Институт архитектуры и искусств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт архитектуры и искусств



ИНСТИТУТ АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВ

Рассмотрено и рекомендовано на заседании кафедры ДАС Протокол № 3 «28» октября     2008 г. Зав.кафедрой профессор, канд.архит _________________Моргун Н.А.. «УТВЕРЖДАЮ» «______»______________2008 г. Зам. руководителя по учебно-методической работе ИАрхИ ЮФУ профессор, докт.арх. _______________ Пищулина В.В.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По дисциплине «ПРОБЛЕМЫ РЕКОНСТРУКЦИИ И МЕТОДЫ ПРЕДПРОЕКТНОГО АНАЛИЗА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ»

 для самостоятельной работы студентов

направления 270301 АРХИТЕКТУРА   

Составитель:                            к.т.н., профессор Бескопыльная С.В.    

Ростов-на-Дону

2008

 

УДК 721.001

Бескопыльная С.В.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Проблемы реконструкции и методы предпроектного анализа общественных зданий».- Ростов-на-Дону: ИАрхИ ЮФУ, 2008.-53  с.

 

Настоящая работа содержит методологические принципы формирования предпроектных исследований предметно-пространственной среды. Представлены методы современного анализа, применимые при реконструкции общественных зданий. Большое внимание уделено графоаналитическим и социологическим методам исследования. Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов 5 курса специальности 270301 направления «Архитектура» в помощь при освоении ими теоретического материала и при выполнении практических упражнений и графических работ на тему: «Предпроектный анализ общественного здания». Объект анализа (общественное здание) выбирается студентом самостоятельно.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….4-5

1.Общие вопросы реконструкции. Цель и задачи…………………………5-6

2.Общие методические указания по выполнению графических работ…..7 3.Самостоятельная работа по учебным модулям

Модуль 1. Общие проблемы реконструкции……………………………..7-8

Модуль 2. Методы предпроектного анализа

          -Содержание графической работы. Общие положения ………...10-13

-Анализ градостроительных условий…………………………….13-17

-Анализ природно-климатических условий…………………… 17-18

-Анализ социально-культурных условий……………………. …19-26

     -Пример выполнения практической работы по предпроектному  

     анализу общественного здания…………………………………..27-40

Модуль 3. Социологические исследования ……………………………….41-42

4. Учебно-методическое обеспечение ……………………………………..44

5. Глоссарий………………………………………………………………….44-53

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Работа над проектом начинается с предпроектных исследований. Это позволяет собрать необходимые материалы для последующих решений, определить направление творческих поисков. В учебном процессе одна из основных задач таких исследований – изучение социологического материала, ориентированного на выявление всего многообразия требований населения к объектам общественного назначения. С помощью различных методик: опросов, анкетирования, интервьюирования получают сведения по интересующим вопросам. По итогам предпроектной работы складывается впечатление о предпочтениях, пожеланиях населения по совершенствованию архитектурно-пространственной среды. Обращение к данным социологических исследований позволяет избежать субъективных представлений об архитектурных объектах и разработать социальную прогностическую модель с высокой степенью достоверности.

Из демографических факторов при проектировании общественных зданий на уровне города, городского района, поселка наиболее важны: численность населения в настоящий момент, прогнозы демографических изменений, в том числе естественного роста населения, уровня рождаемости, увеличение населения в результате миграции.

При исследовании данных о климатических условиях архитектор пользуется готовыми сведениями; особенности ландшафта в зоне будущего строительства требуют дополнительного изучения и анализа. В ходе натурных обследований уточняются требования к местоположению, этажности и общей форме общественных зданий, выполняются видовые панорамы и элементы ландшафта, подлежащие сохранению. Изучение ландшафтных характеристик застраиваемой территории в синтезе с архитектурным окружением создает гармоничную среду обитания.

Проектирование общественных зданий невозможно без тщательного изучения градостроительных условий на всех иерархических уровнях городских пространств. Спектр исследований весьма широк. Анализируются транспортные связи, система культурно-бытового обслуживания населения, условия зрительного восприятия, экологические характеристики в зоне строительства. Особое значение имеет анализ особенностей архитектурного облика реконструируемых частей города (морфология застройки, стилистических признаков и т.д.)

