Становление и развитие Российской прокуратуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление и развитие Российской прокуратуры



Прокуратура всегда рассматривалась и использовалась как инструмент укрепления режима законности, как необходимое средство развития общественных отношений в Российском государстве.

В 2022 г. 12 января Российской прокуратуре исполнится 300 лет. Какова же история становления и развития прокуратуры?

Основы Российской прокуратуры заложены Петром 1 в Указах от 12 и 18 января 1722 г. В данных указах предусматривалось создание прокуратур при Сенате, коллегиях и надзорных судах (гофгерихтах). 11 мая этого же года император распорядился образовать прокуратуру и при Святейшем Правительственном Синоде.

Основная цель учреждения прокуратуры – осуществление гласного надзора за соблюдением законности в деятельности органов государственной власти Империи. Данное положение отчетливо было прописано в Указе Петра 1 от 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора «генерал-прокурор как «око государево» и «стряпчий о делах государственных» должен осуществлять надзор за законностью деятельности Сената. Кроме того, он наделялся и правом законодательной инициативы. Ему подчинялся обер -прокурор, прокуроры коллегий Сената и провинций. Осуществляли прокуроры и надзор за законностью в деятельности и др. государственных органов, например вели наблюдение за интересами казны, осуществляли надзор за арестантскими делами, местами содержания заключенных под стажей. Для этой цели они были наделены правом опротестования незаконных решений государственных органов и внесением предложений по устранению нарушений законов. Однако деление прокурорского надзора имело в этот период особенности, он делился на 2 ветви: прокуроры Сената и Синода, которые были равноправны и подчинялись только власти, В свою очередь нижестоящие прокуратуры – центральных органов власти 10 коллегий 6 надворных судов подчинялись Генерал-прокурору Сената, обер-прокурору Синода починялся только Монастырский Указ. Особенность и в назначении на должность прокуроров. Прокуроров назначал как Петр 1, так и Правительствующий Сенат. Первый генерал-прокурор и обер-прокуроры были назначены Петром1 – Ягужинский П.И. был первым генерал-прокурором, назначен Петром 1, а его преемник Барятинский был назначен Сенатом. Как видим, прокуратура создавалась как единый централизованный надзорный орган. После смерти Петра 1 прокуратура фактически бездействовала.

Была восстановлена лишь при Елизавете указом императрицы от 22 декабря 1741 г., и была наделена теми же полномочиями, что и при Петре 1. Дополнительно прокуратура была наделена функцией надзора за губернскими и уездными органами власти, в том числе и за судами – проверяли соответствие принимаемых судами решений закону, в обязанность входило охранять интересы в судах «немощных» (несовершеннолетних, глухонемых и др.), а также предупреждение нарушений законов, принятие мер к пресечению нарушений, опротестование законных актов. В 1802 г. Было создано Министерство Юстиции, Министр стал одновременно занимать должность генерал – прокурора, а губернские прокуроры и стряпчие стали входить в состав органов юстиции на местах.

В 1862 г. Государственный Совет принял «Основные положения о прокуратуре», в котором были определены основные положения о прокуратуре. полномочия, организация: Закреплены принципы независимости, несменяемости, подчиненность нижестоящих – вышестоящим. Генерал – прокурор и губернские прокуроры назначались Указом Императора, а нижестоящие Генерал-прокурором.

В связи с реформой процессуального законодательства созданием самостоятельной судебной системы, авторами судебных уставов предпринимается попытка преобразовать прокуратуру из органов надзора в орган судебного обвинения, ввести ее в состав судебных органов, при судах. Что и было сделано, были введены при Министерствах судебные палаты, введены должности товарищей прокурора. На них возлагалась дача заключений в судах, надзор за предварительным следствием, но они небыли подконтрольны судам, прокуроры выступали участниками процесса, имели право опротестования в апелляционном и кассационном порядке, осуществляли надзор за местами отбытия наказания по приговору суда.

В период с 1917 по 1922 г. Прокуратура в России не функционировала, была упразднена Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 г. «О суде».

Воссоздана она была 28 мая 1922 г., на III сессии ВЦИК было утверждено «Положение о прокурорском надзоре». Организационно Прокуратура входила в состав Народного комиссариата юстиции. Возглавлял ее Прокурор республики, который одновременно был народным комиссаром юстиции. Назначение, перемещение и отстранение от должности прокурора в соответствии с Положением производилось прокурором республики. На прокуратуру возлагалось осуществлять постоянно надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и граждан, опротестование незаконных постановлений и распоряжений, возбуждение уголовного преследования, наблюдение за органами производящими расследование, поддержание гособвинения, наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражу.

24 июня 1929 г. принято Положение О «Верховном суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР. Прокурор Верховного Суда СССР руководил деятельностью прокуроров и возглавлял прокурорский надзор. В республиках прокурор работал автономно в соответствии с принятыми Положениями, строилась работа прокуратур на местах на основе централизации, подчинении нижестоящих прокуроров прокурорам республик.

17 декабря 1933 г. приято Положение о Прокуратуре СССР и она была выведена из состава Верховного Суда СССР и стала самостоятельным органом. В республиках оставалась в составе республиканских народных комиссариатах республик.

20 июля 1936 г. Прокуратура была централизована в единый гос. орган. И выведена из состава комиссариатов юстиции, передана в состав Прокуратуры России.

Конституцией СССР от 5 декабря 1936 г. на Генпрокуратуру СССР был возложен высший надзор. Стала независимым централизованным органом.

24 мая 1955 г. принято Положение о прокурорском надзоре. Возложен был на прокуратуру высший государственный контроль за законностью в СССР: обязанность опротестовывать всякое незаконное решение.

