Особенности воспитательного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности воспитательного процесса.



План

1. Воспитание как социокультурное явление,

2. Воспитание как часть педагогического процесса,

3. Отличие воспитания от обучения, взаимосвязь процессов,

4. Особенности воспитания как процесса.

5.  Базовые теории воспитания, основные идеи.

1. Воспитание -  социокультурное явление.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Воспитание как социальное явление - сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему, осуществляемый всеми социальными институтами:

- Общественными организациями, средствами массовой информации и культуры,

- Семьей, церковью,

- Общественными организациями разного уровня и направленности.

В связи с этим обеспечивается движение общества, взаимодействие поколений, преемственность в овладении культурными ценностями цивилизации.

Но воспитание как процесс передачи накопленного опыта подрастающему поколению не является исключительной характеристикой человека, животные тоже передают опыт. Но только для человека характерно наличие культуры духовности.

В истории педагогической мысли сложилось несколько точек зрения на происхождение воспитания и разные подходы к его рассмотрению как социально-педагогического явления:

- Эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, А.Эспинас) признают ведущую роль биологического фактора в воспитании,

- Психологическая теория (П.Монро) – признает психологические факторы как ведущие,

- Социально-классовая теория (К.Маркс, Ф.Энгельс. В.И.Ленин) – ориентируют на соотнесение сущности воспитания с социально-классовой структурой общества, коммунистической идеологией,

- Цивилизационный подход (Г.Б.Корнетов) – рассматривает воспитание в контексте развития человеческой культуры, цивилизации в целом.

- Культурно-антропологический подход (К.Д.Ушинский, Б.М. Бим-Бад, В.П. Зинченко) – признает человека главным субъектом воспитания, выступающего потребителем и носителем культуры. Следовательно, успешное решение задач воспитания – важнейшее условие и основа развития человеческой культуры.

Воспитание является важнейшим явлением духовной жизни общества. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается. В зависимости от типа культуры (первобытнообщинной, античной, средневековой, нововременной, современной) изменяются цели воспитания, его содержание, формы и методы, но неизменно предметом воспитания всегда рассматривается человек, испытывающий воспитательное воздействие.

В науке выделяют три аспекта понятия «воспитание»:

1. Социальное (социокультурное) развитие человека,

2. Процесс, интегрирующий все воспитательные влияния (как теоретическая модель),

3. Конкретная деятельность воспитателя.

Между культурой и воспитанием сложная двусторонняя связь. Возникнув вместе с человеком, культура включала в себя и воспитание. Воспитание став элементом культуры, приобретает свойства культуры. 

С развитием государственности, разделением общества на классы, воспитание все больше дистанцировалось от культуры, становясь важным идеологическим средством. Это было характерно и для советской педагогики.

Современная педагогика пытается вернуть воспитание в контекст культуры (Е.В.Бондаревская).  Тем более, что существующая ситуация развития ребенка все больше приобретает черты антикультуры. Среди особенностей социально-педагогической ситуации выделяют:

- Стремительное изменение условий жизни,

- Непредсказуемость этих явлений,

- Повышенный прагматизм в ожиданиях учащихся и их родителей, агрессивность окружающей среды и др.

Рассматривая воспитание, в контексте культуры Н.Е.Щуркова выделяет три его слагаемые:

- Освоение культуры,

- Усвоение ценностей культуры,

- Присвоение (введение в личностную структуру) культуры.

Освоение – это накопление системы знаний об окружающем мире, когда назначение, функции, содержание, сущность, свойства множества объектов познаются ребенком.

Усвоить – значит овладеть культурными умениями и навыками, необходимыми для жизни в данной культуре.

Присвоение ценностей культуры означает – введение их в личностную структуру, создание собственной иерархии ценностных для всей жизни объектов.

В социально-культурном аспектевоспитание рассматривается как – специально-организованный процесс социокультурной идентификации (отождествления) человека

- через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений,

- регулирующих его социальное поведение в рамках определенной культуры.

Основными характеристиками человека культуры, по мнению Е.В.Бондаревской, являются:

- Свобода,

- Гуманность,

- Духовность,

- Творческость,

- Адаптивность личности.

