Занятие № 13. Биосфера, строение и свойства 2 ч 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 13. Биосфера, строение и свойства 2 ч



 

Цель: изучить особенности строения биосферы, функции и свойства живого вещества.

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

1. Строение биосферы и ее границы (Для подготовки к этому вопросу используйте рисунок 13).

2. Типы вещества биосферы.

3. Живое вещество биосферы.

4. Свойства живого вещества биосферы.

5. Функции живого вещества.

6. Свойства биосферы.

 

Рис. 13. Общая структура биосферы (по Н.Ф. Реймерсу, 1990, с изменениями)

Задания для самостоятельной работы

1. Найти и дать объяснение следующим терминам (занести в словарь):биосфера, живое вещество, аэробиосфера, гидробиосфера, геобиосфера, озоновый слой, террабиосфера, литобиосфера, маринобиосфера, аквабиосфера, фотобиосфера, дисфотобиосфера, афотосфера, педосфера, гипотеррабиосфера, теллуробиосфера, апобиосфера, тропобиосфера, ноосфера, биокосное вещество, биогенное вещество.

2. Доклады по темам 25, 50.

3. Вопросы для самоконтроля

2.1. Какова роль живого вещества в эволюции биосферы?

2.2. Можно ли считать завершенным процесс формирования биосферы?

2.3. Почему биосферу часто называют глобальной экосистемой?

2.4. Один из крупнейших русских ученых, К. А. Тимирязев, исследовавший фотосинтез растений, писал, что растения выполняют космическую роль на Земле. Подтвердите его точку зрения.

2.5. Следы препарата ДДТ, использовавшегося против вредных насекомых в сельском хозяйстве развитых стран, обнаружены на берегах Антарктиды. Какими путями мог попасть туда этот препарат?

2.6. Могут ли люди усовершенствовать биосферу?

2.7. Как изменятся условия жизни на Земле, если все захороненное в недрах вещество будет сожжено или подвергнется разложению?

2.8. Используя список, составьте таблицу, в которой укажите значение каждой группы в биосфере: 1) Однопроходные (утконос и ехидна); 2) Сумчатые (опоссум, кенкуру, коала); 3) Насекомоядные (кроты, землеройки); 4) Рукокрылые (летучие мыши); 5) Приматы (лемуры, обезьяны, человек); 6) Неполнозубые (ленивцы, муравьеды, броненосцы); 7) Зайцеобразные (кролики, зайцы, пищухи); 8) Грызуны (мыши, крысы, полевки, бобры, дикобразы, морские свинки, хомяки, тушканчики); 9) Китообразные (киты, дельфины, морские свиньи); 10) Хищные (собаки, кошки, гиены, медведи, барсуки, куницы, панды, енот, скунс, мангусты и др.); 11) Ластоногие (тюлени, морские львы, моржи); 12) Хоботные (слоны); 13) Непарнокопытные (лошади, зебры, ослы, тапиры, носороги); 14) Парнокопытные (свиньи, бегемоты, верблюды, олени, жирафы, буйволы, быки, газели, козы, ламы, антилопы, бараны).

Литература основная

1. Миркин Б.М. Основы общей экологии/ Б.М. Миркин, Л.Г Наумова. – М.: Университетская книга, 2005. – 240 с.

2. Степановских А.С. Экология – Курган: ГИПП Зауралье, 1997. – 616 с.

3. Чернова Н.М. Общая экология/Н.М. Чернова, А.М. Былова – М.: Дрофа, 2007. - 411 с.

4. Шилов И.А. Экология – М.: Высшая школа, 2006 – 512 с.

Литература дополнительная

1. Радкевич В.А. Экология. – Минск: «Вышэйшая школа», 1998. – 159 с.

2. Передельский Л.В. Экология/ Л.В. Передельский, В.И. Коробкин, О.Е. Приходченко. – М.: Проспект, 2008. – 512 с.

3. Щукин И. Экология для студентов вузов – Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. – 224 с.

 

 

Занятие № 14. Круговороты веществ в природе       2 ч

 

Цель: изучить особенности основных круговоротов веществ в биосфере.

План занятия

I. Вопросы для обсуждения:

7. Большой и малый круговороты веществ в природе. Резервный и обменный фонды биогеохимических круговоротов.

8. Круговорот воды и его особенности.

9. Круговорот углерода.

10. Круговорот кислорода.

11. Круговорот азота и его характеристики.

12. Круговорот фосфора.

13. Круговорот серы.

II. Пользуясь таблицами, рисунками выполнить в тетрадях схемы круговоротов веществ, сделав соответствующие обозначения.

III. Лабораторная работа Изучение роли различных видов живых организмов в круговороте веществ

Цель работы: На основе данных, полученных в полевых исследованиях, определить роль разных видов в круговороте веществ.

Материалы и оборудование: Статистически обработанные данные полевых исследований (табл. 20). Микрокалькулятор.

Таблица 20



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.006 с.)