Характеристика стиля «модерн» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика стиля «модерн»



 

Модерн (фр. moderne — современный) – особое художественное направление в искусстве, возникшее в конце XIX века. Еще одно из его распространенных названий – ар-нуво (фр. art nouveau - «новое искусство»). Основными отличительными особенностями этого стиля стал отказ от использования прямых линий и углов. Художники, работающие в данном направлении, предпочитают природные формы и мотивы.
Одной из характерных особенностей модерна является интерес к новейшим технологиям. Декоративно-прикладное искусство в этот период становится необыкновенно популярным. Разумеется, касается это и орнамента.
Характерные особенности стиля модерн

• Приглушенные цвета. Обычно в декорах этого стиля можно видеть светло-зеленый, лиловый, коричневый.

• Плавность и изогнутость линий, расположенных как вертикально, так и горизонтально.

• Лаконичность форм. Очень часто применяются шарообразные, цилиндрические и прямоугольные силуэты.

• Синтез элементов самых разнообразных стилей.

• Частое использование художниками и декораторами асимметричных мотивов.

• Использование витражей. Широкое распространение получили композиции Луиса Тиффани либо их имитация.

Стиль модерн стремится сочетать в себе утилитарные и художественные функции. По мнению приверженцев данного направления, в область прекрасного должны быть вовлечены все сферы деятельности человека. Основным принципом становится воплощение в обтекаемых, пластичных формах эффекта динамичности. Модерн появился на почве полной неразберихи в стилях европейской культуры конца XIX века. Еще одной причиной стал технологический прорыв общества и переход от ремесла к индустриальному массовому производству.

Основные отличительные признаки орнамента в стиле модерн

Фасады зданий, предметы быта, украшения, интерьеры эпохи модерна богато декорированы огромным количеством извивающихся, динамичных и при этом лаконичных линий. Этот элемент был призван подчеркивать форму предмета и зачастую напоминал причудливые, изгибающиеся растения. Линия в модерне ассоциируется с морскими волнами либо складками женского платья.

В этом выражается главная идея и основной принцип стиля – утонченность, изысканность и некоторая капризность. Считается, что орнамент снова вошел в моду именно благодаря популяризации данного направления.

Художники-декораторы начала XX века придавали огромное значение восточным мотивам. При этом традиционные европейские мотивы трансформируются просто до неузнаваемости. Классические элементы – вишня, гвоздики, персики, стебли бамбука – по-прежнему используются, однако при этом приобретают совершенно новое звучание. Стилизованные природные формы используются как самостоятельный декоративный элемент, предназначенный для того, чтобы зритель восхищался и любовался ими.

В основе орнаментов модерна часто лежит характерный именно для этого стиля ирис, символизирующий томление и негу. Еще одним широко используемым элементом становится лилия как отражение в узоре девственности и чистоты. Еще три цветка – орхидея, кувшинка и тюльпан – становятся символами смерти и трагедии. Совершенно противоположное значение придается розе. Этот цветок Венеры служит символом всего прекрасного, прежде всего, любви и счастья. Традиционный образ Древа Жизни также повсеместно используется в орнаменте. Данный элемент, естественно, символизирует райскую жизнь.

Орнамент модерн в интерьере

Орнамент в модерне – это даже не элемент оформления предметов. Он сам выступает в роли украшения. Декоры стиля модерн просто невероятно красивы и эффектны. Портьеры, обивка, мебель и обои украшаются им повсеместно. При этом используются в основном прихотливые растительные мотивы. Если это цветы, то очень крупные. Что касается оттенков, то в этом плане диктует правила пришедшая на стыке веков мода на все японское. Широко используются лиловые, палевые, серебристые и серовато-зеленые цвета. Стены, декорированные растительным орнаментом, словно растут от потолка к полу. Однако при этом всегда соблюдается одно из основных правил оформления в стиле модерн – недопустимость слишком большого количества деталей. В ванных комнатах часто используется кафельный бордюр с геометрическим орнаментом, который, на первый взгляд, только напоминает античный.

В композиции всегда присутствует характерный именно для модерна завиток, спиральный или квадратный. Данный элемент украшает даже такой простой узор, как меандр. Конечно же, повсюду при оформлении интерьера используются характерные для этого стиля криволинейные линии, пронизанные экспрессивным ритмом и подчиняющие себе всю композицию оформления помещения. Отдельно можно выделить орнаментированные витражи. Чаще всего используются модели в стиле тиффани.

