Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пути повышения степени идеальности (для взрослых).
1. Повышение многофункциональности. Например, наручные часы: определяют пульс, служат будильником, секундомером, термометром, микрокомпьютером, радиоприемником, даже телеэкраном. Показывают погоду, расписание движения всего транспорта мира... 2. Уничтожение системы как самостоятельной единицы и перевод ее в Надсистему, без уничтожения функции. Например, фары в старых автомобилях укрепляли рядом с шофером, он мог управлять фарой. Потом перенесли фару на крыло, а теперь утопили фару в крыло автомобиля. В новых квартирах шкафы вделывают в стену. Шасси раньше было снаружи - теперь делают убирающимся в крыло самолета... Ресурсы Запас средств, веществ, полей, энергии, денег, оборудования, времени, информации, сил, свойств, эффектов и вообще любых возможностей для реализации сильного решения называют РЕСУРСОМ. Сильными ресурсами для решения задач следует считать хорошие идеи, время и деньги. Если есть неограниченное количество времени и денег, то можно решить практически любую задачу, если, конечно, условия этой задачи корректны и не противоречат законам природы. Очень важным ресурсом являются волевые качества самого решателя, его вера в себя, его знания, опыт и умение решать задачи. В основе красивых и эффективных решений лежат Ресурсы, уже имеющиеся в нашей Системе (Система — "контекст", в котором возникает задача, ситуация, обстановка): то есть мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный Ресурс. При решении задач вначале используйте то, что уже имеете — ресурсы. ПРИМЕР: На радиостанции "Европа плюс" цензуры нет. Но контролировать качество передач нужно. Поручать это отдельному человеку? Нежелательно. Поэтому во всех комнатах и автомашинах, где находятся корреспонденты, радиоприемники настроены на волну "Европы плюс". Использован ресурс "Коллеги". ПРИМЕР: На элеватор партиями привозят зерно. Необходимо определить его качество, в том числе обнаружить, не завелась ли в зернах вредная личинка-зерноедка, пожирающая зернышко изнутри. Для обнаружения личинок брали на пробу сто зерен, раскалывали каждое из них и рассматривали под микроскопом… Это слишком медленно и недешево: несколько лаборанток днями смотрели в микроскоп. Нужна идея попроще.
И тут сообразили, что личинка, жующая зерно, издает звуки (звук — ресурс системы). Оставалось только пододвинуть чувствительный микрофон к кучке зерна, и можно услышать в динамике скрежет челюстей вредителя. Какие бывают ресурсы Принято классифицировать ресурсы следующим образом: · Материально-вещественные (вещества, предметы, товары, деньги, оборудование и т.д.). · Информационные (каналы и носители информации). · Ресурсы времени. · Ресурсы пространства (площадь, объем и т.д.). · Энергетические ресурсы и поля (тепловая, электрическая, электромагнитная, атомная энергия, звуковые сигналы и т.д.). · Человеческие (сами люди, а также их стереотипы, мотивация, каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание). · Другие ресурсы (события прошлого, имидж, культура и др.). ПРИМЕР: Автомобиль с контейнером должен проехать под аркой моста, но контейнер оказался буквально на сантиметр выше нижней балки. Решение задачи в использовании пространственного ресурса. Ведь в шинах находится воздух, а это почти "свободное пространство". Частично выпустили воздух из шин, и автомобиль свободно проехал под мостом. И еще одна важная хитрость. Мы знаем, что свойства веществ под неким воздействием могут меняться. Например, железо в магнитном поле само становится магнитом, вода от холода становится льдом, а шелк начинает светиться под ультрафиолетовым излучением... Иногда в системе нет ресурса с нужным свойством, но мы можем его получить, изменив имеющиеся вещества, систему или её части. Итак, главные качества ресурса: чтобы он обеспечил сильное решение задачи, чтобы его было достаточно и чтобы он был дешев. Где же взять такой ресурс? Ресурс надо искать везде - в тех частях системы, где возникло противоречие, в надсистемах, в соседних системах, в окружающей среде, во взаимодействиях, короче, везде "на что падает наш взгляд и что слышит ухо". Как не покажется странным, но часто самый действенный ресурс можно найти именно в той части задачи, которую мы хотим улучшить, которая доставляет больше всего неприятностей (!), которая явилась ПРИЧИНОЙ появления задачи.
Алгоритм проведения ресурсного анализа После того, как сформулировали задачу, противоречие и идеальное конечное решение (ИКР), надо вернуться "на землю" и позаботиться о РЕСУРСЕ. Для этого надо четко определить, не нарушают ли условия задачи законы природы? То есть определить, имеет ли задача решение. Если имеет, тогда ответить на следующие вопросы: 1. Какова модель задачи? Какие части (элементы) участвуют в задаче? Какие из этих частей являются важнейшими? (Важнейшими являются те части, без которых задача "рассыпается", их обязательно надо включить в модель задачи.) 2. Какие имеются существенные связи между этими частями?. Какими законами определяется взаимодействие частей? 3. Какими свойствами обладают эти части и связи между ними? Это их потенциальный ресурс. 4. Какую часть надо улучшать? В первую очередь попробуйте найти ресурс в этой части, а потом во всех остальных. Ответьте на вопросы: что надо сделать с этой частью (этими частями), какой должна быть эта часть, чтобы задача была решена? 5. Какие части задачи можно менять? Что в них можно менять? Какие части нельзя менять? В этих частях сложнее найти ресурс. Как надо изменить эти части, чтобы задача была решена? 6. Какие вещества и поля окружают систему? С чем взаимодействует объект? Нет ли подходящего ресурса в них? 7. Переберите все виды ресурсов для каждой части задачи (размер, вес, форма, местоположение, материал, физические и химические свойства...). Есть большая вероятность, что Вам повезет и Вы найдете ресурс. Эффективно искать ресурс одновременно с попытками использовать приёмы для устранения противоречий. (Смотри главу о приемах). 8. Попробуйте использовать комбинацию ресурсов (И. Викентьев). 9. Сначала надо использовать имеющийся ресурс. Если ресурс не найден, надо его создать. 10. Очень сильный приём: сформулировать требования к ресурсу, который необходимы для решения задачи. Отметим, что для реализации ТРИЗовской многофункциональной идеологии "И-И", нужен ресурс больший, чем для реализации идеологии "ИЛИ-ИЛИ". У ресурса есть и отрицательные качества. Хороший ресурс трудно найти и его всегда не хватает. Ресурс устаревает, поэтому, кстати, рекомендуют выбирать решения не ниже мирового уровня, и не на мировом уровне, а только выше мирового уровня. Иначе не будет "прочности".
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.009 с.) |