Исследования проводятся путем изучения объектов в натуре, картографирования и графоаналитическим методом. В некоторых случаях используют архивные сведения. Для реконструируемых кварталов и районов составляют историко-опорные планы и градостроительные паспорта. Полученные данные позволяют сформулировать программу проектирования.

Необходимо изучение региональной строительной базы, от которой зависят выбор материалов, технология возведения зданий и сооружений, конструктивные и архитектурные решения. Определенное место при сборе сведений занимает этап классификации и систематизации отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства, сопровождаемый иллюстративным материалом. 

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕКОНСТРУКЦИИ

Цель: Усвоение совокупности знаний о методических основах пред проектного анализа, проблемах реконструкции общественных зданий в реконструируемой городской среде. Формирование у будущих архитекторов потребности к самостоятельному расширению и углублению своих знаний. 

Задачи: освоить основные методы анализа и представить результаты исследования в схемах предпроектного этапа, результатом которого явятся функционально пространственные модели будущего проектного решения.

 

Известно, что любой проект предваряется проектными исследованиями: сбором и обобщением материала, статистическими, историко- градостроительными, архитектурно-пространственными и другими схемами анализа.

Место будущего проектирования и строительства тесно связано с материально-пространственным окружением и предполагает детальное изучение окружающего пространства в самых различных направлениях: функциональных, архитектурно - пространственных, социально-демографических, природно-климатических и пр. Чем больше удастся найти этих связующих зависимостей будущего объекта с существующей архитектурной ситуацией, тем достовернее результат, логичнее и успешнее проектное предложение.

Иными словами, предпроектные схемы анализа в наглядной и легко доступной форме способны отразить путь к достижению единственного логического решения, достоверного результата. Это и есть доказательный аппарат, на котором основано любое проектное предложение, любой доклад при защите проекта.

При этом самые общие действия архитектора состоят в следующем:

· С помощью различных методик необходимо провести сопоставительный анализ, результатом которого явятся схемы предпроектного исследования;

· Каждая схема анализа в дальнейшем должна содержать прогностическое предложение;

· Все предложенные решения должны быть собраны воедино и представлены единой функционально – пространственной моделью

 

 

Выполнению схем предпроектного анализа всегда предшествует обязательный этап – обоснование темы исследования, который включает в себя следующие этапы:

· Определение актуальности и проблематики выбранной темы;

· Формулирование предмета исследования и его границы;

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО УЧЕБНЫМ МОДУЛЯМ

Общие положения

Формирование у архитекторов умений анализировать городской контекст, графическими средствами фиксировать и выявлять формообразующие элементы архетипов исторической застройки, показывать особенности их пластической структуры, а также признаки композиционной выразительности фасадного строя – важный и необходимый этап обучения «рабочей профессии». На этапе пред проектного анализа ситуации определяющим элементом выступает исследование возможных «точек соприкосновения» будущего объекта с контекстом, поиск своеобразного «ключа к вхождению» в историческую среду.

В этом случае исследование визуальных качеств исторического и вновь формируемого городского контекста базируется на способности и умении абстрагироваться на отдельных композиционно значимых характеристиках архитектурных объектов и пространств, используя их потом для дальнейшей профессиональной работы.

Задачи, которые решаются в ходе овладения «технологией» пред проектного анализа, включают в себя:

· Усвоение специфики понятий и терминов теории композиции применительно к анализу объектов исторической городской среды;

· Развитие умений абстрактного видения и «сознательного» отвлечения на отдельных признаках и свойствах композиционного строения городской ткани;

· Освоение арсенала проектно-графических приемов в ходе условно-образного отображения и фиксации средств выразительности застройки, выявленных в ходе исследования исторического контекста.

· Освоение основных методов анализа и представление результатов исследования в схемах предпроектного этапа, результатом которого явятся функционально пространственные модели будущего проектного решения.

Известно, что любой проект предваряется проектными исследованиями: сбором и обобщением материала, статистическими, историко- градостроительными, архитектурно-пространственными и другими схемами анализа.

Место будущего проектирования и строительства тесно связано с материально-пространственным окружением и предполагает детальное изучение окружающего пространства в самых различных направлениях: функциональных, архитектурно - пространственных, социально-демографических, природно-климатических и пр. Чем больше удастся найти этих связующих зависимостей будущего объекта с существующей архитектурной ситуацией, тем достовернее результат, логичнее и успешнее проектное предложение.

