Этап - подготовительный - 1 класс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап - подготовительный - 1 класс



Практическая работа №24

Тема: Разработка фрагмента урока внеклассного чтения по произведениям А. Гайдара.

 

Цель: Разработать фрагмент урока внеклассного чтения.

 

План:

1. Знакомство с особенностями разработки урока по внеклассному чтению (ключевые моменты: что такое внеклассное чтение, основные задачи уроков внеклассного чтения, этапы формирования читательской самостоятельности, особенности организации урока на каждом из этапов необходимо записать в тетрадь).

2. Разработка фрагмента урока внеклассного чтения по произведениям А.Гайдара (опираясь на теоретический материал (конспект), разработать фрагмент урока внеклассного чтения по произведению А.Гайдара «Горячий камень»: последовательно указать виды работ, используемые на уроке, обязательно с пояснениями (см. пример урока внеклассного чтения в конце документа).

 

Урок – главная составляющая часть учебного процесса. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ - педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями.

Специфика внеклассного чтения литературных произведений в том, что его цели и отбор книг предопределены и ограничены, с одной стороны, системой обучения и возможностями реального книжного фонда, с другой — выбором педагога-организатора. Исторически за внеклассным чтением закрепились следующие осн. цели: расширение и углубление читательского кругозора, познавательных интересов, индивидуальных склонностей учащихся и формирование у них желания и умения целенаправленно читать книги в свободное время по собственному выбору. Средства педагогической организации внеклассного чтения разнообразны: чтение вслух, живое слово учителя, аудиовизуальные пособия, пропагандирующие лучшие книги, рекомендательные списки, знакомство с библиотекой и библиотечно-библиографическими видами помощи читателю. Для внеклассного чтения характерны и специфические формы организации учебного процесса: урочные (уроки внеклассного чтения, библиотечные уроки и др.) и внеурочные (лит. праздники, конференции, конкурсы, посещение лит. музеев, книжных выставок и т. п.), т.е. групповая (по интересам) и индивидуальная работа с читателем-учащимся в стенах школы, в библиотеке и других внешкольных учреждениях.

Большую роль в повышении читательского интереса играют внеурочные занятия по внеклассному чтению. Внеклассное чтение призвано продолжать совершенствование подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формированию у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его широты, глубины, упорядоченности) и отношения к книге как к общественной ценности.

В современной начальной школе выделяются два типа урока чтения: урок литературного чтения и урок читательской самостоятельности (так называемого внеклассного чтения). Литературное чтение тесно связано с уроками внеклассного чтения. Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной частью подготовки детей к самостоятельному чтению.

Цель внеклассного чтения - познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения.

Основная цель внеклассного чтения – познакомить школьников с книгами из доступного им круга чтения, сформулировать соответствующий возрастным возможностям и индивидуальным особенностям ребенка интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать и осмысленно читать.

Этой целью обусловлены и вытекающие из нее учебные задачи:

· расширить круг чтения детей, научить воспринимать книгу как «объект, который… ставит перед читателем вопросы и сам отвечает на них»;

· научить работать с учебными и детскими книгами: зная их общие свойства и закономерности, группировать книги, упорядочивать их разнообразие (отбирать те, которые нужны в конкретном случае);

· средствами литературы и книжного искусства развить способность мыслить и чувствовать;

· сформулировать устойчивый интерес к книгам, привить желание обращаться к ним за недостающим опытом;

· вырабатывать привычку к углубленному чтению, умение и для себя «читать, как следует», т.е. применять и совершенствовать в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.

Решение этих задач приводит к тому, что «у ребенка расширяется круг чтения, он может действовать с книгой, потому что знает её особенности, овладевает инструментом чтения, т.е. умеет читать самостоятельно».

Итак, результатом грамотно проведенных уроков внеклассного чтения является, во-первых, формирование у ребенка интереса к чтению, к книге, во-вторых, привитие ученику умения «правильно» читать, т.е. формирование типа правильной читательской деятельности, в-третьих, возникновение у ученика «собственно человеческих способностей, а именно читательской самостоятельности при выборе книг и их чтении.

Читательская самостоятельность – личностное свойство школьника, характеризуется потребностью и способностью ребенка правильно читать книги по осознанному выбору.

Но при всем этом уроки внеклассного чтения подчиняются определенным требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих задач:

1. На каждом уроке проводить учет того, что дети читали самостоятельно. Дети приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнений, продолжающийся и вне урока. На уроке воспитывается у школьников потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах.

