Категория художественного образа. Специфика литературного образа. Уровни художественного образа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категория художественного образа. Специфика литературного образа. Уровни художественного образа.



Категория художественного образа. Специфика литературного образа. Уровни художественного образа.

Художественный образ, по определению И. Роднянской, это универсальная, эстетическая категория для всех форм художественности. Специфические для искусства, способ и форма познания и отражения жизни. Язык искусства и, одновременно, - его высказывание.

По определению Ю. Борева, художественный образ - это диалектическое единство нескольких пар следующих противоположностей:

1. всеобщего и индивидуального (об этом же в свое время, 30-40 гг 19 века, писал В. Белинский, что в произведении каждый персонаж "знакомый – незнакомый");

2. субъектного и объективного (субъект – тот, кто создал образ, объект - на что направлены все усилия);

3. рационального и эмоционального.

Художественный образ – символичен, это знак максимального обобщения, а это значит, что художественный образ – больше самого себя.

Художественный образ – это образ, который должен быть материализован обязательно (в целом встает проблема художественного мастерства). Художественный образ – это образ, который обладает эстетическим качеством.

С понятием художественного образа связано понятие художественности. По определению Ф. Достоевского, художественность заключается в умении писателя писать хорошо.

Художественность – это степень эстетического совершенства. С точки зрения современного литературоведения, самым специфичным признаком художественности является элемент вымысла, игры, притворства, то есть писатель рассказывает историю вымышленную так, как будто это было правдой.

Понятие художественности может быть употреблено в 2-х смыслах:

1. это знак того, что произведение относится к сфере искусства;

2.степень художественного совершенства.

Художественность, как правило, в современном литературоведении, характеризует наличие игрового элемента, который превращает в историю буквально все, что есть в действительности, это обязательная характеристика художественного образа.

Художественный образ в различных видах искусства имеет свою специфику. В музыке художественный образ создается звуками, в изобразительном искусстве – красками, линиями; в литературе художественный образ – это словесный образ.

Литературный образ, в отличие от образов других искусств, в большей степени условен, умозрителен, потому что материалами других художественных образов являются природные материалы. Например, в скульптуре – глина, камень, живопись – краски и пр. Материалом литературного образа является знак. Связь слова с тем, что оно означает - произвольно. Соответственно образ воспринимается читателем только тогда, когда он понимает значение прочитанных или услышанных слов, поэтому можно говорить и об символичности образов. Говоря о художественном образе, мы ещё не упоминали такие его стороны, как эмоциональность, обобщение, сочетание объективного и субъективного, влияние на образ личного опыта художника.

Чтение и анализ стихотворения О.Мандельштама.

О. Мандельштам

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские ёлки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.

О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!

                                          1908

О чём это стихотворение О. Мандельштама?

Давайте найдём образы, которые нам понятны. Наверное, связанные с Рождеством? Образы праздника.

Тогда возникает вопрос - а почему ёлки оказались в лесах и сразу наряженные?

Лирический герой в первой строфе - ребёнок. Ему игрушки ещё кажутся живыми - волки глядят страшными глазами, но маленький лирический герой всё-таки понимает, что они не опасные.

- Вам приходилось в детстве бояться игрушек?

А ёлки, наверное, так наряженными в лесу и растут, и сами приходят в дом.

Значения слов.

ВЕЩИЙ, вещая, вещее (книжн. поэт. устар.). Знающий или предсказывающий будущее, пророческий. «Отверзлись вещие зеницы…» Пушкин. Вещий сон.

НЕЖИВОЙ, -ая, -ое.

1. То же, что мертвый (в 1 знач.). Младенец родился н.

2. Не включающий в себя живых организмов, неорганический. Неживая природа.

3. Вялый, лишённый живости; тусклый. Н. взгляд.

С "вещим" всё, вроде, ясно. Тогда что за вещую печаль вспоминает герой?

Тихий - в каком значении этот эпитет сочетается со словом "свобода"?

ЧИТАТЕЛЯМ

Самое важное в жизни — судить обо всем предвзято. Толпа, как известно, обычно ошибается, а каждый человек в отдельности всегда прав. Впрочем, не выводите из этого утверждения правил поведения. Им можно следовать, лишь пока они не сформулированы. На свете есть только две вещи, ради которых стоит жить: любовь к красивым девушкам, какова бы она ни была, да новоорлеанский джаз или Дюк Эллингтон. Всему остальному лучше было бы просто исчезнуть с лица земли, потому что все остальное — одно уродство. Именно это и явствует из нижеследующих страниц, где рассказана самая что ни на есть доподлинная история, поскольку я сам сочинил ее от начала и до конца. Но при всем при этом она есть и проекция реальности, однако сдвинутая в иную плоскость, ухабистую и искривленную, и в ней возникает воспаленная атмосфера перекошенных жизненных обстоятельств. Итак, как видите, если это и прием, то вполне приемлемый.

Новый Орлеан, 10 марта 1946 г.

Кто-то считает его произведения фантастическими и абсолютно оторванными от жизни, а кто-то проводит прямые сопоставления с окружающими, со своей жизнью, современным обществом. Однако в целом вариативность восприятия носит подчиненный характер по отношению к инвариантному в таком образе. Инвариант восприятия и оценки складывается прежде всего из той роли и того места, которые отводятся художнику и его произведению обществом в каждый исторически определенный отрезок его культурной жизни. Формируют такой инвариант также науки об искусстве, художественная критика. Существенные изменения в восприятии и оценке произведений искусства происходят в процессе их исторической жизни. Все больше завоевывают признание в обществе художники, поставившие в своих произведениях те проблемы, которые в новое время, спустя, может быть, столетия и тысячелетия после их создания, продолжают волновать зрителя и слушателя. Точно так же могут исчезнуть из поля зрения те художественные произведения, чья историческая жизнь по каким-то причинам не состоялась.