Иными словами, пред проектные схемы анализа в наглядной и легко доступной форме способны отразить путь к достижению единственного логического решения, достоверного результата. Это и есть доказательный аппарат, на котором основано любое проектное предложение, любой доклад при защите проекта.

При этом самые общие действия архитектора состоят в следующем:

· С помощью различных методик необходимо провести сопоставительный анализ, результатом которого явятся схемы пред проектного исследования;

· Каждая схема анализа в дальнейшем должна содержать прогностическое предложение;

· Все предложенные решения должны быть собраны воедино и представлены единой функционально – пространственной моделью

 

 

Схема анализа → прогностическое

                                   предложение

 

Схема анализа → прогностическое 

                                  предложение

 

Схема анализа → прогностическое                 функционально-                  

                                  предложение           →  пространственная модель

                                    

Схема анализа → прогностическое

                                 предложение

 

Схема анализа →  прогностическое

                                  предложение

 

 

                                 

 

Выполнению схем пред проектного анализа всегда предшествует обязательный этап – обоснование темы исследования, который включает в себя следующие этапы:

· Определение актуальности и проблематики выбранной темы;

· Формулирование предмета исследования и его границы;

Определяются цель и задачи к ее достижению

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

                                   ↓                 ↓                       ↓

 

ЗАДАЧИ      ЗАДАЧИ         ЗАДАЧИ

 

На каждом этапе решения задач используются так называемые общие и частные методы исследования, которые применяются при анализе архитектурно-градостроительных объектов на разных уровнях городских пространств:

· на уровне города и планировочного района;

· жилых районов и магистральных территорий

· микрорайонов;

· жилых групп и общественных комплексов.

 

 

Схема проведения анализа, несмотря на индивидуальность каждого исследуемого фрагмента городской структуры и отдельных объектов, может быть представлена алгоритмом, составленным на основе метода нормативного прогнозирования- построения «дерева целей». Метод исходит из предположения, что можно поставить цель, определить структуру явлений, из которых состоит символическое дерево, установить оценочные критерии. Явления, связанные с достижением главной цели, иерархически располагаются на схеме «дерева». На уровне верхних «ветвей» находятся факторы наивысшей степени важности и в направлении сверху вниз разветвляются явления более низкого уровня. Например, задачи 3-его уровня служат средствами реализации целей на более высоком, 2-ом уровне, но одновременно представляют собой и цели для задач на более низком 4-ом уровне

 

Проведение предпроектного анализа

↓                      ↓                    ↓

Анализ градостроитель-ных условий ситуации, которые объединяют все характеристики искусственной среды обитания человека Природно-климатические условия, которые объединяют все характеристики естественной среды обитания человека Социально-культурные условия, которые вбирают в себя все пространственные проявления жизне- деятельности человека и общества в целом

 ↓ ↓ ↓ ↓ ↓             ↓ ↓ ↓ ↓ ↓              ↓   ↓ ↓

1 2 3 4 5           6 7 8 9 10   11 12 13

Где:

1- функциональный анализ территории

2- композиционный анализ территории

3- анализ транспортного и пешеходного движения

4- анализ морфологии окружающей застройки

5- анализ системы озеленения окружающей застройки и участка строительства

6- анализ рельефа участка и окружающей территории

7- анализ направления и характера воздействия ветров

8- анализ ориентации участка

9- анализ инсоляции и затенения участка

10- анализ озеленения участка

11- анализ исторической и архитектурной ценности окружающей застройки

12- анализ архитектурно-художественных особенностей застройки

13- анализ социально-демографического состава населения

 

МЕТРОРИТМ ОКОННЫХ ПРОЕМОВ

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДПРОЕКТНОМУ АНАЛИЗУ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДАНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1). Гутнов А., Глазычев В. Мир архитектуры[Текст]: -М.: Молодая гвардия, 1990

2). Рафалович И.И. Научные исследования в архитектуре.-Ростов-на-Дону,1991

3). Якшин А.М., Стрельников А.И.,Говоренкова Т.М. Графоаналитический метод в градостроительных исследованиях и проектировании. [Текст]: -М.: Стройиздат,1979

4) Кутуков В.Н.. Реконструкция зданий. [Текст]: -М.: Высшая школа, 1981

5) Пруцин О.И., Рымашевский Б., Борусевич В. Архитектурно-иторическая среда[Текст]:.-М.: стройиздат,1990

6). Портнов Б.А. Социальные проблемы реконструкции исторически сложившихся районов города. [Текст]: - Красноярск,1993

7). Солодилова Л.А. Методы предпроектного анализа. Учебное пособие.- Ростов н/Д:Рост.гос.акад.архит.и иск-ва, 2006.-137 с.:ил.

