Гуманитарно-педагогический институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманитарно-педагогический институт



Гуманитарно-педагогический институт

 

В. Г. МОИСЕЕВ

 

 

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

по учебной дисциплине «Общая психология»

Для студентов направлений подготовки: 37.05.02 «Психология служебной деятельности
  37.03.01 «Психология»

Севастополь

2020

 

 

Рецензент: и.о. декана факультета психологии Филиала МГУ им. М.В. Ломоносова г. Севастополь, кандидат педагогических наук, доцент В.Н. Ковалев.

 

Методические рекомендации рассмотрены и рекомендованы к печати на засе­дании кафедры «Психология» Гуманитарно-педаго­гического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный универси­тет», протокол №11 «28» июня 2019 г.

 

 

Аннотация

Методические рекомендации по написанию по выполнению курсовой работы по учебной дисциплине «Общая психология» специалиста направления подготовки 37.05.02 «Психология служебной деятельности», профилю «психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях» и направлению подготовки 37.03.01 «Психология».

В пособии изложены основные требования к написанию и оформлению курсовой работы. Пособие содержит порядок защиты и критерии оценивания курсовой работы по психологии и рекомендации по её выполнению. 

 

 

  М 748   Моисеев В.Г.  Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по учебной дисциплине «Общая психология» / Вячеслав Георгиевич Моисеев; ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный универси­тет». – Севастополь: Медиацентр, 2019.  

 

УДК 378.02:159.9

ББК 74.58+88

 

 

© Моисеев В.Г., 2018

© ФГАОУ ВО «СГУ», 2018

 


 

Методические рекомендации по написанию курсовой работы по учебной дисциплине «Общая психология» разработаны на кафедре «Психология» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в соответствии со следующими нормативными документами:

– Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 г. № 1367.

– Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.05.02 (030301) «Психология служебной деятельности Приказ Минобрнауки от 05.04.2017 № 301.

– Федеральный государственный образовательный стандарт высшего (профессионального) образования по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (квалификация академический бакалавр), утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 7.08.2014 г. № 946.

 

Настоящие методические рекомендации работаны с учетом требований:

- Положения о порядке разработки и утверждения основной образовательной программы № 02-08/377/1, принятого решением ученого совета Севастопольского государственного университета (протокол №14 от 31.05.2018) и утвержденного приказом ректора от 04.06.2018, иных локальных нормативных актов, действующих в Университете.

- Регламент оформления, организации выполнения и защиты курсовых проектов (курсовых работ) от 06.03.2019г. № 91-09/21. К приказу от 06.03.2019г. № 343-п

 

 

Впервые утверждены и введены в действие на заседании кафедры «Психология» от «28» июня 2019 г., протокол №11.

Методические рекомендации написаны в соответствии с требованиями:

 Рабочей программы дисциплины Б1.Б.07 «Общая психология» для специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности, специализация «Психологическое обеспечение служебной деятельности в экстремальных условиях»

- Рабочей программы дисциплины Б1.Б.07 «Общая психология» 37.03.01 направление подготовки «Психология»

 

 


 

Содержание

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…………………………………………... 5
2. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………… 7
3. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………………………………………………….. 12
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Образец оформления титульного листа…………. 19
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Образец оформления содержания……………….. 21
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Образец аннотации курсовой работы……….... 22
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Контрольные точки исследования……………….. 24
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Логические связи элементов научного психологического исследования………………………………………………….. 25
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Алгоритмы изучения теоретических источников.. 26
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Отзыв научного руководителя курсовой работы …………………………………………………………………………..… 29
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Примеры библиографического описания литературный источников и списка использованных источников…............ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Примерная тематика курсовых работ по учебной дисциплине: «Общая психология»……………………………………… 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Л. Образец задания на курсовую работу……………. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ М. Ресурсы интернета по психологии………………. 36


 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

После утверждения на заседании кафедры психологии методические рекомендации являются обязательными для всех студентов, выполняющих курсовые работы по учебной дисциплине: «Общая психология».

