Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Найди в предложении сказуемое
№
| Предложение
| Проверка
| Комментарий
| 1
| Сердце так и стучит.
| Стучит
| Простое глагольное сказуемое (ПГС)
| 2
| Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке.
| Записал
| Простое глагольное сказуемое (ПГС)
| 3
| Жребий брошен!
| Брошен
| Выражено кратким причастием
| 4
| Она жаворонок.
| Жаворонок
| Выражено существительным
| 5
| Курить – здоровью вредить.
| Вредить
| Выражено инфинитивом
| 6
| Я взял себя в руки.
| Взял себя в руки
| Фразеологизм
| 7
| Лицо его холодно и строго.
| Холодно, строго
| Однородное сказуемое, выраженное краткими прилагательными
| 8
| Ночь стала глуше.
| Стала глуше
| Составное именное сказуемое (СИС). Глагол-связка стать +именная часть.
| 9
| Она была нелегкой.
| Была нелегкой
| Составное именное сказуемое (СИС). Глагол-связка быть +именная часть.
| 10
| Он мастер на все руки.
| Мастер на все руки
| Фразеологизм
| 11
| Дрова мои, наверное, были хороши.
| Были хороши
| Составное именное сказуемое (СИС). Глагол-связка быть +именная часть.
| 12
| Звонок – он прыгать от радости
| Прыгать
| Сказуемое, выраженное инфинитивом.
| 13
| Руки начали слегка дрожать.
| Начали дрожать
| СГС (вспомогательный глагол со значением начала + инфинитив)
| 14
| Музыкант стал играть.
| Стал играть
| Составное именное сказуемое (СИС). Глагол-связка стать +именная часть.
| 15
| Нам всегда было холодно
| Было холодно
| Составное именное сказуемое (СИС). Глагол-связка быть +именная часть.
| 16
| Жизнь в окружении только самолетов, компьютеров, автомобилей станет невыносимой.
| Станет невыносимой
| Составное именное сказуемое (СИС). Глагол-связка стать +именная часть.
| 17
| Я к вам теперь часто буду ездить.
| Буду ездить
| Составное глагольное сказуемое (СГС) (глагол-связка – быть)
| 18
| Тогда я не упускал ее из виду.
| Не упускал из виду
| Составное именное сказуемое (СИС). Без второй части сказуемого теряется смысловое единство.
| 19
| Он был здесь вчера
| Был
| Простое глагольное сказуемое. Глагол в значении «присутствовать, находиться»
| 20
| Он был умным
| Был умным
| СИС. (глагол-связка + именная часть)
| 21
| Мы начали смеяться
| Начали смеяться
| СГС (значение начала)
| 22
| Он боялся идти к врачам
| Боялся идти
| СГС (модальный глагол –отношение к действию)
| 23
| Дед посоветовал нам не ходить на Змеиную гору.
| Посоветовал
| Действия разных лиц
| 24
| Учитель попросил ребят пересесть.
| Попросил
| Действия разных лиц (учитель попросил, а пересаживаются ребята)
| 25
| Старуха ушла хлопотать об отъезде.
| Ушла
| Обстоятельство цели. Ушла (с какой целью?) хлопотать
| 26
| Доктор запретил им курить.
| Запретил
| Действия разных лиц (курить относится к другому человеку)
| 27
| Не надо было шевелиться.
| Не надо было шевелиться
| Составное глагольное сказуемое (надо+инфинитив)
| 28
| Потом познакомимся поближе, а сейчас идем.
| Познакомимся, идем
| Однородные сказуемые в односоставном предложении.
| 29
| Слуга приходил звать нас к обеду.
| Приходил
| Обстоятельство цели. Приходил (зачем?) звать
| 30
| Долго не раздумывая, я поехал в Орехово-Зуево покупать собаку.
| Поехал
| Обстоятельство цели. Поехал (с какой целью?) покупать
| 31
| Утром все были готовы.
| Были готовы
| Составное именное сказуемое (СИС). Глагол-связка быть +именная часть.
| 32
| Слова только мешают понимать друг друга.
| Мешают
| Глагол «понимать» относится к другому субъекту.
| 33
| Если температура хотя бы чуть-чуть выше абсолютного нуля, атомы металла постепенно перемещаются.
| Выше, перемещаются
| В предложении две основы. В первой основе сказуемое выражено сравнительным прилагательным, во второй – глаголом.
|
Блок 3. Основа
Найди и выдели основу предложения
Глава I
№
| Предложение
| Проверка
| Комментарий
| 1
| Было тихое летнее утро.
