Вторая половина нового царства (XIV-xi вв. До Н. Э. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вторая половина нового царства (XIV-xi вв. До Н. Э. )



После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и идеалы. Преемник Эхнатона Тутанхамон, вернувшийся в Фивы, стремился доказать истинность старых религиозных устоев. Об этом говорит даже роскошь его погребения. Но традиции мастеров Ахетатона не были утрачены. Близостью к традициям амарнского искусства отличается даже инкрустированный саркофаг Тутанхамона из литого золота с перегородчатой эмалью.

 

Вторая половина Нового царства ознаменовалась широким строительством и в самом Египте, и в завоеванной им Нумибии. Был построен гипостильный зал в Карнаке со 134 колоннами в виде стеблей папируса, украшенными сплошными рельефными изображениями (самый большой зал древнего мира); созданы заупокойные храмы. Например, Большой зал Рамсеса II в Абу-Симбеле (первая половина XIII в. до н. э., Нумибия), целиком вырубленный в скалах и представляющий единый ансамбль с Малым храмом. Перед фасадом возвышались четыре двадцатиметровые статуи сидящих фараонов, наделенные чертами Рамсеса И. Они были высечены из единого массива и видны с далекого расстояния.

 

Стены храмов покрывались рельефами и росписями ("Битва при Кадеме". Рельеф из Большого храма Рамсеса II. Рельеф из Мемфиса "Плакальщики" и другие).

 

Позднее время (XI в. - 332 г. до н. э.)

Войны и междоусобицы привели к распаду государства, что отразилось и на искусстве. Перестали возводить пышные усыпальницы. Наибольший интерес представляют скульптурные портреты вельмож этого времени, которые отличались воспроизведением индивидуальных, психологических черт.

 

Последний расцвет древнеегипетского искусства относится к VII в. до н. э. (период объединения страны под властью саисских фараонов), характеризовавшийся изысканным стилем; яркими красками живописи. Бронзовые статуэтки покрыты чеканными узорами и инкрустацией золотом. Живописные и нарядные, они лишены внутреннего тепла произведений амарнского периода.

 

В 332 г. Египет попал под власть Александра Македонского, что положило начало новому, эллинистическому периоду его культуры.

 

ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ

На протяжении трех тысячелетий (с конца 4 тыс. до н. э.) в долинах Тигра и Евфрата (Двуречье), а также в прибрежных районах Средиземного моря и горных областях центральной части Малой Азии возникли очаги древнейшей культуры - ранние рабовладельческие государства: Шумер, Аккад, Вавилон, Сиро-Финикия, Ассирия, государства хеттов, Урарту и другие.

 

Переднюю Азию можно назвать своеобразной колыбелью мировой цивилизации. Разнообразные народы, населявшие эти государства, соприкасались как с Азиатским материком, так и с Юго-Восточной Азией и крито-микенским миром.

 

В искусстве Передней Азии получили развитие те же виды изобразительного искусства, что и в Египте: монументальная архитектура, круглая скульптура, рельеф, мелкая пластика, ювелирное искусство. Но особенности природных условий определи ли особенности архитектуры Двуречья: возведение зданий на возвышенных местах, использование менее долговечного материала - сырцового кирпича, простые кубические объемы и т. д. Неразвитость заупокойного культа в Двуречье обусловила отсутствие монументальной пластики крупных форм. Однако статуи божеств и правителей отличаются значительностью. В рельефах Двуречья рождаются темы, связанные с победоносными войнами, деяниями правителей. Получает распространение глиптика - резные цилиндрические печати-амулеты, покрытые тончайшей резьбой.

 

Памятников искусства народов Передней Азии сохранилось меньше, чем в Египте. Войны, пожары, а также непрочные строительные материалы способствовали их разрушению. Однако художественные произведения, созданные в Шумерском и Аккадском государствах, позволяют расценивать их как фундамент культуры Двуречья. Здесь возникла письменность, сформировались типы архитектуры, рельеф, круглая пластика, глиптика и другое.

 

Архитектура Шумера и Аккада

На протяжении конца 4 - начала 3 тысячелетия до и. э. в этих государствах складывается определенная архитектурная традиция.

