Задачи специального дошкольного воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи специального дошкольного воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями



 

  1. Проблемы воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями в семье

Проблема, во многом определяющая все дальнейшее развитие ребенка со сложными и множественными нарушениями, — это проблема принятия его в семье.

Рождение в семье ребенка с явными нарушениями развития — это всегда глубокие переживания для всех членов его семьи. Это долгая и мучительная душевная борьба родителей с самими собой: они должны принять случившееся или отвергнуть. Отвергнуть — это не всегда значит отказаться от ребенка, это означает и внутреннее несогласие с тем, что их ребенок не такой, как другие, неприятие этого. Эта драма принятия или непринятия ребенка всегда происходит в семьях, где на свет появилось дитя с выраженными нарушениями. Но подобные переживания во много раз усугубляются, если ребенок имеет не одно, а два или более выраженных нарушений. Осознание и принятие себя как родителей ребенка с тяжелыми нарушениями — это главная и самая тяжелая проблема таких семей. Эти семьи часто испытывают огромное давление со стороны врачей, советующих оставить больного малыша в Доме ребенка, отказаться от его воспитания, так как, по их мнению, нет надежды достигнуть какого-то ощутимого результата в его развитии. Как правило, такие советы дают врачи, впервые в своей практике встретившиеся с подобным, действительно редким врождённым нарушением у ребенка; они ничего не знают о возможных путях его воспитания и обучения и ничем не могут помочь.

Именно в этот период родителям необходима поддержка специалистов, верящих в возможности помочь ребенку с любыми нарушениями, знакомых с практикой социально-психологической поддержки семьи и методами воспитания, например, слепоглухого ребенка. Еще большую поддержку могут оказать другие родители, уже пережившие подобный стресс и нашедшие в себе силы для правильного воспитания ребенка. Очень важно бывает узнать, что твой случай не единственный и не исключительный, что такие же или почти такие же дети воспитывались и воспитываются в других семьях. Своевременно полученная родителями информация о педагогах, которые знают, как помочь их ребенку, о специальных учебных учреждениях, где он может воспитываться, может существенно улучшить моральное состояние родителей.

Очень полезным бывает организация сопровождения такого ребенка в семье специалистами — патронажной няней, врачом, педагогом или психологом, которые бы занимались с таким ребенком определенное время, освобождая маму или других членов семьи от постоянной заботы о малыше и давая им возможность взглянуть на их собственного ребенка со стороны.

Родители, которые принимают ребенка таким, как он есть, и внимательно следят за его реакциями, радуясь любым его активным и самостоятельным действиям, как правило, добиваются больших успехов. Решающим моментом во всех известных нам случаях успешного развития слепоглухих детей являлось именно чуткое и творческое отношение родителей к ребенку, благодаря чему ребенку удавалось в семье овладеть начальным уровнем навыков и организованного поведения.

К сожалению, специальных служб помощи таким семьям у нас в стране пока не существует и родители часто остаются подолгу в полном неведении о возможностях начального и дальнейшего обучения для своего ребенка.

Между тем многолетний опыт обучения и воспитания одной из самых тяжелых категорий детей со сложным дефектом, слепоглухих, накопленный в мире, позволяет надеяться на благополучное развитие многих из них. Но успешное обучение каждого слепоглухого ребенка — это отдельная история его практически индивидуального обучения. В каждом случае она складывается из описания причин и характера потери зрения и слуха у ребенка, указания о наличии у него дополнительных нарушений, из истории взаимоотношений в семье и рассказа об особенностях обучения в детском саду и школе.        

 

  2. Задачи специального дошкольного воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями

Раннее выявление нарушения зрения и слуха у детей и оказанная психологическая помощь семье ребенка позволяют своевременно начать его воспитание и существенно улучшить перспективы его развития. Задачей специального дошкольного воспитания ребенка со сложными нарушениями должна стать психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка и выстраивание плана индивидуальных консультативных занятий с ребенком для родителей и педагогов любого ближайшего, подходящего по профилю специального дошкольного учебно-воспитательного учреждения. Специалисты должны понимать, что семья не в состоянии справиться самостоятельно с воспитанием ребенка со сложными выраженными и множественными нарушениями развития. Необходимо думать о возможности индивидуального и группового воспитания такого ребенка в условиях специального дошкольного учреждения. Занимаясь с таким ребенком несколько часов в день, специалист не только способствует его всестороннему развитию, но временно снимает тяжесть повседневных забот о ребенке часто с совершенно измученных родителей.