2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе - тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.

3. На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух. Используется также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям.

4. На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения - не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но и в форме свободных высказываний. Вопрос в последнем случае ставиться в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?»

5. Словарная работа, как и работа над средствами языка на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить. Разобрать все слова, которые могут оказаться детям трудными, непонятными, на уроках внеклассного чтения просто невозможно. Словарная работа в значительной степени ориентируется здесь на справочники, на ссылки и сноски внизу страницы, на примечания в конце книги. Иными словами эта работа приближается к тем формам, которые используются в жизни.

6. Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанного книги (т.е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях. Таким образом, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как впрочем, и для иных видов творческой работы: иллюстрирования прочитанного (словесного и графического), для аппликаций и лепки и т.п., для музыкального сопровождения - используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты, диафильмы.

Система уроков внеклассного чтения в общих чертах определяется программой тех знаний, умений и навыков, которыми школа должна вооружить детей.

Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не только программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний.

В действующих программах по литературному чтению к решению вопроса о формировании читательской самостоятельности младших школьников авторы подходят по-разному.

Урок по материалам домашнего чтения проводится после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя. В конце каждой книги для чтения приводится примерный список книг для самостоятельного чтения. Точное и четкое выполнение требований программы позволяет учителю последовательно и уверенно вести учащихся по этапам обучения к намеченной цели, а главной целью занятий по внеклассному чтению является формирование у каждого ребенка личной способности и потребности в самостоятельном инициативном чтении, т.е. в чтении по собственному побуждению и по общепринятым правилам.

Сам литературный материал, предназначенный для чтения детей в начальной школе, удивителен по своей природе, т. к. это уникальное словесное искусство, рассчитанное на ответное творчество читателей, способное захватывать личность ребенка в целом, заставить играть все струны его души.

Варианты тематики и литературы не исключают возможности внесения каждым учителям изменений в учебные материалы, учитывая местные условия, особенности работы класса, уровень готовности детей, наличие книг в школьной библиотеке. Здесь проявляется право учителя на творческий поиск, самостоятельный выбор тематики уроков внеклассного чтения, а разнообразия форм, методов и средств позволит учителю создать базу для формирования читательских интересов младших школьников.

Роль учителя на уроках внеклассного чтения имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый сам в литературу, учитель влюбляет в неё и своих учеников.

Чтобы чтение не стало испытанием и наказанием для детей, во главе угла уроков по внеклассному чтению стоит чтение-удовольствие и чтение наслаждение.

 

Этапы формирования читательской самостоятельности

Этап обучения (класс) Качества читателя, которые должны быть сформированы
Подготовительный (1 класс) Интерес к книге.
Начальный (2 класс) Осознанная ориентировка в любой книге. Уверенность в возможности самостоятельно прочитать книгу.
Основной (3 класс) Понимание цели чтения исходя из темы книги. Потребность в самостоятельном чтении. Обоснованный выбор книги. Потребность пользоваться публичной библиотекой.
Завершающий (4 класс) Потребность в сознании личной библиотеки. Сознательное использование основных и дополнительных источников при подготовке к урокам внеклассного чтения.

Организационно курс внеклассного чтения разбивается на 3 этапа: подготовительный, начальный, основной, которые различаются 1) ведущими задачами и условиями обучения; 2) структурой урока; 3) характером постановки и разрешения учебных ситуаций, 5) количеством времени, отведенным на классно-урочную форму работы с детской книгой; 6) учебным материалом; 7) объемом и содержанием коллективной и индивидуальной читательской деятельности.

На подготовительном этапе школьники коллективно с учителем работают с одной детской книгой. Поскольку цель этого этапа представить детям, еще не овладевшим грамотой, мир доступных книг и научить ориентироваться в книге то для достижения цели используются следующие приемы: слушание, рассматривание книг с целью осмысления внешних примет воспринятого на слух содержания (на обложке и в тексте) и литературные игры. При этом рассматривание следует сразу после прочтения и после работы над содержанием.

На начальном этапе учащиеся оперируют 2-4 детскими книгами, обязательна индивидуальная деятельность с книгой по образцу под наблюдением учителя. Цель этого этапа приучить учащихся самостоятельно рассматривать книгу, чтобы настроиться на чтение определяет систему приемов работы: коллективное или индивидуальное просматривание книг до чтения, перечитывание в завершение беседы по итогам чтения, выборочное индивидуальное чтение вслух обязательный элемент работы с детской книгой, когда дети подтверждают свои высказывания.