 

Древнейшие шумерийские города-государства группировались вокруг храмов. Один из них - Белый Храм в У руке (конец 4 тысячелетия до н. э.). Он был вознесен на высокую насыпную платформу и представлял строгое прямоугольное святилище, соединенное с землей длинными боковыми лестницами и пандусами и имевшее открытый внутренний дворик. В глубине находилась статуя божества. В 3 тысячелетии до п. э. возник тип храма - зиккурат, например, огромный зиккурат царя Ур-Намму в Уре. Он напоминал гору; три его мощные террасы вели к небольшому святилищу и соединялись тремя гигантскими лестницами, окрашенными в разные цвета - черный, белый и красный. Храм символизировал единение земных и небесных миров, выраженное в форме египетской пирамиды.

 

С середины 3 тысячелетия до н. э. начали возводить дворцы правители Шумера (так называемый "дворец А" в Кише). Эти дворцы окружались крепостными стенами и возвышались над городом; на вершине парадной лестницы, подобно божеству, появлялся перед народом царь. Росписи внутри дворца украшались перламутровой инкрустацией.

 

Скульптура

Огромной внутренней силой обладают рельефы Двуречья. Излюбленная тема рельефов, печатей-амулетов древнего Шумера - изображение зверя, домашних животных, сцен охоты и скотоводства. Знание облика зверя, передача красоты его движений отличают эти сюжеты. В начале 3 тыс. до н. э. появилось изображение человека - участника торжественных шествий, храмовых церемоний, а с середины 3 тысячелетия до н. э. появляются фантастические сюжеты.

И рельефы, и круглая пластика прославляли власть правителя. Один из самых значительных памятников - Триумфальная "Стела коршунов" (около 2500 г. до н. э.), где была показана победа правителя города Лагама - Эанатума над соседним городом Уммой. На одной из сторон стелы был изображен бог Нингирсу, держащий в руке палицу и сеть с барахтающимися врагами, на другой - воины, воплощение грозной силы.

 

В храмах находились глиняные расписные статуэтки божеств и знатных лиц, возносящих молитвы. Их отличительной чертой были огромные расписные или инкрустированные глаза. Для храмов выполнялись мраморные головы богинь, например, голова богини из У рука (начало 3-го тысячелетия до. н. э.), для которой характерны мягкая моделировка мрамора и инкрустация глаз.

Новые черты обрело искусство Аккада во второй половине 3-го тысячелетия до н. э.: разнообразие композиционных приемов, отказ от ритмической монотонности и другое (стела царя Нарам- Суэиа, около 2300 года до и. э.).

 

Высокого уровня достигло художественное ремесло (ювелирное дело, изготовление посуды, украшений и т. п.), отличающееся многообразием и изысканностью.

 

  Крито-микенская (Эгейская) художественная культура

Своеобразным связующим звеном между Востоком и Древней Грецией явилась культура, которая существовала в 3-2-м тысячелетиях до и. э. на островах и побережьях Эгейского моря. Основными центрами этой культуры были остров Крит, города Троя (на восточном побережье Дарданелл) и Микены (на юге Балканского полуострова).

 

Наибольшего расцвета эгейская культура достигла на Крите в XVIII-XV веках до и. э. Микены в это время находились под влиянием Крита, отсюда название - крито-микенская, или эгейская культура.

 

Одним из древнейших центров эгейской культуры была легендарная Троя. Раскопки, произведенные уже в конце XIX - начале XX века, открыли остатки развитой культуры: крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс. Был обнаружен замурованный в стене так называемый клад Приама - многочисленные золотые и серебряные изделия декоративно-прикладного и ювелирного искусства. События, происходившие в Трое, знаменитая Троянская война послужили основой великого эпоса Гомера - поэм "Илиада" и "Одиссея".

 

В 3-2-м тысячелетиях до н. э. значительным культурным центром стал Крит - богатая держава легендарного царя Миноса. Был возведен Кносский дворец, стены которого украшали фрески (фреска - живопись по сырой штукатурке). Их сюжеты отражали жизнь обитателей дворца, воссоздавали мир религиозных и фантастических образов. Напоминающий по своей планировке дворцы правителей стран Востока, Кносский дворец не был отделен от города крепостной стеной. Даже облик его парадного зала был лишен надменной представительности.

