Понятие творческого мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие творческого мышления



Базовым для понятия «творческое мышление» является понятие «мышление».

Мышление -это высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений. В педагогике и психологии принято выделять репродуктивное и продуктивное, т.е. творческое, мышление.

Репродуктивное мышление характеризуется тем, что мыслительные действия и операции выполняются известными способами, соответствующими имеющемуся у субъекта опыту и репродуцирующие его.

Творческое (продуктивное) мышление -это мышление в его высшей форме, выходящее за пределы необходимых для решения возникшей задачи известных способов и средств. Признаком творческого мышления является объективный или субъективный творческий результат как внутреннего характера (субъективно или объективно новый способ мыслительной деятельности), так и внешнего (субъективно или объективно новый материальный объект, а также объективированный, т.е. оформленный в реальной практике способ деятельности с материальными или идеальными объектами). Продуктивность мышления зависит от развитости таких его форм, как критическое, аналитическое и интуитивное мышление.

Критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять.

Рефлексия -это родовое понятие для той интеллектуальной и эмоциональной деятельности, в которой индивидуум осмысливает свой опыт с целью прийти к новому пониманию и ценностным отношениям. Она включает в себя построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок, а также переживание, припоминание и решение проблем. Отделяя рефлексию от мышления в целом, Джон Дьюи определил ее как процесс оценки оснований собственных убеждений.

Аналитическое мышление характеризуется тем, что его отдельные этапы четко выражены и думающий может рассказать о них другому человеку. Такое мышление осуществляется с относительно полным осознанием как его содержания, так и составляющих его операций.

Интуитивное мышление особенно тем, что в нем отсутствуют четко определенные этапы. Оно основывается на свернутом восприятии проблемы сразу при знакомстве с основными знаниями в данной области, с их структурой и осуществляется в виде скачков, быстрых переходов с пропуском отдельных звеньев (Дж. Брунер).

Существует неразрывная связь творческого мышления с творческим воображением.

В оображение (фантазия) -это психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Творческое воображение - это психический процесс целенаправленного создания новых образов в осознанных субъектом деятельности ситуациях нового вида.

Уровень творческого мышления и воображения характеризуется глубиной и разносторонностью комбинирования, включения образа-идеи и связанных с ним объектов во все новые и новые связи и отношения. Чем выше уровень сложности подобных комбинаций, определяемый органичностью, гармоничностью и своеобразием протекаемых мыслительных процессов, тем более оригинальным и обобщенным получается результат. Физиологической основой творческого мышления и воображения является по И.П. Павлову развитие главнейшего качества нервной системы человека - ее чрезвычайной пластичности, «которая открывает огромные возможности для всякого рода комбинирования имеющихся временных связей и образования новых...»[1].

Профессиональное творческое мышление -это целенаправленное оперирование статическими и динамическими образами объектов и видов профессиональной деятельности, при котором субъект мыслительной деятельности выявляет, формулирует и решает новую творческую проблему или задачу и разрабатывает субъективно или объективно новое, полезное и значимое профессиональное решение.

Укрупненными компонентами сформированной структуры творческого мышлениясчитаются: 1) системное видение, т.е. представление исследуемого объекта как системы; 2) умение проводить анализ существующей и синтез новой системы, при этом весь цикл преобразования объекта от выявления проблемы до ее решения должен быть выполнен полностью; 3) умение прогнозировать развитие системы в будущем.

Среди разнообразия качеств творческого мышления можно выделить общие качества, которые объединяются понятиями более высокого порядка (табл.1.1, рис. 1.1).

 

 

 


Рис. 1.1. Общие качества творческого мышления

Таблица 1.1

Общие качества творческого мышления

Качества мышления Эталонные характеристики качества мышления
1. Логичность Использование элементарной логики, целенаправленность мыслительных действий, алгоритмические подходы к решению проблем и творческих задач
2. Системность и многоэкранность Представление исследуемого объекта как системы 1) на системных, надсистемных, подсистемных и межсистемных уровнях; 2) в настоящем, в прошлом и в будущем; 3) в функциональной, параметрической, динамической и других формах; 4) с ее компонентными, генетическими, функциональными, динамическими и другими свойствами
3. Диалектичность Выявление, формулирование и разрешение противоречий 1) на различных уровнях их возникновения (системных, надсистемных и подсистемных); 2) в различных направлениях человеческой деятельности. Исследуемая проблема представляется не в статичной, четко зафиксированной ситуации, а в динамичной, развивающейся форме
4. Нестандартность Преодоление психологической инерции, инерции мышления и познавательно-психологических барьеров
5. Творческое воображение и фантазия Создание образов, отражающих прошлое и действительность, прогнозирующих процессы будущей деятельности и ее результаты
6. Творческая интуиция Целенаправленное вырабатывание невербализуемых знаний, нелогическая процедура, развиваемая и поддерживаемая логическими средствами

Развитое профессионально-творческое мышление обладает следующими характерными признаками:

1) Активность. Мышление направляется на выполнение творческой задачи и чаще всего направлено в будущее при постоянном сохранении чувства реальности. Она характеризуется последующей реализацией результатов и оценивается их качественными и количественными уровнями.

2) Отражение реальности. Несмотря на кажущийся отрыв от реальности творческое мышление согласуется с нею. Благодаря этому мышление позволяет решать конкретные проблемы, устанавливая связи между отдаленными и подчас несопоставимыми явлениями и элементами.

3) Обостренная чувствительность к новизне. Проявляется в быстром и безоговорочном восприятии самых неожиданных комбинаций реальных и нереальных элементов без руководства лишь логикой и прямыми аналогиями. Это позволяет осознать, понять и принять совершенно новое знание, подготавливает к восприятию незнакомых или недоступных веществ и явлений.

4) Управляемость. Важно не только обладать развитым творческим мышлением, но и управлять им, т.е. «включать» и «выключать» его в нужные моменты, менять его направленность, усиливать, ослаблять и др., не расходуя мыслительную энергию не по назначению. Только в этом случае мышление становится надежным инструментом в профессионально-творческой деятельности.

Становление профессионально-творческого мышления осуществляется посредством включения обучаемого в учебно-творческую, а специалиста - в профессионально- творческую деятельность.

 

Педагогическое творчество

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.

Творчество в деятельности педагога характеризуется следующими уровнями педагогического творчества:

· уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует "по методичке", по шаблону", по опыту других учителей;

· уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

· эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;

· высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором.

Педагогическое новаторство является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода новации. Последние выражаются в тенденциях накопления видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве. Их следствием могут быть как частичные трансформации в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные изменения в сфере образования.

Рекомендуемая литература:

1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., Советское радио, 1979.

2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности.— Издательство Казанского университета, 1988.

3. Нить в лабиринте / Сост. А.Б.Селюцкий. — Петрозаводск: Карелия, 1988. — (Техника — молодежь — творчество), работа Верткина И.М. Бороться и искать. со с. 7.

4. Шанс на приключение / Сост. А.Б.Селюцкий. — Петрозаводск: Карелия, 1991. — (Техника — молодежь — творчество), работа Альтшуллера Г.С. Краски для фантазии. со с. 237.

5. Исследование проблем психологии творчества. / Ответственный редактор Я.А.Пономарев. — М: Наука, 1983.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.009 с.)