Тема 17 цели и концепции управленческого учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17 цели и концепции управленческого учета



 

Главной целью любого предприятия является получение прибыли. Известно, что прибыль - это разность между полученными доходами и произведенными расходами. Значит, чем больше доходы и меньше расходы, тем больше прибыль.

Поэтому успех деятельности предприятия зависит от того, может ли оно влиять на два эти фактора. Если да, то такое предприятие можно смело называть конкурентоспособным.

От чего зависит доход? От цены проданной продукции, которое произвело предприятие. А она, в свою очередь, зависит от себестоимости, то есть количества произведенных затрат на единицу продукции.

Совершенно очевидно, что от того, как ведется учет затрат и определяется себестоимость произведенной продукции, зависит финансовый результат деятельности предприятия.

В этой книге рассматриваются основные методы определения себестоимости продукции. Каждое предприятие может применить их по отдельности или в сочетании друг с другом, исходя из своих особенностей и опыта, а также разработать новый метод калькулирования себестоимости.

Но главная цель применения того или иного метода состоит в том, чтобы более точно определить себестоимость производимой продукции. Ведь только на основании объективной информации можно принять правильное управленческое решение.

В первой части книги расшифровываются понятия, с которыми сталкивается управленец при расчете себестоимости продукции, работ и услуг. В ней также рассмотрены некоторые виды группировок затрат, которыми необходимо воспользоваться, принимая управленческие решения.

Во второй части рассмотрены достоинства и недостатки таких методов калькулирования, как позаказный, попроцессный, нормативный, метод полного учета затрат, директ-костинг, а также популярного в зарубежных компаниях и вызывающего интерес у российских предпринимателей ABC-метода. Применение всех перечисленных методов показано на примерах, а также приведены бухгалтерские проводки по учету затрат для большинства из указанных методов.

Выбор метода зависит от разных причин: от типа производства, наличия разработанных норм, требуемой степени детализации затрат, знаний специалистов управленческого учета и т.д.

 

Элементы калькулирования себестоимости

 

Калькулирование себестоимости - один из важнейших разделов управленческого учета. Именно себестоимость производства единицы продукции является основой для принятия большого числа управленческих решений, например:

- выпуск какой продукции продолжить или прекратить;

- производить или покупать комплектующие изделия;

- какую цену установить на выпускаемую продукцию;

- покупать ли новое оборудование;

- менять ли технологию и организацию производства.

Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) можно рассматривать как совокупность приемов и способов, обеспечивающих исчисление себестоимости продукта или процесса. Результатом калькулирования является калькуляция, то есть расчет затрат предприятия, падающих на единицу произведенной продукции.

Объектами калькулирования являются продукты труда. Ими могут быть:

- продукты полной или частичной готовности;

- заказ, группа однородных изделий;

- строительные объекты на разных этапах строительства;

- отдельные операции;

- виды работ и услуг (транспортные, монтажные, ремонтные, научно-исследовательские).

Калькуляционная единица - это измеритель конкретного объекта калькулирования. Все многообразие калькуляционных единиц можно свести к нескольким типам. Это:

- натуральные единицы - одно изделие, единица массы, комплект полуфабрикатов;

- условно-натуральные единицы - киловатт-час, швейные изделия;

- приведенные единицы - 100 условных банок консервов, условных ящиков стекла;

- эксплуатационные единицы - единица мощности машин, двигателей, полезная площадь зданий;

- единица времени - нормо-часы, машино-дни.

Способ калькуляции - это совокупность и порядок расчетов затрат по калькуляционным объектам. Можно выделить пять основных способов калькуляции:

- прямой расчет. Он заключается в определении затрат по калькуляционному объекту и делении их на число калькуляционных единиц по статьям себестоимости или элементам (о них мы поговорим дальше);

- суммирование затрат. При его использовании себестоимость калькуляционного объекта определяется суммированием затрат, относящихся к временным периодам. Например, этот способ применяется при позаказном методе калькулирования;

- исключение затрат. Он применяется для размежевания затрат на основную и побочную продукцию, получаемую в одном процессе, когда локализация соответствующих затрат в аналитическом учете невозможна;

- распределение затрат. Этот способ применяется при получении нескольких продуктов в ходе одного процесса;

- нормативный способ. Он представляет собой алгебраическое суммирование нормативной себестоимости с отклонениями от норм и их изменениями.

 

Классификация затрат

 

Большое значение для правильной организации учета затрат имеет их классификация.