| Было утро
| Одиночное подлежащее с простым сказуемым
| 2
| На картине мне нравились два ангелочка внизу.
| Нравились два ангелочка
| Подлежащее – числ+сущ в Р.П.
| 3
| Большинство его рассказов были скучны.
| Большинство рассказов скучны
| Большинство+Р.П.
| 4
| Плавать я тогда еще не умел.
| Плавать я не умел
| СГС (значение склонности к действию)
| 5
| Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба.
| Чувство оказалось сильнее, важнее
| СИС (глагол-связка+именная часть)
| 6
| Ты у нас, мама, молодец!
| Ты молодец
| Обращение «мама» не входит в основу. Сказуемое выражено сущ.
| 7
| Только вид у него виноватый.
| Вид виноватый
| Сказуемое выражено прилагательным.
| 8
| За обедом и ужином я всегда просил вторую порцию.
| Я просил
| Простое глагольное сказуемое
| 9
| На Кольку вдруг напала страсть лепить.
| Напала страсть
| «Лепить» не входит в сказуемое, т.к. можно задать вопрос какая? («страсть» какая? лепить) Определение.
| 10
| Мне прислали роль сегодня утром.
| Прислали
| Не выражен субъект, производящий действие.
| 11
| Фольклор и литература – два вида словесного искусства.
| Фольклор и литература – два вида
| Однородные подлежащие + нетипичное сказуемое
| 12
| О господи, помоги мне одолеть себя самого.
| Помоги
| Обращение «о, господи» не входит в основу.
| 13
| И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека.
| Птица испугалась, отлетает, обиделась
| Однородные сказуемые
| 14
| С обрывистого берега Колька прыгнул в воду и поплыл, размашисто выбрасывая руки.
| Колька прыгнул, поплыл
| Однородные сказуемые
| 15
| Вздрогнул парень и бултыхнулся лицом в ручеек.
| Парень вздрогнул, бултыхнулся
| Однородные сказуемые
| 16
| Из недавно проснувшихся долин тянуло ветром.
| Тянуло
| Нет лица, производящего действие.
| 17
| Летним утром тепло.
| Тепло
| Нет производящего действие.
| 18
| После утомительной дороги войти в тихий старенький домик было приятно.
| Войти было приятно
| Нет производящего действие.
| 19
| Дядя, а у вас есть сухарик
| Есть сухарик
| Обращение «дядя» не может являться членом предложения
| 20
| Теперь давай ямку копать
| Давай копать
| Не выражен субъект, производящий действие.
| 21
| Кажется, именно так его и звали.
| Звали
| Без подлежащего (нет И.П.)
| 22
| В борьбе за выживание порой не выбирают средства.
| Не выбирают
| Без подлежащего (нет И.П.)
| 23
| Мне жалко ее стало.
| Жалко стало
| СГС, без подлежащего (нет И.П.)
| 24
| Надо поспеть за ней, ничего не упустить в её чародействе.
| Надо поспеть, не упустить
| Односоставное предложение с однородными сказуемыми.
| 25
| Летом в густой зелени трудно высмотреть подходящее дерево.
| Трудно высмотреть
| Составное глагольное сказуемое
| 26
| Всегда был по душе ему этот старинный город.
| Город был по душе
| В роли сказуемого выступает фразеологизм.
| 27
| А можно мне съесть этот последний кусочек?
| Можно съесть
| СГС (можно + инфинитив)
| 28
| Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта.
| Публика собралась
| Обстоятельство цели. Собралась (зачем?) слушать
| 29
| Непогода заставила туристов вернуться в лагерь.
| Непогода заставила
| Действия разных лиц
| 30
| Нет могилы Павлика, нет могилы Толи Симакова.
| Нет, нет
| Односоставное предложение без субъектов
| 31
| Отец отправил меня погостить к своей сестре.
| Отец отправил
| Обстоятельство цели отправил (зачем?)
| 32
| Бывает, собака-щенок, играя с бумажкой, привязанной за ниточку, вдруг что-то заметит, может быть, даже разгадает секрет игры и глазами, как будто освещенными настоящим светом разума, заглянет в глаза человеку.
| Собака заметит, разгадает, заглянет.
| В сочетании с подлежащим используется приложение «щенок» (собака…а кто именно?)
| 33
| Славен и свят Байкал другим – своей чудесной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества.
| Славен и свят Байкал
| Предложение, осложненное многочисленными второстепенными членами
| 34
| В феврале 1837 года М.Ю. Лермонтов был арестован и заключен под стражу.
| Лермонтов М.Ю. был арестован и заключен.
| Однородные сказуемые
|
Глава II.