 

2. Воспитание как часть педагогического процесса

  Воспитание как педагогический процесс – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников, направленная на развитие и формирование качеств личности в соответствии с принятыми на данном этапе исторического развития идеалами и ценностями.

  Обучение - один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом  процесса выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка.

Воспитание способствует - социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это ключевой, основной элемент социализации,

- воспитание дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей и норм.

Процесс социализации может быть:

- стихийным или целенаправленным.

  Стихийное знакомство и присвоение ребенком социальных норм происходит когда:

- ребенок играет со сверстниками во дворе, смотрит телевизор, видео, самостоятельно читает книги, смотрит журналы.

Процесс целенаправленного влияния на ребенка (или взрослого) с целью освоения им социальных норм, который происходит в семье и в школе, - называется воспитанием.

Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Процесс воспитания – этопроцесс целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, в результате которого осуществляется становление ее индивидуальных способностей, склонностей и интересов.

Процесс воспитания включает в себя: самовоспитание и перевоспитание. Его логика строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания.

Самовоспитание -    процесс целенаправленной социализации. Это сознательная целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и самосовершенствованию личности.  

  Перевоспитание – это перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов:

- целей, задач, содержания, форм, методов и средств, достигнутых результатов, деятельности воспитателя и деятельности воспитанника.

3. Специфика воспитания. Отличие воспитания от обучения.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов - обучения и воспитания.

1. Бытует мнение, что воспитание как отдельный элемент педагогической работы учителя не нужен. При этом обычно ссылаются на то, что государство перестало проводить ярко выраженную политику в области воспитания молодого поколения.

Следовательно, и в школе воспитание - ненужная работа, которая не дает развиваться индивидуальности ребенка.

Конечно, учитель, организуя воспитание,

- создает определенные рамки, в которых деятельность учащихся приветствуется им и поддерживается;

-тем самым тормозится развитие тех сторон индивидуальности ученика, которые имеют негативную направленность.

 Учитель в ходе процесса воспитания целенаправленно развивает социально-ориентированные элементы индивидуальности ребенка.

Развитие в России новых экономических механизмов предъявляет к каждому человеку более жесткие требования и в отношении уровня образованности, и в отношении умения "вписаться" в окружающую среду, умения общаться с окружающими, т.е. к тому, что мы называем воспитанием.

2. Другая группа педагогов утверждают, что:

- воспитание необходимо, но оно уже заложено в обучении (поскольку обучение носит воспитательный характер) и,

- следовательно, специально организовывать его нет никакой необходимости. По их мнению, ни в какой особой воспитательной работе, кроме обучения, школа не нуждается.

- Методика преподавания, методика подачи учебного предмета не всегда могут заключать в себе воспитательные задачи.

- в некоторых случаях воспитательная область - область чистого воспитания - совершенно отдельная сфера деятельности педагога,

- она имеет свои задачи и логику, которые являются сравнительно независимыми от задач и логики обучения.

Обучение строится:

- ориентируясь в основном на освоение учащимися основ различных наук.

Воспитание связано:

- с освоением ребенком тех норм поведения, которые сложились в обществе,

- с формированием личностных черт и качеств человека.

Можно наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенные знания и умения, но не хватает воспитанности (страдает культура отношения к людям, не выработаны общественные мотивы поведения и т.д.).

Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать материалом по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности или подворовывать мелкие вещи одноклассников.

О бученность и воспитанность - далеко не одно и то же.

Обучение и воспитание имеют ряд общих черт.

- воспитание, так или иначе, включает в себя элементы обучения.

- взрослый, прежде чем требовать от ребенка освоения норм поведения, рассказывает о них и о необходимости их придерживаться, т. е. он передает ребенку знания о данных нормах.

- учитель помогает ребенку накопить индивидуальный опыт управления своим поведением и проигрывает одну и ту же ситуацию несколько раз, он помогает ученику выработать навыки поведения.

- в обоих случаях мы имеем дело с обучением, в ходе которого идет освоение ребенком модели поведения в данной ситуации.

- стиль общения и методы организации обучения заключают в себе большой воспитательный потенциал.