8). Степанов А.Ф. Объемно-пространственная композиция. [Текст]: - М.: Стройиздат,1993

9). Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. [Текст]: -М.: Стройиздат,1990

10). Степанов А.В., Иванова А.В., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. [Текст]: -М.: Стройиздат,1993

11). Саркисов С.К. Эвристические методы решения проблем современной архитектуры. [Текст]: 1994

12). Иконников А. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. [Текст]: -М.:Стройиздат,1990

13). Предпроектный анализ визуальных характеристик исторического городского контекста: Методические указания по выполнению проектно-графических упражнений / Сост. А.В. Скопинцев. - Ростов-на-Дону: Рост. гос. акад. архит. и иск-ва, 2006.-35 с.

 

                                                ГЛОССАРИЙ

1. Абстрагирование – логический метод, при котором исследователь отбрасывает те свойства изучаемого объекта, которые препятствуют его рассмотрению в «чистом виде» и рассматривают последний как «идеальный объект». Абстрагирование является лишь средством, необходимой для последующей конкретизации, для максимального приближения мысли к действительности.

2. Анализ - (греч. Analysis) метод исследования, состоящий в мыслительном расчленении целого или сложного явления на его составные или более простые части и выделении структур, свойств, связей.

3. Анкета – (фр. enguệte) собирание сведений путем получения ответов на вопросы, составленные по известной форме и программе. Опросный лист для получения определенных сведений

4. Антураж- (фр. entourage– окружение, обстановка) – изображение природных объектов(деревьев, камней, облаков и т.п.).

5. Архитектурный рисунок – вид архитектурной графики, имеющей вспомогательное значение, позволяющий лучше показать архитектурный объект, его отношение с окружающей средой.

6. Архитектурный чертеж – это изображение, передающее информацию о размерах, форме и конструкции объекта. В современном чертеже построение объекта выполняется по законам начертательной геометрии. Чертеж применяется на всех стадиях проектной работы, для каждой из которых характерна своя манера чертежной графики(эскизный, обмерный, рабочий, демонстрационный чертеж). Разновидности архитектурных чертежей зависят от постановки конкретных проектных задач, поэтому различают рабочие чертежи, обмерные чертежи, демонстрационные чертежи.

7. Архитектурный эскиз – форма изобразительного поиска, с которого начинается проектный процесс. Выполняют эскиз от руки и делят условно на группы:

Эскиз-идея –поиск основных контуров образа проектируемого объекта;

Фор-эскиз – углубленная эскизная разработка идеи объекта, определение всех его параметров и деталей;

Рабочий эскиз – эскизная разработка состава проекта, эскизы проектных чертежей с размерами и другими подробностями;

Клаузура – вид учебных упражнений, имеющий признаки эскиза с ограничением времени и места исполнения.

8. Вид – изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета. С целью уменьшение количества изображений допускается на видах показывать и невидимые части поверхности предмета при помощи штриховых линий. Основные виды: вид спереди, вид сверху, вид справа, вид слева, вид снизу, вид сзади. Вид спереди называется главным видом (главным фасадом). Кроме основных, на чертеже могут быть дополнительные и местные виды. Количество видов должно быть наименьшим, однако достаточным для получения исчерпывающего представления о форме предмета.

9. Выборочная модернизация – последовательно осуществляемая реконструкция квартала местного значения: снос, замена или ремонт отдельных опорных зданий.

10. Высота этажа – расстояние от уровня пола этажа до пола вышележащего этажа.

11.  Графика – искусство рисования и черчения. Вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями, без красок, а также печатные, художественные изображения, в основе которых лежит такой рисунок (гравюра, литография).

12. Гипотеза исследования – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких- либо факторов, явлений или процессов, характерных для изучаемого процесса.