На практике наибольшее распространение получили следующие группировки:

- по экономическим элементам;

- по статьям калькуляции;

- по местам возникновения;

- по процессам;

- по способу включения в себестоимость;

- в зависимости от объема производства.

Группировка по экономическим элементам необходима для того, чтобы определить, какие именно ресурсы израсходованы и каков удельный вес их в общей сумме. Обычно выделяют:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизацию;

- прочие расходы.

Эта группировка не показывает назначения производственных затрат, их связи с результатами производства и целесообразности.

Группировка затрат по статьям себестоимости обеспечивает выделение расходов, связанных с производством отдельных видов продукции. Эти расходы относятся на продукцию прямо или косвенно. На практике используют следующий перечень статей калькуляции:

- прямые сырье и материалы;

- возвратные отходы;

- покупные полуфабрикаты и комплектующие;

- топливо и энергия на технологические цели;

- полуфабрикаты собственного производства;

- основная заработная плата;

- дополнительная заработная плата;

- отчисления на социальные нужды;

- затраты на освоение производства;

- специальные затраты;

- общепроизводственные затраты;

- общехозяйственные затраты;

- потери от брака;

- прочие производственные расходы;

- коммерческие затраты.

Для анализа эффективности содержания того или иного подразделения используется группировка затрат по местам возникновения. Местами возникновения на производственном предприятии могут быть подразделения основного и вспомогательного производства, коммерческие и административно-хозяйственные службы.

При использовании группировки затрат по процессам все затраты локализуются в зависимости от направления их использования - в производстве, реализации продукции или в управлении предприятием. Это позволяет оценить себестоимость процессов компании, что в свою очередь дает возможность точнее определить окончательную себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг).

По отношению к объему производства затраты можно разделить на постоянные и переменные. Переменные затраты зависят от объема производства или продаж, а в пересчете на единицу продукции остаются неизменными. Это могут быть сырье, материалы, сдельная заработная плата производственных рабочих, электроэнергия.

Постоянные затраты не изменяются с увеличением объемов производства, но, рассчитанные на единицу продукции, зависят от изменения уровня производства. Это аренда помещений, заработная плата администрации и т.д.

По способу включения в себестоимость готовой продукции все затраты делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты могут быть точно и единственным способом отнесены на себестоимость выпускаемой продукции. К ним, в частности, относятся затраты на:

- сырье и основные материалы;

- покупные изделия и полуфабрикаты;

- топливо и электроэнергию;

- оплату труда основных производственных рабочих (с отчислениями);

- амортизацию производственного оборудования.

Косвенные затраты (их часто называют накладными) нельзя непосредственно отнести на конкретную продукцию. Их распределение происходит согласно методике, принятой на предприятии. К косвенным расходам относятся:

- общецеховые расходы;

- общезаводские расходы.

На первый взгляд может показаться, что распределить прямые расходы по видам произведенной продукции совсем несложно. Главное - установить соответствие между произведенной продукцией и понесенными прямыми расходами. Однако если в одном цехе, на одном оборудовании с использованием одинаковых материалов выпускается несколько видов продукции, распределить прямые расходы не так-то просто. В этом случае прямые расходы распределяются пропорционально нормам, разработанным технологическим и плановым отделами.

Процесс распределения косвенных расходов на производстве может происходить в два этапа. На первом этапе косвенные расходы распределяются по местам их возникновения, например, между цехами, подразделениями, отделами. На втором этапе они перераспределяются по видам продукции.

Важным моментом в этом процессе является определение базы (показателя) распределения. Например, для распределения зарплаты администрации в качестве такой базы можно использовать число работников, для отопления и электроэнергии - площадь, для водоснабжения - площадь и число работников, для затрат на сбыт и маркетинг - прямые расходы.

На практике используется одна база распределения косвенных затрат. Поэтому при распределении некоторых из них эта база не является экономически обоснованной. В связи с этим перед управленцами предприятия возникает проблема наиболее объективного (точного) распределения косвенных затрат.

Покажем на примере, как разные способы распределения косвенных затрат могут повлиять на себестоимость единицы продукции и соответственно на финансовый результат.

 

 

МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ

 

Применение того или иного метода определяется особенностями производства, характером выпускаемой продукции.

В зависимости от объекта калькулирования можно выделить позаказный, попроцессный, а также функциональный метод (Activity Based Costing - ABC).