- обучение - важнейшая форма организации совместной деятельности учащихся и их общения с педагогами и друг с другом

- помогает раскрывать нормы и правила наиболее продуктивного нравственного поведения.

- если они умело организуются, учителя имеют возможность оказывать воспитательное влияние на школьников,

- учат соотносить свои действия и поступки с требованиями классного коллектива,

- закаляют их волевые качества.

 - много общего у обучения и воспитания образуется в подходах к организации педагогического процесса:

- в системе как учебной, так и воспитательной работы широко используются методы объяснения, контроля и т. д.

В процессе воспитания выделяют несколько составляющих элементов, которые осуществляет учитель:

а) формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;

б) овладение учащимися знаний о личностных качествах;

в) формирование умений, навыков и привычек поведения.

Эти этапы осуществимы:

- только при включении учащихся в различные виды и формы активной деятельности.

 Для решения задач на каждом из этих этапов, педагог:

- организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него учащихся.

- только включив учащихся в деятельность, учитель может добиться успешного решения задач, стоящих на данных этапах.

Таким образом:  Образование включает задачи воспитания (в самом общем виде):

 – изменения потребностно-ценностной сферы личности),

- обучения (изменения норм деятельности) и

- развития (изменения способностей).

План

1. Воспитание как социокультурное явление,

2. Воспитание как часть педагогического процесса,

3. Отличие воспитания от обучения, взаимосвязь процессов,

4. Особенности воспитания как процесса.

5.  Базовые теории воспитания, основные идеи.

1. Воспитание -  социокультурное явление.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Воспитание как социальное явление - сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему, осуществляемый всеми социальными институтами:

- Общественными организациями, средствами массовой информации и культуры,

- Семьей, церковью,

- Общественными организациями разного уровня и направленности.

В связи с этим обеспечивается движение общества, взаимодействие поколений, преемственность в овладении культурными ценностями цивилизации.

Но воспитание как процесс передачи накопленного опыта подрастающему поколению не является исключительной характеристикой человека, животные тоже передают опыт. Но только для человека характерно наличие культуры духовности.

В истории педагогической мысли сложилось несколько точек зрения на происхождение воспитания и разные подходы к его рассмотрению как социально-педагогического явления:

- Эволюционно-биологическая теория (Ш. Летурно, А.Эспинас) признают ведущую роль биологического фактора в воспитании,

- Психологическая теория (П.Монро) – признает психологические факторы как ведущие,

- Социально-классовая теория (К.Маркс, Ф.Энгельс. В.И.Ленин) – ориентируют на соотнесение сущности воспитания с социально-классовой структурой общества, коммунистической идеологией,

- Цивилизационный подход (Г.Б.Корнетов) – рассматривает воспитание в контексте развития человеческой культуры, цивилизации в целом.

- Культурно-антропологический подход (К.Д.Ушинский, Б.М. Бим-Бад, В.П. Зинченко) – признает человека главным субъектом воспитания, выступающего потребителем и носителем культуры. Следовательно, успешное решение задач воспитания – важнейшее условие и основа развития человеческой культуры.

Воспитание является важнейшим явлением духовной жизни общества. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается. В зависимости от типа культуры (первобытнообщинной, античной, средневековой, нововременной, современной) изменяются цели воспитания, его содержание, формы и методы, но неизменно предметом воспитания всегда рассматривается человек, испытывающий воспитательное воздействие.

В науке выделяют три аспекта понятия «воспитание»:

1. Социальное (социокультурное) развитие человека,

2. Процесс, интегрирующий все воспитательные влияния (как теоретическая модель),

3. Конкретная деятельность воспитателя.

Между культурой и воспитанием сложная двусторонняя связь. Возникнув вместе с человеком, культура включала в себя и воспитание. Воспитание став элементом культуры, приобретает свойства культуры. 

С развитием государственности, разделением общества на классы, воспитание все больше дистанцировалось от культуры, становясь важным идеологическим средством. Это было характерно и для советской педагогики.

Современная педагогика пытается вернуть воспитание в контекст культуры (Е.В.Бондаревская).  Тем более, что существующая ситуация развития ребенка все больше приобретает черты антикультуры. Среди особенностей социально-педагогической ситуации выделяют:

- Стремительное изменение условий жизни,

- Непредсказуемость этих явлений,

- Повышенный прагматизм в ожиданиях учащихся и их родителей, агрессивность окружающей среды и др.