Чуткость к состоянию ребенка, полисенсорная стимуляция при постоянном контроле за ее интенсивностью, стимуляция малейших проявлений самостоятельной активности ребенка являются принципами индивидуальных коррекционных занятий с ним.

Опыт психолого-педагогической работы в семьях, воспитывающих слепоглухих или слепых детей с глубоким отставанием в психическом развитии, показывает, что специалист должен не только непосредственно заниматься с ребенком, но и регулярно беседовать со всеми членами его семьи, помогать подбирать им подходящие для ребенка игрушки, консультировать по поводу обращения к другим специалистам и врачам, организовывать встречи с другими родителями и т. д.

В тяжелых ситуациях неприятия собственного ребенка специальный педагог как бы становится посредником между отчаявшимися родителями и их малышом, создавая то жизненное пространство, в котором может происходить его развитие. В подобных тяжелых случаях необходима психотерапевтическая работа со всеми окружающими ребенка взрослыми и детьми. Тяжесть проблемы столь огромна, что с ней можно справиться в семье, только прилагая совместные усилия, помогая друг другу.

Одним из главных направлений педагогической работы с ребенком раннего возраста становится развитие его эмоционального контакта со взрослым и стимуляция его собственных активных движений.

Как правило, у недоношенных детей, длительно пребывавших в отделении интенсивной терапии, чувство прикосновения грубо повреждено и нуждается в восстановлении Мать, разлучавшаяся с недоношенным или больным ребенком на длительное время, также может испытывать трудности ухода за ним дома. Многие дети с врожденными сложными дефектами прошли реанимацию, тяжелое лечение и операции под общим наркозом. С рождения они часто получали курсы интенсивной физиотерапии и инъекций лекарств, болезненный массаж. Перенесенные заболевания ушей, операции глаз, попытки раннего слухопротезирования также не могли не оставить в их памяти тяжелого следа. Болезненные ощущения могут преследовать их долгое время, накладывая тяжелый отпечаток на все контакты с окружающим миром.

Опыт воспитания слепоглухих детей напоминает нам, как велика роль телесного контакта с матерью для развития любого ребенка. Именно такой контакт создает у ребенка чувство безопасности и защищенности.

Способность матери уловить малейшие признаки желаний ребенка и помочь в их осуществлении оказывает самое большое влияние на его развитие. Очень хорошо, если родители знают закономерности развития здоровых детей и стремятся следовать тем же этапам в воспитании больного ребенка: его развитие происходит так же, но каждый этап значительно растянут во времени и требует применения специальных усилий.

Чувство прикосновения — это первое, на что обращает внимание специалист, наблюдая за контактами матери и ребенка. Удобная для матери и комфортная для ребенка поза при его кормлении (даже искусственном) — важное условие для формирования эмоционального контакта между ребенком и матерью. Уже на втором месяце жизни у здорового ребенка возникает оживленная реакция на лицо матери. Дефектность зрения или нарушение движений иногда делают невозможным полноценный зрительный или мимический контакт, но всегда остается возможность телесного или осязательного контакта. Ребенок может чувствовать тепло рук матери, запах молока. Очень важно, чтобы и мать и ребенок были в это время спокойны и расслабленны. Мама не должна расстраиваться, что малыш мало и плохо сосал — ребенок со сложным врожденным нарушением развития имеет право отставать в весе от ровесников. Если нервничает мать во время кормления, то обязательно плохо и ребенку. Поэтому так важно помочь ей сохранять душевное равновесие в такие важные моменты первого общения.

Очень часто дети с врожденными нарушениями выглядят пассивными, равнодушными, никак не реагируют на происходящее вокруг них или их реакция связана только с их собственным внутренним состоянием. Важно попытаться преодолеть эту пассивность. Лаская малыша, спокойно лежащего на коленях, мама особенно внимательно должна отнестись к тем своим действиям, которые особенно приятны ребенку, и повторять их снова и снова. Можно не только целовать и гладить ребенка, но дуть на его лицо и рот, осторожно тянуть за ручки и ножки, растирать пальчики, щекотать. Замечательно, если ребенок начинает привыкать к этим действиям и, замирая, ждать их или, не ощущая их, выражать плачем свое недовольство.

