Пм 02. Мдк 02. 01 Сестринский уход при заболеваниях в терапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пм 02. Мдк 02. 01 Сестринский уход при заболеваниях в терапии



ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ»

ПМ 02. МДК 02.01 Сестринский уход при заболеваниях в терапии

Время: 4 часа

 

МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Диффузный токсический зоб, микседема, эндемический зоб – наиболее распространенные заболевания щитовидной железы.

Диффузный токсический зоб (тиреотоксикоз) – заболевание в основе которого леежит гиперфункция щитовидной железы, ее гиперплазия и гипертрофия. Заболевание впервые описал итальянский врач Флаяни в 1802 году, а в 1840 году немецкий офтальмолог Базед, поэтому это заболевание называют еще «базедова болезнь». Тиреотоксикозом чаще болеют женщины возрастом 20 – 50 лет с возбудимой и лабильной нервной системой.

Микседема – это тяжелое заболевание, связанное со снижением функции щитовидной железы (гипотиреоз), чаще возникает в период снижения функции половых желез.

Эндемический зоб – это увеличение щитовидной железы, вызванное дефицитом йода в организме. Эндемический диффузный зоб – наиболее распространенная форма зоба, страдают около 200 млн человек в мире. Женщины им заболевают в 3–4 раза чаще, чем мужчины. Это связано с повышенной потребностью женского организма в гормонах щитовидной железы в период полового созревания, беременности и кормления грудью.

При этих заболеваниях отмечаются изменения сердечно – сосудистой, нервной систем и обмена веществ. При тяжелых формах заболевания больные теряют трудоспособность. Чтобы сохранить трудоспособность и предотвратить развитие осложнений, эти больные нуждаются в активной и систематической диспансеризации. Задачи медсестры заключаются в раннем выявлении этой патологии, что позволяет своевременно провести лечение и значительно улучшить прогноз. Роль медсестры в этом очень важна и необходима.

 

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Учебные цели:

- сформировать у студентов знание определения, причин, клинических проявлений,   

- факторов риска возникновения заболеваний щитовидной железы;

- углубить знания студентов по лечению и профилактике заболеваний щитовидной железы;

- развивать профессиональные умения по уходу за больными с заболеваниями щитовидной

железы.

 

Студент должен знать:

З.1. Анатомию и функции щитовидной железы.

З.2. Определение понятий «гипертиреоз», «гипотиреоз», «микседема», «эндемический зоб».

З.3. Причины развития и факторы риска. 

З.4. Клинические проявления заболеваний. Этапы сестринского процесса.

З.5. Диагностику и лечение заболеваний щитовидной железы.

З.6. Роль медицинской сестры в профилактических мероприятиях.

З.7. Значение ЗОЖ, принципов рационального и диетического питания.

Студент должен уметь:

У.1. Провести сестринское обследование пациента с заболеваниями щитовидной железы.

У.2. Выявить проблемы пациента.

У.3. Оказать неотложную доврачебную помощь при тиреотоксическом кризе, гипотиреоидной коме.

У.4. Измерить АД, провести термометрию, исследование пульса, записать полученные данные в температурный лист.

У.5. Провести взвешивание больного.

У.6. Подготовить пациента к УЗИ щитовидной железы.

У.7. Определить суточный диурез и водный баланс.

У.8. Выполнить все виды инъекций.

У.9. Соблюдать инфекционную безопасность пациента и медсестры.

У.10. Оформить сестринскую документацию.

У. 11. Обучить пациента и семью самоуходу (уходу).

У.12. Составить рекомендации по вопросам рационального и диетического питания.

У.13. Составить план профилактических мероприятий.

Воспитательные цели:

- способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

- формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

- добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

- акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии в сестринском процессе;

- воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

- воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника:

- уметь осознавать ответственность за жизнь пациента;

- уметь анализировать свое поведение;

- воспитывать умения работать по стандартам, алгоритмам.

- формировать чувство ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.

- расширять кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемой дисциплине.

Развивающие цели:

- способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

- развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

 

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ:

 

Название этапа Время этапа
1 Организационный этап 3 мин
2 Проверка исходного уровня знаний 30мин
3 Основной этап. Практическая часть 115 мин.
4 Итоговый контроль 20 мин
5 Заключительный этап. Подведение итогов занятия 7 мин
6 Задание для самостоятельной работы 5 мин

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная:

1. Лычев В.К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд..- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 544с.

2. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008.- 544с.

3. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416

Дополнительная:

1. Никитин Ю.П., Чернышев.В.М Руководство для средних медицинских работников ГЭОТАР- Медиа, Москва, 2007.

2. Оганов Р.Г. Руководство по медицинской профилактике ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2007.

3. Фролькис, Л.С. Диагностические исследования при заболеваниях органов кровообращения // Справочник фельдшера и акушерки. - 2008. - №7. – С.11-14.

4. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни. / Н.И. Федюкович – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 573с.

 

Контрольные вопросы для письменного опроса

  1. Строение и функции щитовидной железы? Борисюк
  2. Гиперфункция щитовидной железы. Калиберда
  3. Микседема. Лазоренко
  4. Назовите причины развития и факторы риска эндемического зоба. Маланчук
  5. Перечислите клинические проявления диффузного токсического зоба. Петренко
  6. Как изменяются показатели гормонов Т3 и Т4, ТТГ при тиреотоксикозе? Попова
  7. Перечислите основные клинические проявления гипотиреоза. Пугач
  8. Как изменяются показатели гормонов Т3 и Т4, ТТГ при гипотиреозе. Савельев
  9. Методы диагностики заболеваний щитовидной железы. Сурина
  10. Этиотропное лечение тиреотоксикоза и гипотиреоза. Черткова

 

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

 

Задача №1 Борисюк

Пациентка А., 33 лет, жалуется на раздражительность, похудение, слабость, снижение трудоспособности, плаксивость, сердцебиение, боль в сердце. Заболевания началось 3 месяца назад после автомобильной аварии. К врачу не обращалась, не лечилась.

Объективно: состояние средней тяжести. Лицо передает беспокойство. Отмечается дрожание пальцев рук. Рост 168 см, масса тела – 55кг, кожа влажная. Щитовидная железа увеличена ІІІ степени, уплотненная, подвижная. Пульс – 96 уд./мин, ритмичный, АД – 160/ 70 мм рт ст.

1. Назовите вероятный диагноз?

2. Какая предположительная причина заболевания?

3. Какие действительные проблемы пациента?

4. Составьте план медсестринских вмешательств по одной из действительных проблем.

Задача №2 Калиберда

Пациентка М, 54 лет, обратилась к врачу с жалобами на слабость, сонливость, зябкость, нарушение слуха, зрения, памяти. Отмечает заторможенность, нетрудоспособность, чрезмерную массу тела, запоры, метеоризм. Такое состояние появилось в последние 2 года и постепенно прогрессирует.

Объективно: состояние средней тяжести, отеки на лице, шее. Черты лица грубые, отеки век глаз, глазные щели сужены, толстые губы, нос. Голова будто вросла в плечи. Отечность слизистых оболочек носоглотки, языка. Кожа сухая, морщинистая, ногти крошатся, волосы выпадают. Над легкими везикулярное дыхание. Тоны сердца ослаблены, пульс – 55 в/мин., ритмичный, АД– 100/ 60 мм. рт.ст. Органы брюшной полости без патологии. Температура тела 34,9º С.

1. О каком заболевании нужно подумать?

2. Какое обследование необходимо назначить для подтверждения диагноза?

3. Составьте план медсестринских вмешательств?

Задача №4 Петренко

Пациентка С., 32 г., обратилась с жалобами на трудность в концентрации внимания, снижением трудоспособности. Потеряла в весе за 6 месяцев около 4,5 кг. При осмотре: астенического телосложения, кожные покровы теплые влажные. Тоны сердца ритмичные, громкие; систолический шум на верхушке, ЧСС - 110 ударов в минуту. АД - 130/50 мм рт.ст. Щитовидная железа деформирует переднюю поверхность шеи. При пальпации: увеличены обе доли и перешеек, щитовидная железа диффузной мягко-эластичной консистенции. В позе Ромберга - мелкоамплитудный тремор пальцев рук.

  1. Наиболее вероятный диагноз?
  2. Какое обследование необходимо провести для подтверждения диагноза?

