Психолого-педагогическая классификация нарушений речи (по Р.Е.Левиной) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи (по Р.Е.Левиной)



 

 

1. Нарушение языковых средств общения (компонентов речи):

— фонетическое недоразвитие (ФН); нарушение произношения фонем родного языка при их сохранном различении;

— фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), т. е. наруше­ние процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов вос­приятия и произнесения фонем;

— общее недоразвитие речи (ОНР), которое объединяет сложные речевые расстройства в тех случаях, когда у детей нарушено формиро­вание всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой ее сторонам.

2. Нарушения в применении языковых средств общения в речевой дея­тельности (коммуникативный аспект):

— заикание, т. е. нарушение темпо-ритмической организации речи. При заикании в ряде случаев наблюдаются проявление речевого негативизма и другие особенности речевого поведения при выражен­ных нарушениях коммуникации.

В данной классификации нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления ФФН и/или ОНР, обусловленные у де­тей недостаточной сформированностью фонематических и морфоло­гических обобщений в устной речи, ограничением речевой практики, нарушением языковой способности в целом.

На основе психолого-педагогической классификации и цикла ис­следований речевого и психического развития детей с разными вида­ми речевой патологии была разработана научно обоснованная теория коррекционного обучения детей с нарушениями речи и программное обеспечение (Р. Е. Левина, А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Фи- личева, Г. В. Чиркина и др.).

Психолого-педагогическая классификация открыла широкие воз­можности для внедрения в логопедическую практику научно обосно­ванных фронтальных методов коррекционного воздействия на нару­шенную речь и другие психические функции детей дошкольного и школьного возраста. С точки зрения психолого-педагогической клас­сификации наиболее значимым является вопрос о том, какие именно компоненты речевой системы затронуты, недоразвиты или наруше­ны. Придерживаясь этого подхода, логопед имеет возможность четко представить направление коррекционного обучения для каждой кате­гории дефектов: при общем недоразвитии речи, при фонетико-фоне- матическом недоразвитии, при недостатках произношения звуков.

Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классифи­кации нарушений речи взаимно дополняют друг друга и широко ис­пользуются в логопедии, так как дают возможность четко представить симптоматику каждой аномалии речевого развития ребенка и охарак­теризовать нарушенные компоненты речевой деятельности ребенка.

Особое значение для дошкольной логопедии приобретает пробле­ма ранней логопедической помощи детям на основе всестороннего изучения признаков отклоняющегося речевого развития и выявления летей группы риска по речевой патологии. Следует подчеркнуть, что логопедический аспект ранней диагностики и ранней помощи являет­ся частью общей медико-педагогической проблемы предупреждения нарушений психоречевого развития детей с ограниченными возмож­ностями здоровья (ОВЗ).

Конечной целью реабилитации ребенка с отклонением речевого развития является полноценная подготовка к интеграции в общеобра­зовательную среду. Решение этой важной в социальном аспекте зада­чи прямым образом связано с проблемой квалифицированного и по­всеместного выявления и обследования детей с ранними признаками речевой недостаточности и адресного оказания им соответствующей логопедической помощи.

Рекомендуемая литература

1. Логопедия. Учебник для студ. ВУЗов. М., 2007.

2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.,Чевелева Н. А. Основы логопе­дии. М., 1989.

3. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых на- гушений/Под ред. Г. В. Чиркиной. М., 2010.

4. Ф и л и ч е в а Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М., 2000.

5. Методическое наследие. Книги 1—5. М., 2007.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятию «нарушение речи».

2. Что относится к «нарушениям устной речи»?

3. Что относится к «нарушениям письменной речи»?

4. Охарактеризуйте психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений.

5. Раскройте понятие фонетического недоразвития.

6. Охарактеризуйте фонетико-фонематическое недоразвитие.

7. Что понимается под общим недоразвитием речи?

8. Что такое заикание?

9. Охарактеризуйте клинико-педагогическую классификацию нарушений речи.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.006 с.)