Обратите внимание! Функциональный метод не является альтернативным методом по отношению к позаказному и попроцессному методам. Его применение возможно совместно с одним из указанных методов.

Себестоимость может быть рассчитана исходя из фактически понесенных предприятием затрат или на основании установленных норм расхода сырья и материалов, а также нормативных затрат на оплату труда. Недостатком метода учета фактических затрат является его низкая оперативность, так как определить фактические затраты можно только после того, как отражены все затраты (то есть только по окончании всех работ по выполнению заказа, изготовлению изделия). Использование нормативной себестоимости позволяет контролировать эффективность расходования ресурсов и своевременно реагировать на возникающие отклонения.

По полноте включения затрат в себестоимость можно выделить два метода: метод учета полной себестоимости (absorpting costing) и метод учета прямых затрат (direct costing).

При формировании себестоимости перечисленные методы могут применяться совместно. Например, возможно одновременное использование позаказного метода и метода direct costing или попроцессного и нормативного методов.

Характеристики перечисленных методов представлены в таблице 1.

 

Таблица 1


 

Характеристики методов калькулирования себестоимости

 

Характеристики

Наименование метода                                    

Позаказный метод    Попроцессный метод     Нормативный метод     Метод полного учета затрат Метод директ- костинг    Функциональный метод    
Объект    калькулирования Заказ         Процесс        Изделие        Изделие        Изделие        Операция      
Способы   калькуляции    Суммирование затрат, прямой счет,    исключение затрат        Суммирование затрат, прямой счет           Нормативный    Суммирование затрат,   распределение затрат         Суммирование затрат         Суммирование затрат, прямой счет,     распределение затрат        
Вид       производства   Единичное, мелкосерийное Крупносерийное, массовое       Крупносерийное, массовое       Единичное, мелкосерийное, крупносерийное, массовое       Единичное, мелкосерийное, крупносерийное, массовое       Крупносерийное, массовое      
Учет временного периода        По окончании заказа        Отчетный период Отчетный период Отчетный период Отчетный период По окончании производства изделия (работ, услуг)        
Полнота учета издержек       Учет всех издержек      Учет всех издержек       Учет всех издержек       Учет всех издержек       Учет прямых затрат         Учет всех издержек      

 

Позаказный метод

 

Позаказный метод калькулирования себестоимости применяется в случае, когда произведенный продукт легко идентифицируется. Иными словами, его характеристики и качество могут быть точно определены. При этом продукт производится в установленном количестве, то есть в виде заказа или партии.

Позаказный метод находит свое применение в единичном и мелкосерийном производстве. Его используют в машиностроении, строительстве, в опытных и вспомогательных производствах, а также в издательской деятельности, рекламных, аудиторских, консалтинговых компаниях. Одним словом, там, где организации работают на заказ.

Сущность метода заключается в накоплении затрат по каждому заказу, то есть объектом калькулирования себестоимости является заказ. Общая сумма затрат по заказу рассчитывается после завершения всех работ по нему. Если заказ состоит из одного изделия, то его себестоимость и является суммой всех затрат по заказу. Если в заказ входят несколько изделий, то себестоимость одного изделия определяется путем деления всей суммы затрат на количество единиц заказа.

Порядок применения позаказного метода можно изобразить в виде схемы 1.

 

Этапы применения позаказного метода

 

Подготовительный этап Выполнение заказа Оценка себестоимости

                                                заказа

--------------------- ----------------- --------------------

- Планирование      - Открытие заказа - Составление отчета

- Составление       - Сбор данных о о себестоимости

производственного   затратах        заказа

графика             - Закрытие заказа

 

Схема 1

 

На этапе планирования производится координация работы всех подразделений, участвующих в выполнении заказа, определяются центры возникновения затрат. Разработанный производственный график уточняет операции, выполняемые каждым подразделением.

Для отражения затрат, произведенных при выполнении заказа, открывается карточка заказа. В ней содержится информация о номере заказа, количестве единиц продукции, времени изготовления заказа. Открытие и закрытие заказа производятся на основании специальных распорядительных документов. Реквизиты этих документов также отражаются в карточке заказа. Каждая карточка имеет свой номер. Он необходим для идентификации прямых материальных и трудовых затрат при отнесении их на определенный заказ в процессе его выполнения. Накладные расходы, например, на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, в конце отчетного периода распределяются по заказам. Таким образом, пока заказ не выполнен, сумма накопленных по нему затрат на конец отчетного периода составляет величину незавершенного производства по данному заказу на эту дату.