Рассматривая воспитание, в контексте культуры Н.Е.Щуркова выделяет три его слагаемые:

- Освоение культуры,

- Усвоение ценностей культуры,

- Присвоение (введение в личностную структуру) культуры.

Освоение – это накопление системы знаний об окружающем мире, когда назначение, функции, содержание, сущность, свойства множества объектов познаются ребенком.

Усвоить – значит овладеть культурными умениями и навыками, необходимыми для жизни в данной культуре.

Присвоение ценностей культуры означает – введение их в личностную структуру, создание собственной иерархии ценностных для всей жизни объектов.

В социально-культурном аспектевоспитание рассматривается как – специально-организованный процесс социокультурной идентификации (отождествления) человека

- через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений,

- регулирующих его социальное поведение в рамках определенной культуры.

Основными характеристиками человека культуры, по мнению Е.В.Бондаревской, являются:

- Свобода,

- Гуманность,

- Духовность,

- Творческость,

- Адаптивность личности.

 

2. Воспитание как часть педагогического процесса

  Воспитание как педагогический процесс – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников, направленная на развитие и формирование качеств личности в соответствии с принятыми на данном этапе исторического развития идеалами и ценностями.

  Обучение - один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом  процесса выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процессы целенаправленного влияния на ребенка.

Воспитание способствует - социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это ключевой, основной элемент социализации,

- воспитание дает возможность ребенку быстрее освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей и норм.

Процесс социализации может быть:

- стихийным или целенаправленным.

  Стихийное знакомство и присвоение ребенком социальных норм происходит когда:

- ребенок играет со сверстниками во дворе, смотрит телевизор, видео, самостоятельно читает книги, смотрит журналы.

Процесс целенаправленного влияния на ребенка (или взрослого) с целью освоения им социальных норм, который происходит в семье и в школе, - называется воспитанием.

Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Процесс воспитания – этопроцесс целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, в результате которого осуществляется становление ее индивидуальных способностей, склонностей и интересов.

Процесс воспитания включает в себя: самовоспитание и перевоспитание. Его логика строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания.

Самовоспитание -    процесс целенаправленной социализации. Это сознательная целенаправленная, самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и самосовершенствованию личности.  

  Перевоспитание – это перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов:

- целей, задач, содержания, форм, методов и средств, достигнутых результатов, деятельности воспитателя и деятельности воспитанника.

3. Специфика воспитания. Отличие воспитания от обучения.

Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов - обучения и воспитания.

1. Бытует мнение, что воспитание как отдельный элемент педагогической работы учителя не нужен. При этом обычно ссылаются на то, что государство перестало проводить ярко выраженную политику в области воспитания молодого поколения.

Следовательно, и в школе воспитание - ненужная работа, которая не дает развиваться индивидуальности ребенка.

Конечно, учитель, организуя воспитание,

- создает определенные рамки, в которых деятельность учащихся приветствуется им и поддерживается;

-тем самым тормозится развитие тех сторон индивидуальности ученика, которые имеют негативную направленность.

 Учитель в ходе процесса воспитания целенаправленно развивает социально-ориентированные элементы индивидуальности ребенка.

Развитие в России новых экономических механизмов предъявляет к каждому человеку более жесткие требования и в отношении уровня образованности, и в отношении умения "вписаться" в окружающую среду, умения общаться с окружающими, т.е. к тому, что мы называем воспитанием.

2. Другая группа педагогов утверждают, что:

- воспитание необходимо, но оно уже заложено в обучении (поскольку обучение носит воспитательный характер) и,

- следовательно, специально организовывать его нет никакой необходимости. По их мнению, ни в какой особой воспитательной работе, кроме обучения, школа не нуждается.

- Методика преподавания, методика подачи учебного предмета не всегда могут заключать в себе воспитательные задачи.

- в некоторых случаях воспитательная область - область чистого воспитания - совершенно отдельная сфера деятельности педагога,

- она имеет свои задачи и логику, которые являются сравнительно независимыми от задач и логики обучения.