Задача № 5 Попова

Пациентка Т., 44 лет, с диагнозом тиреотоксикоз, попала в автомобильную аварию. После перенесенного стресса, состояние внезапно ухудшилось, появились сердцебиение, одышка, потливость, понос, ощущение страха, тошнота, рвота.

Объективно: пациентка возбуждена, кожа горячая на ощупь, влажная. Температура тела 39,9 - 40ºС. Пульс – 160 в минуту, ритмичный. АД - 135/90 мм. рт. ст. Частота дыхания – 28 в 1мин. Выраженный тремор рук.

 

1. О каком осложнении заболевании нужно подумать?

2. Составьте план неотложной помощи и ухода за пациентом.

 

Задача № 6 Пугач, Савельев

«Скорая помощь» прибывшая по срочному вызову к пациентке С., 54 лет. Со слов родственников больная страдает гипотиреозом. Во время осмотра: пациентка в бессознательном состоянии. Температура тела 34ºС. Пульс – 55 за 1 мин., ритмичный, АД - 85/55 мм.рт.ст., Частота дыхания 10 за 1 мин. Сухожильные рефлексы угнетены.

 

1. О каком осложнении заболевания нужно подумать?

2. Составьте план неотложной помощи и ухода за пациентом.

Задача № 7 Сурина, Черткова

Пациентка М., 36 лет, больная тиреотоксикозом, на отдыхе в Крыму загорая, перегрелась на солнце. Через несколько часов ощутила себя плохо: появились одышка, понос, тошнота, рвота, усилилось сердцебиение, поднялась температура тела до 39,9ºС.

Объективно: больная возбуждена, бредит, периодически теряет сознание. Отмечается гиперемия лица, обильный пот, кожа горячая на ощупь, пульс – 170 ударов в минуту, ритмичный. АД 160/ 95 мм.рт.ст. Частота дыхания – 28 в мин. Выраженный тремор рук.

  1. Какое неотложное состояние развилось?
  2. Какое дополнительное исследование может подтвердить диагноз?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1) У больного отекшее лицо с толстыми губами, суженные глазные щели, широкая переносица, короткая толстая шея, сухая, холодная на ощупь кожа, подкожная жировая клетчатка отекшая. На какое заболевание указывают эти признаки?

A. Отек Квинке

B. Акромегалия

C. Ожирение

D. Микседема

E.  Хронический гломерулонефрит

 

2) Симптом экзофтальма характерен для:

A. Диффузного токсического зоба

B. Микседемы

C. Глаукомы

D. Гипертензивной болезни

E. Ожирениея

 

3) Что назначают при повышении функции щитовидной железы?

A. Мерказолил

B. Интеферон

C. Раствор Рингера

D. Питуитрин

E. Кофеин

 

4)  У пациента 23 лет после продолжительного нервного перенапряжения появились жалобы на повышенную утомляемость, раздражительность. Объективно: тахикардия до 120 уд./мин. в состоянии покоя, потеря веса до 10 кг за месяц. После обследования диагностирован тиреотоксикоз. Для лечения тиреотоксикоза применяют препараты:

A. Железа

B. Йода

C. Золота

D. Кальция

E. Висмута

 

5) Какой триадой симптомов характеризуется типичная клиника гипертиреоза:

A. Тахикардия, головная боль, субфебрилитет

B. Зоб, пучеглазие, тахикардия

C. Одышка, субфебрилитет, тахикардия

D. Субфебрилитет, головокружение, одышка

E. Головная боль, отеки, субфебрилитет

 

6) Укажите заболевание, которое может возникнуть после удаления щитовидной железы:

A. Эндемический зоб

B. Сахарный диабет

C. Гипертиреоз

D. Гипотиреоз

E. Акромегалия

 

7) Больной Д. 32 лет, установлен диагноз: Диффузный тиреотоксический зоб. Какое обследование целесообразно провести?

A. Определение уровня тироксина, трийодтиронина в крови

B. Исследование гормонального «зеркала»

C. Определение уровня холестерина крови

D. Определение уровня тирокальцитонина

E. Определение уровня глюкозы крови

 

8) Пациентка А. 52 лет, страдает гипотиреозом, жалуется на зябкость, сонливость. При обследовании: отек лица, сужение глазных щелей, сухая и холодная кожа, толстые нос и губы, отечность слизистых оболочек носоглотки, языка. Какой из перечисленных препаратов применяют для лечения?

