Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Становление абсолютизма в европейских странах»Стр 1 из 5Следующая ⇒
Тема: «Становление абсолютизма в европейских странах» Цель занятия: Выявить характерные черты абсолютизма и предпосылки его возникновения в странах Западной Европы и охарактеризовать особенности абсолютизма в Англии, Франции и Испании. Задачи занятия: Образовательная: сформировать знания о процессе и особенностях становления абсолютизма в европейских странах Развивающая: уметь характеризовать исторические явления в контексте, давать сравнительную оценку особенностей развития. Воспитательная: развивать познавательный интерес к важнейшим событиям европейской цивилизации в XVI-XVII веках. Тип занятия: изучение нового материала. Ход занятия: Организационный момент. Изучение нового материала. План 1. Переход от феодальной раздробленности к абсолютизму 2.Формирование абсолютизма во Франции. 3. Формирование абсолютизма в Испании. 4. Формирование абсолютизма в Англии. 5. Образование первых национальных государств. Закрепление полученных знаний. 4. Домашнее задание. Рис.2. Винтаж Тудор. Портрет Королевы Элизабет Формирование абсолютизма во Франции. В период становления абсолютизма в широких слоях общества возросла заинтересованность в усилении верховной власти. Дворянство видело в ней источник доходов, предпринимательские круги — гаранта стабильности и процветания. Усиление буржуазии привело к ее соперничеству с дворянством. Это соперничество позволило монархам ряда стран править, не считаясь с сословиями. Страной классического абсолютизма стала Франция.
Рис.3. Генеральные штаты Франции Основы абсолютизма были заложены в XV —XVI вв. Генеральные штаты тогда не созывались, их заменили собрания назначенных королем лиц (нотабли). В распоряжении короля находились развитый государственный аппарат, с помощью которого собирались налоги, и большая армия. Правда, в крупных городах Франции существовали парламенты, которые несколько стесняли власть короля. Особенно этим отличался парламент Парижа, в обязанности которого входило регистрировать королевские указы и высказывать о них свое мнение. Короли стремились подчинить себе церковь и с ее помощью укреплять свою власть. Абсолютизм окончательно утвердился во Франции в XVII в., после окончания религиозных войн при Генрихе IV. Одной из опор абсолютизма являлось стремление населения к миру, гарантию которого видели в сильной королевской власти. Генрих IV не обращал особого внимания на вопросы религии. Им были подобраны талантливые помощники, одним из которых стал герцог Сюлли.
Сюлли Максимильен СЮЛЛИ Максимильен (полностью Максимильен де Бетюн (de Bethune), барон Рони (Rosny), герцог Сюлли с 1606 (Sully) (13 декабря 1560, Рони-сюр-Сен — 22 декабря 1641, Вильбон), французский государственный деятель, гугенот, один из ближайших советников Генриха Наваррского (Генриха IV Бурбона). В правление Генриха IV Сюлли занимал ряд важных государственных постов, в 1599-1611 годах был сюринтендантом (министром) финансов Франции. Он укрепил финансовое положение государства, ликвидировал значительную часть государственного долга, реорганизовал систему откупов, уменьшил талью, увеличил косвенные налоги, провел монетную реформу. После гибели Генриха IV Сюлли лишился всех постов. В 1610-х годах он участвовал в выступлениях феодальной знати против королевской власти. Рис.4. Сюлли Максимильен Поддерживались промышленность и торговля, создавались крупные государственные мануфактуры, поощрялось основание частых мануфактур. ЛЮДОВИК XIII Бурбон В 1610 г. Генрих был убит католическим фанатиком. Королем стал его 9-летний сын Людовик XIII. Слабостью правительства воспользовались вельможи, которые спровоцировали беспорядки в ране. Укрепление абсолютизма произошло в годы правления кардинала Ришелье (1624— 1642), первого министра Людовика XIII. была ликвидирована «гугенотская республика» на юге страны, Ришелье принял решительные меры, чтобы подчинить непокорных аристократов. Замки были снесены, запретили дуэли между дворянами. ЛЮДОВИК XIII Бурбон (Людовик Справедливый, Louis Le Juste) (27 сентября 1601, Фонтенбло — 14 мая 1643, Сен-Жермен-ан-Ле), король Франции с 1610 из династии Бурбонов. Старший сын Генриха IV Наваррского и его второй жены Марии Медичи. Период правления Людовика XIII является вершиной французского абсолютизма.Начало самостоятельного правления молодого короля было омрачено феодальными смутами. В 1619-1620 на юге Франции начались волнения среди гугенотов. Людовик XIII лично принимал участие в военных действиях. Он охотно пользовался советами Ришелье, который в сентябре 1622 был назначен кардиналом. В 1624 Ришелье стал первым министром, и король, страдавший от многих болезней и приступов тоски, передоверил ему управление страной. Ришелье, полностью порвав с королевой-матерью, отказался от происпанской политики. Мария Медичи, составив новый заговор 10-12 ноября 1630, вместе со своими сторонниками потребовала отставки Ришелье, однако король предпочел своего ставленника. Мария была отправлена в ссылку, бежала в Брюссель и умерла в изгнании.
