Главное военное Следственное управление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главное военное Следственное управление



 

Органы предварительного следствия Министерства внутренних дел России.

Самым многочисленным и разветвленным по структуре является следственный аппарат органов Министерства внутренних дел. Его система построена в соответствии с Положением об органах предварительного следствия в системе МВД России, утвержденным Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации» (действующая редакция - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21027/).

Следователи органов внутренних дел расследуют наибольший объем уголовных дел. Они, в частности, проводят расследование преступлений против личности (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, не повлекшее неосторожное причинение смерти потерпевшему; квалифицированное истязание и т. д.), против собственности (кража, мошенничество и грабеж при отягчающих обстоятельствах, разбой, вымогательство и т. д.), против общественной безопасности и общественного порядка и ряд других преступлений.

Непосредственно вопросы структуры и полномочий этих органов следствия регламентируются приказом МВД России от 09.01.2018 № 1 "Об органах предварительного следствия в системе МВД России", которым утверждены ряд типовых положений и типовые структуры следственных подразделений (http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=720439).

Следователи органов МВД РФ занимают должности старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей, им присваиваются специальные звания с приставкой «юстиции» (например, лейтенант юстиции), имеют отличающиеся знаки отличия и форменное обмундирование. При этом следует отметить, что органы предварительного следствия не только процессуально при расследовании уголовных дел, но и в определенной нормативно-правовыми актами мере организационно не зависимы от руководства органов внутренних дел МВД РФ. В качестве гарантии такого положения, руководители всех следственных подразделений по должности являются заместителями начальников органов МВД РФ.

В целом построение системы и организация структуры органов предварительного следствия МВД России имеет много схожих черт со Следственным комитетом РФ. Так, системообразующим принципом также является территориальный подход к построению органов предварительного следствия, а наряду с ним функционирует система специализированных следственных подразделений. При этом в основном действует двухзвенная система, как территориальных следственных органов, так и приравненных к ним специальных. В виде схемы система органов предварительного следствия МВД России может быть представлена в следующем виде:

 

Следственный департамент МВД России выполняет роль ведомственного центрального аппарата с учетом основных задач осуществляет несколько видов функций:

- организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел,

- непосредственно расследование преступлений, относящихся к его ведению,

- организационное, кадровое обеспечение деятельности органов предварительного следствия МВД РФ.

При этом в Следственном департаменте в большей степени преобладают подразделения, осуществляющие контрольно-методические и вспомогательные функции, по числу и штатной численности их сотрудники занимают примерно 70%).

Соответственно организационная структура Следственного департамента МВД РФ предопределена осуществляемыми этим органом функциями и устроена следующим образом:

 

 

Типовая структура различных следственных подразделений органов внутренних дел, как было указано выше, установлена приказом МВД России. Уровень (управление, отдел и др.) каждого подразделения зависит от штатной численности сотрудников. Необходимо отметить, что на региональном уровне в главных следственных управлениях (управлениях, отделах) УМВД по субъектам Федерации число следователей, непосредственно занимающихся расследованием преступлений (следователи следственных частей), составляет около трети от штатной численности. Большая часть личного состава данных следственных аппаратов приходится на долю организационных и контрольных подразделений, которые анализируют статистическую и иную информацию о результатах деятельности нижестоящих следственных аппаратов, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества производства предварительного следствия, осуществляют контроль за работой низовых органов, оказывают им практическую и методическую помощь, контролируют выполнение мероприятий по устранению выявленных недостатков, обобщают и распространяют передовой опыт работы. Имеются также подразделения, выполняющие вспомогательные функции.

Например, в структуру Главного следственного управления (ГСУ) ГУ МВД России по Волгоградской области входит:

1) организационно-контрольное управление, состоящее из 3 отделов

- информационно-аналитического,

- контрольно-методического,

- организационно-зонального;

2) следственная часть (на правах управления);

3) отделение кадров;

4) направление ресурсного обеспечения;

5) канцелярия.

Главное следственное управление ГУ МВД России по Волгоградской области возглавляет начальник, являющийся по должности заместителем начальника ГУ МВД России по Волгоградской области. У начальника имеется первый заместитель и заместители.

Низовым звеном следственных подразделений по субъектам РФ являются следственные управления (отделы, отделения) территориальных органов внутренних дел МВД России по городам, районам. Так на территории Волгоградской области аппарату ГСУ подчиняются 35 следственных подразделений, включающих в себя: Следственное управление Управления МВД России по городу Волгограду; Следственное управление Управления МВД России по городу Волжскому, 3 следственных отдела, 5 следственных групп, 25 следственных отделений.

