Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Третий этап - изучение личностных особенностей заикающихся
Анализируются общее развитие ребенка, его сведения о себе, понимание им родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность. Изучается характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям); добросовестно или нет выполняет задания логопеда и воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам «Программы воспитания в детском саду» (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на занятиях по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструированию, в чем они проявляются). Учитывается характер трудовой и игровой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного); любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом), любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым игрушкам); сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание), играет молча. Отмечаются также: - повышенная возбудимость или, наоборот, вялость, заторможенность, утомляемость, истощаемость; - особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы (настроение ребенка: устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.); - реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния; - характерологические особенности ребенка (спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.). Анализируется состояние психических функций: - особенности восприятия (восприятия цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребенка);
- характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.); - особенности памяти: скорость и объем запоминания, точность воспроизведения; - особенности мышления (уровень развития логического мышления; умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий, при сравнении, при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений и др.). Сведения об учащихся младших классов обязательно включают в себя успеваемость, предпочтение тех или иных предметов, взаимоотношения с педагогами, характер ответов на уроках. Психолого-педагогическая характеристика подростка и взрослого составляется с участием психолога и/или психиатра. Это связано с тем, что хроническое течение заикания существенно меняет условия формирования личности. Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психолого-педагогического заключения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы. В заключении логопед отражает: - наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения); - особенности речевого и моторного онтогенеза; - наличие психогении при возникновении заикания; - возраст появления заикания; - тяжесть заикания; - тип и локализацию судорог; - зависимость проявления судорог - наличие страха речи; - течение заикания; - наличие других дефектов речи. Таким образом, логопед имеет возможность определить характер и тяжесть заикания, сопутствующие заиканию нарушения, клиническую форму заикания и, главное, наметить индивидуальную программу логопедических занятий. Пример: Анкетные данные Фамилия, имя_____________________________________________________________ Дата рождения ____________________________________________________________ Национальность ___________________________________________________________ Дата и № протокола________________________________________________________ Логопедическое заключение МПК____________________________________________ Сведения о семье Мать _____________________________________________________________________
Отец _____________________________________________________________________ Наследственные заболевания _________________________________________________ Характеристика речи окружающих ребенка людей _______________________________ Материально-бытовые условия в семье _________________________________________ Общий анамнез Какая по счету беременность _________________________________________________ Особенности протекания беременности ________________________________________ Особенности течения родов __________________________________________________ Вес и рост ребенка при рождении _____________________________________________ После выписки из родильного дома: особенности сна ____________________________________________________________ особенности бодрствования __________________________________________________ Особенности грудного вскармливания _________________________________________ Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице: до одного года _____________________________________________________________ после одного года __________________________________________________________ Психомоторное развитие Стал держать голову с ______________________________________________________ сидеть ____________________________________________________________________ стоять ____________________________________________________________________ ходить ____________________________________________________________________ С какого времени стал раздеваться ____________________________________________ одеваться __________________________________________________________________ шнуровать ботинки _________________________________________________________ застегивать пуговицы _______________________________________________________ Особенности моторики: излишне подвижен _________________________________________________________ излишне заторможен ________________________________________________________ Развитее речи Время появления гуления ____________________________________________________ лепета __________________________________________________________________ первых слов _____________________________________________________________ фразы __________________________________________________________________ Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.) _____________________________________________________ Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)________________ Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года__________________________ Возможные причины ухудшения или улучшения речи____________________________ Бывают ли периоды плавной речи _____________________________________________ Ситуации, когда заикание наиболее выражено __________________________________ Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях: в семье ____________________________________________________________________ в общении со сверстниками __________________________________________________ в детском саду (или при ответе в классе)________________________________________ в незнакомой обстановке _____________________________________________________ Отношение ребенка к заиканию _______________________________________________ Есть ли страх речи __________________________________________________________ Отношение в семье, в ДОУ к заиканию ребенка Занятия с логопедом: где — когда _____________________________________________ по какой методике __________________________________________________________ Как долго занимался ________________________________________________________ Результат _________________________________________________________________ Причина рецидива _________________________________________________________ Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)___________________________________________________________________ Школьнику можно предложить для самостоятельного ответа следующие вопросы: — Где труднее говорить: в саду, в магазине и т.п.? — Какова речь со сверстниками, родителями, незнакомыми людьми? — Имеется ли волнение, страх речи в незнакомой обстановке?
— Как влияет волнение на речь? — Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит? — Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе? — Если ты занимался с логопедом, то пользуешься ли изученными прежде приемами? ___________________________________________________________________________ Данные объективного обследования Состояние слуховой функции 1. Слуховое внимание ________________________________________________________ 2. Восприятие речи __________________________________________________________ Состояние моторных функций Общая моторика 1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой) ___________________________________________________________________________ 2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.) __________________________________________________________________________ (В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.) Мелкая моторика 1. Кинестетическая основа движений пальцев (праксис «позы») ____________________ 2.Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)_________________________________________________________________ 3. Манипуляции с мелкими предметами ________________________________________ Конструктивный праксис ____________________________________________________ Навыки работы с карандашом; ручкой __________________________________________ 4.Наличие леворукости ______________________________________________________ Мимика и артикуляторная моторика 1. Мимические движения _____________________________________________________ (особенности мимики при речи _______________________________________________) 2. Одиночные движения и серии движений органов артикуляции ___________________
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.11.20 (0.02 с.) |