В мае 1635 Франция объявила войну Испании, в августе 1636 испанские войска стремительно приблизились к Парижу. Ришелье посоветовал королю начать эвакуацию столицы, однако король, проявив в данном случае характер, возглавил войско и лично участвовал в разгроме испанцев. Находясь много лет не в ладу с женой, Людовик примирился с ней, и в 1638 (после 23 лет брака) появился их первенец, будущий Людовик XIV. В 1642 король был вынужден отдать приказ о казни своего очередного фаворита, маркиза де Сен-Мара, который возглавлял заговор против Ришелье. Умер Людовик спустя пять месяцев после смерти своего первого министра.
Рис.5. Людовик XIII Бурбон Людовик XIV де Бурбон Людовик XIV де Бурбон получивший при рождении имя Луи́-Дьёдонне́ («Богоданный», фр. Louis-Dieudonné), также известный как «король-солнце» (фр. Louis XIV Le Roi Soleil), также Людовик Великий (фр. Louis le Grand), (5 сентября 1638, Сен-Жермен-ан-Ле — 1 сентября 1715, Версаль) — король Франции и Наварры с 14 мая 1643 г. Царствовал 72 года — дольше, чем какой-либо другой европейский король в истории (из монархов Европы дольше у власти были только некоторые правители мелких государств Священной Римской империи, например, Бернард VII Липпский или Карл Фридрих Баденский). Рис.6. Людовик XIV де Бурбон Людовик, в детские годы переживший войны Фронды, стал убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей (ему приписывают выражение «Государство — это я!»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика — время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век. Вместе с тем долголетние военные конфликты, в которых Франция участвовала во время правления Людовика Великого, привели к повышению налогов, что тяжёлым бременем легло на плечи населения и вызвало народные восстания, а в результате принятия эдикта Фонтенбло, отменившего Нантский эдикт о веротерпимости внутри королевства, около 200 тысяч гугенотов эмигрировали из Франции.
Рис.7. Портрет Людовика XIV с семьёй. Николя де Ларжийер. 1643 г. королем стал Людовик XIV, которому было 5 лет. Он находился у власти до 1715 г., но до 1661 г. страной правил кардинал Мазарини, его первый министр, который продолжал политику Ришелье. направленную на укрепление абсолютизма. Было подавлено выступление знати (фронда). Во время правления Мазарини чрезвычайно возросли налоги, укрепился центральный государственный аппарат.