 

Следственный аппарат Федеральной службы безопасности (ФСБ) РФ образован и действует в соответствии с Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (действующая редакция - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6300/), предусматривающем в качестве одного из направлений деятельности этого правоохранительного ведомства борьбу с преступностью, в рамках которой осуществляется и предварительное следствие.

Подследственность следователей ФСБ России включает категории преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства: шпионажа, деятельности незаконных вооруженных формирований, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации (ст. 151 УПК РФ).

Для осуществления указанной функции в структуре своих органов ФСБ России имеются следственные подразделения. Их систему возглавляет Следственное управление ФСБ России (как центральный аппарат). Нижестоящие следственные подразделения входят в структуру территориальных или иных органов ФСБ РФ. К ним относятся:

- следственные отделы (отделения) Управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (например, следственный отдел УФСБ России по Волгоградской области);

- следственные отделы (отделения) Управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (например, по местам присутствия или дисклокации войсковых формирований, ЗАТО и др.).

С учетом того, что органы ФСБ РФ, как правило, не имеют обособленных подразделений по районам или городам, то соответственно и следственных подразделений ФСБ на этом уровне не существует (то есть их система является однозвенной).

 

Органы дознания

Как было указано при рассмотрении первого вопроса, существует две процессуальные формы предварительного расследования – предварительное следствие и дознание, которые осуществляются специальными органами предварительного следствия и дознания.

В соответствии с УПК РФ органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в порядке, установленном законом осуществлять:

- дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (то есть как самостоятельная форма предварительного расследования);

- выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (то есть как первоначальный этап предварительного расследования, предшествующий следствию);

- осуществление иных процессуальных полномочий (оказание содействия следователю при производстве по делу, проведение оперативно-розыскных мероприятий).

 

Единой системы органов дознания в «чистом виде» не существует, их функции реализуются специальными подразделениями, входящими в структуру других, как правило, правоохранительных органов, или отдельными должностными лицами этих органов.

К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел МВД РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

5) оперативные подразделения органов исполнительной власти, наделенных в соответствии с ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. К ним причисляются:

- Органы внутренних дел;

- Органы Федеральной службы безопасности;

- Органы Федеральной службы охраны;

- Таможенные органы Федеральной таможенной службы;

- Федеральная служба исполнения наказаний;

- Служба внешней разведки;

- Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ.

Перечисленные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают собственные, свойственные только им, профильные правоохранительные задачи. Но при этом они осуществляют функции органа дознания исключительно в только в определенных случаях и в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Руководители (начальники) этих органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Кроме названных специальных (профессиональных) органов дознания того, закон возлагает также частично выполнение функций органа дознания по возбуждению уголовного дела в случае выявления совершения преступления и выполнению неотложных следственных действий на должностных лиц органов, не относящимися к правоохранительным:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Указанные должностные лица участвуют в уголовно-процессуальных отношениях именно в качестве органа дознания лишь в исключительных обстоятельствах.

 

Руководители правоохранительных органов, которые наделены процессуальными полномочиями органа дознания, в соответствии с УПК РФ именуются начальниками органа дознания. А должностные лица, которые непосредственно проводят дознание по уголовным делам, именуются дознаватель. В таких органах, как правило, образуются специальные подразделения – отделы (отделения) дознания, которые возглавляют начальники подразделения дознания.

Так, например, ведомственная система подразделений дознания в органах МВД РФ возглавляется Управлением по организации дознания центрального аппарата МВД России. Структурно это управление выглядит следующим образом:

 

Как видно из этой схемы данное управление непосредственно производством дознания по уголовным делам не занимается, а выполняет руководящие, организационные, контрольно-методические функции.

Примерно также устроены подразделения дознания в органах МВД РФ среднего звена – министерств, главных управлений, управлений МВД по субъектам РФ. Так, служба дознания ГУ МВД России по Волгоградской области представлена Управлением организации дознания. Непосредственно же производство дознания по уголовным делам осуществляется дознавателями отделов (отделений, групп) дознания, входящими в структуру каждого органа внутренних дел на районном уровне.

Вместе с тем производство дознания может быть поручено начальником органа дознания и иным должностным лицам. В качестве таковых могут выступать любые сотрудники ОВД, например, участковый уполномоченный, оперуполномоченный отдела уголовного розыска полиции, но если он не проводил или не проводит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Отдельные вопросы функционирования названных подразделений ОВД изложены в приказе МВД России от 21. 11. 2012 г. № 1051 "Вопросы организации деятельности подразделений дознания (организации дознания) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации" (действующая редакция - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142057/).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.023 с.)