С чего начать разработку дооп. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С чего начать разработку дооп.



Начинаем разрабатывать программу с создания ее замысла. Это достаточно сложный процесс.

Первый шаг - знакомимся с советами по разработке программы. Особенно важно ответить на три ключевых вопроса. Искать ответы на них будем в собственном опыте и информационных материалах.

Второй шаг - определяем уровень освоения содержания будущей программы. А может быть Ваша программа будет разноуровневой.

Создание замысла программы поможет в ее разработке

Совет 1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по своей сути является «свернутым» профессионально-личностным опытом педагога.

С чего начать работу над программой? Первое, что необходимо сделать - осмыслить ее, создать замысел программы (задуманный план действий, идея, смысл).

Для выполнения этой непростой работы попробуйте ответить на предложенные вопросы. Отвечайте вдумчиво, не торопитесь, представьте свою программу неформально, старайтесь использовать простые слова.

1.Для детей какого возраста, с какими образовательными потребностями и интересами, будет предназначена моя программа?

2.Что я хочу передать детям, к каким образовательным результатам прийти вместе с ними?

3. Для чего это нужно современному ребенку, жителю 21 века?

4.Придумайте такое название своей программе, что бы оно отражало ее суть, было точным и конкретным.

На этом этапе целесообразно будет познакомится с программами других педагогов на Едином национальном портале дополнительного образования детей http://dop.edu.ru/

Совет 2. Определяем направленность программы. Содержательно дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы различаются по направленности.

Направленность (профиль) образования - ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (273-ФЗ, ст. 2).

Следует учесть, что в «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» предложена классификация направленностей дополнительного образования. Сегодня выделяют шесть основных направленностей дополнительного образования детей:

Техническая направленность охватывает области технического моделирования и конструирования, научно-технического и художественно-технического творчества. Программы способствуют развитию интеллекта, критического и творческого мышления, самостоятельности обучающихся. Ориентированы на развитие прикладных, исследовательских, конструкторских способностей учащихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»), с упором на подбор моделей и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования

Естественнонаучная направленность формирует системный подход в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, осуществляет экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа»). Программы ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, на дополнение и углубление общеобразовательных программ по математике, физике, биологии, экологии, химии, что способствует формированию интереса учащихся к научно-исследовательской деятельности.

Физкультурно-спортивная направленность направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни, и здоровья. Программы ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации.

Художественная направленность, это развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Программы ориентированы на развитие общей и эстетической культуры учащихся, овладение законами искусства, выявление природной одарённости, развития специальных и общих способностей, предусматривают возможность творческого самовыражения.

Туристско-краеведческая направленность. Исторически сложилось так, что школьный туризм неотделим от краеведческой работы, однако по целевым установкам можно разделить программы по туризму и по краеведению.

Программы по туризму включают теоретическую и практическую подготовку к самостоятельным путешествиям – походам, состоящую в освоении правил техники безопасности, первой помощи, правил ориентирования на местности. Программы по туризму предусматривают занятия по физической подготовке, проведение тренировок на местности, подготовку к соревнованиям по различным видам спортивного туризма: ориентирование на местности, лыжный туризм, водный туризм. В содержание программ включается краеведческий материал, направленный на знакомство с туристскими возможностями родного края.

Программы по краеведению предусматривают, как правило, познавательную и исследовательскую деятельность учащихся по изучению природы, истории, культуры, экономики родного края. Расширяют знания (географические, этнографические, литературоведческие и др.), помогают обучить навыкам работы с разнообразными информационными источниками, организации и проведения полевых исследований, привлекают учащихся к социальным инициативам по охране природы, памятников истории и культуры.

Социально-педагогическая направленность обеспечивает повышение уровня готовности учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»). Программы ориентированы на развитие человека в общении с другими людьми, социально-культурной средой, освоение социальных ролей, учат успешно общаться с детьми разными по возрасту и уровню развития.

Каждая из направленностей может быть представлена содержательным многообразием дополнительных общеобразовательных программ.

Совет 3. При проектировании программы серьезно подойдите к определению уровня освоения содержания программы. Или уровней, если программа разноуровневая.

Программы стартового уровня освоения содержания реализуются для дошкольников. Также это программы для более старших детей, но первого года обучения или краткосрочные. В разноуровневых программах – стартовый – это первый уровень освоения содержания программы.

На стартовом уровне освоения содержания программы чаще всего ставятся задачи: формировать интерес…; познакомить…; учить выполнять несложные задания…; научить начальным элементам. Соответственно и результаты будут формулироваться следующим образом: учащиеся будут знакомы…; у учащихся будет сформирован интерес…; учащиеся смогут выполнить….

Освоение содержания программы на стартовом уровне дает возможность учащемуся осваивать программу на базовом уровне освоения содержания. Здесь ребенок овладевает основами деятельности, зачастую на репродуктивном уровне, но бывает, что уже с элементами творчества. Поэтому задачи при освоении базового уровня содержания ставятся другие: дать знания…; сформировать навыки…; обучить приемам…; научить взаимодействовать…; формировать нравственные качества личности…. И результаты тоже будут другие: учащиеся будут знать…; учащиеся умеют применять (могут применить) …; учащиеся самостоятельно готовят …; у учащихся будут формироваться….

Не все программы имеют продвинутый уровень освоения, на котором содержание осваивают мотивированные и обладающие базовыми знаниями и умениями учащиеся. Ребята могут проявить собственное творчество, самостоятельно что-то сделать, применить проектные и исследовательские навыки. Задачи этого уровня освоения содержания программы могут формулироваться следующим образом: совершенствовать элементы (умения, навыки)…; научить определять (выполнять)…; обеспечить получение опыта самостоятельной….

Продвижение от уровня к уровню освоения содержания программы, конечно же, отражается и в формулировках цели. Например:

- стартовый уровень: развитие музыкальных способностей учащихся, устойчивого интереса к занятиям музыкой, формирование практических умений и навыков игры на гитаре;

- базовый уровень: развитие музыкальных и творческих способностей, совершенствование уровня музыкальной грамотности, техники игры на гитаре соло и в ансамбле посредством включения учащихся в исполнительскую деятельность;

- продвинутый уровень: развитие творческой индивидуальности и самостоятельности учащегося в игре на гитаре на основе обогащения репертуара и участия в публичных выступлениях.

Если Вы разрабатываете дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу впервые, то разумнее спроектировать вначале программу стартового уровня освоения содержания. А уже после его реализации будет понятно, как выстраивать программу далее.

 

ВОПРОС 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.01 с.)