Третий этап - изучение личностных особенностей заикающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Третий этап - изучение личностных особенностей заикающихся



Анализируются общее развитие ребенка, его сведения о себе, понимание им родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность.

Изучается характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям); добросовестно или нет выполняет задания логопеда и воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам «Программы воспитания в детском саду» (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на занятиях по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструи­рованию, в чем они проявляются).

Учитывается характер трудовой и игровой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного); любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом), любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым игрушкам); сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание), играет молча.

Отмечаются также:

- повышенная возбудимость или, наоборот, вялость, заторможенность, утомляемость, истощаемость;

- особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы (настроение ребенка: устойчивое, неустойчивое, легко ме­няется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.);

- реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния;

- характерологические особенности ребенка (спокойный, бес­покойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на това­рищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.).

Анализируется состояние психических функций:

- особенности восприятия (восприятия цвета, формы, простран­ственных отношений; наблюдательность ребенка);

- характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.);

- особенности памяти: скорость и объем запоминания, точность воспроизведения;

- особенности мышления (уровень развития логического мышления; умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий, при сравнении, при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысле­ние причинно-следственных отношений и др.).

Сведения об учащихся младших классов обязательно включают в себя успеваемость, предпочтение тех или иных предметов, взаимоотношения с педагогами, характер ответов на уроках.

Психолого-педагогическая характеристика подростка и взрослого составляется с участием психолога и/или психиатра. Это связано с тем, что хроническое течение заикания существенно меняет условия формирования личности.

Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психолого-педагогического заключения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы.

В заключении логопед отражает:

- наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения);

- особенности речевого и моторного онтогенеза;

- наличие психогении при возникновении заикания;

- возраст появления заикания;

- тяжесть заикания;

- тип и локализацию судорог;

- зависимость проявления судорог

- наличие страха речи;

- течение заикания;

- наличие других дефектов речи.

Таким образом, логопед имеет возможность определить характер и тяжесть заикания, сопутствующие заиканию нарушения, клиническую форму заикания и, главное, наметить индивидуальную программу логопедических занятий.

Пример:

Анкетные данные

Фамилия, имя_____________________________________________________________

Дата рождения ____________________________________________________________

Национальность ___________________________________________________________

Дата и № протокола________________________________________________________

Логопедическое заключение МПК____________________________________________

Сведения о семье

Мать _____________________________________________________________________

Отец _____________________________________________________________________

Наследственные заболевания _________________________________________________

Характеристика речи окружающих ребенка людей _______________________________

Материально-бытовые условия в семье _________________________________________

Общий анамнез

Какая по счету беременность _________________________________________________

Особенности протекания беременности ________________________________________

Особенности течения родов __________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении _____________________________________________

После выписки из родильного дома:

особенности сна ____________________________________________________________

особенности бодрствования __________________________________________________

Особенности грудного вскармливания _________________________________________

Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:

до одного года _____________________________________________________________

после одного года __________________________________________________________

Психомоторное развитие

Стал держать голову с ______________________________________________________

сидеть ____________________________________________________________________

стоять ____________________________________________________________________

ходить ____________________________________________________________________

С какого времени стал раздеваться ____________________________________________

одеваться __________________________________________________________________

шнуровать ботинки _________________________________________________________

застегивать пуговицы _______________________________________________________

Особенности моторики:

излишне подвижен _________________________________________________________

излишне заторможен ________________________________________________________

Развитее речи

Время появления гуления ____________________________________________________

лепета __________________________________________________________________

первых слов _____________________________________________________________

фразы __________________________________________________________________

Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.) _____________________________________________________

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)________________

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года__________________________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи____________________________

Бывают ли периоды плавной речи _____________________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено __________________________________

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

в семье ____________________________________________________________________

в общении со сверстниками __________________________________________________

в детском саду (или при ответе в классе)________________________________________

в незнакомой обстановке _____________________________________________________

Отношение ребенка к заиканию _______________________________________________

Есть ли страх речи __________________________________________________________

Отношение в семье, в ДОУ к заиканию ребенка

Занятия с логопедом: где — когда _____________________________________________

по какой методике __________________________________________________________

Как долго занимался ________________________________________________________

Результат _________________________________________________________________

Причина рецидива _________________________________________________________

Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)___________________________________________________________________

Школьнику можно предложить для самостоятельного ответа следующие вопросы:

— Где труднее говорить: в саду, в магазине и т.п.?

— Какова речь со сверстниками, родителями, незнакомыми

людьми?

— Имеется ли волнение, страх речи в незнакомой обстановке?

— Как влияет волнение на речь?

— Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит?

— Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе?

— Если ты занимался с логопедом, то пользуешься ли изученными прежде приемами? ___________________________________________________________________________

Данные объективного обследования

Состояние слуховой функции

1. Слуховое внимание ________________________________________________________

2. Восприятие речи __________________________________________________________

Состояние моторных функций

Общая моторика

1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой) ___________________________________________________________________________

2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.) __________________________________________________________________________

(В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.)

Мелкая моторика

1. Кинестетическая основа движений пальцев (праксис «позы») ____________________

2.Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)_________________________________________________________________

3. Манипуляции с мелкими предметами ________________________________________

Конструктивный праксис ____________________________________________________

Навыки работы с карандашом; ручкой __________________________________________

4.Наличие леворукости ______________________________________________________

Мимика и артикуляторная моторика

1. Мимические движения _____________________________________________________

(особенности мимики при речи _______________________________________________)

2. Одиночные движения и серии движений органов артикуляции ___________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.11.20 (0.02 с.)