13. Дедукция – это метод перехода от общих положений к частным с получением новых знаний на основе прикладных архитектурно-социологических исследований. Противоположность между индукцией и дедукцией состоит прежде всего в том, что с помощью индукции получают вероятностные знания, а с помощью дедукции, при условии истинности посылок, получают истинные достоверные знания с возникновением гипотезы из прежних знаний, последующего ее перехода через практическую проверку в достоверную теорию, т.е. в отличие от гипотезы теория не только описывает достоверные факты, но и объясняет их. Дедукция – это способ построения развернутой теории.

14. Деталь – часть изделия, в которой нет разъемных или неразъемных соединений.

15. Единая модульная система (ЕМС) – свод правил координации размеров объемно-планировочных и конструктивных элементов здания и сооружения на базе единого основного модуля.

16. ЕСКД – комплекс государственных стандартов Единой Системы Конструкторской Документации, которые содержат указания по оформлению чертежей и других документов.

17. Золотое сечение - (золотая пропорция)- деление отрезка АС на две части, при котором большая часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ, т.е. АВ:ВС=АС:АВ. Приближенно это отношение равно 5:3, точнее 8:5, 13:8. Отношение ВС:АС=0,61803. Золотое сечение лежит в основе архитектурных пропорций античных зданий и их элементов. Применяется и в наше время, как одна из геометрических закономерностей пропорционирования.

18. Зона консервации – территория, включающая в себя историческое ядро города и кварталы примыкающих к нему улиц, являющихся в функциональном отношении центом города. Здесь сосредоточена наиболее ценная застройка, представляющая собой единое целое с ландшафтной и градостроительной ситуацией.

19. Зона преобразования – территория, наиболее удаленная от исторического ядра города. Наряду с районами сноса и обновления усадебной застройки

20. Зона регулирования – Территория, на которой преобладают дома из кирпича и смешанных материалов, построенные для средних слоев населения во второй половине Х1Х и начале ХХ вв. Кварталы этой зоны занимают небольшую площадь и сходны по градостроительным характеристикам с кварталами зоны консервации. Имеют высокую (до 60%) плотность застройки, незначительное количество внутриквартальной зелени.

21. Зона репродукции – территория, на которой располагаются районы, бывшие ранее городскими окраинами, где селились рабочие, мелкие ремесленники, выходцы из деревень (конец Х1Х – начало ХХ вв.)

22. Индукция – метод перехода от частных отдельных факторов к обобщению и установлению общего положения. С помощью индукции можно получить знания не достоверные, а только вероятностные, невысокой степени вероятности.Результатом могут являться гипотетические модели, гипотезы о вероятности проектирования и функционирования архитектурно-градостроительных объектов.

23. Интервью – (англ. Interview) 1.предназначенная для распространения в средствах массовой информации беседа с каким-нибудь лицом. Газетная или журнальная статья, излагающая содержание такой беседы.2. Беседа по заранее намеченной программе со специальным или случайно избранным собеседником (в социологии).

24. Инсоляция – (латин. Insolatio  от sol – солнце)Количество солнечной энергии, излучаемой на квадратный сантиметр земной поверхности в единицу времени (физ.) Инсоляция сильно изменяется в течение дня.

25. Кирпич - искусственный строительный камень, изготовленный из глина и песка, обожженный в специальных печах или обработанный сухим паром. Строительный кирпич изготовляется размером 65х120х250мм. На чертеже кирпичные стены в разрезе обозначаются штриховкой под углом 45◦ и с частотой от 2-4 мм.

26. Классификация – система распределения предметов или понятий какой-нибудь области на классы отделы, разряды и т.п.

27. Координационная ось – любая из координационных линий, определяющих членение здания на модульные шаги и высоты.

28. Координационная линия - линия пересечения координационных плоскостей.

29. Координационная плоскость - плоскость, ограничивающая координационное пространство и определяющая членение здания на объемно-планировочные элементы.

30. Линии чертежа - для выполнения чертежей применяют несколько различных условных линий, тип, назначение, начертание и толщина которых установлены ГОСТом 2.303-68: а) сплошная основная, б) сплошная тонкая, в)сплошная волнистая, г)штриховая, д)штрихпунктирная тонкая, е) штрихпунктирная утолщенная, ж) разомкнутая, з)сплошная тонкая с изломами.

