Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-педагогические идеи Реформации.
Гуманистические идеалы Возрождения находились в реальном противоречии с характером реальной общественной жизни эпохи. Они были настолько устремлены в будущее, что оказались не только совершенно недоступными массовому сознанию, но и неприемлемыми для многих носителей «теоретического разума». В XVI в. гуманистическая трактовка природы человека столкнулась с религиозной антропологией реформационных учений. В этот период в Западной и Центральной Европе развернулось широкое социально-религиозное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Главная цель Реформации – замена авторитета церкви, авторитетом Библии. Всякий христианин обладал правом самостоятельного толкования Писания, поэтому священник и церковь являлись лишними связующими звеньями между Богом и простым христианином. Ведущим принципом Реформации был принцип «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом. Его сторонники стремились переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщить воспитанников к национальной культуре, языку, литературе, поощряли светскую образованность. Широкое распространение идей Реформации, происходившее в условиях становления централизованных национальных государств и утраты католической церковью прежнего значения в политической и духовной жизни общества, во многом объясняется как религиозным характером сознания людей той эпохи, так и соответствием новых доступных и понятных массам духовно-религиозных установок повседневным интересам и чаяниям различных слоев населения. Реформация приблизила христианство к человеку, в значительной степени прагматизировало его, признав выполнение долга мирской жизни и профессиональной деятельности высшей нравственной задачей человека. Наиболее яркими представителями периода Реформации являлись – Мартин Лютер (1483 – 1546), Филипп Меланхтон (1497 – 1560), Иоганн Штурм (1507 – 1587), Матюрьен Кардьер (1479 – 1564), Жан Кальвин (1509 – 1564) и др. Деятели Реформации быстро осознали роль воспитания и обучения в борьбе за «умы и души» людей. Они доказывали необходимость распространения образования, проникнутого духом реформированного христианства, значительно приближенного к жизни, чем традиционная школа, и ориентированного на охват значительно более широких масс населения, чем это было ранее.
Мартин Лютер, основатель лютеранства, крупнейшего направления протестантизма, подчеркивал, что именно «воспитанию детей и юношества» отдает предпочтение «перед всеми вещами – земными и небесными». 31 октября 1517 года Мартин Лютер, католический священник, прибил к дверям собора в Виттенберге 95 тезисов, которые обличали злоупотребления католической церкви. Эти тезисы за две недели обошли всю Германию, за месяц – всю Западную Европу, подняв волну национально-освободительного движения. Для того чтобы сделать Библию доступной каждому, Мартин Лютер посвятил 15 лет своей жизни ее переводу на немецкий язык. В 1524 г. Лютер обратился к городским самоуправлениям с призывом открыть городские школы для всего населения. Убеждал родителей отправлять детей в школу, начиная с 6 – 7 лет. Организовал пребывание детей в школе не менее двух часов ежедневно. Указывал на необходимость специальной подготовки учителей. Мартин Лютер выдвинул программу широкого гуманитарного образования, в центре которого стояла задача воспитания мальчиков и девочек в духе христианских добродетелей, трактуемых с реформаторских позиций. Стремясь сделать источник Божественной истины (священное писание) доступным каждому верующему, он утвердил обучение чтению и катехизису основой складывающейся протестантской народной школы. Исключительно большое значение Лютер придавал изучению древних языков (греческого и латинского), чтению классических текстов. В преподавании немецкой истории он видел важнейшее средство развития национального самосознания. Школа, по мнению Лютера, должна была готовить людей и для духовной, и для светской деятельности, помогать человеку, становиться человеком посредством его систематического обучения и воспитания, ибо таковым он от рождения не является. Мартин Лютер активно выступал за открытие новых школ повышенного типа для будущих проповедников, юристов, медиков, перестраивая работу в духе своего течения. В отличие от гуманистов Возрождения, выдвинувших много продуктивных педагогических идей и создавших отдельные очаги просвещения нового типа, Мартин Лютер связал необходимость широкомасштабной реформы образования с радикальными изменениями в обществе и церкви. Это способствовало претворению многих его идей по обновлению массовой школы в практику.
Просвещение, по мнению Лютера, должны были помочь в решении центральной проблемы реформаторского движения – поставить внутреннюю религиозность человека на место внешней религиозности, веру в авторитет заменить авторитетом веры. Последователи Мартина Лютера Филипп Меланхтон (1497 – 1560) и Иоганн Штурм (1507 – 1587) в 20 – 30-е гг. XVI в. создали тип школы, ставшей основой для классической гимназии. Являясь одним из крупнейших немецких гуманистов, Филипп Меланхтон был энциклопедически образованным человеком. Он уже в 21 год был лектором, а затем профессор Виттенбергского университета, где читал лекции по философии, этике, физике, истории. Был составителем ряда учебников для протестантских университетов. Будучи убежденным, что «государство меняется, если меняется обучение», Меланхтон разработал в 1528 г. учебный план, получивший название Саксонского устава. В этом школьном плане Меланхтон предлагал, во избежание переутомления детей, разделить их на классы, занятия вести в школе два часа до обеда и два часа после. В первом классе рекомендовалось обучать детей чтению, религии (главные молитвы), пению, одновременно дети учились писать по латыни и ежедневно должны показывать учителю свои письменные работы. Во втором классе дети изучали грамматику, пение и закон Божий. Кроме этого занимались чтением басен Эзопа, произведений римских поэтов и музыкой. В третьей классе учащиеся продолжали изучать римских писателей (Вергилий, Цицерон), сочиняли стихи, обучались риторике, диалектике и закону Божию. Работавшие по этому плану школы получили название гимназий. Именно этот тип школ существенно усовершенствовал Иоганн Штурм, создавший в 1538 г. гимназию в городе Страсбурге. Рассчитанный на десять лет курс обучения базировался на трех идеях, рожденных реформацией (благочестие), гуманизмом (красноречия) и потребностями развивающегося общества (знание). Гимназии Штурма давали крайне одностороннее образование, принося в жертву древним языкам все остальные предметы средней школы, не давая при этом практически никаких реальных знаний. Таким образом, Реформация и протестантизм, в частности, вначале выступил с отрицанием католического догматизма, консерватизма, религиозной нетерпимости и привилегий католического духовенства. Однако протестантские университеты скоро выродились в такие же теологические учебные заведения, какими были и раньше. Вместо католического засилия в них стало господствовать – протестантское. Преподавание снова ушло в узкий круг чисто церковных, теологических интересов. В средних школах и университетах расцвело направление известное под названием неосхоластика. В целом Реформация способствовала утверждению на Западе педагогических идеалов, направленность которых существенно отличалась от устремлений гуманистов Возрождения. На смену идеальному образу развитой, преданной общечеловеческому делу личности пришел деловой человек-прагматик, сочетающий христианскую добродетель со служением собственному интересу. Педагогические идеалы Реформации уже в XVI в. реализовывались через достаточно широкую школьную сеть. Значительно большее внимание развитию образования в это же время стала уделять и католическая церковь, пытавшаяся превратить школу в один из действенных инструментов политики контрреформации.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.007 с.) |