35
| На полотне царит радостное оживление: спешит куда-то дружная компания ребят, дети увлечены зимними забавами.
| Царит оживление, компания спешит, дети увлечены
| 3 основы
| 36
| Есть те, которые празднуют испокон веков, и есть появившиеся совсем недавно.
| Есть те, которые празднуют, есть появившиеся.
| В предложении три основы, во второй основе подлежащее – союзное слово, третья основа - СГС
| 37
| Этот день напоминает людям о том, что могущество страны – в единстве народа.
| День напоминает, могущество – в единстве.
| Во второй основе опущена часть сказуемого (заключается в единстве народа)
| 38
| Когда Александру Пушкину исполнилось одиннадцать лет, в его семье было принято решение отдать мальчика в учебное заведение.
| Исполнилось одиннадцать лет, решение принято.
| 2 основа – простое глагольное сказуемое, т.к. действия исходят от разных лиц
| 39
| И когда я впервые взял в руку его карандаш, а самого учителя не было в классе, и сияло окно, распахнутое в майский день, и ветка цветущей сирени виднелась в раскрытом окне, мне даже некогда было думать.
| Я взял, не было, сияло окно, ветка виднелась, некогда было думать
| Сложное предложение с 5 основами.
| 40
| Никто не спрашивал, что она кушает, когда ложится спать.
| Никто не спрашивал, она кушает, ложится спать
| 3 основы
| 41
| Я молча пошел следом за ним, чтобы лучше запомнить, где начинается небо.
| Я пошел, запомнить, начинается небо
| 3 основы
| 42
| Волохова, которая переживет поэта на сорок пять лет, не исчезнет из его жизни в одночасье.
| Волохова не исчезнет, которая переживет.
| Во второй основе подлежащее – союзное слово
| 43
| Она с жадностью расспрашивала Алика про то, как это было, как уводили Колю
| Она расспрашивала, это было, уводили Колю
| 3 основы
| 44
| Лес притаился – веточка не шелохнется в прибрежном ольшанике, что растет по обе стороны Святого ручья, лишь дятел отбивает весеннюю дробь на дальней сушине, да неугомонно, почти не переставая, воркует в кроне огромной сосны вяхирь.
| Лес притаился, веточка не шелохнется, что растет, дятел отбивает дробь, воркует вяхирь
| Сложное предложение (5 основ) 3 – в роли подлежащего союзное слово «что», 4 – отбивает дробь (фразеологизм)
| 45
| Он слишком толстый, неловкий, неуклюжий, а Лиза худющая, злая, ей все нипочем, она ничего не боится
| Он толстый, неловкий, неуклюжий, Лиза худющая, злая, все нипочем, она не боится
| 4 основы
| 46
| Вы подумайте: если даже сын или брат нигде еще не работал, если прямо из десятого класса ушел, все равно о нем будет написано.
| Вы подумайте; сын, брат не работал; ушел, будет написано
| 4 основы
| 47
| Мой напарник первый раз пристально глянул на меня - и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению и к снисходительности.
| Напарник глянул, я заметил, что готова
| 3 основы
| 48
| Иван Пущин, его друг, впоследствии признавал, что Пушкин во многом опередил своих товарищей: знал то, о чем они даже не слышали.
| Иван Пущин признавал, Пушкин опередил, знал, они не слышали
| 4 основы
| 49
| Поступок Данко – это подвиг самопожертвования во имя счастья людей, а совершая подвиг, люди руководствуются сердцем, а не разумом.
| Поступок – подвиг, люди руководствуются
| Первая основа выражена существительными
| 50
| Земля для кометы, разлетевшейся на множество ледяных кусков стала своего рода раскаленной сковородкой, взорвавшей лед.
| Земля стала сковородкой
| В основе предложения составное именное сказуемое
|
Блок 4. Задания из теста
Верно ли определена основа?
