Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи (по Р.Е.Левиной) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Нарушение языковых средств общения (компонентов речи): — фонетическое недоразвитие (ФН); нарушение произношения фонем родного языка при их сохранном различении; — фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), т. е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произнесения фонем; — общее недоразвитие речи (ОНР), которое объединяет сложные речевые расстройства в тех случаях, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой ее сторонам. 2. Нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект): — заикание, т. е. нарушение темпо-ритмической организации речи. При заикании в ряде случаев наблюдаются проявление речевого негативизма и другие особенности речевого поведения при выраженных нарушениях коммуникации. В данной классификации нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловленные у детей недостаточной сформированностью фонематических и морфологических обобщений в устной речи, ограничением речевой практики, нарушением языковой способности в целом. На основе психолого-педагогической классификации и цикла исследований речевого и психического развития детей с разными видами речевой патологии была разработана научно обоснованная теория коррекционного обучения детей с нарушениями речи и программное обеспечение (Р. Е. Левина, А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Фи- личева, Г. В. Чиркина и др.). Психолого-педагогическая классификация открыла широкие возможности для внедрения в логопедическую практику научно обоснованных фронтальных методов коррекционного воздействия на нарушенную речь и другие психические функции детей дошкольного и школьного возраста. С точки зрения психолого-педагогической классификации наиболее значимым является вопрос о том, какие именно компоненты речевой системы затронуты, недоразвиты или нарушены. Придерживаясь этого подхода, логопед имеет возможность четко представить направление коррекционного обучения для каждой категории дефектов: при общем недоразвитии речи, при фонетико-фоне- матическом недоразвитии, при недостатках произношения звуков.
Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи взаимно дополняют друг друга и широко используются в логопедии, так как дают возможность четко представить симптоматику каждой аномалии речевого развития ребенка и охарактеризовать нарушенные компоненты речевой деятельности ребенка. Особое значение для дошкольной логопедии приобретает проблема ранней логопедической помощи детям на основе всестороннего изучения признаков отклоняющегося речевого развития и выявления летей группы риска по речевой патологии. Следует подчеркнуть, что логопедический аспект ранней диагностики и ранней помощи является частью общей медико-педагогической проблемы предупреждения нарушений психоречевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Конечной целью реабилитации ребенка с отклонением речевого развития является полноценная подготовка к интеграции в общеобразовательную среду. Решение этой важной в социальном аспекте задачи прямым образом связано с проблемой квалифицированного и повсеместного выявления и обследования детей с ранними признаками речевой недостаточности и адресного оказания им соответствующей логопедической помощи. Рекомендуемая литература 1. Логопедия. Учебник для студ. ВУЗов. М., 2007. 2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.,Чевелева Н. А. Основы логопедии. М., 1989. 3. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых на- гушений/Под ред. Г. В. Чиркиной. М., 2010. 4. Ф и л и ч е в а Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М., 2000. 5. Методическое наследие. Книги 1—5. М., 2007. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение понятию «нарушение речи». 2. Что относится к «нарушениям устной речи»? 3. Что относится к «нарушениям письменной речи»? 4. Охарактеризуйте психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений. 5. Раскройте понятие фонетического недоразвития. 6. Охарактеризуйте фонетико-фонематическое недоразвитие. 7. Что понимается под общим недоразвитием речи? 8. Что такое заикание? 9. Охарактеризуйте клинико-педагогическую классификацию нарушений речи.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.006 с.) |