Хорошо, если ребенок успокаивается при укачивании на руках и плачет, когда его кладут в кроватку. Ношение ребенка на руках — часто единственная возможность для него ощутить чувство защищенности и комфорта, почувствовать всем телом тело взрослого, приспособиться к его движениям. Для больного ребенка особенно полезно и даже показано укачивание на руках, считается даже, что это может предотвратить внезапную смерть новорожденного.

Ношение ребенка на руках, укачивание, поглаживание и целование необыкновенно показаны каждому младенцу со сложными нарушениями. Другим известным способом доставить младенцу удовольствие является теплая ванна. Это не только необходимое средство ухода за младенцем, но и верный способ его успокоить. Ощущение тепла, яркие блики света на воде и стенах, приятные запахи — все это привлекает внимание ребенка. Купание также очень хорошая возможность для развития движений малыша. После купания вполне естественны занятия, развивающие чувство прикосновения, дающие ребенку возможность ощущать собственное тело.

В ходе занятий родителям следует обращать внимание на: 1) состояние ребенка в данный момент с тем, чтобы, если нужно, перестроить в соответствии с ним план занятий; 2) ритм действий самого ребенка с тем, чтобы приспосабливать к нему темп собственных действий; 3) чередование собственных интенсивных, стимулирующих действий с наблюдением за свободным поведением ребенка; 4) физическое и эмоциональное состояние ребенка (усталость или излишнее возбуждение) с тем, чтобы своевременно прекратить интенсивное воздействие. Мягкий переход от поглаживания к более резким воздействиям — пощипыванию, пошлепыванию — должен осуществляться именно матерью, поскольку при этом снижается вероятность испуга.

Очень важно, чтобы малыш развивался моторно с возможно меньшим отставанием. Здоровый ребенок очень подвижен и постоянно сам меняет положение своего тела. За ребенка со сложным врожденным нарушением это должен делать взрослый. Нужно приподнимать его за ручки, учить опираться ногами, подталкивать его для переворотов. Необходимо следить, чтобы ребенок не находился в одной позе длительное время, менять его положение в кроватке или на руках по отношению к источнику света или звуков. Учить ребенка переползать по телу взрослого, перелезать через препятствия, сидеть с поддержкой на разной поверхности, на коленях взрослого в разных позах.

Велико значение световой и звуковой стимуляции для развития ребенка. Прислушиваясь к звукам, которые произносит сам ребенок, необходимо повторять их как можно более точно. Делая так, взрослый фиксирует внимание ребенка на этих звуках, стимулирует малыша к ведению своебразного диалога с помощью вокализаций. Опыт обучения глухих и слепоглухих детей учит использовать и развивать вибрационную чувствительность детей — умение слушать звуки всем телом или рукой, положенной на горло (щеку или рот) поющего или говорящего взрослого.

Важно помнить, что ребенку могут быть полезны всевозможные игры (пусть он ползет на свет фонарика, тянется к нему, смотрит на яркие куски ткани, которые взрослый надевает и снимает с головы, смотрит, как то вспыхивает, то гаснет настольная лампа и т. д.). Для стимуляции хватания нужно подбирать яркие и блестящие предметы, приятные на ощупь, проводить ими около глаз ребенка, по его телу, вкладывать в его руку и удерживать, чтобы потом выпустить и уронить. Вызывать у малыша желание постучать предметом по разным поверхностям, бросить его на пол или в металлическую коробку, чтобы услышать характерный шум. Если не учить малыша действовать с предметами, у него может зафиксироваться интерес только к движениям собственной руки перед глазами, который перейдет вскоре в стереотипные движения, повторяющиеся без конца. Если только подобные повторяющиеся движения появились, нужно пробовать повторять их за ребенком, постепенно модифицируя и наполняя предметным смыслом (надевать на раскачивающуюся ручку браслеты и кольца из разного материала, разного размера и веса, привязывать к ней ленточки и звучащие при движении предметы). Открывать и закрывать двери, дверцы шкафов, коробки и кастрюли, выдвигать ящики комода и разбрасывать лежащие там предметы — это те первые действия, которые должен освоить каждый ребенок, активно познающий мир. Нужно лишь вовремя научить его не только разбрасывать, но и    собирать упавшие предметы, ставить коробки и кастрюли на место и т. д.