На основном этапе превалирует самостоятельная деятельность с художественными и научно познавательными детскими книгами. Главная цель осуществление самостоятельного выбора книги и освоения её содержания в соответствии с заданием. Большая часть самостоятельной читательской деятельности проходит уже вне урока, вне школы. Урок же подводит итог работы детей с книгой, дает возможность детям проконтролировать себя и обеспечивает последовательность и систематичность детского чтения. Специфическими приемами являются: работа с книжной выставкой, сравнительный анализ книг, презентация книги, читательского дневника, отчет об исследовательской деятельности.

Строгое следование системе работы по внеклассному чтению приводит педагогов к созданию своей собственной методической концепции за счет применения новых приемов и привлечения учебного материала и, соответственно, к формированию у детей «умений творчески выбирать и читать книги, те книги, которые нужны для совершенствования души ребенка сейчас и сегодня, а не превращают их в автоматы беглого раскодирования любого русского текста, в том числе художественного».

 

Основная задача уроков внеклассного чтения - формирования у ребёнка мотива чтения, развитие устойчивого интереса к чтению, вооружение учащихся необходимыми знаниями и навыками для осознанного выбора книги и усвоения её содержания.

Этап - начальный - 2 класс

Основной метод - чтение - рассматривание. Урок состоит из двух частей:

1часть:

Работа с выставкой книг. Решение задач по ориентировке в книгах /до 5 минут/.

Чтение произведения или отрывка учителем вслух /до 7 мин./.

Беседа-рассуждение о прочитанном /до 5 минут/.

2часть:

• Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит читать /предугадывание, до 5 минут/

Самостоятельное чтение учащихся названного педагогам произведения /до 10- 12мин/

Коллективная беседа о прочитанном /7-10мин./.

Рекомендации к внеурочной деятельности с книгой на текущий срок /1-2мин/.

Во 2 классе в течение урока дети знакомятся о 2 до 4-х книг, или от 2 до 4-х произведений за урок.

Этап - основной - 3 класс

Основной метод - чтение-рассматривание.

Структура урока:

1) работа с выставкой книг (книги прочитаны дома, дети сами выставляют книги). /3-5мин/

2) выполнение различных заданий по анализу прочитанного. /20-25 мин./. Необходимо контролировать процесс подготовки внеклассного чтения.

3) Знакомство с новыми произведениями, авторами, жанрами и т.д. /15-20 мин./. Ведётся подготовительная работа к следующему уроку через чтение отрывка, беседу, рассказ.

4) Домашнее задание, рекомендации по подготовке к следующему уроку. / 2- 3 мин./. Рекомендуется список литературы, название темы, задания для групп детей.

Практическая работа №24

Тема: Разработка фрагмента урока внеклассного чтения по произведениям А. Гайдара.

 

Цель: Разработать фрагмент урока внеклассного чтения.

 

План:

1. Знакомство с особенностями разработки урока по внеклассному чтению (ключевые моменты: что такое внеклассное чтение, основные задачи уроков внеклассного чтения, этапы формирования читательской самостоятельности, особенности организации урока на каждом из этапов необходимо записать в тетрадь).

2. Разработка фрагмента урока внеклассного чтения по произведениям А.Гайдара (опираясь на теоретический материал (конспект), разработать фрагмент урока внеклассного чтения по произведению А.Гайдара «Горячий камень»: последовательно указать виды работ, используемые на уроке, обязательно с пояснениями (см. пример урока внеклассного чтения в конце документа).

 

Урок – главная составляющая часть учебного процесса. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ - педагогически организованный процесс подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями.

Специфика внеклассного чтения литературных произведений в том, что его цели и отбор книг предопределены и ограничены, с одной стороны, системой обучения и возможностями реального книжного фонда, с другой — выбором педагога-организатора. Исторически за внеклассным чтением закрепились следующие осн. цели: расширение и углубление читательского кругозора, познавательных интересов, индивидуальных склонностей учащихся и формирование у них желания и умения целенаправленно читать книги в свободное время по собственному выбору. Средства педагогической организации внеклассного чтения разнообразны: чтение вслух, живое слово учителя, аудиовизуальные пособия, пропагандирующие лучшие книги, рекомендательные списки, знакомство с библиотекой и библиотечно-библиографическими видами помощи читателю. Для внеклассного чтения характерны и специфические формы организации учебного процесса: урочные (уроки внеклассного чтения, библиотечные уроки и др.) и внеурочные (лит. праздники, конференции, конкурсы, посещение лит. музеев, книжных выставок и т. п.), т.е. групповая (по интересам) и индивидуальная работа с читателем-учащимся в стенах школы, в библиотеке и других внешкольных учреждениях.

