Мотивация: понятие, подходы, основные теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация: понятие, подходы, основные теории



 

1. Мотивация. Общие и вторичные мотивы. Подходы к трудовой мотивации.

2. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

3. Современные подходы к мотивации.

Основные понятия: мотивация, содержательные теории мотивации, потребности, процессные теории мотивации, вознаграждение, теория ожидания, теория справедливости.

 

Источники:

1. Абчук, В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 239 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01757-1. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/968C1007-6645-4A74-8A4B-B4BB7A285744.

2. Абчук, В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 249 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02141-7. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/512B84B4-0DF6-42F0-8042-63A3F48BB53A.

3. Менеджмент в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Н. Шапкин [и др.]; под общ. ред. И. Н. Шапкина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 384 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04625-0. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/85B3DCD1-F9F9-4349-9079-181AC359B401.

4. Менеджмент в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Н. Шапкин [и др.]; под общ. ред. И. Н. Шапкина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 313 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04627-4. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/256A0AF9-1970-41ED-B316-2CF4535F6184.

5.Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. М.:Дело,2005; Райченко А.В. Общий менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.

 

Мотивация как функция управления

 

Мотивация - одна из важнейших функций менеджмента. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия.

Мотивация - процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций.

Мотивация - сила, побуждающая к действию, психоэнергетический потенциал, нацеливающий человека на определенную деятельность, достижение определенной цели.

Мотив - внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом.

Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических).

Потребность - осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями.

Вознаграждения - это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаы, продвижения по службе) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха).

 

Мотивация – это создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его для реализации целей организации, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.

Мотивы могут быть внутренними и внешними (стимулирование).

 

 

Рис. 4. Мотивы деятельности персонала.

Мотивы формируются под воздействием внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов.

Побудительный мотив деятельности, формирующийся под воздействием внешней среды, называется стимулом.

Интерес побуждает работника к удовлетворению его локальных потребностей.

Стимул – это создание таких условий деятельности, которые побуждают работников к удовлетворению частных целей через достижение общеорганизационных – обеспечение необходимого уровня жизнеспособности.

В практике организации стимулирования работников организации (создания для них благоприятных условий для достижения целей) необходимо использовать как экономические, так и неэкономические (организационные и моральные) стимулы, которые на практике взаимодополняют друг друга.

Руководитель эффективно использует два основных подхода к организации стимулирования: деятельностью и результатом.

Эффективность мотивации зависит от того, насколько руководитель способен учесть в стратегии и тактических задачах целевые установки работников. Для этого необходимо воспользоваться основными подходами к организации мотивации в организации: через удовлетворение потребностей персонала, восприятия ситуации, ожидания, связанными с ней, оценку своих возможностей и последствий выбранного поведения.

В экономической теории эти подходы классифицируются как содержательные и процессные. В практике хозяйствования руководитель применяет оба эти подхода.

 

Развитие теории мотивации началось с начала XX века. Выделяют следующие группы теорий мотивации:

§ содержательные теории (Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и др.);

§ процессуальные теории (Врум и др.);

§ теории, основанные на отношении человека к труду (МакГрегор, Оучи).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.007 с.)