 

Изысканностью, легкостью, богатством фантазии отличается и скульптура - мелкая пластика, дошедшая до нас. Это фигурки животных - коз, быков (бык почитался на Крите, его изображения очень выразительны), а также статуэтки изящных женщин из цветного фаянса и слоновой кости со змеями в руках (вероятно, они олицетворяли богиню растительности, покровительницу всего живого).

 

Особой красотой и тонкостью отличаются керамические вазы разнообразных форм и расцветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской различные орнаменты - геометрические и растительные. Как изящны линии этих ваз, прихотливы формы, как свободна рука художника! Волнистые, колеблющиеся линии подчеркивают текучесть формы, орнамент находится в соответствии с плавными закругленными контурами вазы.

 

Ничего подобного не было в искусстве других стран - древних восточных деспотий. Образы тех произведений отличались статичностью, неподвижностью, окаменелостью. Архитектура, скульптура, живопись Древнего Крита отразили свободу мышления и творческого воображения авторов.

 

Выдающиеся памятники эгейской культуры (период расцвета XVII-XIV веков до и. э.) были найдены в Микенах и Тиринфе - крепостях на территории материковой Греции, древнейших в Европе.

Художественная культура этого региона имела много общего с критской, но и отличалась от нее суровостью и мощью, что наиболее ярко проявилось в монументальной архитектуре. На крутых скалистых холмах возводились дворцы и поселения, впоследствии получившие название "акрополя" (что значит "верхний город"). Здесь все было подчинено задачам обороны от врагов. Из огромных, грубо отесанных камней складывались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м, высота - до 18-20 м. Древним грекам казалось, что эти сооружения могли возвести легендарные одноглазые великаны-циклопы. Ученые назвали эти стены "циклопическими".

 

Представление о подобном дворце дает Акрополь в Тиринфе. В отличие от Кносского дворца-лабиринта в Тиринфе ком дворце все подчинено ясному порядку, симметрии. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами. Центр Акрополя - дворец с большим двором. В композиции дворца главную роль играет прямоугольное в плане помещение с очагом посередине - мегарон, где происходили торжественные собрания мужского населения дворца. К мегарону ведут сени и портик с двумя колоннами, связывающие его с двором. Мегарон впоследствии явился основой для формирования традиционного типа греческого храма.

 

В развалинах дошел до нас Акрополь в Микенах. Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот. Сохранились центральные ворота обширной многоярусной крепости Микен - "Львиные ворота".

 

Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми фризами (фриз - декоративная полоса, расположенная по верху стены). Сюжеты - батальные сцены и сцены охоты, но в них исчезли свобода и непринужденность движений, свойственные живописи Лабиринта на Крите (Фреска из Тиринфа - "Выезд охотниц", XIV в. до н. э.).

 

Гомер назвал Микены "златообильными". В Микенских гробницах было найдено большое количество различных предметов из золота и серебра удивительной по тонкости работы: кубки, вазы, чаши, золотые маски, бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости и т. д. Сами гробницы строились по образцу круглого жилища на Крите. Но в Микенах они более грандиозны, так как являлись не семейными или родовыми усыпальницами, а царскими. Микенская гробница представляет собой каменное сооружение, врытое в землю на склоне холма; к нему ведет траншея-коридор, а само строение покрыто землей. Сложенные из камня стены смыкаются наверху, образуя ложный купол. Такие гробницы в древности получили распространение севернее Греции, во Фракии, а затем в Греко-Боспорском царстве, существовавшем в Крыму, в районе нынешней Керчи.

 

В период Троянской войны (начало XIII в. до н. э.) ранние рабовладельческие государства Эгейского мира пришли в упадок, что облегчило завоевание Балканского полуострова греческими племенами дорийцев, положивших начало новой культуре. Открыта была эгейская культура в конце XIX - начале XX века археологами Г. Шлиманом и А. Эвансом.

Наследие эгейского мира сыграло значительную роль в формировании художественной культуры Древней Греции и Рима.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.024 с.)