       Курсовая работа – самостоятельная письменная аналитическая работа обучающегося реферативного, расчетно-практического, опытно-экспериментального или исследовательского характера, отражающая приобретенные обучающимися теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы, аргументировать свою точку зрения,

       Курсовая работа является формой учебной работы, в процессе которой студенты овладевают методикой и техникой научного исследования, приобретают навыки работы со специальной литературой, осваивают правила оформления научной документации в соответствии с действующими стандартами.

С целью организации учебно-исследовательской работы студентов в соответствии с учебным планом подготовки по специальности «ПСИХОЛОГИЯ» предусмотрено написание четырех курсовых работ различной степени сложности:

1-я курсовая работа по общей психологии (выполняется во втором семестре студентами  первого года обучения) является начальной формой представления результатов научного исследования в письменном виде и носит в основном теоретический характер;

2-я курсовая работа (выполняется в четвертом семестре студентами второго года обучения) является практико-ориентированным исследованием, включающим элементы психологического эксперимента;

3-я курсовая работа (выполняется в течение 5 – 6 семестров студентами третьего года обучения) представляет собой психологическое исследование, направленное на подтверждение выдвинутой в работе гипотезы, включает организацию и проведение констатирующего эксперимента;

       4-я курсовая работа ( выполняется в течение 7 – 8 семестров студентами 4 года обучения) представляет собой психологическое исследование, направленное на разработку и обоснование системы коррекционных, профилактических мероприятий или психологического сопровождения клиента. Включает организацию и проведение констатирующего эксперимента, разработку и обоснование на этой основе системы психокоррекционных мероприятий без экспериментальной оценки их эффективности.

 

В ходе написания курсовой работы по учебной дисциплине «Общая психология» студенты закладывают основы формирования следующих компетенций:

 - Для направления подготовки 37.05.02:

 

       ОК-7. Способность к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии.

       ПК-2. Способность выявлять специфику психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам.

 

- Для направления подготовки 37.03.01:

 

       ОК-1. Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;

       ПК-6. Способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности;

       ПК-7. Способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии;

       Основной целью курсовой работы является развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углубленное изучение какого-либо вопроса, темы, раздела дисциплины (включая изучение литературы и источников).

Целями курсовой работы по учебной дисциплине «Общая психология» являются:

·  расширение и углубление теоретических знаний студентов по фундаментальным и практико-ориентированным отраслям психологии;

·  овладение методикой теоретического анализа психологической литературы;

·  приобретение навыков самостоятельного литературного поиска при решении конкретных исследовательских задач;

·  совершенствование навыков обобщения теоретических данных;

·  формирование умения обобщения и выводов при анализе теоретических

· взглядов, теорий и концепций.

·  приобретение навыков исследовательской деятельности: самостоятельное оценивание исследований в области изучаемой проблематики для разработки новых гипотез исследования, а также изучение методологии и развитие критического осознания ее основных положений.

Задачами курсовой работы являются:

· выработка навыков и умений грамотно и убедительно излагать научный материал, личную позицию по рассматриваемой проблеме, четко формулировать теоретические обобщения и выводы

· овладение приемами научной речи и письма.

В курсовой работе по общей психологии студент должен показать:

· понимание логики психологического исследования;

· умение ориентироваться в современных научных концепциях;

· умение анализировать и обобщать литературные источники, формулировать выводы и предположения;

· умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи;

· навыки количественной и качественной обработки научной психологической литературы.

В результате выполнения курсовой работы студент должен:

Сформировать представление:

· о содержании и структуре курсовой работы, целью которой является изучение теории вопроса (проблемы) исследования;

· об алгоритме планирования, организации и реализации психологического исследования, а также оформления и представления его результатов, в том числе подготовки и представления устных выступлений, подготовки наглядных средств и презентации.

Закрепить знания:

· о требованиях к оформлению курсовой работы по дисциплине «Общая психология»;

· об этапах и научном аппарате психологического исследования;

· о критериях выбора темы теоретического исследования, постановки его проблемы и его оформления в соответствии с требованиями, предъявляемыми к исследовательским работам по психологии.

Продемонстрировать умения:

· выделения и уточнения исследовательской проблемы, определения объекта и предмета исследования, формулировки его цели и задач;

· выработки оптимальных исследовательских стратегий с учетом имеющихся ограничений;

· разработки программы собственного исследовательского проекта в устной и письменной форме;

· подготовки материалов к защите и презентации результатов исследования.