31. Линия - всякую линию можно представить как траекторию движущейся точки. Нельзя рассматривать линию как ряд точек, вместе с тем линия – это точечное множество. Все геометрические линии сплошные. На чертеже линии изображают условно.

32. Локальная модернизация-   модернизациякомплекса зданий, сооружений и архитектурных форм в пределах узловых участков планировочной структуры.

33. Масштаб – (нем. Mass – мера, размер; Stab – палка). Масштаб – это отношение линейных размеров изображения предмета к их натуральным размерам. Масштабы делятся на: линейные, пропорциональные, угловые, аксонометрические, совмещенные (с совпадающими шкалами). Численные масштабы, сокращенно называемые в стандарте (ГОСТ 2.302-68) «масштабами», представляют собой математические выражения линейных масштабов. Масштаб архитектурного пространства отражает меру представлений человека о величинном соотношении всего объема и его частей или комплекса зданий и окружающего пространства.

34. Модульная координация размеров в строительстве (МКРС) – совокупность правил взаимного согласования (координации)размеров объемно-планировочных и конструктивных элементов зданий и сооружений, строительных изделий и оборудования на базе модуля.

35. Модуль – условная единица измерения, применяемая для координации размеров зданий и сооружений, их элементов, деталей и строительных изделий. Укрупненные модули: 3М, 6М, 15М, 60М. Дробные модули:1/2М, 1/5М, 1/10М, 1/20М, 1/100М.

36. Модульная пространственная координационная система –условная трехмерная система плоскостей и линий их пересечения с расстояниями между ними, равными основному и производным модулям.

37. Модульная сетка – совокупность координационных линий, расположенных на одной координационной плоскости.

38. Морфология – наука о закономерностях формы строения предметов и организмов в их индивидуальном творческом развитии, она является синтетическим процессом, отображающим характер сложных и многообразных связей между формой и ее строением формой и ее качественным содержанием.

39. Объемно - планировочный элемент – это часть здания, имеющая основные координационные размеры: пролет, шаг, высота.

40. Обследование – действие по глаголу обследовать. Статистическое.

41. Обследовать – произвести осмотр, проверку чего-нибудь. Произвести ряд наблюдений

42. Опорный фонд – определяется путем исключения из существующей застройки домов, подлежащих сносу. К ним относятся дома: находящиеся в аварийном состоянии; без надлежащего инженерного благоустройства, которые по степени амортизации и другим показателям невыгодно реконструировать; выходящие за «красные» линии кварталов по проекту планировки, если они мешают движению, нарушают санитарный режим квартала.

43. Опрос – действие по глаголу опросить (свидетелей)

44. Основной модуль – обозначается буквой М, равен 100 мм. В соответствии с требованиями единой модульной системы (ЕМС) номинальные размеры и взаимное расположение объемно-планировочных и конструктивных элементов строительных изделий и оборудования должны приниматься кратными основному модулю, равному 100 мм, или производным модулям (укрупненному, состоящему из нескольких основных или дробному – части основного модуля).

45. Основная надпись – форма, размеры и содержание основной надписи для чертежей и других технических документов стандартизованы (ГОСТ 21.101-93). Установлена единая форма для чертежей всех отраслей промышленности и вторая форма для текстовых документов. Главная часть основной надписи (штамп) располагается в правом нижнем углу рамки чертежа; на листах формата А4 вдоль короткой стороны, а на остальных – короткой или длинной.

46. Отметки – (условные отметки уровней высоты, глубины) – на планах, разрезах, фасадах показывают расстояние по высоте от уровня чистого пола первого этажа до уровня поверхности различных элементов здания. Уровень чистого пола принимают за относительный уровень условной «нулевой» отметки. Отметки уровней указываются в метрах с тремя десятичными знаками. Условная нулевая отметка обозначается0.000. Ниже нулевой отметки уровни указываются со знаком минус, выше нулевой отметки со знаком плюс.

47. Планировочный элемент – горизонтальная проекция объемно-планировочного элемента.

48. План (лат. planus – плоский, ровный) 1) - отдельный чертеж, изображающий на горизонтальной плоскости (в уменьшенном масштабе) какую либо местность, сооружение и т.п. (план города, план дома). Горизонтальная проекция здания обычно выполняется в разрезе по дверным и оконным проемам. 2)Горизонтальная проекция любого предмета (вид сверху).