A. Раствор Люголя

B. Мерказолил

C. Анаприлин

D. Тироксин

E. Дибазол

 

9) Пациентка Д., 20 лет, жалуется на общую слабость, раздражительность, сердцебиение, повышенную возбудимость, плохой сон. При осмотре: пучеглазие, увеличение щитовидной железы, дрожание пальцев вытянутых рук, пульс – 120 в мин., АД -160/ 90 мм.рт.ст. Эти признаки указывают на:

A. Микседему

B. Тиреотоксикоз

C. Несахарный диабет

D. Артериальную гипертензию

E. Эндемический зоб

 

10) Какие признаки характерны для микседемы?

A. Заторможенность, снижение АД, тахикардия, головная боль

B. Маскообразное лицо, заторможенность, брадикардия, зябкость

C. Полиурия, полифагия, полидипсия

D. Озноб, тахикардия, головная боль, общая слабость

E. Тахикардия, экзофтальм, потеря массы тела, повышенная возбудимость

 

11)  Порекомендуйте наиболее необходимые продукты пациенту с эндемическим зобом:

A. картофель

B. мясные продукты

C. свежие овощи

D. рыба, морепродукты

E. молоко, молочные продукты

 

12) Клинические признаки: увеличение щитовидной железы, экзофтальм, раздражительность, тахикардия, похудение характерны для:

A. Диффузного токсического зоба

B. Сахарного диабета

C. Микседемы

D. Несахарного диабета

E. Феохромоцитомы

 

13) При каком заболевании наблюдается сниженная продукция тиреоидных гормонов

A. Сахарный диабет

B. Холецистит

C. Гастрит

D. Микседема

E. Диффузный токсический зоб

 

14)  У пациента 45 г., проживающего в Закарпатье, появились жалобы на повышенную слабость, затрудненное глотание, раздражительность, похудение,                                                                                                                                                                                                                                                                          сердцебиение. Объективно: щитовидная железа увеличена. РS - 98/мин.                                                                                                                                        Тремор верхних конечностей. Какие продукты питания необходимо включить в рацион больного?

А. Морскую рыбу, морскую капусту

В. Яйца, хлеб со сливочным маслом

С. Твердый сыр, йогурт

D. Жаренное мясо, салат из помидоров

Е. Колбасные изделия, гречневую кашу

 

15) Какой препарат назначают больным тиреотоксикозом:

A. Агапурин

B. Мерказолил

C. Кофеин

D. Интерферон

E. Тиреоидин

 

16)  Какой симптом характерный для тиреотоксикоза:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

А. Субфебрилитет

B. Раздражительность

С. Потливость

D. Все перечисленное

Е. Повышение АД

 

17) Какие симптомы характерные для гипотиреоза?

А. отеки, запоры, сонливость, зябкость

В. эмоциональная лабильность, раздражительность, экзофтальм

С. потеря массы тела

D. сердцебиение, аритмия

Е. поносы

 

18) Пациентку 50 г. беспокоит слабость, ухудшение памяти. Эти симптомы появились около двух лет назад. Пациентка вялая, сонливая, заторможенная, с сухой, бледной кожей, плотными отеками на лице, конечностях. Пульс 60 ударов за І минуту. АД 100\ 60 мм рт ст. О каком заболевании можно думать?

А. рак щитовидной железы

В. атеросклероз

С. эндемический зоб

D. гипотиреоз

Е. диффузный токсический зоб

 

19) При обследовании жителей Закарпатья оказалось, что среди детей распространены такие заболевания, как детский кретинизм, умственная отсталость, глухонемота. Недостаток в пище какого химического элемента привел к этому?

А. Хлора

В. Йода

С. Натрия

D Железа

Е. Кальция

20) Больная С. 35 лет находится в эндокринном отделении с диагнозом: диффузный токсический зоб. Врач назначил ей ЭКГ. Какой цвет электрода должна наложить медсестра на правую руку пациентке?

А. Красный

В. Черный

С. Желтый

D. Зеленый

Е. Синий

21) Больная 43 г., жалобы на сонливость, вялость, выпадение волос на голове. При обследовании: отеки на лице, кожа сухая, наблюдается положительный симптом «грязных локтей», в крови повышен холестерин, снижен уровень тиреоидных гормонов. Какой возможный ориентировочный диагноз?