Предметами, с которыми обязательно должен научиться правильно действовать ребенок, являются обычные ложка и чашка. Как и все здоровые дети, ребенок со сложным нарушением по возможности должен научиться есть самостоятельно с ложки и пить из чашки.

Очень важно, чтобы ребенок научился ползать и ползал свободно по полу квартиры, осваивая ее нижнее пространство. Плохо видящие дети иногда предпочитают ползать задом наперед, подставляя навстречу новым препятствиям ступни ног.

Обычно ребенок со сложным нарушением развития научается ходить с заметным отставанием от здоровых детей. Если у малыша нет двигательных нарушений, взрослым не следует проявлять излишнюю осторожность и недоверие к возможностям ребенка. Его нужно учить ходить, как только он начал хорошо стоять с поддержкой. Хорошим способом помочь ему может стать совместное хождение: взрослый, стоя сзади ребенка, ставит его ступни на свои и держит малыша за ручки. Ребенок может учиться ходить, двигая какой-то предмет перед собой, держась за платье матери или за веревочку.

Начиная ходить самостоятельно, ребенок учиться осваивать «верхние этажи» окружающего его пространства. Нужно только, чтобы родители обеспечили организованное пространство и безопасность окружающих предметов. В этот период возможно проведение специальных игр-занятий на развитие движений. Эти игры должны приносить ребенку радость, способствовать развитию его эмоционального контакта со взрослым. Можно бегать с ребенком по комнате, держа его за руку или держась за концы веревочки; учить перелезать через препятствия на полу и подлезать под протянутой низко ленточкой; ползать на свет фонарика под составленными в ряд стульями или в специальном туннеле; с помощью взрослого залезать и спрыгивать со стула; прыгать на пружинном матрасе или диване; съезжать с наклонной горки и залезать на нее; качаться на качелях; залезать на плечи взрослого и кататься; играть с водой, наливая и переливая ее в разные сосуды и т. п.

Развитие эмоционального контакта в подвижных играх с родителями делает более полноценным участие ребенка в бытовых действиях, выполняемых по режиму. Специалист должен помочь родителям осознать важность строгой очередности повседневных бытовых действий ребенка, выполняемых совместно со взрослым, осваивая которые ребенок должен обучаться навыкам самообслуживания.

Самостоятельное передвижение по дому и освоение действий с предметами создает предпосылки для успешного познавательного развития ребенка. Организация взрослым интересных и привлекательных для ребенка совместных действий способствует развитию его общения. В развитии средств общения ребенка необходимо использовать любые известные средства (крики, лепетные устные слова, указательный и изображающие жесты, действия с предметом, собственно предметы и их графические изображения, звуковую и письменную речь). Необходимо добиваться возникновения у ребенка желания быть рядом с близким и просить его помощи в осуществлении своих стремлений. Например, нужно, чтобы ребенок хотел иметь в руках любимую игрушку, просил ее достать криком, жестом, направленным на нее или ее изображение; жестом, обозначающим действие с этой игрушкой; чтобы он хотел совершать с помощью взрослого желаемое действие и подсказывал его: например, просил есть, указывая на свой рот, или подпрыгивая на месте, таким образом просил его прыгать вместе с ним и т. д.

Даже максимально ограниченная сенсорная сфера слепоглухого ребенка создает условия для его психического развития. При сохранных познавательных возможностях и правильном отношении родителей, слепоглухой ребенок способен к определенному спонтанному развитию. Показателем такого успешного развития является появление общения между ребенком и его близкими с помощью естественных жестов. Однако усвоение словесной речи возможно только при специальном обучении.

В развитии слепоглухого ребенка дошкольного возраста на ведущее место выступает формирование первых средств общения — жестов. Благодаря взрослому, ребенок постепенно усваивает очередность повседневных бытовых ситуаций (утренний туалет, завтрак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечерний туалет и подготовка ко сну и т. п.). Предмет или жест, изображающий действие с предметом, могут стать сигналом каждой такой значимой для ребенка бытовой ситуации. Самостоятельное освоение слепоглухим ребенком сначала отдельных действий, а затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой или игровой ситуации позволяет сделать естественный жест знаком определенного отдельного предмета и действия с ним. Все это подготавливает замену естественного жеста условным знаком: жестом языка глухих, дактильным или устным словом, а затем и письменной фразой (написанной большими буквами или рельефно-точечным шрифтом Брайля).

Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеет для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, рисование и игра. Именно эти виды деятельности позволяют контролировать адекватность представлений ребенка об окружающем, с их помощью происходит обобщение значения первых слов детей, когда одним названием можно обозначить реальный предмет и его изображение, реальный предмет и предмет, замещающий его в игре.

Однако слепоглухой или слепой ребенок часто ограничен или даже лишен возможности самостоятельно наблюдать и подражать действиям взрослого. Его обучение идет через организацию совместного со взрослым действия с предметом (взрослый действует руками ребенка или руки ребенка «следят» за действиями взрослого), которое постепенно превращается сначала в разделенное со взрослым (когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его), а потом и полностью самостоятельное действие. Но научив ребенка действовать самостоятельно, необходимо попытаться организовать его самостоятельное наблюдение за занятиями окружающих людей. Для этого ребенка учат спокойно наблюдать руками за тем, как его близкие едят, пьют, одеваются и т. д. Благодаря этим наблюдениям ребенок получает первые представления о действиях других людей, формируются условия для подражания, необходимого для полноценного социального развития человека. Расширяется и обобщается значение жеста и слова, обозначающих не только конкретную чашку для питья самого ребенка, но и других чашек, из которых пьют мама и папа, гости и т. д. Организуя наблюдение ребенка за повседневными действиями окружающих, мы расширяем его собственный опыт и представления о занятиях других людей. Например, прежде чем приступить к обучению слепоглухого ребенка чтению и письму, у него надо сформировать «установку на чтение» — его учат, не мешая действиям других людей, наблюдать их. Поэтому так важно, прежде чем показывать ребенку действия с сюжетными игрушками — куклами, научить его «видеть» реальные действия других людей.

Из наблюдений за развитием игры у детей со сложными сенсорными нарушениями известно, что сюжетные игрушки сначала выступают у них как реальные предметы. Слепоглухой или слепой ребенок пытается сам улечься в кукольную кроватку или попить из маленькой чашечки после того, как действия с этими игрушками были продемонстрированы взрослым с помощью куклы. С помощью игрушек — уменьшенных копий реальных бытовых предметов происходит дальнейшее обобщение предметных действий с ними, своеобразное моделирование реальных бытовых ситуаций. В дошкольном возрасте кукла, как правило, не осознается такими детьми как копия человека, но ее вполне можно использовать как модель для совершенствования навыков правильного одевания различных частей одежды, застегивания и расстегивания застежек, причесывания, для изображения с ее помощью действий реальных людей и т. д.

Ребенок не может развиваться как личность, не овладев предметным миром, не научившись самостоятельно ориентироваться во времени и в окружающем пространстве, не владея навыками самообслуживания. В обучении детей со сложными нарушениями этот период может занять и дошкольный и школьный возраст ребенка. Овладение письмом и чтением часто занимает весь школьный период развития такого ребенка.

Однако решение только познавательных задач в развитии ребенка чрезвычайно ограничивает и даже мешает личностному развитию ребенка. В случаях сложного сенсорного нарушения особенно велика вероятность ущербного иждивенческого и эгоистического развития личности ребенка. Такое развитие личности можно объяснить рядом причин.

Во-первых, это причины, обусловленные собственно сложным нарушением, которое приводит к разной степени изолированности ребенка от внешнего мира. Такая изоляция неизбежно ведет к вторичным нарушениям развития — слабости и искаженности эмоциональных и социальных связей с широким миром людей. Она проявляется иногда в затянувшемся на всю жизнь эгоцентризме, когда больной ребенок превращается в центр изолированного от других собственного внутреннего мира. К этой группе причин относится и чрезвычайно большая зависимость такого ребенка от повседневной помощи других людей, невозможность своевременного формирования всех необходимых бытовых навыков (приготовления пищи, умения делать покупки, самостоятельно пользоваться транспортом и т.д.). Это может привести к развитию пассивной и даже иждивенческой жизненной позиции, создать почву для развития эгоизма, отторжения от интересов других людей, выделения собственных интересов и нужд как главных не только для самого слепоглухого, но и для его окружения.