Владеть:

· тезаурусом психологической науки (раздел «Общая психология»);

· методами теоретического исследования;

· аналитическим стилем изложения научного текста;

· навыком оформления текста работы, содержащей аналитический обзор психологической литературы по проблеме исследования;

Приобрести опыт:

· самостоятельной теоретической работы над проблемой исследования;

· осуществления поиска научной литературы по проблеме исследования;

· публичной защиты выполненной работы

 

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ: «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Написание КР включает в себя следующие этапы:

1. Выбор темы исследования.

2. Обсуждение и согласование темы исследования с научным руководителем.

3. Получение задания на курсовую работу и согласование календарного плана её выполнения.

4. Составление Плана-проспекта (программы) исследования.

5. Сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме исследования.

6. Определение структуры работы.

7. Согласование структуры работы и плана исследования с научным руководителем.

8. Написание основного текста работы.

9. Предоставление материалов теоретической части работы научному руководителю для проверки и утверждения дальнейшей программы исследования.

10. Формулирование выводов по теме исследования.

11.  Предоставление чернового варианта работы научному руководителюдля проверки.

12. Проверка курсовой работы на внешнее заимствование.

13. Оформление курсовой работы.

14. Публичная защита курсовой работы.

Выбор темы исследования

Тематика курсовой работы по общей психологии разрабатывается и утверждается кафедрой общей психологии. Она должна соответствовать профилю студентов по будущей специальности, быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития психологической науки и решать конкретные задачи процесса обучения.

Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы из утвержденного списка. Тема курсовой работы может быть изменена по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедрой.

Выбор одной и той же темы курсовой работы двумя и более студентами не допускается.

Выполнение курсовой работы осуществляется под научным руководством преподавателя кафедры «Общая и прикладная психология и педагогика».

(Примерная тематика курсовых работ представлена в Приложении К).

 

Оформление курсовой работы

Курсовая работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Примеры оформления титульного листа, оглавления, реферата и списка литературы приведены в Приложениях.

Объем курсовой работы должен составлять: 25–30 страниц.

В общий объем курсовой работы не включаются приложения. Курсовая работа выполняется на белой односортной бумаге формата А-4 на одной стороне листа через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman №14 текстового редактора Word.

Размеры полей: левое – 25мм, верхнее и нижнее – 20 мм; правое – 10 мм.

Основной текст работы делится на главу и параграфы. Глава нумеруется арабскими цифрами в пределах всей работы, и начинаются с новой страницы. Точка в конце названия главы не ставится. Не допускается сокращать или давать заголовки в другой формулировке. Каждая глава начинается с новой страницы. Название главы отделяется от последующего текста интервалом в одну-две строки через 2 полуторных интервала. Точка в конце названия раздела главы не ставится, название не подчеркивается.

Параграфы нумеруются арабскими цифрами, где первая цифра показывает, к какой главе этот параграф относится, а вторая –непосредственно номер самого параграфа. Например, 1.3 – так обозначается третий параграф первой главы, знак параграфа в курсовой работе не используется.

Параграфы имеют свое название. В отличие от глав они располагаются сплошным текстом, один за другим, а не с новой страницы. Подчеркивать слова в заголовках глав и параграфов и переносить слова нельзя. В конце заголовков точку не ставят.

Название главы печатается прописными (заглавными) буквами, располагаются по ширине листа и отделяются от основного текста 3 межстрочными интервалами (двумя полуторными или тремя одинарными). Переносы в названии главы не допускаются.

Страницы курсовой работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется посередине верхнего поля страницы без точки в конце. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц.   Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Каждая глава, Содержание, Введение, Заключение, Список использованных источников, ПРИЛОЖЕНИЕ начинаются с новой страницы. Выполненная курсовая работа переплетается.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Введение

Во Введениидается общая характеристика курсовой работы: анализ современного состояния исследуемой проблемы, обоснование актуальности темы. Студенты определяют объект, предмет, цель и задачи исследования.

