Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира.



Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира.

План.

Понятие о познании.

2. Проблема познаваемости мира в философии:

1) Агностицизм

2) Скептицизм

3) Гносеологический оптимизм

3. Цели познания:

1) постижение истины;

2) практическая польза.

Структура процесса познания.

5. Формы чувственного познания:

1) ощущение,

2) восприятие,

3) представление);

6. формы рационального познания:

1) понятие,

2) суждение,

3) умозаключение.

7. Вопрос о месте чувственного и рационального познания:

1) Сенсуалисты

2) Эмпиристы 

3) Рационалисты

8. Виды познания:

1) Обыденное

2) Научное

3) Религиозное

4) Философское

5) Художественное

6) Социальное.

9. Пути познания:

Ненаучный (мифологический, жизненный опыт, народная мудрость, здравый смысл, художественно-образный)

Научный.

Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.

Знание как результат познания

Вопрос 1. Понятие о познании.

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире.

Гносеология – учение о познании. В процессе познания используются различные познавательные способности человека. Это чувственное восприятие и представление, память и воображение, интуиция и рациональное мышление. Это тот познавательный аппарат, с помощью которого человек постигает мир.

Субъект познания – познающий человек.

Объект познания – то или кто познается. Субъект и объект познания могут совпадать (при социальном познании, н-р).

Познание может быть произвольным (ожог) и организованным.

Вопрос 2. Проблема познаваемости мира в философии:

Философы по-разному отвечали на вопрос, познаваем ли мир.

1) Агностицизм отрицает полностью или частично познаваемость мира, т.к. познание не дает достоверных сведений о мире.

2) Скептицизм – не отрицая возможности познания мира, сомневается в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

3) Гносеологический оптимизм – утверждает то, что мир познаваем и достоверные сведения о мире можно получить.

Основные вопросы теории познания:

1. Познаваем ли мир? Да-гностики, нет-агностики, неизвестно – скептики. Большинство ученых считают, что мир познаваем. Ограниченность нашего знания обусловлена недостаточностью методов получения информации. Если будет изобретен новый метод – то наше познание увеличится (центр Вселенной – черная дыра). Скептики считают, что мир, который мы видим в реальности, может отражаться в нашем сознании, а может и нет, многие явления и объекты окружающего мира мы не можем наблюдать (например, силовое поле; цвет, температура разные). Гностик уверен в том, что его органы чувств дают верную информацию. Скептики – нет (И.Кант: информация, исходящая от органов чувств, ложна. Мир не такой, каким он кажется. «вещь в себе» - то, что есть в самом деле. Вещь для нас – то, что кажется (истинная сущность скрыта).

2. Происхождение мира, Вселенной (онтология): религия – божественное творение; наука – теория большого взрыва.

3. Происхождение человека. Теории: теологическая, научная (теория эволюции), космическая.

Диалектика – принцип познания. Практика – главный способ познания.

Познание – один из видов деятельности. Его структура – такая же, как в деятельности. Разница между сознанием и познанием: сознание не требует активности человека, а познание – вид деятельности. Активность требуется.

Вопрос 3. Цели познания:

1) постижение истины;

2) практическая польза.

Вопрос 4. Структура процесса познания.

Чувственное и рациональное познание.

В чувственном познании участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.

Рациональное познание связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение.

Понятие – мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол,стул – мебель; классификация).

Научный.

Дополнение к Лекции

Хотя чувственное и рациональное познание играет огромную роль в получении нового знания, тем не менее их бывает недостаточно для решения каких-либо научных проблем. И тогда важную роль приобретает интуиция.

Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств.

Интуиция – специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию.

Основные черты интуитивной способности:

1) неожиданность решения поставленной задачи;

2) неосознанность путей и средств ее разрешения;

3) непосредственный характер постижения истины.

Чувственное познание, рациональное и интуиция – это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.

 

 

Истина и ее критерии

План

Формы практики:

материальное производство (труд),

социально-преобразующая деятельность (накопленный опыт, н-р, реформы, революции, войны и т.д.)

научный эксперимент

Виды практики:

1) общественно-производственная (промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовление продуктов потребления и средств производства);

2) социально-политическая (создание государства, формирование партий, реформа социальных структур и органов управления, революционные движения, забастовки…);

3) врачебная, или медицинская (хирургическая, стоматологическая, терапевтическая…);

4) семейно-бытовая, или повседневно-хозяйственная (строительство и ремонт жилья, садоводство, приготовление пищи) и т.д.

Мышление

План.

Формы мышления

Понятийные и категориальные

Наглядно-образные

Деятельностно-орудийные

Художественные

8. Операции (Приемы) мышления:

1) Анализ, синтез;

2) Индукция, дедукция,

3) Абстрагирование

4) Обобщение

5) Аналогия

6) Сравнение

Формы мышления (вопрос 7)

Вопрос 7. Формы мышления

Исследователи выделяют следующие формы мышления:

1) понятийные и категориальные (уровень теоретического осмысления действительности, логических умозаключений и абстрактных понятий); здесь действует понятие, суждение, умозаключение.

2) наглядно-образные (формы мышления, оперирующие предметной сферой);

3) деятельностно-орудийные (практическая направленность, решение конкретных задач с помощью соответствующих действий);

План.

Групповое

Классовое

Общечеловеческое

В узком смысле идеология – это система теоретических взглядов большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. (см. идеология консерваторов, либералов, коммунистов, социалистов, радикалов и т.д.).

Соотношение между общественной психологией и идеологией рассматривается как соотношение между чувственным и рациональным уровнем общественного сознания.

 

 

Сознание.

План.

1. Проблема сознания в философии:

1) Идеалисты

2) Материалисты

Происхождение сознания

3. Сущность сознания и отличие его от психики животных:

Искаженность

7) Индивидуальный характер

8) Способность к рефлексии

5. Структура сознания:

1) восприятие органами чувств;

2) логико-понятийные способности и знания,

3) эмоциональные компоненты

4) ценностно-смысловые компоненты.

6. Уровни сознания:

5) Обыденно-практический

Идеолого-теоретический

7. Формы сознания:

1) Индивидуальное (в основе – личные идеи, ценности)

2) Общественное (см. лекцию 18 Ч.) (в основе – традиции, менталитет)

8. Сознание как система:

1) Сознание и самосознание.

2) Сознание и бессознательное.

3) Сознание и мышление. Обрабатывает информацию о чувственных образах и создает понятийные обобщения.

4) Сознание и память.

5) Сознание и язык.

 

ДОПОЛНЕНИЕ.

Первым структуру сознания исследовал Зигмунд Фрейд. Он выделил:

1. Подсознательное или ОНО – это биологические потребности+вытесненные желания. Является строительным материалом для личности.

2. ЭГО-СОЗНАНИЕ или Я – внутренний ограничитель человека, ответственно за контакты с окружающим миром.

3. СУПЕРЭГО-СВЕРХСОЗНАНИЕ или СВЕРХ-Я – нормы поведения, стереотипы, нравственные чувства человека.

Либидо – сексуальный или половой инстинкт.

Сублимация – переключение либидо на другую деятельность.

 

 

Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира.

План.

Понятие о познании.

2. Проблема познаваемости мира в философии:

1) Агностицизм

2) Скептицизм

3) Гносеологический оптимизм

3. Цели познания:

1) постижение истины;

2) практическая польза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.032 с.)