Большую роль в повышении читательского интереса играют внеурочные занятия по внеклассному чтению. Внеклассное чтение призвано продолжать совершенствование подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формированию у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его широты, глубины, упорядоченности) и отношения к книге как к общественной ценности.

В современной начальной школе выделяются два типа урока чтения: урок литературного чтения и урок читательской самостоятельности (так называемого внеклассного чтения). Литературное чтение тесно связано с уроками внеклассного чтения. Внеклассное чтение в начальной школе является обязательной частью подготовки детей к самостоятельному чтению.

Цель внеклассного чтения - познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения.

Основная цель внеклассного чтения – познакомить школьников с книгами из доступного им круга чтения, сформулировать соответствующий возрастным возможностям и индивидуальным особенностям ребенка интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать и осмысленно читать.

Этой целью обусловлены и вытекающие из нее учебные задачи:

· расширить круг чтения детей, научить воспринимать книгу как «объект, который… ставит перед читателем вопросы и сам отвечает на них»;

· научить работать с учебными и детскими книгами: зная их общие свойства и закономерности, группировать книги, упорядочивать их разнообразие (отбирать те, которые нужны в конкретном случае);

· средствами литературы и книжного искусства развить способность мыслить и чувствовать;

· сформулировать устойчивый интерес к книгам, привить желание обращаться к ним за недостающим опытом;

· вырабатывать привычку к углубленному чтению, умение и для себя «читать, как следует», т.е. применять и совершенствовать в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.

Решение этих задач приводит к тому, что «у ребенка расширяется круг чтения, он может действовать с книгой, потому что знает её особенности, овладевает инструментом чтения, т.е. умеет читать самостоятельно».

Итак, результатом грамотно проведенных уроков внеклассного чтения является, во-первых, формирование у ребенка интереса к чтению, к книге, во-вторых, привитие ученику умения «правильно» читать, т.е. формирование типа правильной читательской деятельности, в-третьих, возникновение у ученика «собственно человеческих способностей, а именно читательской самостоятельности при выборе книг и их чтении.

Читательская самостоятельность – личностное свойство школьника, характеризуется потребностью и способностью ребенка правильно читать книги по осознанному выбору.

Но при всем этом уроки внеклассного чтения подчиняются определенным требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих задач:

1. На каждом уроке проводить учет того, что дети читали самостоятельно. Дети приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнений, продолжающийся и вне урока. На уроке воспитывается у школьников потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах.

2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе - тематические или авторские, и прочтение отрывка из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.

3. На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух. Используется также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям.

4. На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения - не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но и в форме свободных высказываний. Вопрос в последнем случае ставиться в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или «Что тебе особенно в ней понравилось?»

5. Словарная работа, как и работа над средствами языка на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить. Разобрать все слова, которые могут оказаться детям трудными, непонятными, на уроках внеклассного чтения просто невозможно. Словарная работа в значительной степени ориентируется здесь на справочники, на ссылки и сноски внизу страницы, на примечания в конце книги. Иными словами эта работа приближается к тем формам, которые используются в жизни.

6. Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанного книги (т.е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях. Таким образом, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как впрочем, и для иных видов творческой работы: иллюстрирования прочитанного (словесного и графического), для аппликаций и лепки и т.п., для музыкального сопровождения - используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты, диафильмы.

Система уроков внеклассного чтения в общих чертах определяется программой тех знаний, умений и навыков, которыми школа должна вооружить детей.

Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не только программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний.

В действующих программах по литературному чтению к решению вопроса о формировании читательской самостоятельности младших школьников авторы подходят по-разному.

Урок по материалам домашнего чтения проводится после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя. В конце каждой книги для чтения приводится примерный список книг для самостоятельного чтения. Точное и четкое выполнение требований программы позволяет учителю последовательно и уверенно вести учащихся по этапам обучения к намеченной цели, а главной целью занятий по внеклассному чтению является формирование у каждого ребенка личной способности и потребности в самостоятельном инициативном чтении, т.е. в чтении по собственному побуждению и по общепринятым правилам.

Сам литературный материал, предназначенный для чтения детей в начальной школе, удивителен по своей природе, т. к. это уникальное словесное искусство, рассчитанное на ответное творчество читателей, способное захватывать личность ребенка в целом, заставить играть все струны его души.