Таблицы

Структурированный или цифровой материал, используемый в работе, желательно приводить в виде таблиц, включаемых в основную часть работы или в приложение. Таблица располагается в курсовой работе непосредственно после первого упоминания о ней в тексте. Все таблицы должны иметь названия, отражающие их содержание, и порядковую нумерацию, которая указывается над названием таблицы. Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами. При ссылке на таблицу пользуются сокращением. Например, (См. табл. 1.3) — смотрите таблицу 3 первой главы.

 

         
 
Таблица__________- __________________________________________           номер                                  название таблицы
Головка

 

 

 


Подзаголовки граф
Заголовки граф

       
       
Строки (горизонтальные ряды)

         
         
         
         

 

 


Заголовок располагается над таблицей и должен кратко характеризовать значение табличных данных. При необходимости под заголовком меньшим шрифтом в скобках дается уточняющее наименование приведенных в таблице данных. Точка в конце заголовка не ставится. В случае если на одной странице таблица не вмещается, продолжают ее на следующей странице. В этом случае на следующей странице над таблицей пишут "Продолжение табл. Пример оформления таблиц показан ниже:

 

 

Таблица 1.2 Психологический эффект цветов

 

Цвет Давление крови Пульс, дыхание Мускульное  напряжение Воздействие  на эмоции
Красный Увеличивает Ускоряет Увеличивает Возбуждает
Оранжевый Слегка увеличивает Слегка увеличивает Увеличивает Стимулирует
Желтый Не меняет Не меняет Не меняет Уравновешивает
Зеленый Незначительно Незначительно Незначительно Уравновешивает
Голубой Уменьшает Успокаивает Уменьшает Успокаивает
Синий Значительно уменьшает Значительно уменьшает Уменьшает Затормаживает
Фиолетовый Сильно уменьшает Сильно успокаивает Сильно уменьшает Подавляет

 

Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, не имеют первостепенного значения, то можно их располагать в приложении.

При использовании в курсовой работе таблиц, содержащих большой объем информации, разрешается печатать их более мелким шрифтом. Например, шрифтом arial 9 или 10 кеглем. Нумерация таблиц осуществляется в пределах главы.

Иллюстрации в курсовой работе размещаются тогда, когда они могут придать излагаемому материалу ясность, конкретность и образность. Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы и т.п.) именуются рисунками и нумеруются последовательно в пределах главы арабскими цифрами. Например: Рисунок 1.4 (четвертый рисунок первой главы). Все рисунки сопровождаются названием непосредственно после номера рисунка. В конце наименования рисунка точка не ставится. Номер и наименование рисунка ставится непосредственно под рисунком.  Рисунки должны размещаться сразу же после первого упоминания о них в контексте курсовой работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице.

 

Рисунки и таблицы в курсовой работе должны носить авторский характер. Если рисунок или таблица приводятся из какой-либо научной работы необходимо указать источник, откуда они взяты. В таком случае после названия таблицы или рисунка указывается [Приводится по: 21, с.134].

 

Рисунки должны быть выполнены аккуратно и иметь достаточное разрешение. Не рекомендуется использовать рисунки, скачанные с сайтов, даже с указанием ссылок на них, поскольку на сайтах рисунки имеют очень низкое разрешение и слабую яркость и контрастность.

 

3.3 Заключение

В Заключении необходимо дать оценку степени разработанности изучаемой проблемы и соотнести ее с целью исследования в рамках курсовой работы. В заключении целесообразно привести общие выводы по всей работе, которые представляют собой сжатое изложение полученных результатов. Формулируются выводы в виде отдельных пунктов с порядковой нумерацией. Количество выводов может быть разным, оптимальным является количество равное 4_5. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов исследования поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.

Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть определенным образом отражено в выводах.

Выводы – это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором. Не следует включать в выводы общепринятые в психологической науке положения, уже не нуждающиеся в доказательствах.

Выводы должны быть конкретными. Их пишут в виде утверждений. В выводах целесообразно отметить, в рамках какого подхода получены результаты. Давать полное описание того, как именно были получены выводы, не требуется. Выводы – это обобщения, охватывающие только наиболее существенные результаты проведенной работы.

В заключении также дается краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода. Можно вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов. В заключении подводится итог решения поставленных задач, подчеркивается практическая значимость работы и даются конкретные рекомендации по использованию полученных результатов.