В карточке заказа могут содержаться дополнительные сведения о продажных ценах, наименование покупателя и т.д.

Остановимся на процедуре сбора данных о затратах по заказу в регистрах бухгалтерского учета.

Все расходы по конкретному заказу собираются на аналитических счетах бухгалтерского учета, открытых к данному заказу.

Для упрощения понимания сути позаказного метода рассмотрим учет затрат по основным счетам бухгалтерского учета. А именно:

- счет 10 "Материалы";

- счет 20 "Основное производство";

- счет 25 "Общепроизводственные расходы";

- счет 43 "Готовая продукция";

- счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

 

 

§ б. Попроцессный метод

 

Попроцессный метод калькулирования себестоимости продукции применяется в производствах, выпускающих однородную продукцию или имеющих непрерывный производственный процесс. Обычно это серийное и массовое производство.

Попроцессный метод, как правило, используется в металлургической, химической, текстильной, пищевой промышленности.

В отличие от позаказного метода, затраты собираются не по заказу, а по отдельным этапам технологического процесса, которые, как правило, выполняются в определенных цехах или подразделениях. Поэтому объектом калькуляции является часть технологического процесса, то есть цех или подразделение.

Себестоимость единицы продукции определяется делением общей суммы произведенных затрат, понесенных цехом (подразделением) за определенный промежуток времени, на количество единиц готовой продукции, произведенной за этот промежуток.

Общим и в том и в другом методе является отнесение на продукцию материальных, трудовых и накладных расходов. Кроме того, для получения информации о произведенных затратах используются одни и те же счета бухгалтерского учета. Но отражение информации на счете 20 "Основное производство" производится в разрезе цехов (подразделений). Причем выпущенная готовая продукция первого цеха является незавершенным производством следующего цеха, где она подвергается соответствующей обработке. И так до тех пор, пока все этапы технологического процесса не будут завершены и не будет получена готовая продукция.

Таким образом, затраты каждого последующего цеха будут состоять из материалов, труда и накладных расходов, потребленных в этом цехе, и полуфабрикатов (переданных затрат), полученных из предыдущего цеха.

 

На этапе планирования происходит разделение технологического процесса на цехи, которые, как правило, являются центрами затрат.

По каждому цеху собираются материальные, трудовые и накладные расходы, которые были произведены за определенный промежуток времени. Для определения себестоимости единицы продукции необходимо знать количество произведенной продукции. Но, кроме готовой продукции, в цехе существует продукция, которая завершена частично.

Для точного определения выпуска продукции количество продукции измеряется в условных единицах. Количество условных готовых изделий равно сумме общего количества полностью завершенных изделий и условного количества изделий в незавершенном производстве. Например, при наличии в незавершенном производстве 10 ед. и степени их завершенности 60% условное количество единиц в незавершенном производстве равно 6 (10 x 60%).

Распределение накладных затрат, в отличие от позаказного метода, происходит по цехам, а не по заказам.

Отчет о себестоимости продукции составляется на основе учетных записей за определенный период времени как в целом по предприятию, так и по каждому цеху. В отчете о себестоимости отражаются материальные, трудовые и накладные затраты за определенный период. Период устанавливается в зависимости от управленческих целей. Отчет служит также для определения суммы передаваемых затрат из цеха в цех.

 

Нормативный метод

 

Нормативный метод калькулирования (standart costing) удобно применять на тех предприятиях, где процесс производства состоит из повторяющихся однородных операций. Например, при механической сборке в автомобильной, обувной, швейной промышленности. Применение позаказного и попроцессного методов, как правило, на таких предприятиях нецелесообразно.

Обычно эти предприятия имеют массовый, крупносерийный и мелкосерийный характер производства.

Объектом калькулирования является изделие или группа однородных изделий.

Применение нормативного метода основано на предварительном составлении нормативной калькуляции по действующим нормам, учете изменений норм и отклонений от действующих норм.

Порядок применения нормативного метода можно представить в виде схемы 5 (см. с. 34).

 

Этапы применения нормативного метода

 

Подготовительный   Производство      Определение

   этап                                себестоимости

--------------------- --------------------- ----------------------

- Разработка     - Учет изменений норм - Расчет фактической

технологического - Учет отклонений от себестоимости

процесса         норм             продукции

- Нормирование

затрат

- Утверждение норм

затрат по основным

материалам, времени

на обработку деталей

и т.д.