№
| Предложение
| + /-
| Комментарий
| 1
| Море грозно гудело под обрывами, выделяясь из всех шумов этой ночи.
| +
| Основа с одиночным подлежащим и простым глагольным сказуемым
| 2
| Одиннадцать женщин, не побоявшись лишений, отправились в Сибирь вслед за своими мужьями.
| +
| Подлежащее состоит из словосочетания (числ+сущ в Р.П.)
| 3
| Первой на такой шаг решилась Екатерина Трубецкая.
| +
| Как имя, так и фамилия будут подлежащим.
| 4
| Житель деревни Федосеево Яков Александров первым взялся за изготовление этих игрушек.
| -
| В случаях «имя нарицательное + имя собственное одушевленное» подлежащим будет имя собственное. Имя нариц. – приложение.
| 5
| В нелегкую дорогу Екатерина Трубецкая отправилась с Марией Волконской.
| -
| В состав подлежащего должно входить и имя.
| 6
| Первое отличие человека от животного определил ученый-физиолог И.П. Павлов.
| -
| В случаях «имя нарицательное + имя собственное» подлежащим будет имя собственное. Имя нариц. – приложение.
| 7
| Подвиг сильных женщин стал знаком того, что человеческий дух не сломить
| -
| Бытийный глагол «стать» является глаголом-связкой.
| 8
| Высокие, долетающие до нас, волны грохотали, как пушечные выстрелы, и рушились на берег.
| -
| «Рушились» также входит в основу, т.к. однородное сказуемое.
| 9
| Минойцев в египетских рукописях называют «народом с моря».
| +
| Лицо, выполняющее действие, в этом предложении скрыто.
| 10
| На берегу острова обнаружили глиняную посуду
| -
| «Посуду» является дополнением.
| 11
| Еще в 17 веке русские купцы переняли обычаи у азиатских племен.
| -
| В предложении четко выражен субъект, который производит действие (купцы). Это подлежащее.
| 12
| С незапамятных времен в городе работали сотни токарей, резчиков и красильщиков.
| -
| В состав подлежащего должны входить все слова, относящиеся по смыслу к первой части подлежащего.
| 13
| Люди – тоже животные.
| +
| Основа представлена двумя существительными
| 14
| Днепр, величавый, широкий, переливался, б удто ткань или серебро.
| -
| «Будто ткань или серебро» - это сравнительный оборот и не является СИС (составным именным сказуемым)
| 15
| «Медный всадник» – памятник Петру I в Санкт-Петербурге – олицетворяет движение России вперед.
| -
| Памятник является приложением, т.к. обладает дополнительной информацией («Медный всадник», а это что? – памятник)
| 16
| Рукой царь указывает на дали, которые будут ему подвластны.
| +
| Это придаточная часть СПП, и в ней союзное слово «который» - подлежащее.
| 17
| Гибель Атлантиды – загадочного государства, которое поглотило море, остается загадкой.
| -
| В придаточной части есть слово, выполняющее действие и являющееся подлежащим.
| 18
| Барсов порой называют «средними кошками».
| +
| Лицо, производящее действие, в этом предложении скрыто.
| 19
| У пословиц и поговорок нет автора.
| -
| Подлежащее отсутствует в этом предложении.
| 20
| На скалу, перед которой разверзласьбездна, стремительно вбегает конь.
| +
| Основа придаточной части, и именно «бездна» является словом, выражающим действие.
| 21
| Ими пользуются и в политических докладах, и в философских трактатах.
| +
| Односоставное предложение без подлежащего
| 22
| Молекула хлорофилла поглощаетсвет в красной и голубой области.
| -
| Свет – дополнение (поглощает (что?) свет (В.П.)
| 23
| Если нет, то радужное свечение либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу.
| +
| Основа придаточной части СПП выражена одним сказуемым.
| 24
| Зоологи пока не могут установить его точное предназначение.
| -
| Это СГС, т.к. мочь – это вспомогательный глагол.
| 25
| Они не влияют на появление новых реакций в тканях, а только «запускают» или замедляют их.
| -
| Не указаны другие однородные сказуемые («запускают», замедляют)
| 26
| На вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном.
| -
| В основу предложения входят слова из разных придаточных частей.
| 27
| Свет воздействует на те рецепторы сетчатки, глаза, которые чувствительны к красному цвету.
| -
| В основу предложения входят слова из разных придаточных частей.
| 28
| Снежный барсимеет другое общепринятое название – ирбис.
| -
| «Снежный» также входит в подлежащее, т.к. это название вида.
| 29
| В старину все население страны употребляло исключительно деревянные ложки и деревянную посуду.
| -
| Подлежащее состоит из одного слова (что? население)
| 30
| Снег кажется легким и пушистым.
| -
| Глагол-связка «казаться» требует именной части.
| 31
| Мадагаскаротделился от Африки 120 000 лет назад и пошел по своему эволюционному пути развития.
| +
| Однородные сказуемые
| 32
| Например, лемуры, которые давно исчезли в Европе и Северной Америке.
| +
| Это предложение представлено 2 основами – «лемуры», и придаточная часть «которые исчезли»
|
|