А. Гломерулонефрит

В. Ожирение

С. Отек Квинке

D. Диффузный токсический зоб

Е. Микседема

22) Больная 40 лет, жалуется на слабость, утомляемость, повышенное возбуждение, похудение. Объективно: быстрая потеря веса тела, отмечается блеск глаз, тахикардия (РS до 100 уд./мин.), АД -150/ 60 мм рт.ст. О каком заболевании нужно думать?

А. ИБС, стенокардия

В. Тиреотоксикоз

С. Гипертензивная болезнь

D. Пневмония

Е. Гломерулонефрит

23)  Больная Д. 40 лет, находится в эндокринологическом отделении с диагнозом: тиреотоксикоз. С целью уменьшения сердечной недостаточности врач назначил сердечные гликозиды в/в. Какой растворитель надо использовать медсестре?

А. Вода для инъекций

В. 10 \% натрия хлорид

С. 0,9 % раствор натрия хлорида

Д. 5% раствор глюкозы

Е. 40% раствор глюкозы

24)  Пациентка А, 57 лет, обратилась с жалобами на сонливость, зябкость, слабость, в последнее время нарушилась память, стало отекать лицо. Эти симптомы появились два года назад после операции на щитовидной железе и постепенно прогрессируют. Укажите наиболее возможный диагноз.

А. Сахарный диабет

В. Тиреотоксикоз

С. Хронический гломерулонефрит

D. Гипотиреоз

Е. Эндемический зоб

 

25)  Пациент В. 38 лет, проживающий в Западной Украине, обратился к терапевту по поводу утолщения шеи. При обследовании: жалоб не имеет, при пальпации выявлена увеличенная щитовидная железа II степени, пульс - 76 за минуту, удовлетворительного наполнения и напряжения. О какой патологии щитовидной железы можно думать?

А. Диффузный токсический зоб

В. Тиреоидит

С. Ожирение

D. Рак щитовидной железы

Е. Эндемический зоб

 

 

Плановое повторение базовых навыков:

1. Проведение медсестринской диагностики при заболеваниях щитовидной железы.

2. Выявление и решение явных и потенциальных проблем пациента.

3. Выполнение всех видов инъекций.

4. Техника внутривенного капельного введения лекарства.

5. Измерение АД, графическое изображение в температурном листе.

6. Определение пульса, регистрация.

7. Подсчитывание частоты дыхания.

8. Выполнять простейшие методы физиотерапии.

9. Техника постановки клизм.

10. Техника постановки назогастрального зонда.

11. Оформление медицинской документации.

Самостоятельная работа:

1. Составить таблицу «Дифференциальная диагностика гипер – и гипофункции щитовидной железы».

2. Создать мультимедийную презентацию по заданной теме.

Домашнее задание: Выучить

1. стр 217 - 226 В.Г. Лычев, В.К. Карманов Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд..- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 544 

 

Приложение 1

 

 

ПРИЗНАКИ Тиреотоксикоз Гипотиреоз
Масса тела   характерна потеря веса склонность к ожирению
Температура тела   субфебрилитет снижение температуры тела до 35-36°С
Кожа   горячая, влажная, эластичная, хороший тургор кожи, потоотделение повышено. сухая, морщинистая, шелушится, холодная на ощупь, бледно-желтого цвета. Ногти крошатся, выпадение волос на голове и в паху.
Глаза   экзофтальм, блеск глаз, специфические глазные симптомы отеки век, суженные глазные щели
Отеки       Не характерны слизистые микседематозные отеки на лице и шее, руках, ногах, при надавливании на кожу не остается ямки, в отличие от обычных отеков. Отек слизистой оболочки носоглотки и языка, что изменяет голос.