Конституцией СССР 1977 г. закреплены задачи и цели прокуратуры, ее организационная система, определен порядок назначения на должность прокурора.

В настоящее время правовые основы организации закреплены в Конституции России ст. 129, Федеральным Законом о Прокуратуре Российской Федерации, др. федеральными законами, международными актами, Указами Президента, правовыми актами Генерального прокурора (Приказами, распоряжениями).

 Из сказанного можно сделать вывод, что становление прокуратуры в России можно выделить шесть периодов развития:

 

· 1722 -1762 г.г. период возникновения прокурорского надзора

· 1762 -1811 г.г. период развития прокурорского надзора при формировании разделения властей

· 1811-1855 – период развития прокуратуры в системе исполнительной власти

· 1855-1917 г. г.период правовых реформ - тенденция вовлечения прокуратуры в состав органов судебной власти

· 1917 – 1991 г.г.-Советский период

· 13 января 1992 г. – Российский этап развития прокуратуры

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.2. 1. Сущность,цели и задачи.

Под прокуратурой понимают государственный орган, осуществляющий надзор, или уполномоченное на это должностное лицо (прокурор). Понятие прокурор пришло из Римского права, от латинского слова «procuratio (procure)» - «попечение, управление, заведование». «Procurator» – заведующий, управляющий; представитель, уполномоченный».

Прокурорский надзор – это специфический, самостоятельный вид деятельности государственных федеральных органов прокуратуры, которая осуществляется от имени государства - России. Важность этого положения в том, что прокурор, осуществляет надзор представляет и осуществляет общественные интересы не от имени отдельных органов самоуправления, субъектов РФ или иной представительной, исполнительной или судебной власти, в совокупности объединяемых общей системой государства, а от имени государства – Российской Федерации.

Специфичность Прокурорского надзора, как вида, государственной

деятельности, заключается в том, что он не относится к деятельности какой-то одной ветви власти, но имеет признаки каждой из них.

Принимает участие при рассмотрении проектов и проводит проверку проектов законодательных актов на соответствие Конституции и Федеральных Конституционных Законов (ФКЗ) РФ, вносит предложения по их корректировке, а также обладает законодательной инициативой – может вносить предложения по проекту законов.

Проводит проверку соответствия деятельности органов власти, местного самоуправления Конституции РФ, ФКЗ РФ, ФЗ РФ. Привлекает к ответственности за нарушения.

Проводит проверку законности вынесенных судом решений, приговоров, вносит представления на их несоответствие, как законодательству, так и установленным обстоятельствам в вышестоящие суды, вносит предложения об отмене, изменении либо направлении на новое рассмотрение.

Целями прокурорского надзора являются обеспечение:

- верховенство закона;

-единство и укрепления законности;

-защиты прав и свобод человека и гражданина;

-защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

       Достижение этих целей обеспечивается путем решения следующих задач.

       Задачи прокурорского надзора многочисленны, они существенно различаются по содержанию, средствам их решения, кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Задачи могут быть разделены на виды: общие, специальные и частные.

       Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституций РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а также др. нормативными актами УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, Кодексом об административном судопроизводстве, АПК РФ и др. ФЗ РФ и заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:

- закрепленных в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ общественного и государственного строя;

-политических, трудовых, жилищных и др. личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ;

-прав охраняемых законом интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.

       задачи (частные) стоят перед определенными отраслями прокурорского надзора:

-обеспечение законности издаваемых нормативных актов;

-точного исполнения законов органами власти, предприятиями и организациями, независимо от форм собственности.

Решение общих и специальных задач осуществляется в процессе прокурорского надзора путем применения правовых средств, при их применении прокурор ставит и решает конкретные задачи, которые получили название частные задачи, они различаются в зависимости от отрасли (направления) прокурорского надзора и от вида применяемого правового средства.

Например, истребование правовых актов для их проверки на соответствие закону, истребование полной информации о нарушении конкретного закона.

Например, при получении информации (заявлений) о задержке выплаты заработной платы на предприятии, прокурор может истребовать информацию по данному факту как у предприятия, так и у налоговых органов, пенсионного фонда.

Методика прокурорского надзора – это совокупность и приемов научно- обоснованных и апробированных на практике методов применения правовых средств.

       Выделяют виды методик: общую и частную.

       Общая методика прокурорского надзора- это совокупность научно- обоснованных и апробированных на практике методов, приемов и технических средств, направленных на эффективное применение полномочий прокурора в целях установления проверки нарушений законов и принятия мер к их устранению.

       Частная методика прокурорского надзора характеризуется использованием прокурором имеющихся возможностей к конкретным сферам правовых отношений, в которых допускаются правонарушения требующих прокурорского реагирования и деятельность прокурора по восстановлению нарушенной законности.

       Предмет прокурорского надзора как вида государственной деятельности – сфера общественных отношений, на регулирование которых направлена деятельность прокурора.

       Предметом же учебной дисциплины является деятельность прокуратуры и основы ее организации.

       Объект прокурорского надзора - предприятия, учреждения, организации и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.

       Отрасль прокурорского надзора – это определяемый предметом надзора участок надзорной деятельности прокуратуры.

       Выделяются следующие отрасли прокурорского надзора:

- исполнение законов (общий надзор);

-за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

-за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

-за исполнением законов администрациями и учреждениями, исполняющих наказания и, назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

-за исполнением законов судебными приставами.

       Прокурорские правоотношения – отношения между прокурорами и другими субъектами правоотношений, возникающих в процессе осуществления прокурорами возложенных на них функций, полномочий и применения правовых средств их реализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.025 с.)