Варианты тематики и литературы не исключают возможности внесения каждым учителям изменений в учебные материалы, учитывая местные условия, особенности работы класса, уровень готовности детей, наличие книг в школьной библиотеке. Здесь проявляется право учителя на творческий поиск, самостоятельный выбор тематики уроков внеклассного чтения, а разнообразия форм, методов и средств позволит учителю создать базу для формирования читательских интересов младших школьников.

Роль учителя на уроках внеклассного чтения имеет решающее значение, порой определяющее судьбу чтения на протяжении всей жизни человека. Влюблённый сам в литературу, учитель влюбляет в неё и своих учеников.

Чтобы чтение не стало испытанием и наказанием для детей, во главе угла уроков по внеклассному чтению стоит чтение-удовольствие и чтение наслаждение.

 

Этапы формирования читательской самостоятельности

Этап обучения (класс) Качества читателя, которые должны быть сформированы
Подготовительный (1 класс) Интерес к книге.
Начальный (2 класс) Осознанная ориентировка в любой книге. Уверенность в возможности самостоятельно прочитать книгу.
Основной (3 класс) Понимание цели чтения исходя из темы книги. Потребность в самостоятельном чтении. Обоснованный выбор книги. Потребность пользоваться публичной библиотекой.
Завершающий (4 класс) Потребность в сознании личной библиотеки. Сознательное использование основных и дополнительных источников при подготовке к урокам внеклассного чтения.

Организационно курс внеклассного чтения разбивается на 3 этапа: подготовительный, начальный, основной, которые различаются 1) ведущими задачами и условиями обучения; 2) структурой урока; 3) характером постановки и разрешения учебных ситуаций, 5) количеством времени, отведенным на классно-урочную форму работы с детской книгой; 6) учебным материалом; 7) объемом и содержанием коллективной и индивидуальной читательской деятельности.

На подготовительном этапе школьники коллективно с учителем работают с одной детской книгой. Поскольку цель этого этапа представить детям, еще не овладевшим грамотой, мир доступных книг и научить ориентироваться в книге то для достижения цели используются следующие приемы: слушание, рассматривание книг с целью осмысления внешних примет воспринятого на слух содержания (на обложке и в тексте) и литературные игры. При этом рассматривание следует сразу после прочтения и после работы над содержанием.

На начальном этапе учащиеся оперируют 2-4 детскими книгами, обязательна индивидуальная деятельность с книгой по образцу под наблюдением учителя. Цель этого этапа приучить учащихся самостоятельно рассматривать книгу, чтобы настроиться на чтение определяет систему приемов работы: коллективное или индивидуальное просматривание книг до чтения, перечитывание в завершение беседы по итогам чтения, выборочное индивидуальное чтение вслух обязательный элемент работы с детской книгой, когда дети подтверждают свои высказывания.

На основном этапе превалирует самостоятельная деятельность с художественными и научно познавательными детскими книгами. Главная цель осуществление самостоятельного выбора книги и освоения её содержания в соответствии с заданием. Большая часть самостоятельной читательской деятельности проходит уже вне урока, вне школы. Урок же подводит итог работы детей с книгой, дает возможность детям проконтролировать себя и обеспечивает последовательность и систематичность детского чтения. Специфическими приемами являются: работа с книжной выставкой, сравнительный анализ книг, презентация книги, читательского дневника, отчет об исследовательской деятельности.

Строгое следование системе работы по внеклассному чтению приводит педагогов к созданию своей собственной методической концепции за счет применения новых приемов и привлечения учебного материала и, соответственно, к формированию у детей «умений творчески выбирать и читать книги, те книги, которые нужны для совершенствования души ребенка сейчас и сегодня, а не превращают их в автоматы беглого раскодирования любого русского текста, в том числе художественного».

 

Основная задача уроков внеклассного чтения - формирования у ребёнка мотива чтения, развитие устойчивого интереса к чтению, вооружение учащихся необходимыми знаниями и навыками для осознанного выбора книги и усвоения её содержания.

этап - подготовительный - 1 класс

  Основным методом обучения является слушание, рассматривание. В 1 классе книгу приносит и читает учитель. На уроке должно быть рассматривание книги.

Структура урока

1. Подготовка учащихся к восприятию художественного произведения(2-3 минуты). Приемы точно такие же, как в литературном чтении, но обязательно - актуализация знаний учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.056 с.)