Нервная система

Эмоциональное состояние раздражительность, повышенная возбудимость, лабильность настроения, расстройства сна суетливость, потеря способности концентрировать внимание заторможенность, безразличие, сонливость, медленная речь  
Тремор   тремор (дрожание) пальцев рук, особенно кончиков пальцев; тремор языка; дрожание всего туловища (симптом «телеграфного столба»)   Не характерно

Пищеварительная система

Секреторная и моторная функции ЖКТ повышение аппетита, поносы /вследствие повышения моторики желудка и кишечника/. уменьшение аппетита из-за снижения секреторной функции желудка; запоры, метеоризм из-за снижения моторной функции кишечника.  
Аппетит   повышен снижен
Характер стула   поносы запоры

Лабораторные показатели

Уровень Т3, Т4 в сыворотке крови   повышен снижен
Поглощение радиоактивного йода тканью ЩЖ повышено снижено
Основной обмен   повышен снижен

 

 

                                                                                                                                 Приложение 2

Порядок выполнения

Порядок выполнения

Этапы

Обоснование

Этапы

Обоснование

ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ»

ПМ 02. МДК 02.01 Сестринский уход при заболеваниях в терапии

Время: 4 часа

 

МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Диффузный токсический зоб, микседема, эндемический зоб – наиболее распространенные заболевания щитовидной железы.

Диффузный токсический зоб (тиреотоксикоз) – заболевание в основе которого леежит гиперфункция щитовидной железы, ее гиперплазия и гипертрофия. Заболевание впервые описал итальянский врач Флаяни в 1802 году, а в 1840 году немецкий офтальмолог Базед, поэтому это заболевание называют еще «базедова болезнь». Тиреотоксикозом чаще болеют женщины возрастом 20 – 50 лет с возбудимой и лабильной нервной системой.

Микседема – это тяжелое заболевание, связанное со снижением функции щитовидной железы (гипотиреоз), чаще возникает в период снижения функции половых желез.

Эндемический зоб – это увеличение щитовидной железы, вызванное дефицитом йода в организме. Эндемический диффузный зоб – наиболее распространенная форма зоба, страдают около 200 млн человек в мире. Женщины им заболевают в 3–4 раза чаще, чем мужчины. Это связано с повышенной потребностью женского организма в гормонах щитовидной железы в период полового созревания, беременности и кормления грудью.

При этих заболеваниях отмечаются изменения сердечно – сосудистой, нервной систем и обмена веществ. При тяжелых формах заболевания больные теряют трудоспособность. Чтобы сохранить трудоспособность и предотвратить развитие осложнений, эти больные нуждаются в активной и систематической диспансеризации. Задачи медсестры заключаются в раннем выявлении этой патологии, что позволяет своевременно провести лечение и значительно улучшить прогноз. Роль медсестры в этом очень важна и необходима.

 

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Учебные цели:

- сформировать у студентов знание определения, причин, клинических проявлений,   

- факторов риска возникновения заболеваний щитовидной железы;

- углубить знания студентов по лечению и профилактике заболеваний щитовидной железы;

- развивать профессиональные умения по уходу за больными с заболеваниями щитовидной

железы.

 

Студент должен знать:

З.1. Анатомию и функции щитовидной железы.

З.2. Определение понятий «гипертиреоз», «гипотиреоз», «микседема», «эндемический зоб».

З.3. Причины развития и факторы риска. 

З.4. Клинические проявления заболеваний. Этапы сестринского процесса.

З.5. Диагностику и лечение заболеваний щитовидной железы.

З.6. Роль медицинской сестры в профилактических мероприятиях.

З.7. Значение ЗОЖ, принципов рационального и диетического питания.

Студент должен уметь:

У.1. Провести сестринское обследование пациента с заболеваниями щитовидной железы.

У.2. Выявить проблемы пациента.

У.3. Оказать неотложную доврачебную помощь при тиреотоксическом кризе, гипотиреоидной коме.

У.4. Измерить АД, провести термометрию, исследование пульса, записать полученные данные в температурный лист.

У.5. Провести взвешивание больного.

У.6. Подготовить пациента к УЗИ щитовидной железы.

У.7. Определить суточный диурез и водный баланс.

У.8. Выполнить все виды инъекций.

У.9. Соблюдать инфекционную безопасность пациента и медсестры.

У.10. Оформить сестринскую документацию.

У. 11. Обучить пациента и семью самоуходу (уходу).

У.12. Составить рекомендации по вопросам рационального и диетического питания.

У.13. Составить план профилактических мероприятий.

Воспитательные цели:

- способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

- формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

- добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

- акцентировать внимание студентов на необходимости соблюдения правил этики и деонтологии в сестринском процессе;

- воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

- воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника:

- уметь осознавать ответственность за жизнь пациента;

- уметь анализировать свое поведение;

- воспитывать умения работать по стандартам, алгоритмам.