Еще одной присущей модерну чертой в орнаменте, скажем, интерьера является дублирование. К примеру, рисунок может повторяться на дверных порталах и на предметах мебели. Примеры растительных орнаментов, выполненных в стиле модерн, можно увидеть на этикетках и виньетках знаменитого чешского художника Альфонса Марии Мухи СЛАВЯНСКИЙ ЭПОС (1860–1939 гг), в работах Обри Бердслея САЛОМЕЯ (1872–1898), великого русского Михаила Врубеля (1856–1910 гг.).

 

Стиль и манера художника

 

Стиль (от греческого и латинского stylos - способ и образ изложения, изображения, выражения) - совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества художника, проявляющаяся в типичных для него темах, идеях, характерах, конфликтах, а также в своеобразии изобразительно-выразительных средств, художественных приёмов.

Стиль включает в себя:

+ Философию автора (личные убеждения, гражданская позиция, выбор точки зрения на явления или события, способ осмысления реальности, особенности трактовки, религиозные убеждения, отношение к действительности, деление на бытовое и возвышенное, и многое другое).

+ Жанр (описывает художник современные события или исторические эпохи, его интересует предметный мир или природный, человек и его психология или то, как он взаимодействует с социумом, животные или растения, море или лес, цветы или архитектура?)

+Технику (живопись или графика? Масло или акварель? Пастель или гравюра? А может быть собственная уникальная или смешанная техника?)

+ Тему (о чём интереснее всего повествовать или рассуждать: о прекрасном и безобразном; что хорошо, а что плохо; маленький персонаж в большом мире или влияние личности на масштабные события; отношения между людьми или между человеком и природой?)

Если все картины художника разные, в них нет общих, объединяющих черт, - авторский стиль в живописи ещё не сформировался. Или мысли художника и форма их выражения существуют отдельно. Вывод: больше рисовать, раскрывать тему и идею неоднократно, стремиться к большей выразительности и точности интерпретации.

Творческой манерой называют в эстетике последовательно и определенно выраженные индивидуальные черты художественного творчества, отличающие творения одного художника от творений другого.

В художественной манере отражаются наиболее явные, содержательно-формальные черты мастера, отличающие его творческую индивидуальность.

Слово манера переводится с французского как образ, способ действия.

Манеру письма/рисования (как художник кладёт мазки, штрихи; как соблюдает технологию материалов, как преобразует и модернизирует классическую технику живописи и рисунка; как тщательно прорисовывает детали и другое).

Творческую манеру автора предопределяют природный дар и индивидуальность. Постепенно она становится узнаваемой, все более и более постоянной. В этом случае принято говорить о творческом почерке художника. Подобно тому, как в правописании формируются характер начертания букв, манера письма, в искусстве складывается индивидуальный характер творчества мастера, манера на уровне творческого почерка. Каждый талантливый художник формирует свою собственную манеру и почерк.

Таким образом, если творческая манера, почерк маркируют отличие художника от всех других, то стиль - это эстетическая категория, указывающая на устойчивую общность идейно-художественных признаков творчества, свойственных определенному ряду художников.

Нередко стиль выступает основанием исторической классификации искусства, поскольку через него представлена историческая общность художников. Стилевое единство служит важной чертой связи, сопоставления и единства в мире искусства.

Например, в картинах Айвазовского – море во всех его состояниях. Они объединены одним стилем.

Если на картине во всей красе раскинулись русские леса, много сосен и дубов, а кое-где мелькают бурые мишки, это полотна Ивана Шишкина. А мишки — не его. Это Савицкий.

Если на каждой картине художника изображены сказочные герои, овеянные ореолом эпичности и легкой тленоты, значит, их писал Виктор Васнецов.

Много березок, воздуха, воды, и все деревья настолько тоненькие, что кажутся похожими на полупрозрачные стебельки цветов — именно так видел мир Исаак Левитан.

Если на картине во всей красе раскинулись русские леса, много сосен и дубов, а кое-где мелькают бурые мишки, это полотна Ивана Шишкина. А мишки — не его. Это Савицкий.

Стилистическая манера будет определяться тем, что работы могут быть более живописными, многоцветными или, наоборот, монохромными, темных тонов; может быть большее стремление к декоративности, упрощению или, наоборот, к предельному реализму и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.012 с.)