 

Библиографический список

 Список использованных источников составляется в соответствии с требованиями общероссийского стандарта ГОСТ 7.1-84 (см. п. 3.2.2), ГОСТ Р 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка» и правилами, принятыми в ведущих (рецензируемых) научных изданиях.

  В список включают все использованные в работе источники в алфавитном порядке. Сведения о книгах (монографиях, справочниках и т.п.) должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов); заглавие, данные о последующих изданиях; место издания, издательство; год издания и объем в страницах. Название места издания приводится полностью, допускаются сокращения только нескольких названий: Москва — М., Ленинград — Л., Санкт-Петербург — СПб., Киев – К.

В сведения о статье из периодической печати включают: фамилию и инициалы автора (авторов), заглавие статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.   Количество источников, которые необходимо проанализировать при написании курсовой работы, должно составлять не менее 25.

Приложения

Курсовая работа может включать различные материалы, которые, по мнению автора, позволяют лучше раскрыть содержание работы. Они помещаются в конце работы в разделе «Приложения». Каждый материал сопровождается подписью. Приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах. Приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение" и его обозначения. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова "Приложение" следует буква, обозначающая его последовательность.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри», оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме. Например, так: (см. «Приложение И»). Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Отражение приложения в оглавлении работы делается в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

 

 


Приложение  А (Бакалавриат)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Севастопольский государственный университет»

 ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра Психология

Направление подготовки: 37.03.01 Психология

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Севастопольский государственный университет»

 ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра Психология

Направление подготовки: 37.05.02 Психология служебной деятельности

Специализация: «Психологическое обеспечение служебной деятельности в

 экстремальных условиях»

 

 

Приложение Д

ТЕМА – АКТУАЛЬНОСТЬ – ПЛАН - ПРЕДМЕТ

ПРЕДМЕТ – ЦЕЛЬ - ГЛАВЫ ПЛАНА - ПАРАГРАФЫ

ЦЕЛЬ – ЗАДАЧИ – ГИПОТЕЗА – ПЛАН -НАЗВАНИЕ ГЛАВ – НАЗВАНИЕ ПАРАГРАФОВ – ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Обязательно должен проходить один смысл этих суждений!

Если все эти связи четко прослеживаются, следовательно, план-проспект составлен правильно. Логическое соответствие содержание плана-проспекта представляется очень важным, поскольку он позволяет более точно:

· определить стратегическое направление исследования;

· выявить основные точки приложения усилий исследователя;

· сформулировать более точное представление о конечном результате;

· тщательнее увязать гипотезу с целью и задачами курсовой работы.

· устранить логические противоречия, неточности и неувязки между основ­ными элементами плана, а впоследствии и введения.

 

При таком подходе при изменении хотя бы одного слова темы исследования сразу видно, как необходимо изменить остальные логические структуры методологического аппарата.

Значение логически грамотно составленного плана – проспекта представляется важным еще и потому, что он лежит в основе " Введения» курсовой работы и способствует более грамотно, в соответствии с требованиями оформления научных произведений, её выполнить.

 

Приложение Е

Алгоритмы изучения теоретических источников

Правила, способствующие повыше­нию эффективности чтения научной литературы:

1. При просмотре и чтении текста желательно думать о том, какую ин­фор­­­­мацию вы хотите из него получить. Также хорошо составить предва­рительный список вопросов, на которые вы надеетесь получить ответ в данной книге или учебнике.

2. Просмотрите названия глав и разделов, пробегите глазами тексты на суперобложке или аннотацию, а также предисловие (вступительные замечания или введение).

3. Выясните, что бы вы хотели прочитать более интенсивно. При прос­мот­ре отдельных разделов обращайте внимание на вводные или за­клю­­чительные фразы, а также на ключевые слова в тексте.

4. Не задерживайте внимание на примечаниях, частях текста, напечатан­ных мелким шрифтом, на аргументации, статистических данных, подробных описаниях и различных отступлениях автора.

5. Больше, чем словам, следуйте смысловому содержанию и идее текста. Старайтесь понять, прежде всего, смысл высказываний частного и общего порядка.

6. Отыскивайте такие используемые автором смысловые указатели, как подзаголовки, выделенные слова предложения, а также таблицы.

