Кафедра истории и теории литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра истории и теории литературы



Кафедра истории и теории литературы

История зарубежной литературы XVII–XVIII веков

Методическое пособие для студентов 2 курса

филологического факультета

Тверь               2019

Методическое пособие включает в себя подробную программу лекций, планы практических занятий, список научной литературы, вопросы для самостоятельной работы с научной литературой и вопросы для самоконтроля.

 

 

Составитель доц. С.Ю. Артёмова

 

 

XVII и XVIII века - это особые культурные эпохи, которые не только

породили литературные памятники своего времени, но и оказали значи-

тельное влияние на дальнейшее развитие искусства. На протяжении этих

двух столетий кристаллизуются жанры, унаследованные от античности

(например, трагедия и комедия), формируются перспективные (роман), по-

являются новые (литературная сказка). Именно в XVII - XVIII веках были

осознаны многие возможности искусства и сделаны разнообразные худо-

жественные открытия, предопределившие литературные новаторства XIX и

XX веков и даже приемы кино. Таким образом, изучение литературы XVII -

XVIII веков одновременно с представлением о специфике эпохи дает базо-

вый запас знаний, без которого невозможно освоение искусства нового

времени.

Основная задача практических занятий - рассмотреть, как философс-

кие установки и эстетические концепции реализуются в конкретных худо-

жественных произведениях, как происходит эволюция жанров, какие именно

художественные открытия определяют роль данного текста в творчестве

автора и в истории литературы.

При подготовке к практическим занятиям необходимо учитывать, что

восприятие большинства произведений потребует напряженной работы по

извлечению художественных смыслов и внеположенных искусству идей, ко-

торые были вполне очевидными для современников. Понадобится также и

определенная филологическая подготовка: навыки анализа и  интерпрета-

ции, умение пользоваться теоретико-литературными понятиями, изученными

в курсе "Введение в литературоведение".

К сожалению, наиболее доступная учебная литература не может слу-

жить полноценным источником информации и основой для осмысления изуча-

емого периода. Написанные достаточно давно, учебники несут на себе пе-

чать времени: в историю литературы вторгается излишний социологизм,

оценочность преобладает над интерпретацией. Поэтому в методическом по-

собии план каждого практического занятия снабжен списком работ, кото-

рые помогут овладеть материалом. Значком * в списке помечается допол-

нительная литература. Полезным также может быть энциклопедический

справочник "Исторический лексикон. XVIII век." (М., 1996).

Помимо планов практических занятий, в методическом пособии содер-

жится общий список текстов по курсу, список обязательной и дополни-

тельной научной литературы, образцы вопросов для промежуточного конт-

роля.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. Поэзия барокко в Англии. “Метафизическая школа”.

 

1. Особенности литературы Англии XVII века. Место поэзии “метафизической школы” в литературном процессе.

2. Специфика английского барокко и ее воплощение в поэзии Джона Донна:

А) идеология метафизиков и философское осмысление мира;

Б) черты барокко в творчестве Джона Донна (искусственный мир “интеллектуальной поэзии”);

В) поэтика барокко: средства создания образа, метафоризм, соотношение точки зрения человека и вещи, “геометризм” мира.

 

Литература:

1. Джон Донн. Стихотворения (“Послание”, “Общность владения”, “Рассвет”, “Исчисление”, “Парадокс”, “Неразборчивый”, “Прощание, запрещающее печаль” и др.) // Колесо Фортуны. Из европейской поэзии XVII века. М., 1989.

2. Б. Томашевский. Вступ. статья // Донн Джон. Стихотворения. Л., 1973.

Английская лирика перв. пол. XVII века / Под ред. А.Н. Горбунова. М., 1989.

 

Модуль

1. Корнель П. Сид.

2. Расин Ж. Андромаха.

3. Мольер. Тартюф. Дон Жуан.

4. Ларошфуко Фр. Максимы.

5. Лафонтен Ж. Басни (любые три: "Старый кот и молодой мышонок", "Старик и трое молодых", "Лягушка и вол", "Лиса и виноград" и др.)

6. Лопе де Вега. Собака на сене.

7. Гонгора Л. Сонеты ("О влага светоносного ручья...", "В хрустальной

чаше ласковых ладоней...", "Даме с ослепительно белой кожей, одетой в зеленое" или другие); Летрильи ("Жить бы мне в покое...", "Фортуна" или другие).

8. Кальдерон П. Жизнь есть сон.

9. Милтон Дж. Потерянный Рай (фрагменты, напр., песнь 6) // Колесо Фортуны. Из европейской поэзии XVII века. М., 1989. С. 506, 542.

10. Донн Дж. Стихотворения (Прощание, запрещающее грусть. Исчисление. Блоха. Священные сонеты). (Переводы П. Грушко и И. Бродского)

11. Дефо Д. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо.

12. Свифт Дж. Путешествия Гулливера.

13. Ричардсон С. Памела, или Вознагражденная добродетель ИЛИ: Кларисса Гарлоу, история молодой леди

2 модуль

14. Вольтер. Кандид. Орлеанская дева.

15. Дидро Д. Монахиня.

16. Прево А. История кавалера де Грие и Манон Леско.

17. Бомарше П.-О. Севильский цирюльник. Безумный день, или Женитьба Фигаро.

18. Парни Э. Стихотворения (Элегия. Ложный страх. Добрый совет. Прозерпина. Леда //Мастера русского стихотворного перевода: В 2 - х т.Л., 1968. Т. 1. С. 195 - 197, 245 - 246, 273 - 275).

19. Сад А.-Д. Доржевиль, или Преступник в силу добродетели // Аврора.

1991. N 9. (или любой другой на ваш выбор)))

20. Лессинг Г.-Э. Эмилия Галотти.

21. Гольдони К. Слуга двух господ.

22. Гоцци К. Любовь к трем апельсинам. (можно читать переложение Л.Филатова)

23. Томсон Дж. Времена года.

Кафедра истории и теории литературы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.007 с.)