- формировать чувство ответственности за своевременное и качественное проведение мероприятий по профилактике ВБИ.

- расширять кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемой дисциплине.

Развивающие цели:

- способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

- развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

 

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ:

 

Название этапа Время этапа
1 Организационный этап 3 мин
2 Проверка исходного уровня знаний 30мин
3 Основной этап. Практическая часть 115 мин.
4 Итоговый контроль 20 мин
5 Заключительный этап. Подведение итогов занятия 7 мин
6 Задание для самостоятельной работы 5 мин

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная:

1. Лычев В.К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: учебное пособие.- 2-е изд..- М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.- 544с.

2. Маколкин, В.И. Сестринское дело в терапии: Учебник.- М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2008.- 544с.

3. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: Практикум.- Ростов на/Д.: Феникс, 2011.- 416

Дополнительная:

1. Никитин Ю.П., Чернышев.В.М Руководство для средних медицинских работников ГЭОТАР- Медиа, Москва, 2007.

2. Оганов Р.Г. Руководство по медицинской профилактике ГЭОТАР-Медиа, Москва, 2007.

3. Фролькис, Л.С. Диагностические исследования при заболеваниях органов кровообращения // Справочник фельдшера и акушерки. - 2008. - №7. – С.11-14.

4. Федюкович, Н.И. Внутренние болезни. / Н.И. Федюкович – Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 573с.

 

Контрольные вопросы для письменного опроса

  1. Строение и функции щитовидной железы? Борисюк
  2. Гиперфункция щитовидной железы. Калиберда
  3. Микседема. Лазоренко
  4. Назовите причины развития и факторы риска эндемического зоба. Маланчук
  5. Перечислите клинические проявления диффузного токсического зоба. Петренко
  6. Как изменяются показатели гормонов Т3 и Т4, ТТГ при тиреотоксикозе? Попова
  7. Перечислите основные клинические проявления гипотиреоза. Пугач
  8. Как изменяются показатели гормонов Т3 и Т4, ТТГ при гипотиреозе. Савельев
  9. Методы диагностики заболеваний щитовидной железы. Сурина
  10. Этиотропное лечение тиреотоксикоза и гипотиреоза. Черткова

 

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

 

Задача №1 Борисюк

Пациентка А., 33 лет, жалуется на раздражительность, похудение, слабость, снижение трудоспособности, плаксивость, сердцебиение, боль в сердце. Заболевания началось 3 месяца назад после автомобильной аварии. К врачу не обращалась, не лечилась.

Объективно: состояние средней тяжести. Лицо передает беспокойство. Отмечается дрожание пальцев рук. Рост 168 см, масса тела – 55кг, кожа влажная. Щитовидная железа увеличена ІІІ степени, уплотненная, подвижная. Пульс – 96 уд./мин, ритмичный, АД – 160/ 70 мм рт ст.

1. Назовите вероятный диагноз?

2. Какая предположительная причина заболевания?

3. Какие действительные проблемы пациента?

4. Составьте план медсестринских вмешательств по одной из действительных проблем.

Задача №2 Калиберда

Пациентка М, 54 лет, обратилась к врачу с жалобами на слабость, сонливость, зябкость, нарушение слуха, зрения, памяти. Отмечает заторможенность, нетрудоспособность, чрезмерную массу тела, запоры, метеоризм. Такое состояние появилось в последние 2 года и постепенно прогрессирует.

Объективно: состояние средней тяжести, отеки на лице, шее. Черты лица грубые, отеки век глаз, глазные щели сужены, толстые губы, нос. Голова будто вросла в плечи. Отечность слизистых оболочек носоглотки, языка. Кожа сухая, морщинистая, ногти крошатся, волосы выпадают. Над легкими везикулярное дыхание. Тоны сердца ослаблены, пульс – 55 в/мин., ритмичный, АД– 100/ 60 мм. рт.ст. Органы брюшной полости без патологии. Температура тела 34,9º С.

1. О каком заболевании нужно подумать?

2. Какое обследование необходимо назначить для подтверждения диагноза?

3. Составьте план медсестринских вмешательств?



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.215.83 (0.201 с.)