Рис.8. Портрет кардинала Жюля Мазарини (1602-1661). Пьера Миньяра Людовик XIV с 1661 г. лично занимался вопросами внешней и внутренней политики. Его правление характеризуется громкими военными победами в начальный период и катастрофическими поражениями в конце, покровительством наукам и искусствам и жестокими преследованиями свободной мысли. Людовик XIV вел решительную борьбу с парламентами. По преданию, в ответ на заявление, что парламент представляет государство, король произнес свою знаменитую фразу: «Государство — это я». Рис.9. Карл V Карл I В 1516 г. королем Испании стал Карл I. который унаследован и владения Габсбургов в Германии. В 1519 г. он стал и императором Священной Римской империи под именем Карла V. Под его властью оказались огромные земли, в том числе Америка. Говорили, что в империи Карла V никогда не заходит солнце. Испания состояла из нескольких ранее самостоятельных королевств, которые и после объединения сохраняли автономию. Кастилия, Арагон, Каталония, Валенсия и Наварра имели свои сословно-представительные учреждения, своих вице-королей. Карл V стремился создать всемирную империю и рассматривал Испанию как источник средств и людей для армии. Сильно возрос налоговый гнет. Однако план создания мировой католической империи рухнул. В 1555 г. Карл V отказался от престола и передал Испанию вместе с Нидерландами своему сыну Филиппу II (1555-1598 гг.) Филипп II (1527 - 1598 гг.) из династии Габсбургов, испанский король с 1556 г., присоединивший к Испании Португалию (1581). Сын Карла V. Продолжил политику отца, направленную на защиту католицизма и сохранение гегемонии Испании в Европе и Америке. Способствовал укреплению испанского абсолютизма. Усилил гнет в Нидерландах. Поддерживал инквизицию. Вел войны с Англией и Францией.
Рис. 10. Портрет Филиппа руки Алонсо Коэльо При Филиппе II в Испании особенно ярко проявились черты абсолютизма. Он имел свои особенности, связанные с господством католичества. В стране свирепствовала инквизиция. Были приняты суровые меры против потомков мавров, принявших христианство (морисков). В результате их преследования и истребления начался экономический упадок страны, который скоро обнаружился и во внешней политике. Филипп II присоединил Португалию и поставил перед собой задачу завладеть Англией. Но утро не удалось. Испания успешно воевала с турками-османами, однако особых выгод от своих побед не получила. Самый тяжелый удар по могуществу Испании был нанесен в результате победы национально-освободительного движения в Нидерландах (1566 —1609).
Вступление Марии Тюдор на престол сопровождалось восстановлением католицизма (1554) и жестокими репрессиями против сторонников Реформации (отсюда ее прозвища — Мария Католичка, Мария Кровавая). В 1554 году она вступила в брак с наследником испанского престола Филиппом Габсбургом (с 1556 король Филипп II), что привело к сближению Англии с католической Испанией и папством. В ходе войны против Франции (1557-1559), которую королева начала в союзе с Испанией, Англия в начале 1558 года лишилась Кале — последнего владения английских королей во Франции. Политика Марии Тюдор, шедшая вразрез с национальными интересами Англии, вызывало недовольство нового дворянства и нарождающейся буржуазии. При Тюдорах усилилось стремление к захвату колоний. Елизавета поощряла действия пиратов. Пират Ф.Дрейк с небольшой эскадрой совершил второе в истории кругосветное плавание и ограбил многие испанские колонии. Англичане наживались не только на пиратстве, но и на работорговле.
Рис.12. МАРИЯ I Тюдор ДРЕЙК Френсис ДРЕЙК Френсис (1540, Тэвисток, Девоншир — 28 января 1596, Портобело, Панама), английский мореплаватель, вице-адмирал (1588). В 1567 Дрейк принял участие в морской экспедиции Дж. Гаукинса в Вест-Индию, где англичане нападали на испанские корабли и колонии. Позднее Дрейк предпринял ряд самостоятельных пиратских рейдов в Вест-Индию. В 1577 с эскадрой из пяти судов Дрейк отплыл из Плимута, обогнул Южную Америку через Магелланов пролив и совершил ряд успешных нападений на испанские колонии тихоокеанского побережья Америки. При этом он впервые обследовал западное побережье Северной Америки вплоть 48° северной широты. Затем Дрейк пересек Тихий океан, прошел мимо Молуккских островов и в 1580 вернулся в Плимут с огромной добычей, совершив второе после экспедиции Фернана Магеллана кругосветное плавание. В 1587 Дрейк внезапным налетом на Кадис уничтожил готовившиеся для нападения на Англию корабли Непобедимой армады. В 1588 он фактически командовал английским флотом при разгроме испанской Непобедимой армады. В 1595 Дрейк отправился в очередную пиратскую экспедицию в Вест-Индию, во время которой и скончался. Его именем назван пролив между островами Огненная Земля и Южными Шетландскими островами, срединяющий Атлантический и Тихий океаны.
