Тема№1. Воспитание как социокультурное явление и часть педагогического процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема№1. Воспитание как социокультурное явление и часть педагогического процесса.



Модуль 2. Теория воспитания

Тема№1. Воспитание как социокультурное явление и часть педагогического процесса.

Воспитание как социокультурное явление, его роль и место в формировании личности. Базовые теории воспитания (авторитерное воспитание, идеи гуманистического воспитания, теория свободного воспитания, прагматического и личностно социально-ориентированного воспитания, педоцентрического воспитания, развития природных способностей ребенка и др).

Воспитание как часть педагогического процесса, его роль и место в педагогическом процессе. Особенности процесса воспитания: целенаправленность, многофакторность, непрерывность, комплексность, двусторонность, отдаленность и неодинаковость результатов воспитания.

Структура процесса воспитания, компоненты, их взаимосвязь. Воспитательные системы, основания, компоненты.  

Содержание и цели воспитания. Понятие цели воспитания, её социальная обусловленность. Основные подходы к постановке целей воспитания. Цели и ценности воспитания в зарубежной педагогике. Цели воспитания детей в России. Виды целей и ценностей воспитания. Задачи: умственного, физического, трудового, нравственного, политехнического, эстетического, патриотического, экологического, экономического, правового воспитания.

Содержание воспитания. Подходы к содержанию воспитания (И.С.Марьенко, О.С.Газман, А.В.Иванов, И.А.Колесникова, Н.Е.Щуркова, Ш.А.Амонашвили и др.).

Самоопределение личности в процессе воспитания. Процесс самовоспитания. Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и совершенствованием. Факторы побуждающие личность к самовоспитанию. Организация процесса самовоспитания учащихся. Методы самовоспитания: самоубеждение, самовнушение, самообязательство, самокритика, эмпатия, самоприказ, самопринуждение, самонаказание и др.

Построение жизненного плана самовоспитания личности. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.

 Закономерности воспитания. Принципы воспитания, их характеристика: гуманизация воспитания, опоры на положительное, уважения и требовательности к личности ребенка, личностного подхода, взаимосвязи коллектива и личности в воспитательном процессе, учета возрастных и половых различий, индивидуального подхода, социального закаливания, создания воспитывающей среды, сочетания педагогического руководства с развитием инициативы и самодеятельности, связи воспитания с жизнью, согласованности требований школы, семьи и общественности и др.

 Единство и взаимосвязь принципов воспитания, основные тенденции развития процесса воспитания.

Диагностика уровня воспитанности школьников. Критерии, методы и методики диагностики воспитанности и развития личности.

Тема №2. Коллектив как объект и субъект воспитания личности.

Н.К. Крупская, А.С. Макаренко – основоположники теории детского коллектива. Коллектив как объект и субъект воспитания, инструмент прикосновения к личности ребенка. 

Разработка теории детского коллектива в трудах (А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, И.П.Иванова). Виды детско-юношеских коллективов, их характеристики. Признаки и этапы развития детского коллектива. Методика создания и развития самоуправления в коллективе. Пути формирования детского коллектива: единые требования, самоуправление, система перспективных линий. Традиции коллектива.

 Современные подходы к проблеме взаимодействия коллектива и личности. Коллектив и группа. Особенности сотрудничества взрослых и детей.

 Методика организации коллективной деятельности.

Модуль 2. Теория воспитания

Тема№1. Воспитание как социокультурное явление и часть педагогического процесса.

Воспитание как социокультурное явление, его роль и место в формировании личности. Базовые теории воспитания (авторитерное воспитание, идеи гуманистического воспитания, теория свободного воспитания, прагматического и личностно социально-ориентированного воспитания, педоцентрического воспитания, развития природных способностей ребенка и др).

Воспитание как часть педагогического процесса, его роль и место в педагогическом процессе. Особенности процесса воспитания: целенаправленность, многофакторность, непрерывность, комплексность, двусторонность, отдаленность и неодинаковость результатов воспитания.

Структура процесса воспитания, компоненты, их взаимосвязь. Воспитательные системы, основания, компоненты.  

Содержание и цели воспитания. Понятие цели воспитания, её социальная обусловленность. Основные подходы к постановке целей воспитания. Цели и ценности воспитания в зарубежной педагогике. Цели воспитания детей в России. Виды целей и ценностей воспитания. Задачи: умственного, физического, трудового, нравственного, политехнического, эстетического, патриотического, экологического, экономического, правового воспитания.

Содержание воспитания. Подходы к содержанию воспитания (И.С.Марьенко, О.С.Газман, А.В.Иванов, И.А.Колесникова, Н.Е.Щуркова, Ш.А.Амонашвили и др.).

Самоопределение личности в процессе воспитания. Процесс самовоспитания. Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и совершенствованием. Факторы побуждающие личность к самовоспитанию. Организация процесса самовоспитания учащихся. Методы самовоспитания: самоубеждение, самовнушение, самообязательство, самокритика, эмпатия, самоприказ, самопринуждение, самонаказание и др.

Построение жизненного плана самовоспитания личности. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся.

 Закономерности воспитания. Принципы воспитания, их характеристика: гуманизация воспитания, опоры на положительное, уважения и требовательности к личности ребенка, личностного подхода, взаимосвязи коллектива и личности в воспитательном процессе, учета возрастных и половых различий, индивидуального подхода, социального закаливания, создания воспитывающей среды, сочетания педагогического руководства с развитием инициативы и самодеятельности, связи воспитания с жизнью, согласованности требований школы, семьи и общественности и др.

 Единство и взаимосвязь принципов воспитания, основные тенденции развития процесса воспитания.

Диагностика уровня воспитанности школьников. Критерии, методы и методики диагностики воспитанности и развития личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.007 с.)