Вторая группа причин связана с отношением к нему окружающих людей. Как правило, окружающие слепоглухого ребенка близкие люди, осознавая его тяжелые нарушения, могут проявлять излишнюю тревогу и жалость. Очень часто родители достаточно долго ориентируются только на возможность излечения ребенка, не допуская даже мысли о том, что нужно приспособиться к имеющимся условиям существования. Требования к ребенку могут резко снизиться, а оценка успешности его действий стать излишне высокой или даже неадекватной. Может создаться ситуация гиперопеки, когда ребенок становится центром существования семьи и интересы всех других ее членов отодвигаются на второй план, считаются незначительными. Возможным результатом становится завышенная самооценка ребенка, стремление уйти от любых трудностей, а не преодолевать их.

К третьей группе причин можно отнести проблемы, связанные с практикой обучения и воспитания, при которой на протяжении всего дошкольного и школьного обучения ребенок остается его       объектом. Его учат и воспитывают, а не он сам учится и воспитывается. В особых условиях специального дошкольного и школьного учреждения, где ребенок постоянно находится среди таких же детей, как он сам, у него не возникает потребности осознать свои нарушения. Специальные исследования показали, что большинство глухих и слепоглухих детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста не осознают свою глухоту или зрительные нарушения. Поэтому так полезно воспитывать больных детей дошкольного возраста вместе со здоровыми, это помогает и тем и другим осознать особенности своих зрительных, слуховых или двигательных возможностей и уважительно относиться друг к другу.

Все вышесказанное относится прежде всего к случаям сложных нарушений без резкого снижения познавательных возможностей у таких детей. Но среди них достаточно часто встречаются дети со сниженными интеллектуальными возможностями. Например, дети, ставшие слепоглухими в результате внутриутробной инфекции, глубокой недоношенности или других причин, могут иметь серьезные поражения головного мозга, которые проявляются в их двигательной недостаточности или серьезном нарушении психического развития. Опыт обучения и воспитания детей со множественными нарушениями в школах для слепоглухих показал, что во всех случаях можно добиться определенного прогресса в их развитии. Но обучение большинства детей с выраженной умственной отсталостью продвигалось очень медленно и характеризовалось крайней косностью формирования всех навыков и трудностью переноса их в новые условия, пассивностью и безынициативностью этих детей в общении. В тяжелых случаях требовалось не менее трех лет обучения для того, чтобы у ребенка удалось добиться более или менее стойкого закрепления полученных бытовых навыков.

По-разному развиваются и средства общения у этих детей. Они могут остаться на таком уровне требования к взрослому, который мы определяли как «непосредственный показ», когда слепоглухой ребенок просто тянет за руку взрослого по направлению к интересующему его предмету. Другие могут общаться с помощью собственно предметов, связанных с желаемой ситуацией, показывая их взрослому. Ряд детей используют в общении естественные жесты и отдельные дактильные буквы и слова. Многие из них нуждаются в постоянном контроле и сопровождении со стороны взрослых до конца своей жизни.

Особой и пока малоизученной проблемой является обучение слепоглухих детей с выраженными двигательными нарушениями. Двигательные нарушения часто делают невозможным развитие самостоятельного передвижения ребенка и привычных средств общения — жестов и дактилологии. В США и странах Западной Европы таких детей пытаются обучать речи с помощью специально оборудованных компьютеров. Например, для слабовидящего глухого ребенка с детским церебральным параличом оборудуется специальная приставка к персональному компьютеру, которая позволяет ему писать буквы на дисплее, используя определенные сохранные движения мышц. В более тяжелых случаях, когда нарушенным является не только слух, зрение и двигательная сфера, но и интеллектуальное развитие ребенка, используются так называемые «коммуникативные доски», на которых наклеены копии реальных предметов или их простые изображения, и ребенок может любым доступным ему движением показать взрослому, что он хочет.

Опыт обучения слепоглухих детей и детей с множественными нарушениями убеждает нас, что нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения. Помогая этим детям даже немного продвинуться в развитии, мы способствуем их большей самостоятельности, а значит, и приобретению большей уверенности в своих возможностях.

Дети со сложным нарушением развития, представляющие по своим сенсорным, двигательным и интеллектуальным возможностям разнородную группу, не менее других детей с проблемами развития нуждаются в специальном обучении и воспитании, и соответствующие учреждения должны занять свое место в системе дошкольного специального обучения. При этом, безусловно, должен быть учтен опыт обучения слепоглухих детей, накопленный в нашей стране.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.147 (0.032 с.)