Обучение строится:

- ориентируясь в основном на освоение учащимися основ различных наук.

Воспитание связано:

- с освоением ребенком тех норм поведения, которые сложились в обществе,

- с формированием личностных черт и качеств человека.

Можно наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенные знания и умения, но не хватает воспитанности (страдает культура отношения к людям, не выработаны общественные мотивы поведения и т.д.).

Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать материалом по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности или подворовывать мелкие вещи одноклассников.

О бученность и воспитанность - далеко не одно и то же.

Обучение и воспитание имеют ряд общих черт.

- воспитание, так или иначе, включает в себя элементы обучения.

- взрослый, прежде чем требовать от ребенка освоения норм поведения, рассказывает о них и о необходимости их придерживаться, т. е. он передает ребенку знания о данных нормах.

- учитель помогает ребенку накопить индивидуальный опыт управления своим поведением и проигрывает одну и ту же ситуацию несколько раз, он помогает ученику выработать навыки поведения.

- в обоих случаях мы имеем дело с обучением, в ходе которого идет освоение ребенком модели поведения в данной ситуации.

- стиль общения и методы организации обучения заключают в себе большой воспитательный потенциал.

- обучение - важнейшая форма организации совместной деятельности учащихся и их общения с педагогами и друг с другом

- помогает раскрывать нормы и правила наиболее продуктивного нравственного поведения.

- если они умело организуются, учителя имеют возможность оказывать воспитательное влияние на школьников,

- учат соотносить свои действия и поступки с требованиями классного коллектива,

- закаляют их волевые качества.

 - много общего у обучения и воспитания образуется в подходах к организации педагогического процесса:

- в системе как учебной, так и воспитательной работы широко используются методы объяснения, контроля и т. д.

В процессе воспитания выделяют несколько составляющих элементов, которые осуществляет учитель:

а) формирование у учащихся потребности в выработке того или иного качества;

б) овладение учащимися знаний о личностных качествах;

в) формирование умений, навыков и привычек поведения.

Эти этапы осуществимы:

- только при включении учащихся в различные виды и формы активной деятельности.

 Для решения задач на каждом из этих этапов, педагог:

- организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него учащихся.

- только включив учащихся в деятельность, учитель может добиться успешного решения задач, стоящих на данных этапах.

Таким образом:  Образование включает задачи воспитания (в самом общем виде):

 – изменения потребностно-ценностной сферы личности),

- обучения (изменения норм деятельности) и

- развития (изменения способностей).

Особенности воспитательного процесса.

Воспитание - есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей:

- воспитание - процесс целенаправленный. Основным ориентиром воспитания служит общественная направленность. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания или модель, к которой он стремится.

Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику, и он соглашается с ней, принимает ее.

- процесс воспитания - процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.

  Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния учителя и объективных условий, тем успешнее идет воспитание.

- огромную роль в воспитании играет личность педагога: его педагогические умения, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры. Это говорит о том, что воспитание, как и педагогическая деятельность, в целом является искусством.

- воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, результаты процесса обучения.

   Даже при четкой организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя.

- особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность. Воспитание  - это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы оно ярким ни было, не способно сильно повлиять на поведение ученика. Для этого необходима система регулярных педагогических воздействий.

  Если же процесс воспитания нерегулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось. При этом педагог не может углублять и развивать свое влияние, вырабатывать новые устойчивые привычки.

- воспитание – это системный процесс – включает в себя взаимосвязанные компоненты: цели, задачи, содержание, методы, средства и результаты, а также деятельность педагога и деятельность воспитанников. Взаимосвязаны эти виды деятельности общением, сотрудничеством и взаимодействием.

(изобразить схему, «Воспитание как системный процесс », выделить компоненты и показать их взаимосвязь)

5 Базовые теории воспитания

(дополнительный материал к практическому занятию)

1.Теория авторитарного воспитания. Авторитарное воспитание –  воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле. Ребенок рассматривается как объект воспитания.

· подавляется инициатива и самостоятельность детей

· препятствует развитию их активности, индивидуальности.

·  В результате пассивность, безответственность

· слепое подчинение старшему



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.167 (0.166 с.)