- Разработка

нормативной

калькуляции

 

Схема 5

 

Прежде чем начать производство, необходимо разработать нормы расхода материалов, нормы трудоемкости, ценовые нормативы, нормы накладных расходов и т.д. На основе этих норм составляется нормативная калькуляция на каждую деталь или группу однородных деталей. Далее составляется калькуляция узлов, агрегатов и т.д. В итоге получается нормативная калькуляция всего изделия. В расчет не включаются общехозяйственные расходы. Поэтому калькуляция составляется в пределах производственной себестоимости.

Нормативный метод является наиболее прогрессивным. Он позволяет решать одновременно две задачи. Во-первых, обеспечивает оперативный контроль за производственными затратами путем выявления отклонений фактических затрат от нормативных, а во-вторых, позволяет точно калькулировать себестоимость продукции.

Нормативный метод эффективен при обоснованном укрупнении объектов калькулирования, то есть при правильном формировании групп действительно однородных объектов. Нормативный метод не должен применяться при учете издержек в целом по подразделению или предприятию.

 

Методы полного учета затрат и директ-костинг

 

При расчете себестоимости готовой продукции может использоваться калькулирование с включением всех затрат (absortpting costing) или только их части, то есть прямых затрат (direct costing). Основным различием этих методов является порядок распределения постоянных расходов. В первом случае все затраты распределяются между реализованной продукцией и остатками готовой продукции. При втором методе постоянные расходы полностью относят на реализацию.

Как уже говорилось, постоянные затраты не зависят напрямую от объема производства. Они являются неуправляемыми расходами, то есть независимо от того, какую продукцию выпускает предприятие и в каком количестве, эти расходы все равно будут существовать и величина их останется неизменной. Поэтому сторонники метода директ-костинг считают, что их не следует учитывать при расчете себестоимости единицы продукции.

Тем не менее метод учета полных затрат применяется, если необходимо проанализировать рентабельность выпускаемой продукции, сформировать оптимальный товарный ассортимент или разработать ценовую политику. Тогда цена определяется как полная себестоимость, увеличенная на планируемую рентабельность.

Применение метода директ-костинг оправдано, когда необходимо принять внутреннее управленческое решение, например, о выпуске или прекращении производства того или иного продукта.

Выбор одного из двух методов влияет на значение себестоимости продукции, а также на финансовую отчетность предприятия.

 

Функциональный метод (ABC)

 

С развитием современного производства доля прямых расходов в себестоимости продукции сокращается, в то время как доля накладных расходов повышается. В этой ситуации общепринятые подходы к распределению накладных затрат могут привести к неверным управленческим решениям. Избежать этих ошибок позволяет применение функционального метода калькулирования себестоимости продукции (Activity Based Costing, ABC).

Функциональный метод получил свое распространение в 1980-х гг. Он был разработан американскими учеными Р. Купером и Р. Капланом. В настоящее время его активно используют 10% крупных компаний в США, Великобритании, Европе и Австралии. Этот метод вызывает интерес и у российских предприятий, ориентированных на создание стратегических конкурентных преимуществ.

Функциональный метод основан на утверждении, что у предприятия имеется определенный объем ресурсов, который позволяет ему выполнять производственные функции. Эти ресурсы распределяются по функциям пропорционально драйверам затрат, то есть затратообразующим факторам. Издержки по каждой функции относят на объект калькулирования, в качестве которого могут выступать изделие, товар, услуга, клиент, заказ.

Преимущества функционального метода становятся очевидными, когда на одном предприятии производится широкий ассортимент продукции. Дело в том, что при производстве разнородной продукции потребуется гораздо больше временных и финансовых затрат на составление графиков производства, на наладку оборудования, контроль качества, осуществление заказов и доставку всех комплектующих от поставщика и со склада.

В этом случае к драйверам затрат относятся: количество наладок оборудования, количество комплектующих и материалов, число проверок по контролю качества и операций по исправлению брака. Зная причину возникновения определенных накладных расходов, можно обоснованно отнести их на себестоимость отдельного продукта. Поэтому для каждого вида накладных расходов необходимо, прежде всего, точно определить драйвер затрат.

Напомним, что традиционно за базу распределения накладных расходов принимается один параметр, например, прямые затраты труда или материалов.

Подход к распределению накладных расходов, предусмотренный функциональным методом, позволяет с большей точностью распределять накладные, а следовательно, объективней исчислять затраты на производство каждого вида продукции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.075 с.)