Важнейшим из рассматриваемых уровней является, следовательно, образ-произведение. Это действительно фундаментальное понятие не только теории искусства, но и философской науки, эстетики, поскольку оно в художественной сфере образует единство духовного и материального.

Важно показать, что это именно единство, но не тождество, приводящее к исчезновению критериев различия образа и произведения. В произведении искусства в большей степени, чем в образе, на передний план выступают форма, особенности творческой манеры мастера, наконец, материал того или иного вида искусства.

В целом же художественный образ и художественное произведение являются понятиями однопорядковыми и соотносительными. Если же ставить вопрос об их совпадении, то оно будет носить характер инверсии. Когда исследователь обращается к художественному произведению, он берет его как знак (материальное), предполагающий значение (образ); художественный образ, напротив, выступает как значение, то есть в идеальном плане. Что касается материального воплощения образа, то оно первоначально завуалировано отражаемой предметностью. Это и создает иногда видимость чисто идеального существования художественного образа. В восприятии очередность планов не имеет принципиального значения. Целостный характер художественного воздействия достигается одновременно и за счет художественного произведения.

Художественное произведение – результат творчества в сфере искусства и предмет художественного восприятия; обладает определенным уровнем законченности и выразительности, соответствия полноценного содержания и формы, способностью чувственно воздействовать на человека.

Можно выделить еще один срез уровневого анализа художественного образа. Иногда говорят о до художественном и собственно художественном уровнях восприятия. Имеется в виду, что процесс художественного восприятия начинается часто с возникновения обычного чувственного образа – уровень предметно-представимого. Затем формируется понятие – абстрактный уровень.

Но для того чтобы возник художественный образ, необходимо перейти, пробиться от понятийно-логического осмысления возникшего представления к его художественному осмыслению. В одних искусствах дохудожественный и художественный уровни образа (или произведения) выражены ярко, в других – они менее заметны. В восприятии живописи, скульптуры зрителю часто необходимо сделать усилие, чтобы обыденное, которое является ему в произведении в первый момент, превратилось в художественное. Так, например, «Черный квадрат» Малевича из геометрической фигуры черного цвета превращается для кого-то в черную дыру, для кого-то – в зеркало ночного окна, а для кого-то – в окно во Вселенную. Динамическая скульптура Жана Тэнгли в первый момент может показаться кучей металлолома.

Это становится обязательным условием для всех воспринимающих, в том числе и для специалистов-искусствоведов. Иначе и гораздо сложнее устанавливается соотношение между нехудожественным и художественным видением в музыкальном искусстве. Здесь чаще дан сразу художественный план произведения, и, в сущности, зритель или слушатель не преодолевают указанную дистанцию как таковую. Зато здесь важнейшую роль играют эстетическая культура и вкус воспринимающего, от которого зависит формирование в сознании художественного образа.

ЗАДАНИЕ. Сделать конспект лекции. В комментарии к занятию отметиться: Задание выполено.

Категория художественного образа. Специфика литературного образа. Уровни художественного образа.

Художественный образ, по определению И. Роднянской, это универсальная, эстетическая категория для всех форм художественности. Специфические для искусства, способ и форма познания и отражения жизни. Язык искусства и, одновременно, - его высказывание.

По определению Ю. Борева, художественный образ - это диалектическое единство нескольких пар следующих противоположностей:

1. всеобщего и индивидуального (об этом же в свое время, 30-40 гг 19 века, писал В. Белинский, что в произведении каждый персонаж "знакомый – незнакомый");

2. субъектного и объективного (субъект – тот, кто создал образ, объект - на что направлены все усилия);

3. рационального и эмоционального.

Художественный образ – символичен, это знак максимального обобщения, а это значит, что художественный образ – больше самого себя.

Художественный образ – это образ, который должен быть материализован обязательно (в целом встает проблема художественного мастерства). Художественный образ – это образ, который обладает эстетическим качеством.

С понятием художественного образа связано понятие художественности. По определению Ф. Достоевского, художественность заключается в умении писателя писать хорошо.

Художественность – это степень эстетического совершенства. С точки зрения современного литературоведения, самым специфичным признаком художественности является элемент вымысла, игры, притворства, то есть писатель рассказывает историю вымышленную так, как будто это было правдой.

Понятие художественности может быть употреблено в 2-х смыслах:

1. это знак того, что произведение относится к сфере искусства;

2.степень художественного совершенства.

Художественность, как правило, в современном литературоведении, характеризует наличие игрового элемента, который превращает в историю буквально все, что есть в действительности, это обязательная характеристика художественного образа.

Художественный образ в различных видах искусства имеет свою специфику. В музыке художественный образ создается звуками, в изобразительном искусстве – красками, линиями; в литературе художественный образ – это словесный образ.

Литературный образ, в отличие от образов других искусств, в большей степени условен, умозрителен, потому что материалами других художественных образов являются природные материалы. Например, в скульптуре – глина, камень, живопись – краски и пр. Материалом литературного образа является знак. Связь слова с тем, что оно означает - произвольно. Соответственно образ воспринимается читателем только тогда, когда он понимает значение прочитанных или услышанных слов, поэтому можно говорить и об символичности образов. Говоря о художественном образе, мы ещё не упоминали такие его стороны, как эмоциональность, обобщение, сочетание объективного и субъективного, влияние на образ личного опыта художника.

Чтение и анализ стихотворения О.Мандельштама.

О. Мандельштам

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские ёлки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.

О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!

                                          1908



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.016 с.)