Произношение согласных при пении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произношение согласных при пении



Известно, что кантиленное пение осуществляется на гласных, а со­гласные произносятся быстро, мгновенно. Н.М. Данилин говорил: «Пе­ние производится на гласных, но слово делает согласная. Не пойте со­гласные. Гласная - основа вокала». «Гласные - река, согласные - бере­га». Действительно, согласные составляют «каркас» слова и от их четко­го, ясного произношения зависит, поймут ли текст слушатели.

Согласные звуки разделяются на звонкие, в образовании которых участвует голос: б, в, г, д, ж, з, м, н, л, р, и и глухие, в образованиях ко­торых голос не участвует: п, ф, к, т, ш, с, ц, х, ч. Согласные л, м, н, р на­зывают сонорными (от лат. - звучный, звучащий), поскольку в них звук преобладает над шумом. Сонорные согласные являются звуко-высотными и хорошо интонируются. Они часто используются для выра­ботки кантилены в пении, для настройки голосов на высокую позицию.

Глухие согласные являются направляющими, а не звучащими. Им свойственен взрывной характер. На глухих согласных гортань не функ­ционирует, поэтому при вокализации гласных с предшествующими глу­хими согласными (ку, па) легко избежать нажима на гортань, т. е. форси­рованного звучания. Этот прием, использованный на этапе разучивания произведения, поможет создать условия для более объемного и рельеф­ного звучания литературного текста.

Наиболее трудными для произношения признаются согласные «р» и «с». Чтобы в хоре хорошо прозвучал звук «р», его следует удваивать и даже ут­раивать. Наоборот, звук «с» требует предельно короткого исполнения.

Одновременность произношения согласных - одно из основных ус­ловий достижения ритмического ансамбля.

Особенности произношения согласных при пении 1е§аю (кантилена) в медленном темпе:

> согласные, оканчивающие слог в середине слова, при произно­шении переносятся к следующему слогу, а оканчивающие слово при тес­ном стыке слов, - к следующему слову. Например, начало хора Н. Римского-Корсакова «Татарский полон» - «не шум шумит, не гром гремит...»- при пении будет выглядеть так: не шу-мшу-ми-тне-гро-мфе-ми-т...При стаккато согласные не переносятся. Например: хор «Тише, тише» из оперы Дж. Верди «Риголетто»- ти-ше, ти-ше, уж-бли-зок-час-мщенья;

> особо следует обратить внимание на краткость произношения
свистящих и шипящих согласных (с);

> звонкие и сонорные согласные (л, м, н, р) интонируются на вы­соте следуемой за ней гласной. Невыполнение этого правила ведет к «подъездам» в пении, фальши в интонировании. Пример: П. Чайковский «Ночевала тучка золотая» слова М. Лермонтова. В слове «ночевала» звук «н» поется на высоте следующей за ней «о» (поется как «а») «на». Если слово заканчивается сонорной согласной, она должна быть спета на высоте предыдущей гласной.

При различных сочетаниях согласных необходимо соблюдать орфо­эпические правила:

> Когда две согласные стоят рядом, то первая произносится мягко, чем за ней идет йотированная, или «ь». Пример: песня - песьня («с» - мягко, «н» - мягко) мягкое «с» произносится быстрее.

> Слитное произношение сочетаний согласных «да» и «тн», «да» и «тл» без призвуков, «чт» - в словах «что, чтобы» произносится как «што, штобы».

> Два одинаковых «взрывных» согласных, стоящие рядом, произносятся с задержкой. Например: слово «оттуда» произносится так:-"'Сна­чала звучит «о», затем следует задержка (люфт-пауза) затем- «туда» произносится крепким, но одним «т». Например: «отдохнешь - о'дохнешь», «вливает тайно» М. Глинка «Венецианская ночь» слова А. Козлова произносится «вливае'тайно» с задержкой и одним «т».

> Выпадение в речи одной из группы согласных сохраняется и в пении: здра{в}ствуй, сер{д}це, со{л}нце.

^ Недостатком произношения в пении будет появление между со­гласными, стоящими рядом, неясного гласного призвука «ы». Например. Вместо «приди», поют п{ы}риди, люблю - люб{ы}лю, и.т. д.

Единообразие в произношении гласных - первое и важное условие достижения хорового ансамбля. В хоре начало фразы или после паузы певцы должны петь только с твёрдой или мягкой атакой (но не с приды­хательной).