7. Указатели в виде слов помогут найти вам определённые вводные за­ме­чания, усиления или акценты в тексте:

· такие вводные сигналы, как «особенно», «следовательно,», «поэто­му», «тем самым», «предполагает», «поскольку», «так как» указывают на основную или поясняющую мысль; здесь имеет смысл прочита­ть предыдущее или последующее предложение;

· усиливающие сигналы «также», «кроме того», «дополнительно» подчёр­кивают мысль, которая ранее была уже кратко изложена;

· изменяющие сигналы «но», «не говоря о», «с другой стороны», «однако», «или – или», «напротив», «хотя», «несмотря на», «скорее» указывают на то, что ход мыслей автора изменяется на проти­воположные.

8. Желательно опускать малоинформативные абзацы текста и замедлять темп чтения на важных и наиболее трудных для усвоения фрагментах.

9. Целесообразно учитывать специфику структуры различных текстов:

· справочные тексты в газетах и журналах важнейшую информацию содержат вначале, а второстепенную – в конце;

· в комментариях и высказываниях по какому-либо вопросу сущест­вен­ная информация (а именно выводы автора) приводится, как правило, лишь в заключительном предложении);

· специальные статьи содержать во введении описание проблемы, в основной части – разработку путей её решения и в заключительной части – выводы или взгляд на будущее.

 

Группа Пб (Бакалавры)

  1. Методы научных исследований в общей психологии.
  2. Философские знания как методологическая основа общей психологии
  3. Развитие представлений о психике и ее элементах в общей психологии

4. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности, происхождения и развитие психики в трудах зарубежных и отечественных философов и психологов.

5. Основные психологические характеристики сознания в трудах отечественных и зарубежных психологов.

  1. Критерии сознания как высшей формы психического отражения в общей психологии.
  2. Неосознаваемые психические процессы и их характеристика в психологической науке.
  3. Физиологический механизм ощущения и его современные исследования психологической наукой.
  4. Виды и свойства ощущений.
  5. Проблема восприятия в отечественной и зарубежной психологии
  6. Восприятие и его основные свойства. Современные исследования восприятия.
  7. Представления и их исследования в психологической науке.
  8. Воображение и его теории в зарубежной и отечественной психологии.
  9. Понятие о внимании и его философские и физиологические основы.
  10. Теории внимания в зарубежной и отечественной психологии.
  11. Теории памяти и их характеристика в отечественной и зарубежной психологии.
  12. Теории мышления в зарубежной и отечественной психологии.
  13. Теории эмоций в зарубежной и отечественной психологии.
  14. Понятие о воле и ее теории в зарубежной и отечественной психологии.
  15. Психические состояния и их характеристика в отечественной и зарубежной психологии
  16. Теории личности в зарубежной психологии и их характеристика.
  17. Теории личности в отечественной психологии и их характеристика.
  18. Активность личности и ёе источники с позиций зарубежной и отечественной психологии.
  19. Проблема психологической структуры личности.
  20. Понятие о темпераменте и его теории в отечественной и зарубежной психологии.
  21. Понятие характера и его структуры в отечественной и зарубежной психологии.
  22. Акцентуация характера и их типы. Исследование акцентуаций в отечественной и зарубежной психологии.
  23. Направленность личности и её теоретическое обоснование в психологической науке.
  24. Структура и качества направленности личности и их исследование в отечественной психологии
  25. Понятие способностей, их структуры в отечественной и зарубежной психологии.
  26. Проблема наследования способностей.
  27. Понятие деятельности и подходы к пониманию ее структуры в отечественной психологии.
  28. Общение и его роль в пропаганде психологических знаний.
  29. Проблема самосознания личности его сущности и структуры.
  30. Теории мотивации в отечественной психологии.
  31. Теории мотивации в зарубежной психологии
  32. Проблема самосознания личности и ее содержание.

Группа ПСД (специалисты)

 

  1. Философские знания как методологическая основа общей психологии

2. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности, происхождения и развитие психики в трудах зарубежных и отечественных философов и психологов.

  1. Развитие представлений о психике и ее элементах в общей психологии

4. Основные психологические характеристики сознания в трудах отечественных и зарубежных психологов.

5. Особенности проявления сознания в условиях экстремальной ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.122 с.)