Рис.13. ДРЕЙК Френсис Образование первых национальных государств Благодаря распространению политики абсолютизма в Англии и во Франции формируются централизованные национальные государства. Централизованное государство – это страна, в которой существует сильная центральная власть (в этом случае короля), объединяющая вокруг себя все государственные территории. Признаки централизованного государства: 1. Формирование единого языка и единой культуры у всего народонаселения.
2. Оформление у государства четкой границы, отделяющей территории данной страны от других стран. 3. Преобладание на территории страны одной коренной национальности – народности, испокон веков проживающей на данной территории, объединенной общей историей, культурой с данным государством. 4. Распространение на территориях всего государства единой религии. Постепенно, по мере возвышения роли монархов Англии и Франции, в обществе уменьшалась власть церковных организаций. Без угрызений совести короли обеих стран присваивали себе церковное имущество, подчиняли своей власти церкви. Триумф Людовика XIV Самым ярким примером абсолютной власти монарха стал французский король – Людовик XIV, живший с 1638 по 1715 годы, которого в народе прозвали Король-Солнце. Целью своей жизни Людовик считал отвоевание власти у феодалов, которые на тот момент времени представляли серьезную угрозу для французской короны. Чтобы обезопасить себя от заговоров знати Людовик 14 придумал специальный дворцовый этикет, занимавший все свободное время придворных короля. Для начала Король-Солнце собрал у себя всех самых влиятельных феодалов Франции, а затем подчинил их жизнь строгому распорядку дня. Этикет при Людовике 14 закреплял за каждым из его придворных множество ролей: помогать королю одеваться, сопровождать его на охоте, соблюдать застольный церемониал. Рис.14. Антуан Куапель. Людовик XIV принимает персидского посла Олицетворением власти Людовика 14 стала постройка грандиозной резиденции французских королей – Версаля. Этот огромный дворцово-парковый комплекс подчеркнул неоспоримую власть короля, стал на века символом роскоши, безупречного вкуса. Все вокруг, даже статуи в парке указывали на блеск и превосходство короля Людовика XIV. Рис.15. Версаль. Ворота «Золотое Солнце» Современные историки подсчитали расходы Франции на строительство Версаля и соотнесли их с современными цифрами – сумма составила одну четвертую триллиона евро. В то время как король Франции и его резиденция превращались в живую легенду, население государства становилось все беднее и беднее. Пройдет совсем немного времени после смерти Короля-Солнца Людовика, как французский народ свергнет монархию, которая привела своих граждан к обнищанию. Рис.16. Версаль. Замок. Одними из первых европейских государств, в которых появились черты абсолютизма стали Англия и Франция. Однако способы и формы утверждения абсолютной власти монархов в этих странах несколько отличались. Разберемся, в чем заключалась разница, с помощью сравнительной таблицы: 4. Домашнее задание: Записать тему, план и основные моменты по каждому пункту плана. Просмотреть презентацию к занятию. Просмотреть видеоролики на сайте youtube:
Просмотреть уроки на сайте «Российская электронная школа»: 1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2518/start/ 2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5871/conspect/ По всем возникающим вопросам обращаться: Тема: «Становление абсолютизма в европейских странах» Цель занятия: Выявить характерные черты абсолютизма и предпосылки его возникновения в странах Западной Европы и охарактеризовать особенности абсолютизма в Англии, Франции и Испании. Задачи занятия: Образовательная: сформировать знания о процессе и особенностях становления абсолютизма в европейских странах Развивающая: уметь характеризовать исторические явления в контексте, давать сравнительную оценку особенностей развития. Воспитательная: развивать познавательный интерес к важнейшим событиям европейской цивилизации в XVI-XVII веках. Тип занятия: изучение нового материала. Ход занятия: Организационный момент. Изучение нового материала. План 1. Переход от феодальной раздробленности к абсолютизму 2.Формирование абсолютизма во Франции. 3. Формирование абсолютизма в Испании. 4. Формирование абсолютизма в Англии. 5. Образование первых национальных государств.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 1041; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.037 с.) |