического абстракционизма до натурализма, от эстетства с его утонченностью вкусов до театра Арто, шокирующего своей жестокостью. Вопрос 3.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.011 с.) |