Для произношения гласных и согласных в пении не требуется утри­рованная артикуляция, однако, несколько подчёркнутая артикуляция согласных несомненно способствует лучшему донесению текста до слу­шателей и придаёт пению особою художественную выразительность. Наиболее часто встречающиеся недостатки:

> нечеткое произношение окончаний слов, особенно согласных;

> низкое интонирование согласных (сонорных - Л, М, Н, Р)

Характер певческой дикции зависит также от особенностей музыки, содержания произведения, его образности. Например, в торжественных гимнах, драматических произведениях слова произносятся «крупно»; в спокойных, распевных - мягко; в маршевых - твёрдо, скандированно; в быстрых темпах - быстро, легко, активно, при минимальном движении артикулярционного аппарата.

На качество дикции влияют также сила звука и тесситура. Наилуч­шие условия хорошей дикции - умеренная сила звучания голоса в сред­ней части диапазона. Осмысливание звукового стиха помогает певцам и дирижёру в поиске верных тембровых красок.

Образцом симфонической инструментовки стиха является пушкин­ское стихотворение «Октябрь уж наступил» положенное в основу хора Вик. Калинникова «Осень».

«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увядание, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье И мглой волнистою покрыты небеса...»

С изумительным мастерством Пушкин использует здесь тонкие ком­бинации созвучий согласных и гласных; повторы гласных, создающие определенный (более темный или более светлый) тембр голоса; смену об­раза и настроения. Услышать все это, почувствовать и воплотить в испол­нении - значит раскрыть красоту пушкинской поэзии.

В вокально-симфонических сочинениях качество дикции во многом зависит от насыщенности оркестра и его громкости. Регулировка дина­мики сопровождения позволит яснее донести текст до слушателя.

Особую трудность для хора представляет исполнение стихотворного текста в произведениях полифонического, а иногда и гомофонно-гармонического склада, в условиях разновременного произношения слов, наличия словесных повторов и сокращений в отдельных голосах. Например, в хоре Вик. Калинникова «Жаворонок» на слова В. Жуков­ского для того, чтобы текст дошел до слушателей, от партии сопрано, где звучит основной текст полностью, требуется ясная и четкая дикция. В то же время трем остальным партиям (А, Т, Б) у которых текст дан в сокращении на выдержанных аккордах лучше произносить текст дикци-онно неясно, несколько затушеванно. В хоровых фугах, где текст обычно играет второстепенную роль и часто распевается одно какое-либо слово, этот прием может быть использован при проведении темы.

Хорошая дикция зависит от четкой работы артикуляционного (рече­вого) аппарата- системы органов, благодаря работе которых формируются звуки речи. К активным (доступным управлению) органам артику­ляционного аппарата относятся: голосовые складки, язык, губы, мягкое небо, глотка, нижняя челюсть; к пассивным органам - зубы, твердое не-оо, верхняя челюсть. Важнейшим элементом вокальной техники являет­ся пластичная артикуляция.

В работе начинающих хоров часто встречается такой типичный, не­достаток в дикции, как невнятное произношение слов, вялая работа ар­тикуляционного аппарата. Этот недостаток отражается на качестве зву­ка, который становится тусклым и дряблым. Причиной может быть вя­лость и малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, недос­таточное или неправильное раскрытие рта, скованность мышц шеи и лица. Использование упражнений, как правило, помогает устранить эти недостатки. Для раскрепощения нижней челюсти можно рекомендовать хору упражнения на слоги «ба», «ма», «да». При этом губные согласные «б» и «м» будут способствовать активности губ. Для этой же цели используются губные гласные «о» и «у». В работе над преодолением вяло­сти и малоподвижности языка могут быть использованы упражнения на слоги «ля», «ле», «даль», «соль». При этом следует обратить внимание певцов на работу кончика языка, который активно ударяется о корни передних резцов в твердое нёбо.

Особое внимание следует обратить, например, на артикуляцию глас­ной «у». Она требует очень четкой артикуляции и совершенно опреде­ленной формы рта (вытянутые вперед губы). Певцы, боясь слабого зву­чания этой гласной, часто форсируют звучание, изменяя форму рта, при­ближаясь к «о» и «а». Это приводит к искажению смысла слов: - «боаря» вместо «буря»; - «тоачка» вместо «тучка». Все участники хора должны пользоваться едиными приемами артикуляции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.007 с.)