49. Прогноз вероятностный – (изыскательский) основан на исследованиях эмпирического характера, сборе и обобщении материалов, их классификации и систематизации. Примером такого прогноза могут служить дипломные работы, магистерская диссертация, претендующая на описательный характер исследования и использующая в своей основе методы изыскательского (или поискового) прогноза.

50. Прогноз нормативный – определение целей развития архитектурно-пространственных систем и путей их достижения. Помимо методов сбора и описания эмпирического материала, нормативный прогноз опирается на теоретико-экспериментальный уровень исследования и претендует на достоверность результатов исследования.

52. Проект – (лат. projectus – брошенный вперед). Разработанные чертежи архитектурно-строительных объектов, машин, судов и прочих объектов с расчетами и другими необходимыми техническими документами.

53. Проектирование - процесс создания комплекса технической документации (проекта), содержащего технико-экономические обоснования, расчеты, чертежи, макеты, сметы, а также пояснительные записки и другие материалы, необходимые для строительства реконструкции зданий, сооружений их комплексов.

54. Проекция – изображение предметы, полученное путем проецирования его на какую либо поверхность (плоскость проекций). В архитектурно-строительном черчении применяется метод параллельного проецирования на плоскость. Проецирование – процесс построения проекции предмета.

55. Проекция ортогональная – (прямоугольная)- параллельная проекция предмета на плоскость, полученная при помощи проецирующих лучей, перпендикулярных к плоскости проекций.

56. Проецирование параллельное - проецирование, при котором все лучи падают на плоскость проекций под одинаковым углом. Если это любой острый угол, то проецирование называется косоугольным. В том случае, когда проецирующие лучи перпендикулярны плоскости проекций, т.е. составляют с ней угол 90◦, проецирование называют прямоугольным (разработан французским ученым-геометром Гаспаром Монжем в конце ХVIII в., поэтому такой способ часто называют способом (методом) Монжа, а также ортогональным проецированием.

57. Пролет – расстояние между разбивочными осями несущих стен или отдельных опор в направлении, соответствующем пролету основной несущей конструкции перекрытия, например, железобетонного ригеля.

58. Пропорциональность – (лат. proportion – соотношение)- соразмерность, определенное соотношение отдельных частей предмета между собой, одно из проявлений гармонии. В античной архитектуре идеальная пропорция основывалась на золотом сечении (см.золотое сечение).

59. Пространственное представление – способность мысленно представлять пространственную форму или мысленно создавать новые пространственные образы.

60. Разрез – условное обозначение предмета, мысленно рассеченного одной или несколькими плоскостями. На разрезе показывают то, что попало в секущую плоскость и расположено за ней. При выполнении разреза мысленное рассечение предмета относится только к данному разрезу и не влечет за собой изменение других изображений того же предмета. В зависимости от положения секущей плоскости относительно горизонтальной плоскости проекций различают вертикальные, горизонтальные и наклонные разрезы. Вертикальный разрез называется фронтальным, если секущая плоскость параллельна фронтальной плоскости проекций, и профильным, если секущая плоскость параллельна профильной плоскости проекций. Местным разрезом называют разрез, служащий для выяснения устройства предмета лишь в отдельном узко ограниченном его месте.

61. Разрез ломаный – сложный разрез, выполненный на чертеже посредством двух пересекающихся плоскостей, из которых одна в большинстве случаев параллельна плоскости проекций.

62. Разрез ступенчатый – сложный разрез, образованный двумя или более параллельными секущими плоскостями.

63. Разрыв – условный прием выполнения чертежей длинных предметов с целью сокращения длины их изображения. Разрыв показывают сплошной волнистой линией (толщиной от S/2 до S/3), а также сплошной тонкой линией с изломами.

64. Ребро – две соседние грани любого многогранника образуют его ребро.

65. Реконструкция города – исторически обусловленный длительный процесс разрешения противоречий между социально-экономическими требованиями и планировочной структурой населенных мест, связанный с последовательным изменением всей материально - жизненной среды в соответствии с современными требованиями.

66. Ритм – (греч. rhytmos– равномерность, стройность) последовательное чередование одинаковых или сходных элементов, отражение в искусстве ритмических процессов и я



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.159 с.)